Инфраструктура рынка и ее составные части

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать инфраструктуру рынка и ее составные части.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность, понятие, виды инфраструктуры рыночной экономики;
- исследовать закономерности функционирования инфраструктуры рыночной экономики;
- изучить пути совершенствования и проблемы инфраструктуры рыночной экономики Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Инфраструктура рыночной экономики: понятие и функции.………………...5
1.1 Понятие и сущность инфраструктуры рынка………………………...............5
1.2 Основные элементы рыночной инфраструктуры………………....................10
1.3 Факторы, оказывающие влияние на формирование
инфраструктуры рынка………...........................................................................14
2. Анализ инфраструктуры рыночного хозяйства
Республики Беларусь………………………………………………..............13
2.1. Инфраструктура рынка труда……………………………….............13
2.2. Инфраструктура финансового рынка……………………….............19
2.3. Инфраструктура информационного рынка…………………............24
3. Перспективы развития инфраструктуры рыночных хозяйств в Республике Беларусь……………………………………………..............29
3.1. Особенности формирования рыночной инфраструктуры................29
3.2. Проблемы формирования инфраструктуры рынка………..
3.3. Инновационная инфраструктура Республики Беларусь…..
Заключение………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………….

Файлы: 1 файл

инф. рынк..doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство  разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

б) стабилизация экономики. Правительство  использует бюджетно-налоговую и  кредитно-денежную политику для преодоления  спада производства, для сглаживания  инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

в) социально-ориентированное распределение  ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия  для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;

г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство  гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.

 

 

Подводя итог главе, отметим, что инфраструктура – система взаимосвязанных специализированных организаций, система взаимосвязанных потоков товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. На развитие инфраструктуры рынка оказали влияние технологические уклады. Государство создает условия для развития рыночной инфраструктуры: корректирует отклонения рыночного механизма, берет на себя ответственность за создание равных условий для развития соперничества и т.д.

 

 

Таким образом, главным итогом начавшихся реформ явился качественный сдвиг, окончательный  разрыв с прежней хозяйственной  системой и создание условий для  формирования основ рыночной экономики. Но структурные изменения менее  глубоки, чем это минимально необходимо для функционирования социально ориентированной рыночной экономики. Они происходят гораздо медленнее, чем в других странах, что проявляется, в том числе в ограниченных размерах частного сектора. Очевидно, что эти процессы станут важнейшим содержанием довольно длительного периода, в ходе которого в нашей стране и возникнет современная рыночная экономика.

рыночный инфраструктура кредитный банковский биржа

 

2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ  ИНФРАСТРУКТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ

 

.1 Особенности и проблемы развития инфраструктуры в республике Беларусь

 

Белорусская модель экономического развития строится на научно обоснованном соотношении принципов рыночных отношений и государственного регулирования. Ее главная цель - постоянный и устойчивый рост благосостояния граждан, повышение качества жизни всех слоев населения. Одним из направлений устойчивого развития Республики Беларусь в мировой экономике является создание и развитие свободных экономических зон (СЭЗ). Совершенствование их деятельности необходимо осуществлять с учетом приоритетов структурно-инвестиционной политики, создания полюсов ускоренного роста путем привлечения иностранных инвестиций, стимулирования развития экспорта и импортозамещающих производств, внедрения современных технологий и новых' методов хозяйствования. Их создание и функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности, отработкой рыночной модели развития, обеспечением благоприятных условий для экономического развития регионов страны, созданием новых рабочих мест, ускорением научно-технического прогресса.

Мировая практика свидетельствует, что удельный вес добавленной  стоимости в сфере услуг существенно  выше, чем в промышленности и сельском хозяйстве. В республике этот показатель составляет 63-65%, в промышленности - 27~28, сельском хозяйстве - 36-39%.

 

 

Таблица 2.1

Объем платных услуг  населению

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Платные услуги населению

                     

в фактически действовавших  ценах, млрд. руб.

7673,4

632,61)

1367,3

2495,7

4048,7

5212,4

6776,2

8307,2

9988,2

12607,6

14223,4

в сопоставимых ценах, в  процентах к предыдущему году

95,0

104,9

109,0

108,7

111,2

112,9

115,3

111,2

111,5

113,9

102,8

В том числе бытовые  услуги

                     

в фактически действовавших ценах, млрд. руб.

