Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:55, реферат
В настоящее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для сбора, преобразования, обработки, хранения, защиты, передачи информации заинтересованному пользователю.
Информационная система, ИС (Information System - IS) - система, предназначенная для реализации и ведения информационной модели какой- либо области человеческой деятельности.
Принципы создания информационной системы
Многие пользователи компьютерной
техники и программного обеспечения
неоднократно сталкивались с ситуацией,
когда программное обеспечение,
хорошо работающее на одном компьютере,
не работает на другом таком же устройстве.
Или системные блоки одного вычислительного
устройства не стыкуются с аппаратной
частью другого. Или информационная
система другой компании упорно не
желает обрабатывать данные, которые
вы подготовили в информационной
системе у себя на рабочем месте.
И так далее... Эта проблема называется
проблемой совместимости
Развитие систем и средств
вычислительной техники, расширенное
их внедрение во все сферы науки,
техники, сферы обслуживания и быта
привели к необходимости
Например, разнородность
технических средств
Принцип "открытости" информационной системы
Решение проблем совместимости привело к разработке большого числа международных стандартов и соглашений в сфере применения информационных технологий и разработки информационных систем. Основополагающим понятием стало понятие открытые системы.
Термин открытая система
сегодня можно определить как "исчерпывающий
и согласованный набор
Это определение, сформулированное
специалистами института IEEE (Institute of
Electrical and Electronic Engineers), унифицирует содержание
среды, которую предоставляет открытая
система для широкого использования.
В настоящее время
Общие свойства открытых информационных систем можно сформулировать следующим образом:
•расширяемость/
•мобильность/переносимость
- обеспечение возможности
•взаимодействие- способность к взаимодействию с другими ИС (технические средства, на которых реализована информационная система, объединяются сетью или сетями различного уровня - от локальной до глобальной);
•стандартизуемость- ИС проектируются и разрабатываются на основе согласованных международных стандартов и предложений, реализация открытости осуществляется на базе функциональных стандартов (профилей) в области информационных технологий;
•дружественность к
Новый взгляд на открытые системы
определяется тем, что эти черты
рассматриваются в
Структура среды информационной системы
Обобщенная структура любой ИС может быть представлена двумя взаимодействующими частями:
•функциональная часть, включающая прикладные программы, которые реализуют функции прикладной области;
•среда или системная часть, обеспечивающая исполнение прикладных программ.
С этим разделением тесно связаны две группы вопросов стандартизации:
•стандарты интерфейсов взаимодействия прикладных программ со средой ИС, прикладной программный интерфейс(Application Program Interface - API);
•стандарты интерфейсов взаимодействия самой ИС с внешней для нее средой (External Environment Interface - EEI).
Эти две группы интерфейсов определяют спецификации внешнего описания среды ИС - архитектуру, с точки зрения конечного пользователя, проектировщика ИС, прикладного программиста, разрабатывающего функциональные части ИС.
Спецификации внешних интерфейсов среды ИС и, как будет видно далее, спецификации интерфейсов взаимодействия между компонентами самой среды, - это точные описания всех необходимых функций, служб и форматов определенного интерфейса. Совокупность таких описаний составляет эталонную модель открытых систем(Reference Open System Model).
Эта модель используется более 20 лет и определяется системной сетевой архитектурой (SNA), предложенной IBM в 1974 году. Она основана на разбиении вычислительной среды на семь уровней, взаимодействие между которыми описывается соответствующими стандартами и обеспечивает связь уровней вне зависимости от построения уровня в каждой конкретной реализации(рис. 8.1). Основным достоинством этой модели является детальное описание связей в среде с точки зрения технических устройств и коммуникационных взаимодействий. Вместе с тем она не принимает в расчет взаимосвязь с учетом мобильности прикладного программного обеспечения.
Рис. 8.1. Семиуровневая модель взаимодействия информационных систем
Эталонная модель среды открытых систем (OSE/RM) определяет разделение любой информационной системы на приложения (прикладные программы и программные комплексы) и среду, в которой эти приложения функционируют. Между приложениями и средой определяются стандартизованные интерфейсы (API), которые являются необходимой частью профилей любой открытой системы. Кроме того, в профилях ИС могут быть определены унифицированные интерфейсы взаимодействия функциональных частей друг с другом и интерфейсы взаимодействия между компонентами среды ИС.
Модель создания информационной системы
Методологически важно наряду с рассмотренными моделями среды ИС предложить модель создания ИС, которая имела бы те же аспекты функциональных групп компонентов (пользователи, функции, данные, коммуникации). Такой подход обеспечит сквозной процесс проектирования и сопровождения на всех стадиях эксплуатации ИС, а также возможность обоснованного выбора стандартов на разработку систем и документирование проектов.
