Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:55, реферат
В настоящее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для сбора, преобразования, обработки, хранения, защиты, передачи информации заинтересованному пользователю.
Информационная система, ИС (Information System - IS) - система, предназначенная для реализации и ведения информационной модели какой- либо области человеческой деятельности.
ориентированы на обеспечение
текущих бизнес-процессов
задают правила формирования информационных потоков и пучков внутри информационного поля компании, информационные требования известны и устойчивы;
имеют небольшие аналитические возможности, ограниченные рамками текущей деятельности на уровне подразделений;
недостаточно гибки, но имеют возможности для адаптации в любом подразделении;
помогают в принятии оперативных решений, используя прошлые и настоящие данные, при этом используется больше внутренних данных, чем внешних.
Автоматизированная
MIS, как правило, является
одним из основных модулей
общей корпоративной ИС; для его
разработки, внедрения и интеграции
требуется тщательный анализ
процессов и идентификация
В российских компаниях MIS обычно развивается на базе систем TPS и OAS, с которых часто начинается автоматизация рутинных процедур и процессов. Вследствие этого MIS постепенно превращается в автоматизированную информационную систему управления предприятием (не путать с АСУП - Автоматизированной Системой Управления Производством).
Рис. 6.10. Состав автоматизированной информационной системы управления (MIS)
Технология работы в компьютеризированной информационной системе строится так, чтобы ею могло одновременно пользоваться большое количество сотрудников. Пользователями MIS являются практически все менеджеры компании. Выходные данные - периодические результаты деятельности в виде сводок, резюме, отчетов, докладных записок, служебные расследования. В связи с тем, что часть такой информации может быть конфиденциальной, менеджеры обладают доступом различной степени. MIS имеет функциональную и обеспечивающую части (рис. 6.10.
Техническое обеспечение - комплекс технических средств, средств эксплуатационной поддержки и документация на эти средства и технологические процессы, внутренние стандарты предприятия. Это:
технические средства сбора, регистрации, накопления, обработки, отображения, размножения, доставки, сохранения и обеспечения безопасности информации;
компьютеры любых моделей,
мощные серверные и сетевые
телекоммуникационная техника и средства связи;
общесистемная документация, включающая государственные, отраслевые и корпоративные стандарты по техническому обеспечению;
специализированная
нормативно-справочная документация для выполнения технического обеспечения.
Математическое обеспечение - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов обработки информации, типовые задачи управления системами, теории массового обслуживания, теории игр и другие.
Программное обеспечение - комплексы
программ, ориентированных на пользователей
и предназначенные для решения
типовых задач обработки
Методическое и
Лингвистическое (онтологическое) обеспечение - набор согласованных правил, методик, словарей, алгоритмических языков высокого уровня, языков управления и манипулирования данными, позволяющий специалистам, разработчикам, пользователям и эксплуатационникам говорить на одном языке. Это средство общения с программным, техническим и информационным обеспечением, а также совокупность терминов, используемых в данной информационной системе.
Правовое обеспечение - федеральные
законы и указы президента РФ, постановления
государственных органов
На этапе разработки ИС:
нормативные акты, связанные с
договорными отношениями
На этапе функционирования ИС: определения статуса и сферы действия ИТ в конкретных органах управления и контроля, прав и обязанностей персонала, процедуры сбора и обработки информации, обеспечение прав доступа пользователям, нормативная документация о работе с информацией, содержащей секретные и конфиденциальные сведения.
Обучение персонала и сертификация систем и оборудования - набор требований к уровню подготовки специалистов и обслуживающего персонала, учебно-методическая и плановая документации подготовки и повышения квалификации. Требования и спецификации для подготовки разработанных систем для сертификации в отраслевых, государственных и международных сертифицирующих организациях (Госстандарт, Оборонсертифик, ISO, SEI и т. д.).
Функциональная часть MIS реализует назначение информационной системы. Здесь содержится модель управления организацией, отдельных ее составляющих и взаимосвязи.
В рамках функциональной части происходит трансформация целей и задач управления в функции, функций - в алгоритмы, алгоритмов - в конкретные управляющие воздействия на управляемый объект. Эти действия выполняются в подсистемах MIS, выделенных на каждом уровне управления в соответствии с предназначенной функцией (таблица 6.1).
