Информация и информационная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:55, реферат

Описание работы

В настоящее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для сбора, преобразования, обработки, хранения, защиты, передачи информации заинтересованному пользователю.
Информационная система, ИС (Information System - IS) - система, предназначенная для реализации и ведения информационной модели какой- либо области человеческой деятельности.

Файлы: 1 файл

информационные технологии.docx

— 416.98 Кб (Скачать файл)

ориентированы на обеспечение  текущих бизнес-процессов управленческими  решениями, на создание отчетов и  контроль исполнения;

задают правила формирования информационных потоков и пучков внутри информационного поля компании, информационные требования известны и  устойчивы;

имеют небольшие аналитические  возможности, ограниченные рамками  текущей деятельности на уровне подразделений;

недостаточно гибки, но имеют  возможности для адаптации в  любом подразделении;

помогают в принятии оперативных  решений, используя прошлые и  настоящие данные, при этом используется больше внутренних данных, чем внешних.

Автоматизированная информационная система управления деятельностью  предприятия - это взаимосвязанная  совокупность данных, процедур, процессов, стандартов, программно-аппаратных и  телекоммуникационных средств, предназначенная  для сбора, обработки, систематизации, распределения, хранения, доставки в  автоматизированном режиме информации конечному пользователю в соответствии с требованиями, вытекающими из целей  деятельности.

MIS, как правило, является  одним из основных модулей  общей корпоративной ИС; для его  разработки, внедрения и интеграции  требуется тщательный анализ  процессов и идентификация параметров  информационного поля организации.

 

В российских компаниях MIS обычно развивается на базе систем TPS и OAS, с  которых часто начинается автоматизация  рутинных процедур и процессов. Вследствие этого MIS постепенно превращается в  автоматизированную информационную систему  управления предприятием (не путать с  АСУП - Автоматизированной Системой Управления Производством).

 

 

 

 

Рис. 6.10.  Состав автоматизированной информационной системы управления (MIS)

Технология работы в компьютеризированной информационной системе строится так, чтобы ею могло одновременно пользоваться большое количество сотрудников. Пользователями MIS являются практически все менеджеры  компании. Выходные данные - периодические  результаты деятельности в виде сводок, резюме, отчетов, докладных записок, служебные расследования. В связи с тем, что часть такой информации может быть конфиденциальной, менеджеры обладают доступом различной степени. MIS имеет функциональную и обеспечивающую части (рис. 6.10.

 

Техническое обеспечение - комплекс технических средств, средств эксплуатационной поддержки и документация на эти  средства и технологические процессы, внутренние стандарты предприятия. Это:

 

технические средства сбора, регистрации, накопления, обработки, отображения, размножения, доставки, сохранения и  обеспечения безопасности информации;

компьютеры любых моделей, мощные серверные и сетевые устройства, оргтехника;

телекоммуникационная техника  и средства связи;

общесистемная документация, включающая государственные, отраслевые и корпоративные стандарты по техническому обеспечению;

специализированная документация, содержащая методические материалы  по всем этапам проектирования, разработки, внедрения, сопровождения и применения технических и технологических  средств;

нормативно-справочная документация для выполнения технического обеспечения.

Математическое обеспечение - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов обработки информации, типовые задачи управления системами, теории массового обслуживания, теории игр и другие.

 

Программное обеспечение - комплексы  программ, ориентированных на пользователей  и предназначенные для решения  типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей процессов контроля и  управления. В программное обеспечение  входят пакеты прикладных программ, которые  реализуют экономико-математические модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального  объекта.

 

Методическое и организационное  обеспечение - совокупность методов, средств  и документов, регламентирующих взаимодействие модулей ИС, технических и технологических  средств, персонала в процессе разработки, внедрения и эксплуатации ИС.

 

Лингвистическое (онтологическое) обеспечение - набор согласованных  правил, методик, словарей, алгоритмических  языков высокого уровня, языков управления и манипулирования данными, позволяющий  специалистам, разработчикам, пользователям  и эксплуатационникам говорить на одном  языке. Это средство общения с программным, техническим и информационным обеспечением, а также совокупность терминов, используемых в данной информационной системе.

 

Правовое обеспечение - федеральные  законы и указы президента РФ, постановления  государственных органов власти, приказы, отраслевые инструкции, нормативные  акты налоговых органов и таможенной службы.

