Информация и информационная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:55, реферат

Описание работы

В настоящее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для сбора, преобразования, обработки, хранения, защиты, передачи информации заинтересованному пользователю.
Информационная система, ИС (Information System - IS) - система, предназначенная для реализации и ведения информационной модели какой- либо области человеческой деятельности.

Файлы: 1 файл

информационные технологии.docx

— 416.98 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Рис. 8.5.  Стадии построения модели информационной системы

 

 

На стадии анализа требований к проектируемой системе вводятся:

 

•классы пользователей и  соответствующие диаграммы бизнес-транзакций;

•модели (диаграммы) процессов  прикладной деятельности и соответствующие  перечни функциональных задач ИС;

•классы объектов предметной области и соответствующие диаграммы "сущность-связь", отражающие информационную модель этой предметной области;

•топология расположения подразделений и пользователей, обслуживаемых данной ИС;

•параметры защиты данных, информации и самой системы.

 

 

Основным документом, отражающим результаты работ первого этапа  создания ИС, является техническое  задание на проект (разработку), содержащее, кроме вышеперечисленных определений  и спецификаций, также сведения об очередности создания системы, сведения о выделяемых ресурсах, директивных  сроках проведения отдельных этапов работы, организационных процедурах и мероприятиях по приемке этапов, защите проектной информации и т. д.

 

 

Следующий этап - проектирование. В реальных условиях проектирование - это поиск, моделирование способа  разработки, который удовлетворяет  требованиям функциональности системы  средствами имеющихся технологий с  учетом заданных начальных условий  и ограничений. Проектирование информационных систем всегда начинается с определения  цели проекта. Основная задача любого успешного проекта заключается в том, чтобы на момент запуска системы и в течение всего времени ее эксплуатации можно было обеспечить:

 

•требуемую функциональность системы и степень адаптации  к изменяющимся условиям ее функционирования;

•требуемую пропускную способность  системы и минимальное время  реакции системы на запрос;

•безотказную работу системы  в требуемом режиме, готовность и  доступность системы для обработки  запросов пользователей;

•простоту эксплуатации и  сопровождения системы;

•необходимую безопасность данных и права доступа пользователей.

 

 

Производительность и  надежность являются главными факторами, определяющими эффективность системы. Хорошее проектное решение служит основой высокопроизводительной системы.

 

 

Проектирование информационных систем охватывает три основные области:

 

•проектирование структур данных, которые будут реализованы в  базе данных;

•проектирование программ, экранных форм, отчетов, которые будут  обеспечивать выполнение запросов к  данным;

•проектирование конкретной среды или технологии, а именно: топологии сети, конфигурации аппаратных средств, используемой архитектуры, параллельной обработки, распределенной обработки  данных и т. п.

 

 

На основе результатов системного анализа на стадии предварительного проекта разрабатываются:

 

•проект программно-аппаратной реализации, проект пользовательских интерфейсов и технологии работы пользователей в системе;

•архитектура распределенной системы и спецификации телекоммуникационной сети;

•модели (диаграммы) потоков  данных;

•функциональные блок-схемы  прикладного и системного программного обеспечения (последние - в соответствии с принятыми моделями среды ИС и профилями стандартов).

 

 

Стадия предварительного проекта может предусматривать  прототипирование фрагментов, важных с точки зрения пользователя, для  проверки их соответствия требованиям  на ранней фазе разработки.

 

 

На стадии детального проектирования разрабатываются:

 

•комплексы функциональных программ ИС и проект реализации среды  ИС;

•структуры данных, средства ведения баз данных;

•сетевые адреса, протоколы  телекоммуникаций и другие компоненты среды обмена информацией, включаемые в состав проектируемой ИС;

•правила разграничения  доступа пользователей и средства их реализации.

 

 

Стадия реализации ИС предусматривает разработку и тестирование компонентов и комплексное тестирование системы.

 

 

Стадия эксплуатации и  сопровождения предусматривает  контроль функционирования, внесение требуемых изменений в информационную базу в процессе текущей работы и  модернизацию функций ИС силами прикладных специалистов с помощью инструментальных средств, встроенных в систему.

