Инфраструктура рынка и ее составные части

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать инфраструктуру рынка и ее составные части.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность, понятие, виды инфраструктуры рыночной экономики;
- исследовать закономерности функционирования инфраструктуры рыночной экономики;
- изучить пути совершенствования и проблемы инфраструктуры рыночной экономики Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Инфраструктура рыночной экономики: понятие и функции.………………...5
1.1 Понятие и сущность инфраструктуры рынка………………………...............5
1.2 Основные элементы рыночной инфраструктуры………………....................10
1.3 Факторы, оказывающие влияние на формирование
инфраструктуры рынка………...........................................................................14
2. Анализ инфраструктуры рыночного хозяйства
Республики Беларусь………………………………………………..............13
2.1. Инфраструктура рынка труда……………………………….............13
2.2. Инфраструктура финансового рынка……………………….............19
2.3. Инфраструктура информационного рынка…………………............24
3. Перспективы развития инфраструктуры рыночных хозяйств в Республике Беларусь……………………………………………..............29
3.1. Особенности формирования рыночной инфраструктуры................29
3.2. Проблемы формирования инфраструктуры рынка………..
3.3. Инновационная инфраструктура Республики Беларусь…..
Заключение………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………….

Файлы: 1 файл

инф. рынк..doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

Если рассматривать  мировой уровень, то здесь в состав глобальной рыночной инфраструктуры входят в качестве элементов как все  локальные (национальные) рыночные инфраструктуры отдельных стран, относительно обособленные и находящиеся под юрисдикцией соответствующей страны, так и общемировые элементы, функционирование которых регламентировано международными договорами и соглашениями (например, сеть Internet, Международный банк реконструкции и развития и т. п.).

Если же для  анализа берется национальный уровень, то очевидно, что национальная рыночная инфраструктура, являясь локальной  по отношению к мировой, одновременно выступает глобальной в рамках соответствующей  страны.

Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.

Материальную  базу составляют транспортная, банковская и страховая системы, крупные  самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие коммерческие банки [2].

Рыночная инфраструктура может быть правильно понята и  классифицирована только на основе макроэкономического  подхода. В соответствии с ним  инфраструктура в рыночной экономической системе не обслуживает, а обеспечивает нормальное функционирование всей экономики.

Характеризуя  рыночную инфраструктуру, следует исходить из того, что на развитие экономики  влияют не только объективные, но и  субъективные факторы, при этом роль последних в современных условиях возрастает. Поэтому нельзя себе представить инфраструктуру рыночного типа состоящей только из овеществленных и неодушевленных элементов.

 

1.2 Основные  элементы рыночной инфраструктуры

 

Изменения в   экономике страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях, организациях, обслуживающих и взаимосвязывающих отдельные части экономики.

При административно-командной  системе   хозяйствования   товарные рынки, обслуживающие предприятия  розничной и оптовой торговли и немногочисленными товарными биржами, где государственный контроль сводился до государственного управления, что подразумевает регламентацию специальными органами куплю-продажу товаров, запрет на эмиссию ценных бумаг частных  компаний,   продажу государственных ценных бумаг и т.д.,   но с развитием экономики рыночного типа, а следовательно и увеличением многообразия   связей,  не только внутри страны,  но и деловых отношений с зарубежными партнерами,   приводит к возрождению биржевой  торговли.

Следующим показателем  развития экономики рыночного типа является кредитная система. В период экономики планового типа кредитная  система была развита  в  соответствии с условиями того времени,  т.е.  кредиты выдавались не в соответствии с нуждами самого предприятия,  а по решению органами государственного планирования.

Поэтому в наше время кредитные учреждения развиваются  в   большем количестве и  с  разнообразием   услуг,  необходимых  для удовлетворения потребностей предприятий  в денежных средствах в период становления рыночной экономики.

Рыночная инфраструктура включает в себя большое количество элементов, которые тесно связаны  между собой и в совокупности играют важную роль в экономике.

Все институты  рыночной экономики можно условно  разделить на две группы:

1. институты  общего назначения;

2. специальные  институты.

Деятельность  институтов общего назначения обычно не сводится к выполнению той или  иной функции в составе рыночной инфраструктуры, а предполагает также  участие в реализации и иных задачей и целей, особенно если учесть, что многие из этих элементов принадлежат государству и используются не только в бизнесе в коммерческих целях. Эти институты ориентированы на преимущественное взаимодействие либо с товарными, либо с денежными потоками.

Товарные потоки и потоки услуг циркулируют как  между производителями, так и  между производителями и потребителями. К числу основных общих институтов рыночной инфраструктуры в этой части  рыночной экономики относятся: дороги (автомобильные и железные); порты (речные, морские); аэродромы; грузовой и пассажирский транспорт (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, трубопроводный, метрополитен), в том числе в городах; склады (в том числе таможенные); предприятия связи; жилищно-коммунальное хозяйство. С известной долей условности к институтам общего характера можно отнести предприятия, выпускающие средства сообщения и оборудование для складов, портов и т. п. Характер этой части институтов инфраструктуры делает возможным не только их военное использование государством в случае необходимости (отсюда - заинтересованность государства в их развитии), но и их приватизацию или коммерческой использование государством.

Институты специального характера представлены как частными структурами, ведущую роль среди которых играют товарные биржи и торговая сеть, включающая предприятия оптовой и розничной торговли, так и государством в лице таможенных органов и иных регулирующих и контролирующих инстанций.

Денежные потоки проходят через соответствующие  финансово-кредитные институты, которые, в отличие от натурального хозяйства, в силу самой природы денежных потоков существуют только в рыночной экономике. Денежная форма капитала является самой универсальной и обезличенной, пронизывающей все стороны жизни современного общества и объединяющей все ее сферы. При характеристике институтов денежного рынка более целесообразно провести различие между частными и государственными институтами, то есть разграничить их по критерию формы собственности, а не функциональной ширины.