 

На этапе разработки ИС: нормативные акты, связанные с  договорными отношениями разработчика и заказчика ИС, правовое регулирование  споров, обеспечение этапов разработки и внедрения охраной прав интеллектуальной собственности.

 

На этапе функционирования ИС: определения статуса и сферы  действия ИТ в конкретных органах управления и контроля, прав и обязанностей персонала, процедуры сбора и обработки информации, обеспечение прав доступа пользователям, нормативная документация о работе с информацией, содержащей секретные и конфиденциальные сведения.

 

Обучение персонала и  сертификация систем и оборудования - набор требований к уровню подготовки специалистов и обслуживающего персонала, учебно-методическая и плановая документации подготовки и повышения квалификации. Требования и спецификации для подготовки разработанных систем для сертификации в отраслевых, государственных и  международных сертифицирующих  организациях (Госстандарт, Оборонсертифик, ISO, SEI и т. д.).

 

Функциональная часть MIS реализует  назначение информационной системы. Здесь  содержится модель управления организацией, отдельных ее составляющих и взаимосвязи.

 

В рамках функциональной части  происходит трансформация целей  и задач управления в функции, функций - в алгоритмы, алгоритмов - в конкретные управляющие воздействия  на управляемый объект. Эти действия выполняются в подсистемах MIS, выделенных на каждом уровне управления в соответствии с предназначенной функцией (таблица 6.1).

 

Таблица 6.1. Базовые функции  управляющей информационной системы

Информационная подсистема маркетинга Производственные подсистемы Финансовые и учетные подсистемы Кадровая и квалификационная подсистемы Подсистемы высших менеджеров

Исследование рынка, сегментация, прогнозирование продаж Планирование объемов работ, разработка календарных планов Управление портфелем заказов и ценных бумаг Анализ и прогнозирование потребностей в трудовых ресурсах Элементы стратегического планирования. Реагирование на изменения во внешней среде

Управление закупками  и продажами Оперативный контроль и управление производственными процессами Управление кредитной политикой Кадровый учет, учет назначений и перемещений Анализ стратегических и управленческих ситуаций

Рекомендации по изменению  номенклатуры продукции Анализ работы оборудования и потребности в обновлении Разработка финансового плана Ведение текущих и архивных записей о персонале Выявление и решение тактических проблем

Анализ конъюнктуры и  рекомендации по установлению цены Участие в формировании заказов поставщиков Финансовый анализ и прогнозирование. Контроль исполнения бюджета Планирование повышения квалификации персонала Обеспечение процесса выработки стратегических решений

Учет заказов, рекомендации по рекламной деятельности Управление запасами и ресурсами Бухгалтерский учет, расчеты и платежи Контроль обучения персонала Контроль деятельности фирмы

 

Системы поддержки принятия решений

 

В 1980-е годы американские и японские компании начали развивать  информационные системы, которые разительно отличались от MIS. Эти системы положили начало процессу "интеллектуализации" ИС. Новые системы были меньшими, интерактивными, и их целью было помочь конечным пользователям работать со всеми типами данных, проводить  аналитические исследования, строить  модели и разыгрывать сценарии для  решения слабоструктурированных и  вообще неструктурированных проблем  в инновационных проектах. Системы, предоставляющие такие возможности, называются системами поддержки  принятия решений - СППР (Decision Support System - DSS) [Turban E., www.abc.org.ru/smd.html].

 

 

 

 

Рис. 6.11.  Система поддержки  принятия решения как составная  часть КИС

В середине 1980-х такие системы  стали использоваться в текущей  деятельности крупных компаний и  корпораций. В настоящее время DSS является обязательной частью корпоративных  ИС (КИС) (рис. 6.11).

 

Приведем основные характеристики систем поддержки принятия решения:

 

предлагают гибкость использования, адаптируемость и быструю реакцию;

допускают управление входом и выходом;

работают практически  без участия профессиональных программистов;

обеспечивают информационную поддержку для решений проблем, которые не могут быть определены заранее;

применяют сложный многомерный  и многофакторный анализ и инструментальные средства моделирования.

Данные, приведенные в  таблице 6.2, показывают различия между  системами MIS и DSS.

 

Таблица 6.2.