 

 

Этапы разработки, тестирования, внедрения, эксплуатации и сопровождения  ИС объединяются термином реализация. Реализация ИС является чрезвычайно  сложным многоаспектным процессом, осуществляемым на базе совокупностей (профилей) гармонизированных международных  стандартов, спецификаций и соглашений. Такая практика является залогом  того, что создаваемая информационная система будет реализована как "открытая система". Иными словами, такая ИС будет масштабируема, мобильна, переносима, обладать дружественными интерфейсами и т. д.

 

 

Жизненный цикл ИС формируется  в соответствии с принципом нисходящего  проектирования и, как правило, носит  спирально-итерационный характер. Реализованные  этапы, начиная с самых ранних, циклически повторяются в соответствии с изменениями требований и внешних  условий, введением дополнительных ограничений и т.п. На каждом этапе  жизненного цикла порождается определенный набор технических решений и  документов, при этом для каждого  этапа исходными являются документы  и решения, принятые на предыдущем этапе. Жизненный цикл ИС заканч

ивается, когда прекращается ее программное и техническое  сопровождение.

 

 

 

 

 

 

Реинжиниринг бизнес-процессов

 

Внедрение информационных технологий и реализованных на их основе информационных систем в повседневную деятельность предприятия дает ему тактические  и долгосрочные преимущества в бизнесе. Стремление руководства к использованию  ИТ может остаться лишь благими намерениями, если оно не будет следовать сложившимся требованиям и правилам разработки, проектирования и внедрения ИТ. Выше говорилось о базовых требованиях к стандартизации объектов и функциональных задач, без которых реализуемая система не будет являться открытой системой, что приведет впоследствии к многочисленным проблемам при ее внедрении и эксплуатации.

 

 

Следование требованиям  стандартов при разработке ИС автоматически  приводит к тому, чтобы само предприятие - внешняя среда для ИС - также  отвечало необходимым требованиям: определение и стандартизация классов  пользователей и объектов, топология  потоков данных и работ, архитектура  наследуемых систем, состояние бизнес-процессов  и т. д.

 

 

Бизнес-процесс представляет собой систему последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности, в которой  посредством управляющего воздействия  и с помощью определенных ресурсов за определенное время входы процесса преобразуются в выходы - в результаты, представляющие ценность для потребителя и приносящие прибыль изготовителю.

 

 

Бизнес-процесс в масштабах  предприятия реализуется в виде сети основных, вспомогательных, поддерживающих и управленческих процессов (рис. 8.6).

 

 

 

 

 

 

Рис. 8.6. 

 

 

При этом разделение на основные и вспомогательные процессы в  определяющей степени зависит от предметной области и направления  деятельности предприятия: для производственной компании, например, деятельность юридического отдела является вспомогательной, а для юридической или консалтинговой фирмы - основной. Идентификация процессов является обязательным условием, без реализации которого невозможна информатизация деятельности.

 

 

Руководители предприятия, решившиеся на внедрение ИТ, должны твердо усвоить: начало работ по проектированию информационной системы чаще всего влечет за собой обязательный реинжиниринг бизнес-процессов! Реинжиниринг представляет собой множество методик и рекомендаций, среди них нужно выбрать те, которые наилучшим образом удовлетворяют поставленным целям.

 

 

Реинжиниринг бизнес-процессов  - это совокупность методов и действий, служащих для перепроектирования процессов в соответствии с изменившимися условиями внешней и внутренней среды и/или целями бизнеса.

 

 

Существует несколько  базовых правил, которых следует  придерживаться в процессе проведения реинжиниринга:

 

•разработка последовательных пошаговых процедур для перепроектирования процессов;

•использование в проектировании стандартных языков и нотаций;

•наличие эвристических  и прагматических показателей, позволяющих  оценить или измерить степень  соответствия перепроектированного процесса или функциональности заданным целям;

•подход к решению частных  задач и к их совокупности должен быть системным;

•даже небольшое улучшение  должно давать быстрый положительный  эффект.

 

 

Реинжиниринг деловых  процессов и функций начинается с пересмотра целей предприятия, его структуры, анализа потребностей внутренних пользователей и рынка, производимых продуктов и услуг (рис. 8.7).

