Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:55, реферат
В настоящее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для сбора, преобразования, обработки, хранения, защиты, передачи информации заинтересованному пользователю.
Информационная система, ИС (Information System - IS) - система, предназначенная для реализации и ведения информационной модели какой- либо области человеческой деятельности.
Рис. 8.5. Стадии построения модели информационной системы
На стадии анализа требований
к проектируемой системе
•классы пользователей и
соответствующие диаграммы
•модели (диаграммы) процессов прикладной деятельности и соответствующие перечни функциональных задач ИС;
•классы объектов предметной
области и соответствующие
•топология расположения подразделений и пользователей, обслуживаемых данной ИС;
•параметры защиты данных, информации и самой системы.
Основным документом, отражающим
результаты работ первого этапа
создания ИС, является техническое
задание на проект (разработку), содержащее,
кроме вышеперечисленных
Следующий этап - проектирование. В реальных условиях проектирование - это поиск, моделирование способа разработки, который удовлетворяет требованиям функциональности системы средствами имеющихся технологий с учетом заданных начальных условий и ограничений. Проектирование информационных систем всегда начинается с определения цели проекта. Основная задача любого успешного проекта заключается в том, чтобы на момент запуска системы и в течение всего времени ее эксплуатации можно было обеспечить:
•требуемую функциональность системы и степень адаптации к изменяющимся условиям ее функционирования;
•требуемую пропускную способность системы и минимальное время реакции системы на запрос;
•безотказную работу системы
в требуемом режиме, готовность и
доступность системы для
•простоту эксплуатации и сопровождения системы;
•необходимую безопасность данных и права доступа пользователей.
Производительность и
надежность являются главными факторами,
определяющими эффективность
Проектирование информационных систем охватывает три основные области:
•проектирование структур данных, которые будут реализованы в базе данных;
•проектирование программ, экранных форм, отчетов, которые будут обеспечивать выполнение запросов к данным;
•проектирование конкретной среды или технологии, а именно: топологии сети, конфигурации аппаратных средств, используемой архитектуры, параллельной обработки, распределенной обработки данных и т. п.
На основе результатов системного анализа на стадии предварительного проекта разрабатываются:
•проект программно-аппаратной реализации, проект пользовательских интерфейсов и технологии работы пользователей в системе;
•архитектура распределенной системы и спецификации телекоммуникационной сети;
•модели (диаграммы) потоков данных;
•функциональные блок-схемы прикладного и системного программного обеспечения (последние - в соответствии с принятыми моделями среды ИС и профилями стандартов).
Стадия предварительного проекта может предусматривать прототипирование фрагментов, важных с точки зрения пользователя, для проверки их соответствия требованиям на ранней фазе разработки.
На стадии детального проектирования разрабатываются:
•комплексы функциональных программ ИС и проект реализации среды ИС;
•структуры данных, средства ведения баз данных;
•сетевые адреса, протоколы телекоммуникаций и другие компоненты среды обмена информацией, включаемые в состав проектируемой ИС;
•правила разграничения
доступа пользователей и
Стадия реализации ИС предусматривает разработку и тестирование компонентов и комплексное тестирование системы.
Стадия эксплуатации и
сопровождения предусматривает
контроль функционирования, внесение
требуемых изменений в
Этапы разработки, тестирования,
внедрения, эксплуатации и сопровождения
ИС объединяются термином реализация.
Реализация ИС является чрезвычайно
сложным многоаспектным процессом,
осуществляемым на базе совокупностей
(профилей) гармонизированных
Жизненный цикл ИС формируется в соответствии с принципом нисходящего проектирования и, как правило, носит спирально-итерационный характер. Реализованные этапы, начиная с самых ранних, циклически повторяются в соответствии с изменениями требований и внешних условий, введением дополнительных ограничений и т.п. На каждом этапе жизненного цикла порождается определенный набор технических решений и документов, при этом для каждого этапа исходными являются документы и решения, принятые на предыдущем этапе. Жизненный цикл ИС заканч
ивается, когда прекращается ее программное и техническое сопровождение.
Реинжиниринг бизнес-процессов
Внедрение информационных технологий и реализованных на их основе информационных систем в повседневную деятельность предприятия дает ему тактические и долгосрочные преимущества в бизнесе. Стремление руководства к использованию ИТ может остаться лишь благими намерениями, если оно не будет следовать сложившимся требованиям и правилам разработки, проектирования и внедрения ИТ. Выше говорилось о базовых требованиях к стандартизации объектов и функциональных задач, без которых реализуемая система не будет являться открытой системой, что приведет впоследствии к многочисленным проблемам при ее внедрении и эксплуатации.
Следование требованиям стандартов при разработке ИС автоматически приводит к тому, чтобы само предприятие - внешняя среда для ИС - также отвечало необходимым требованиям: определение и стандартизация классов пользователей и объектов, топология потоков данных и работ, архитектура наследуемых систем, состояние бизнес-процессов и т. д.