Из частных  институтов ключевую роль в финансово-кредитной  системе играют банки как универсальные  институты денежного рынка. Развитым элементом современной рыночной инфраструктуры являются небанковские финансово-кредитные институты, носящие  в большей степени не универсальный, а специализированный характер. Среди них выделяются страховые компании и пенсионные фонды, деятельность которых способствует оптимизации развития рыночной экономики благодаря уменьшению риска предпринимательской деятельности. В подсистеме фондового рынка выделяются фондовые биржи и финансовые посредники - торговцы ценными бумагами, инвестиционные фонды и компании, трастовые компании (доверительные общества), а также депозитарии, регистраторы и т.п.

Пригодность или  непригодность института инфраструктуры, равно как и степень его соответствия потребностям экономики, не могут быть определены иначе, как через регламентацию его деятельности и контроль, прежде всего со стороны государства. Из этой объективной необходимости образуется элемент рыночной инфраструктуры - законодательство, регулирующее функционирование рыночной экономики и регламентирующее как деятельность институтов рыночной инфраструктуры, так и поведение хозяйствующих субъектов вообще, по сути, задающее «правила игры» в рыночной среде.

Правовое обеспечение  инфраструктуры включает в себя систему  законов и организаций (органов), которые их обеспечивают. Обычные  суды разрешают имущественные споры  между гражданскими лицами. Споры  юридических лиц разрешают третейские суды по выбору спорщиков и арбитражные органы.

 

 

 

 

1.3 Факторы,  оказывающие влияние на формирование 

инфраструктуры  рынка

 

Опишем теперь факторы, оказывающие влияние на формирование инфраструктуры рынка. Согласно теории длинных волн (Н.Кондратьев), научно-техническая революция развивается волнообразно, с циклами протяженностью примерно в 50 лет. В течение последних веков в истории технологической эволюции прошло пять волн и сложилось пять технологических укладов [3].

Первая волна (1785-1835 гг.) сформировала уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды. Это стадия развития текстильных производств (преимущественно мелких ремесленных мастерских или предприятий с небольшим - меньше 100 человек - числом работников) и связанных с ними средств производства (станков, красителей и других химических продуктов), а также металлургической промышленности. В этот период только начинается широкое применение паровых двигателей и развивается машиностроение.

Вторая волна (1830-1890 гг.) связана с развитием железнодорожного транспорта и механизацией производства практически всех видов продукции на базе использования парового двигателя. В этот период основными становятся производство паровых двигателей, в том числе для пароходов и паровозов, развивается первичное станкостроение. Развивается сеть железных дорог и морских путей. Экономическим символом этого периода были уголь и транспортная инфраструктура, однако уже начинают появляться сектора, связанные с производством стали, электроэнергии, газа, синтетических материалов, развивается тяжелое машиностроение. Наряду с мелкими фирмами развиваются крупные предприятия с числом рабочих более тысячи, появляются новые формы предпринимательства, масса акционерных обществ.

Третья волна (1880 - 1940 гг.) базировалась на использовании в промышленном производстве электроэнергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на базе использования стального проката, новых открытий в области химии и развития химической промышленности. Это период нефтяного бума в США, создание мощного военно-промышленного комплекса в Европе, широкого внедрения радиосвязи и телеграфа. В этот период начинает развиваться производство автомобилей и самолетов, цветных металлов, в частности алюминия, пластмасс, товаров длительного пользования, средств радио- и телекоммуникаций. Появляются огромные фирмы, картели, тресты, мелкие компании поглощаются крупными, в которых образуется слой руководителей среднего звена. На рынке господствуют монополии и олигополии, при этом государство либо осуществляет контроль, либо полностью владеет естественными монополиями и предоставлением общественных благ. Начинается концентрация банковского и финансового капитала [4].

Четвертая волна (1930-1990 гг.) сформировала уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики, в основном базирующейся на использовании нефти и нефтепродуктов и газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, танков, различных видов вооружений, товаров длительного пользования. В этот период строятся скоростные автомагистрали и аэропорты. Появляются, а затем широко распространяются компьютеры и программные продукты для них, радары, атом сначала используется в военных, а затем и в мирных целях. Символом четвертого технологического уклада стало массовое производство на основе использования конвейерной технологии. На рынке господствует олигопольная конкуренция, появляются транснациональные корпорации, которые осуществляют прямые инвестиции на рынках различных стран, основывают там свои производства.

Пятая волна, начавшаяся в середине 80-х годов, опирается  на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, освоении космического пространства, спутниковой связи и т.д. Происходит переход от разрозненных фирм или даже транснациональных корпораций к единой сети крупных и мелких фирм, соединенных электронной сетью, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологии, контроля качества продукции, планирования инвестиций, организации поставок по принципу "точно в срок".

Каждый из укладов  в своем развитии проходил разные стадии, которые различались мерой  его влияния на общий экономический  рост в стране (рис. 1.1) [4].

 

Рисунок 1.1 - Влияние сменяющихся технологических укладов на экономический рост в промышленно развитых странах*

*Источник: [8, с. 20].

 

 

При этом надо понимать, что устаревающие уклады, теряя свое решающее влияние на темпы роста, оставляли в составе национального богатства страны созданные ими производственные или инфраструктурные объект.

Как правило, создание условий для  развития рыночной инфраструктуры, без  которой рынок не может существовать, во многом зависит от государства. Государство призвано корректировать те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно.

Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей.

Участие государства в экономической  жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально  справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы [5].

В целом государство реализует  политические и социально-экономические  принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через  следующие важнейшие функции [5]:

Информация о работе Инфраструктура рынка и ее составные части