 

 

Перепланирование целей  и задач предполагает пересмотр  политики предприятия и ответа на следующие вопросы:

 

•Какие новые вызовы предъявляют  нам изменившиеся условия бизнеса?

•Что представляет собой  предприятие сейчас, и что мы хотим  от него в будущем?

•Каких именно потребителей мы обслуживаем, насколько мы удовлетворяем  их требования и ожидания, и что  нужно сделать для привлечения  новых?

•Какие именно показатели определяют эффективность деятельности предприятия, производительность труда  и качество продукта, является ли это  определение полным и адекватным?

•Какие именно информационные технологии и средства помогут нам  в этом?

 

 

 

 

 

 

Рис. 8.7. 

 

 

Для ответа на эти ключевые вопросы необходимо в первую очередь  провести детальное описание бизнес-архитектуры предприятия, его бизнес-логики, построить функциональную модель взаимодействия бизнес-процессов, ресурсов и персонала и отразить ее в архитектуре ИС, содержании модулей информационных подсистем и визуализации форм представления информации. Необходимо также иметь методики и инструменты реорганизации процессов, решения прикладных задач и управления проектом реинжиниринга (рис. 8.8).

 

 

Описание бизнес-архитектуры позволяет:

 

•построить схему основных потоков данных, работ, движения финансов и документов;

•понять, как информация распределяется между подразделениями и кто является конечным пользователем в том или ином бизнес-процессе;

•описать взаимодействие процессов и модулей информационной системы;

•определить критическую  важность видов информации для конкретных уровней управления предприятием;

•выявить дублированные  структуры и связи.

 

 

 

 

 

 

Рис. 8.8.  Базовая основа улучшения процесса

 

 

Результатом такого описания является:

 

•уточненная карта сети процессов;

•матрица взаимосвязей процессов  и подразделений, вовлеченных в  эти процессы;

•информация о том, какие  системы автоматизации существуют, при выполнении каких операций применяются, где и какие данные используются, какие системы автоматизации  и информатизации необходимо разработать;

•функциональные схемы потоков  данных (Data Flow), работ (Work Flow), финансовых потоков (Cash Flow), потоков управленческих воздействий (Control Flow) и документооборота (Doc Flow).

 

 

Функциональная модель поможет  составить точные спецификации всех операций, процедур и взаимосвязей между ними. Такая модель, если она  построена правильно, обеспечивает исчерпывающее описание функционирующего процесса и всех имеющихся в нем  потоков информации. Эта модель описывает  состояние "Как есть" (As Is). По результатам  анализа возможных путей улучшения  от реальной модели нужно перейти  к модели, характеризующей улучшения: модель "Как будет" (As To Be), вариант "Как должно быть" (рис. 8.9).

 

 

 

 

 

 

Рис. 8.9.  Схема реинжиниринга  бизнес-процесса

 

 

Функциональное моделирование  является достаточно серьезной проблемой. Его полнота и соответствие построенной  модели зависят как от средств  моделирования, так и от квалификации специалистов, выполняющих это моделирование.

 

 

Реинжиниринг бизнес-процессов  является сложным и многоаспектным проектом, требующим тщательного  планирования и проработки деталей. В таблице 8.1 показаны основные этапы  реинжиниринга.

 

 

 

Таблица 8.1.

 

 

 

Этап

 

Мероприятия

 

 

 

Планирование и начало работ

 

Выявление главных причин проведения реформы на предприятии  и оценка последствий отказа от такой  реформы

 

 

 

Выявление важнейших процессов, требующих реинжиниринга

 

 

 

Выявление единомышленников среди руководства и создание рабочей группы из представителей администрации

 

 

 

Обеспечение поддержки проекта  руководством

 

 

 

Подготовка плана проекта: определение объема, обозначение  измеримых целей, выбор методологии, составление подробного графика

 

 

 

Согласование целей и  объемов проекта с руководством

 

 

 

Формирование группы реинжиниринга

 

 

 

Выбор консультантов или  внешних экспертов

 

 

 

Проведение вводного совещания

 

 

 

Доведение целей проекта  до руководителей низшего звена; начальное информирование всей организации

 

Информация о работе Информация и информационная культура