1330,7

108,41)

208,4

348,0

445,2

597,2

839,1

1020,3

1307,7

1671,4

1985,7

в сопоставимых ценах, в  процентах к предыдущему году

79,8

113,0

114,0

122,6

113,6

116,3

130,0

121,2

121,9

125,8

116,4


Источник: разработка на основании данных министерства статистики и анализа Республики Беларусь

 

Анализируя таблицу 2.1 нужно отметить, что в Республике Беларусь, по данным Платежного баланса  за 2009 г., доля сферы услуг в ВВП  составляла около 43%, практически равняясь доле ВВП, формируемой в сфере производства товаров. Анализ статистических данных показывает, что за период с 1990 по 2009 г. производство товаров в составе ВВП республики уменьшилось с 68,9 до 44,0%, или на 24,9%, а производство услуг за это время увеличилось на 14,4% (с 28,6 до 43,0%).

К сфере услуг относятся 19 отраслей. Наибольшую долю в ВВП  занимают такие отрасли, как торговля и общественное питание (10,3%), транспорт (6,7%), образование (3,5%), здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (3,5%) (по данным за 2009г.).

Международная торговля услугами складывается для республики благоприятно, о чем свидетельствует  положительное торговое сальдо. Устойчивое положительное сальдо по услугам  позволило компенсировать дефицит  торгового баланса.

Активно развивался экспорт услуг. Доля экспорта услуг Беларуси в общем объеме экспорта товаров и услуг страны в 2006 г. составляла около 10,9%. Развитие экспорта услуг осуществляется в республике на основе использования конкурентных преимуществ, в частности таких, как:

транзитный коридор;

рациональная система  подготовки кадров;

большое число научных  организаций, обслуживающих отдельные  отрасли сферы услуг.

В 2009 г. экспорт услуг  Беларуси увеличился в 2,3 раза к уровню 2000 г.

В стоимостном выражении  в 2009 г. экспорт услуг составил 2299,2 млн. долл. США (вырос на 10,9% в сравнении с 2005 г.), в том числе доля экспорта услуг в страны СНГ достигла 30,8%. Наибольший удельный вес в экспорте услуг (46,6%) приходится на транспортные услуги, которые в 2006 г. по сравнению с предыдущим годом увеличились на 17,2% и составили 1568,0 млн. долл. США. Рост экспортных перевозок наблюдался по всем видам транспорта. Экспорт услуг по статье «поездки» увеличился на 7,5% и составил в 2009 г. 272,0 млн. долл. США. Экспорт услуг связи вырос на 12,2%, строительных, напротив, значительно сократился - на 38,6%. Положительное сальдо внешнеторгового баланса услуг в целом за 2009 г. незначительно, но сократилось - на 16,0 млн. долл. и составило 812,3 млн. долл. США (прежде всего по причинам роста импорта поездок - на 122,7% в 2006 г. по сравнению с 2008 г. и существенного сокращения экспорта строительных услуг) [14].

Следует отметить, что  масштабы экспортных услуг Беларуси не велики. Устойчивый рост экспорта коммерческих услуг обусловлен прежде всего транспортной составляющей. Определяющими видами транспорта в Беларуси являются: железнодорожный, трубопроводный (превалирующий в позиции «другие виды транспорта») и, в меньшей степени, автомобильный, что свидетельствует о недостаточном использовании выгодного географического положения страны. Доля экспортных перевозок автомобильным транспортом в общем объеме экспорта товаров и услуг республики составляет всего около 1%. Такова же доля поездок, что свидетельствует о явно недостаточном у нас развитии въездного туризма. То есть на сегодняшний день из всех видов услуг, экспортируемых Беларусью, валюта зарабатывается в основном на железнодорожных перевозках, доля которых в общем объеме перевозок составляет 75% (если исключить трубопроводный транспорт) [21].

Доли составляющих статьи «другие услуги» в экспорте 2001 и 2009 гг. представлены на рис. 4. За рассматриваемый период доля услуг связи возросла с 25,1 до 27,1%, строительные услуги уменьшили вклад с 21,5 до 9,5%. Доля компьютерных и информационных услуг возросла с 3,1 до 12,7%.

Белорусская модель экономического развития строится на научно обоснованном соотношении принципов рыночных отношений и государственного регулирования. Ее главная цель - постоянный и устойчивый рост благосостояния граждан, повышение  качества жизни всех слоев населения. Одним из направлений устойчивого развития Республики Беларусь в мировой экономике является создание и развитие свободных экономических зон (СЭЗ). Совершенствование их деятельности необходимо осуществлять с учетом приоритетов структурно-инвестиционной политики, создания полюсов ускоренного роста путем привлечения иностранных инвестиций, стимулирования развития экспорта и импортозамещающих производств, внедрения современных технологий и новых' методов хозяйствования.

