Информация и информационная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:55, реферат

Описание работы

В настоящее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для сбора, преобразования, обработки, хранения, защиты, передачи информации заинтересованному пользователю.
Информационная система, ИС (Information System - IS) - система, предназначенная для реализации и ведения информационной модели какой- либо области человеческой деятельности.

Файлы: 1 файл

информационные технологии.docx

— 416.98 Кб (Скачать файл)

 

 

CASE-средства позволяют  создавать не только продукт,  практически готовый к применению, но и обеспечить "правильный" процесс его разработки. Основная  цель технологии - отделить проектирование  программного обеспечения от  его кодирования, сборки, тестирования  и максимально "скрыть" от  будущих пользователей все детали  разработки и функционирования  ПО. При этом значительно повышается эффективность работы проектировщика: сокращается время разработки, уменьшается число программных ошибок, программные модули можно использовать при следующих разработках.

 

 

Большинство CASE-средств основано на парадигме "методология/метод/нотация/структура/средство".

 

 

Методология задает руководящие  указания для оценки и выбора проекта  разработки ПО, этапы и последовательность работ, правила применения тех или  иных методов.

 

 

Метод- систематическая процедура или технология генерации описаний компонент ПО (например, описание потоков и структур данных).

 

 

Нотации предназначены для  описания системы в целом, ее элементов, таких как графы, диаграммы, таблица, блок-схемы, алгоритмы, формальные языки  и языки программирования.

 

 

Структуры являются средством  для реализации структурного анализа  и построения структуры конкретной системы.

 

 

Средства- технологические и программные инструменты для поддержки и усиления методов.

 

 

CASE-технологии обладают  следующими основными достоинствами,  которые позволяют широко использовать  их при разработке информационных  систем:

 

•ускоряют процесс коллективного  проектирования и разработки;

•позволяют за короткий срок создать прототип заказанной системы  с заданными свойствами;

•освобождают разработчика от рутинной работы, оставляя время  для творчества;

•обеспечивают эффективность  и качество разрабатываемого ПО за счет автоматизации контроля всего процесса разработки;

•поддерживают сопровождение  и развитие системы на высоком  уровне.

 

 

Следует отметить, что, несмотря на все потенциальные возможности CASE-средств, существует достаточно много  примеров их неудачного внедрения, в  результате которых CASE-средства становятся "полочным" ПО (Shelfware).

 

 

В связи с этим необходимо учитывать следующее:

 

•CASE-средства не обязательно  дают немедленный эффект, он может  быть получен только спустя какое-то время;

•реальные затраты на внедрение CASE-средств обычно намного превышают  затраты на их приобретение;

•CASE-средства обеспечивают возможности для получения существенной выгоды только после успешного завершения процесса их внедрения, эффективного обучения пользователей и регулярного  применения.

 

 

Можно также перечислить  следующие факторы, усложняющие  определение возможного эффекта  от использования CASE-средств:

 

•широкое разнообразие качества и возможностей CASE-средств;

•относительно небольшое  время использования CASE-средств  в различных организациях и недостаток опыта их применения;

•широкое разнообразие в  практике внедрения различных организаций;

•отсутствие детальных метрик и данных для уже выполненных  и текущих проектов;

•широкий диапазон предметных областей проектов;

•различная степень интеграции CASE-средств в различных проектах.

 

 

Некоторые аналитики считают, что реальная выгода от использования  некоторых типов CASE-средств может  быть получена только после одно- или  двухлетнего опыта. Другие полагают, что воздействие может реально  проявиться в фазе эксплуатации жизненного цикла ИС, когда технологические  улучшения могут привести к снижению эксплуатационных затрат.

 

 

Ниже перечислены основные виды и последовательность работ, рекомендуемые  при построении логических моделей  предметной области в рамках CASE-технологии анализа системы управления предприятием.

 

1.Проведение функционального  и информационного обследования  системы управления(административно-управленческой деятельности) предприятием (рис. 8.12):◦определение организационно-штатной структуры предприятия;

◦определение функциональной структуры предприятия;

◦определение перечня  целевых функций структурных  элементов (подразделений и должностных  лиц);

◦определение круга и  очередности обследования структурных  элементов системы управления согласно сформулированным целевым функциям;

◦обследование деятельности выделенных структурных элементов;

◦построение FD-диаграммы  системы управления с указанием  структурных элементов и функций, реализация которых будет моделироваться на DFD-уровне.