Параметр MIS DSS

Концепция Обеспечивает формализованные и частично формализованные данные для принятия структурированных решений Обеспечивает интегрированные инструментальные средства, многомерные разнородные данные, динамические модели и язык интерпретации

Системный анализ Выделяет информационные требования в соответствии с установленными правилами Формирует порядок применения инструментальных средств и динамических правил в процессе работы

Проект Поставляет информацию, основанную на утвержденных требованиях Итеративный процесс добавления новых данных и информации, вытекающий из динамики среды

Источник данных Внутренняя и частично внешняя среда Внешняя и внутренняя среда

Пользователи Менеджеры эксплуатационного и управленческого уровней Высшее руководство, менеджеры департаментов, ИТ-служб, управленческого уровня, аналитики

Хорошо разработанные DSS применяются  на многих уровнях предприятия. Руководители компании и ведущие менеджеры  могут пользоваться финансовыми  модулями DSS, чтобы предсказать эффективность  использования активов компании при изменении деловой активности или экономической ситуации в  стране. Менеджерам среднего звена  та же система может быть полезной для оценки перспективности краткосрочных  инвестиций по выполняемым проектам. Для руководителей проектов - это  инструмент для финансового планирования и распределения средств по планируемым  закупкам.

 

DSS состоят из трех компонент:  программного ядра и хранилища  данных, аналитических средств обработки,  анализа и представления информации, телекоммуникационных устройств.

 

 

 

 

Рис. 6.12.  Основные компоненты системы поддержки принятия решения

Хранилище данных предоставляет  единую среду хранения корпоративных  данных, организованных в структуры  и оптимизированных для выполнения аналитических операций.

 

Аналитические средства позволяют  конечному пользователю, не имеющему специальных знаний в области  информационных технологий, осуществлять навигацию и представление данных в терминах предметной области. Для  пользователей различной квалификации DSS располагают различными типами интерфейсов  доступа к своим сервисам (рис. 6.12).

 

Аналитические системы позволяют  решать три основных задачи: анализ разнородной многомерной информации разной степени формализованности  в реальном времени, последующий  интеллектуальный анализ данных с построением  моделей развития деловой ситуации и ведение отчетности.

 

Процесс принятия делового решения (рис. 6.13) отличается от аналогичного процесса в научной или социальной сфере  тем, что преобразование рабочей  гипотезы в решение осложняется  двумя объективно существующими  проблемами.

 

 

 

 

Рис. 6.13.  Итерационный процесс  принятия решения

Первая из них состоит  в том, что накопление личного  опыта в ходе повседневной деятельности у бизнесменов отстает от динамичного  изменения экономической ситуации - что особенно характерно для современной  России. Вторая проблема заключается  в том, что в предпринимательской  деятельности - да еще в условиях свободного рынка - практически отсутствует  возможность проведения целенаправленных экспериментов, которые позволяют  проверять правильность гипотезы на практике.

 

Следовательно, применительно  к бизнес-деятельности процесс принятия решения претерпевает разрыв как минимум в двух точках: на этапе выдвижения гипотез и на этапе экспериментальной верификации моделей. Ликвидировать эти разрывы призвано активно развивающееся направление информационных технологий - технология многомерного анализа данных (On-Line Analytical Processing - OLAP).

 

Коротко эту технологию можно  охарактеризовать следующими словами: Быстрый Анализ Разделяемой Многомерной  Информации (Fast Analysis of Shared Multidimensional Information - FASMI).

 

Ценность технологии многомерного анализа данных для бизнеса определяется тем, что она позволяет извлекать  из "сырых" структурированных (как  правило, в виде таблиц) данных информацию и знания, использование которых  в принятии и реализации решений  позволяет создавать дополнительную стоимость в компании по сравнению  со стоимостью, создаваемой в отсутствие такой информации.

 

OLAP-технологии

 

В 1993 году основоположник реляционного подхода к построению баз данных Эдгар Кодд с партнерами (Edgar Codd, математик  и стипендиат IBM), опубликовали статью, инициированную компанией "Arbor Software" (сегодня это известнейшая компания "Hyperion Solutions"), озаглавленную "Обеспечение OLAP (оперативной аналитической обработки) для пользователей-аналитиков", в  которой сформулированы 12 особенностей технологии OLAP, которые впоследствии были дополнены еще шестью. Эти положения стали основным содержанием новой и очень перспективной технологии.

Информация о работе Информация и информационная культура