Рис. 8.2. Онтологическое поле современной компании
Определение "компания" является сложной онтологической (понятийной) структурой, состоящей из определенной совокупности сущностей и взаимосвязей (рис. 8.2). Взаимодействия между ее элементами, определяемые бизнес-логикой и закрепленные в наборе бизнес-правил, и являются деятельностью компании. Информационная система "отражает" логику и правила, организуя и преобразуя информационные потоки, автоматизирует процессы работы с данными и информацией и визуализирует результаты в виде наборов отчетных форм. Поэтому для начала следует создать бизнес-модель предприятия, являющуюся отображением предприятия и его информационно-управляющей системы. При создании модели формируется "язык общения" руководителей предприятия, консультантов, разработчиков и будущих пользователей, позволяющий выработать единое представление о том, ЧТО и КАК должна делать система управления предприятием (корпоративная система управления).
Такая бизнес-модель - осязаемый результат, с помощью которого можно максимально конкретизировать цели внедрения ИС и определиться со следующими параметрами проекта:
•основные цели бизнеса, которые
можно достичь посредством
•перечень участков и последовательность внедрения модулей ИС;
•фактическая потребность
в объемах закупаемого
•реальные оценки сроков развертывания и запуска ИСУ;
•ключевые пользователи ИС и уточненный список членов команды внедрения;
•степень соответствия выбранного
вами прикладного программного обеспечения
специфике бизнеса вашей
В основе модели всегда лежат бизнес-цели предприятия, полностью определяющие состав всех базовых компонентов модели:
•бизнес-функции, описывающие, ЧТО делает бизнес;
•основные, вспомогательные и управленческие процессы, описывающие, КАК предприятие выполняет свои бизнес-функции;
•организационно-функциональную
структуру, определяющую, ГДЕ исполняются
бизнес-функции и бизнес-
•фазы, определяющие, КОГДА(и в какой последовательности) должны быть внедрены те или иные бизнес-функции;
•роли, определяющие, КТО исполняет бизнес-функции и КТО является "хозяином" бизнес-процессов;
•правила, определяющие связь и взаимодействие между всеми ЧТО, КАК, ГДЕ, КОГДА и КТО.
После построения бизнес-модели (или параллельно с этим) можно приступать к формированию модели проектирования, реализации и внедрения самой ИС (рис. 8.3).
Рис. 8.3.
Опыт создания и использования "заказных" ИС позволяет условно выделить следующие основные этапы их жизненного цикла:
•определение требований к системе и их анализ- определение того, что должна делать система;
•проектирование- определение того, как система будет делать то, что она должна делать; проектирование - это прежде всего спецификация подсистем, функциональных компонентов и способов их взаимодействия в системе;
•разработка- создание функциональных компонентов и отдельных подсистем, соединение подсистем в единое целое;
•тестирование- проверка функционального соответствия системы показателям, определенным на этапе анализа;
•внедрение- установка и ввод системы в действие;
•функционирование- штатный процесс эксплуатации в соответствии с основными целями и задачами ИС;
•сопровождение- обеспечение штатного процесса эксплуатации системы на предприятии заказчика.
Определение требований к
системе и анализ являются первым
этапом создания ИС, на котором требования
заказчика уточняются, согласуются,
формализуются и
Целью системного анализа
является преобразование общих, расплывчатых
знаний об исходной предметной области
(требований заказчика) в точные определения
и спецификации для разработчиков,
а также генерация
•внешние и внутренние условия работы системы;
•функциональная структура системы;
•распределение функций между человеком и системой, интерфейсы;
•требования к техническим, информационным и программным компонентам системы;
•требования к качеству и безопасности;
•состав технической и пользовательской документации;
•условия внедрения и эксплуатации.
Разработка перечисленных
выше спецификаций при создании ИС,
предназначенной для
Первая стадия анализа- структурный анализ предприятия - начинается с исследования того, как организована система управления предприятием, с обследования функциональной и информационной структур системы управления, определения существующих и возможных потребителей информации.
По результатам обследования аналитик на первой стадии анализа выстраивает обобщенную логическую модель исходной предметной области, отображающую ее функциональную структуру, особенности основной деятельности и информационное пространство, в котором эта деятельность осуществляется (рис. 8.4). На этом материале аналитик строит функциональную модель "Как есть" (As Is).
Вторая стадия работы, к
которой обязательно
Третья стадия анализа, содержащая элементы проектирования, - создание усовершенствованной обобщенной логической модели, отображающей реорганизованную предметную область или ее часть, которая подлежит автоматизации - модель "Как должно быть" (As To Be).
увеличить изображение
Рис. 8.4. Схема обследования предприятия
Заканчивается процесс (четвертая стадия)разработкой "Карты автоматизации", представляющей собой модель реорганизованной предметной области, на которой обязательно обозначены "границы автоматизации".
В большинстве случаев модель "Как есть"улучшается системным аналитиком за счет устранения очевидных несоответствий и узких мест, а полученный таким образом вариант модели рассматривается в дальнейшем в качестве предварительной модели "Как должно быть", которая впоследствии дополняется в соответствии со стратегией развития предприятия (рис. 8.5).