 

 

2.Разработка моделей деятельности  структурных элементов и системы  управления в целом:◦выделение  множества внешних объектов, оказывающих  существенное влияние на деятельность  структурного элемента;

◦спецификация входных и  выходных информационных потоков;

◦выявление основных процессов, определяющих деятельность структурного элемента и обеспечивающих реализацию его целевых функций;

◦спецификация информационных потоков между основными процессами деятельности, уточнение связей между  процессами и внешними объектами;

◦оценка объемов, интенсивности  и других необходимых характеристик  информационных потоков;

◦разработка иерархии диаграмм потоков данных, образующих функциональную модель деятельности структурного элемента;

◦объединение DFD-моделей  структурных элементов в единую модель системы управления предприятием.

 

 

3.Разработка информационных  моделей структурных элементов  и модели информационного пространства  системы управления:◦определение  сущностей модели и их атрибутов;

◦проведение атрибутного  анализа и оптимизация сущностей;

◦идентификация отношений  между сущностями и определение  типов отношений;

◦анализ и оптимизация  информационной модели;

◦объединение информационных моделей в единую модель информационного  пространства.

 

 

4.Разработка предложений  по автоматизации системы управления  предприятием◦определение границ  автоматизации - составление перечня  автоматизируемых структурных элементов,  разбиение процессов основной  деятельности на автоматические, автоматизированные и ручные;

◦составление перечня  подсистем и логических АРМов (автоматизированных рабочих мест), определение способов их взаимодействия;

◦разработка предложений  по очередности проектирования и  реализации подсистем и отдельных  логических АРМов, входящих в состав ИС;

◦разработка требований к  средствам базового технического обеспечения  ИС;

◦разработка требований к  средствам базового программного обеспечения  ИС.

 

 

 

 

Логическая модель, отображающая деятельность системы управления предприятием, и информационное пространство, в  котором эта деятельность протекает, представляют собой "снимок" положения  дел (функциональная структура, роли должностных  лиц, взаимодействие подразделений, принятые технологии обработки управленческой информации, автоматизированные и неавтоматизированные процессы и т. д.) на момент обследования. Эта модель позволяет понять, что  делает и как функционирует предприятие  с позиций системного анализа, и  затем сформулировать предложения  по улучшению ситуации.

 

 

Развитие логической модели предметной области, ее последовательное превращение в модель целевой  ИС, позволит интегрировать перспективные  предложения руководства и ведущих  сотрудников предприятия, экспертов  и системных аналитиков, сформировать видение новой, реорганизованной и  автоматизированной деятельности предприятия (рис. 8.12).

 

 

Построенная модель является законченным результатом по следующим  причинам.

 

1.Она включает в себя  модель существующей неавтоматизированной  технологии, принятой на предприятии.  Формальный анализ этой модели  позволяет выявить узкие места  в управлении предприятием и  сформулировать рекомендации по  его улучшению (независимо от  того, предполагается ли дальнейшая  разработка автоматизированной  системы или нет).

 

 

 

 

Рис. 8.12.  Модель системы  в технологическом CASE-решении

 

 

2.Она независима и отделяема  от конкретных разработчиков,  не требует сопровождения и  может быть безболезненно передана  другим лицам. Более того, если  по каким-либо причинам предприятие  не готово к реализации проекта  в данный момент времени, модель  может быть "положена на полку"  до тех пор, пока в ней  не возникнет необходимость.

3.Она позволяет осуществлять  эффективное обучение новых работников  конкретным направлениям деятельности  предприятия, так как соответствующие  технологии содержатся в модели.

4.С ее помощью можно  осуществлять предварительное моделирование  перспективных направлений деятельности  предприятия с целью выявления  новых потоков данных, взаимодействующих  процессов и структурных элементов.

 

 

 

 

Рис. 8.13. 

 

 

5.Она обеспечивает распространение  накопленного опыта на других  предприятиях, дает возможность  унифицировать административно-управленческую  и финансовую деятельность этих  предприятий.

 

 

 

 

Рис. 8.14. 