Бизнес-процесс представляет
собой систему
Бизнес-процесс в масштабах предприятия реализуется в виде сети основных, вспомогательных, поддерживающих и управленческих процессов (рис. 8.6).
Рис. 8.6.
При этом разделение на основные и вспомогательные процессы в определяющей степени зависит от предметной области и направления деятельности предприятия: для производственной компании, например, деятельность юридического отдела является вспомогательной, а для юридической или консалтинговой фирмы - основной. Идентификация процессов является обязательным условием, без реализации которого невозможна информатизация деятельности.
Руководители предприятия, решившиеся на внедрение ИТ, должны твердо усвоить: начало работ по проектированию информационной системы чаще всего влечет за собой обязательный реинжиниринг бизнес-процессов! Реинжиниринг представляет собой множество методик и рекомендаций, среди них нужно выбрать те, которые наилучшим образом удовлетворяют поставленным целям.
Реинжиниринг бизнес-процессов - это совокупность методов и действий, служащих для перепроектирования процессов в соответствии с изменившимися условиями внешней и внутренней среды и/или целями бизнеса.
Существует несколько базовых правил, которых следует придерживаться в процессе проведения реинжиниринга:
•разработка последовательных пошаговых процедур для перепроектирования процессов;
•использование в
•наличие эвристических и прагматических показателей, позволяющих оценить или измерить степень соответствия перепроектированного процесса или функциональности заданным целям;
•подход к решению частных задач и к их совокупности должен быть системным;
•даже небольшое улучшение должно давать быстрый положительный эффект.
Реинжиниринг деловых процессов и функций начинается с пересмотра целей предприятия, его структуры, анализа потребностей внутренних пользователей и рынка, производимых продуктов и услуг (рис. 8.7).
Перепланирование целей и задач предполагает пересмотр политики предприятия и ответа на следующие вопросы:
•Какие новые вызовы предъявляют нам изменившиеся условия бизнеса?
•Что представляет собой предприятие сейчас, и что мы хотим от него в будущем?
•Каких именно потребителей мы обслуживаем, насколько мы удовлетворяем их требования и ожидания, и что нужно сделать для привлечения новых?
•Какие именно показатели определяют эффективность деятельности предприятия, производительность труда и качество продукта, является ли это определение полным и адекватным?
•Какие именно информационные технологии и средства помогут нам в этом?
Рис. 8.7.
Для ответа на эти ключевые вопросы необходимо в первую очередь провести детальное описание бизнес-архитектуры предприятия, его бизнес-логики, построить функциональную модель взаимодействия бизнес-процессов, ресурсов и персонала и отразить ее в архитектуре ИС, содержании модулей информационных подсистем и визуализации форм представления информации. Необходимо также иметь методики и инструменты реорганизации процессов, решения прикладных задач и управления проектом реинжиниринга (рис. 8.8).
Описание бизнес-архитектуры позволяет:
•построить схему основных потоков данных, работ, движения финансов и документов;
•понять, как информация распределяется между подразделениями и кто является конечным пользователем в том или ином бизнес-процессе;
•описать взаимодействие
процессов и модулей
•определить критическую важность видов информации для конкретных уровней управления предприятием;
•выявить дублированные структуры и связи.
Рис. 8.8. Базовая основа улучшения процесса
Результатом такого описания является:
•уточненная карта сети процессов;
•матрица взаимосвязей процессов и подразделений, вовлеченных в эти процессы;
•информация о том, какие
системы автоматизации
•функциональные схемы потоков данных (Data Flow), работ (Work Flow), финансовых потоков (Cash Flow), потоков управленческих воздействий (Control Flow) и документооборота (Doc Flow).
Функциональная модель поможет
составить точные спецификации всех
операций, процедур и взаимосвязей
между ними. Такая модель, если она
построена правильно, обеспечивает
исчерпывающее описание функционирующего
процесса и всех имеющихся в нем
потоков информации. Эта модель описывает
состояние "Как есть" (As Is). По результатам
анализа возможных путей
Рис. 8.9. Схема реинжиниринга бизнес-процесса
Функциональное моделирование является достаточно серьезной проблемой. Его полнота и соответствие построенной модели зависят как от средств моделирования, так и от квалификации специалистов, выполняющих это моделирование.
Реинжиниринг бизнес-процессов является сложным и многоаспектным проектом, требующим тщательного планирования и проработки деталей. В таблице 8.1 показаны основные этапы реинжиниринга.
Таблица 8.1.
Этап
Мероприятия
Планирование и начало работ
Выявление главных причин проведения реформы на предприятии и оценка последствий отказа от такой реформы
Выявление важнейших процессов, требующих реинжиниринга
Выявление единомышленников среди руководства и создание рабочей группы из представителей администрации
Обеспечение поддержки проекта руководством
Подготовка плана проекта: определение объема, обозначение измеримых целей, выбор методологии, составление подробного графика
Согласование целей и объемов проекта с руководством
Формирование группы реинжиниринга
Выбор консультантов или внешних экспертов
Проведение вводного совещания
Доведение целей проекта до руководителей низшего звена; начальное информирование всей организации