Таблица 6.1. Базовые функции управляющей информационной системы
Информационная подсистема маркетинга Производственные подсистемы Финансовые и учетные подсистемы Кадровая и квалификационная подсистемы Подсистемы высших менеджеров
Исследование рынка, сегментация,
прогнозирование продаж
Управление закупками и продажами Оперативный контроль и управление производственными процессами Управление кредитной политикой Кадровый учет, учет назначений и перемещений Анализ стратегических и управленческих ситуаций
Рекомендации по изменению номенклатуры продукции Анализ работы оборудования и потребности в обновлении Разработка финансового плана Ведение текущих и архивных записей о персонале Выявление и решение тактических проблем
Анализ конъюнктуры и рекомендации по установлению цены Участие в формировании заказов поставщиков Финансовый анализ и прогнозирование. Контроль исполнения бюджета Планирование повышения квалификации персонала Обеспечение процесса выработки стратегических решений
Учет заказов, рекомендации
по рекламной деятельности
Системы поддержки принятия решений
В 1980-е годы американские
и японские компании начали развивать
информационные системы, которые разительно
отличались от MIS. Эти системы положили
начало процессу "интеллектуализации"
ИС. Новые системы были меньшими,
интерактивными, и их целью было
помочь конечным пользователям работать
со всеми типами данных, проводить
аналитические исследования, строить
модели и разыгрывать сценарии для
решения слабоструктурированных и
вообще неструктурированных проблем
в инновационных проектах. Системы,
предоставляющие такие
Рис. 6.11. Система поддержки принятия решения как составная часть КИС
В середине 1980-х такие системы стали использоваться в текущей деятельности крупных компаний и корпораций. В настоящее время DSS является обязательной частью корпоративных ИС (КИС) (рис. 6.11).
Приведем основные характеристики систем поддержки принятия решения:
предлагают гибкость использования, адаптируемость и быструю реакцию;
допускают управление входом и выходом;
работают практически без участия профессиональных программистов;
обеспечивают информационную поддержку для решений проблем, которые не могут быть определены заранее;
применяют сложный многомерный и многофакторный анализ и инструментальные средства моделирования.
Данные, приведенные в таблице 6.2, показывают различия между системами MIS и DSS.
Таблица 6.2.
Параметр MIS DSS
Концепция Обеспечивает формализованные и частично формализованные данные для принятия структурированных решений Обеспечивает интегрированные инструментальные средства, многомерные разнородные данные, динамические модели и язык интерпретации
Системный анализ Выделяет информационные требования в соответствии с установленными правилами Формирует порядок применения инструментальных средств и динамических правил в процессе работы
Проект Поставляет информацию, основанную на утвержденных требованиях Итеративный процесс добавления новых данных и информации, вытекающий из динамики среды
Источник данных Внутренняя и частично внешняя среда Внешняя и внутренняя среда
Пользователи Менеджеры эксплуатационного и управленческого уровней Высшее руководство, менеджеры департаментов, ИТ-служб, управленческого уровня, аналитики
Хорошо разработанные DSS применяются
на многих уровнях предприятия. Руководители
компании и ведущие менеджеры
могут пользоваться финансовыми
модулями DSS, чтобы предсказать
DSS состоят из трех компонент:
программного ядра и хранилища
данных, аналитических средств
Рис. 6.12. Основные компоненты системы поддержки принятия решения
Хранилище данных предоставляет единую среду хранения корпоративных данных, организованных в структуры и оптимизированных для выполнения аналитических операций.
Аналитические средства позволяют
конечному пользователю, не имеющему
специальных знаний в области
информационных технологий, осуществлять
навигацию и представление
Аналитические системы позволяют
решать три основных задачи: анализ
разнородной многомерной
Процесс принятия делового решения (рис. 6.13) отличается от аналогичного процесса в научной или социальной сфере тем, что преобразование рабочей гипотезы в решение осложняется двумя объективно существующими проблемами.
Рис. 6.13. Итерационный процесс принятия решения
Первая из них состоит
в том, что накопление личного
опыта в ходе повседневной деятельности
у бизнесменов отстает от динамичного
изменения экономической
Следовательно, применительно к бизнес-деятельности процесс принятия решения претерпевает разрыв как минимум в двух точках: на этапе выдвижения гипотез и на этапе экспериментальной верификации моделей. Ликвидировать эти разрывы призвано активно развивающееся направление информационных технологий - технология многомерного анализа данных (On-Line Analytical Processing - OLAP).
Коротко эту технологию можно охарактеризовать следующими словами: Быстрый Анализ Разделяемой Многомерной Информации (Fast Analysis of Shared Multidimensional Information - FASMI).
Ценность технологии многомерного
анализа данных для бизнеса определяется
тем, что она позволяет извлекать
из "сырых" структурированных (как
правило, в виде таблиц) данных информацию
и знания, использование которых
в принятии и реализации решений
позволяет создавать
OLAP-технологии
В 1993 году основоположник реляционного
подхода к построению баз данных
Эдгар Кодд с партнерами (Edgar Codd, математик
и стипендиат IBM), опубликовали статью,
инициированную компанией "Arbor Software"
(сегодня это известнейшая компания
"Hyperion Solutions"), озаглавленную "Обеспечение
OLAP (оперативной аналитической