 

Таблица 2.2

Производство валового внутреннего продукта

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Валовой внутренний продукт:

                     

в текущих ценах, млрд. руб.

121403

9134

17173

26138

36565

49992

65067

79267

97165

129791

136790

Валовой внутренний продукт  на душу населения, тыс. руб.

11909

9131)

1722

2634

3703

5088

6656

8145

10015

13407

14153


Источник: разработка на основании данных Министерства статистики и анализа Республики Беларусь [21]

 

Анализируя таблицу 3.2 отметим, что производство ВВП в 2009 году увеличилось на 6999 млрд. руб., а по сравнению с 1995 годом на 15387 млрд. руб., что является хорошим экономическим показателем для государства.

Главные из них: развитая и диверсифицированная экономическая  структура с большим количеством  конкурентных эффективных фирм-производителей; наличие мощного финансового сектора и развитых финансовых рынков, а также эффективно выполняющих свои функции административных институтов. Чем хуже выполняются названные условия, тем меньше эффекта от методов косвенного регулирования. Соответственно, мы имеем слаборазвитую экономику; сырьевую экономику; экономику, в которой доминируют крупные монополии, которая в целом мало поддается их воздействию, а стимулирующий эффект от этих мер в такого рода экономике крайне слаб. Это вовсе не означает, что макроэкономическая политика в такой экономике не нужна - напротив, она, безусловно, необходима, но, во-первых, ей нужен особый инструментарий, учитывающий состояние ее производственной и институциональной базы, и, во-вторых, она может сыграть лишь вспомогательную роль благоприятствующего условия. Источником подлинного роста и развития и толчком к нему здесь должны быть меры иного характера - меры, которые воздействуют на хозяйствующие субъекты не такими продвинутыми инструментами, как, например, снижение ставки рефинансирования, а более определенно и непосредственно.

 

Таблица 2.3

Основные показатели розничной торговли

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Розничный товарооборот:

                     

в фактически действовавших  ценах, млрд. руб.

46853

41971)

8171

11910

15170

19452

25230

31062

38168

50651

55913

Число объектов розничной  торговой сети (на конец года), тыс.

30,0

30,8

29,7

29,6

31,1

32,8

34,2

35,4

36,1

41,0

Число объектов общественного  питания (на конец года), тыс.

9,3

8,7

8,9

8,8

8,7

10,0

10,5

10,8

11,1

11,5


Источник: разработка на основании данных Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. [21].

 

Анализируя таблицу 2.3 отметим, что розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации в 9г. составил 55,9 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 5,3 трлн. руб. больше, чем в 2008 г. Прогнозные параметры по темпам роста розничного товарооборота по итогам 2009г. выполнены всеми областями и г. Минском.

 

Таблица 2.4

Распределение розничного товарооборота по формам собственности (в процентах к итогу)

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Розничный товарооборот - всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе по формам собственности:

                     

государственная

37,6

24,9

21,2

20,4

18,4

16,9

15,8

15,4

15,0

14,7

14,3

частная

62,1

74,3

77,4

78,0

79,8

81,2

81,9

81,5

81,9

81,9

82,0

из нее организаций  потребительской кооперации

16,1

13,9

12,2

11,0

10,2

10,3

9,7

9,9

9,7

9,5

9,6

иностранная

0,3

0,8

1,4

1,6

1,8

1,9

2,3

3,1

3,1

3,4

3,7


Источник: разработка на основании данных Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. [21].

 

Анализируя таблицу 2.4 отметим, что доля продажи товаров отечественного производства магазинами в объеме их розничного товарооборота в 2009г. составила 77,1%, в том числе продовольственных товаров - 85,4%, непродовольственных - 66,1%. Торговыми организациями розничной торговли и общественного питания в 2009г. продано продовольственных товаров на 26 трлн. рублей, или в сопоставимых ценах 116,3% к уровню 2008г.

Производство продукции  сельского хозяйства составило 90 процентов, инвестиции в основной капитал - 95 процентов к уровню 1990 года.

 

Таблица 2.5

Основные социально-экономические  показатели Республики Беларусь за 1995-2009 года

Информация о работе Инфраструктура рынка и ее составные части