 

 

 

 

Модель является не просто реализацией начальных этапов работы и основанием для формирования технического задания на ее последующие этапы. Она представляет собой самостоятельный  результат, имеющий большое практическое значение, так как он позволяет  дальнейшее применение CASE-технологий для реального проектирования и  разработки ИС.

 

 

Современные CASE-пакеты имеют  широкие возможности инструментального  расширения за счет использования стандартных  программных средств, что делает их чрезвычайно удобными при разработке программных и информационных систем (рис. 8.13 и 8.14).

 

 

Для успешного внедрения CASE-средств организация должна обладать нижеследующими качествами.

 

 

Культура. Готовность к внедрению  новых процессов и взаимоотношений  между разработчиками и пользователями, ИТ/ИС-управленцами и пользователями.

 

 

Управление. Четкое руководство  и организованность по отношению  к наиболее важным этапам и процессам  внедрения.

 

 

Технология. Понимание ограниченности существующих возможностей и способность  принять новую технологию.

 

 

Если организация не обладает хотя бы одним из перечисленных качеств, то внедрение CASE-средств может закончиться  неудачей независимо от степени тщательности следования различным рекомендациям  по внедрению.

 

 

В качестве примеров популярных CASE-средств укажем программные средства компании Computer Associates, IBM-Rational Software и Oracle:

 

•BPwin - моделирование бизнес-процессов;

•ERwin - моделирование баз  данных и хранилищ данных;

•ERwin Examiner - проверка структуры  СУБД и моделей, созданных в Erwin;

•ModelMart - среда для командной  работы проектировщиков;

•Paradigm Plus - моделирование  приложений и генерация объектного кода;

•Rational Rose - моделирование  бизнес-процессов и компонентов  приложений;

•Rational Suite AnalystStudio - пакет  для аналитиков данных;

•Oracle Designer (входит в Oracle9i Developer Suite) - высокофункциональное средство проектирования программных систем и баз данных, реализующее технологию CASE и собственную  методологию Oracle - CDM. Позволяет команде  разработчиков полностью провести проект, начиная от анализа бизнес-процессов  через моделирование к генерации  кода и получению прототипа, а  в дальнейшем и окончательного продукта. Сложное CASE-средство, его имеет смысл  использовать при ориентации на линейку  продуктов Oracle.

 

 

 

 

 

 

Рис. 8.15. 

 

 

Самым мощным из указанных  программных пакетов является пакет Rational Rose (RR) компании IBM-Rational, с помощью  которого можно спроектировать и  сопровождать весь жизненный цикл разработки программного продукта (рис. 8.15). Пакет  включает набор средств моделирования  объектно-ориентированных информационных систем, базирующихся на языке моделирования UML.

 

 

Пакет RR способен решать практически  любые задачи в проектировании информационных систем: от анализа бизнес-процессов  до кодогенерации на определенном языке  программирования, позволяет разрабатывать  как высокоуровневые, так и низкоуровневые модели, осуществляя тем самым  абстрактное либо логическое проектирование (рис. 8.16).

 

 

 

 

 

 

Рис. 8.16. 

 

 

Таким образом, современные CASE-средства вместе с системным программным  обеспечением и техническими средствами поддержки образуют полную среду  разработки информационных систем.

 

 

недрение информационных систем

 

Внедрение корпоративной  ИС, разработанной самостоятельно или  приобретенной у поставщика, зачастую сопровождается ломкой (перепроектированием) существующих на предприятии бизнес-процессов. Приходится перестраивать их под  требования стандартов и логику внедряемой системы. Отметим сразу, что внедрение  ИС решает ряд управленческих и технических  проблем, однако порождает проблемы, связанные с человеческим фактором.

 

 

Внедрение информационной системы, как правило, значительно облегчает  управление деятельностью предприятия, оптимизирует внутренние и внешние  потоки информации, ликвидирует узкие  места в управлении. Однако после  того как система успешно установлена, "обкатана" в работе и показала свою эффективность, у части сотрудников  выявляется нежелание использовать ИС в работе. В результате проведенного реинжиниринга становится ясно, что некоторые сотрудники в большой степени дублируют работу других или вовсе не нужны. Кроме того, внедрение КИС сопровождается обязательным обучением, но, как показывает российский опыт, желающих переучиваться не так много. Ломка старых навыков и прививание новых - долгий и трудный процесс!

Информация о работе Информация и информационная культура