Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 22:28, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследовать инфраструктуру рынка и ее составные части.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность, понятие, виды инфраструктуры рыночной экономики;
- исследовать закономерности функционирования инфраструктуры рыночной экономики;
- изучить пути совершенствования и проблемы инфраструктуры рыночной экономики Республики Беларусь.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Инфраструктура рыночной экономики: понятие и функции.………………...5
1.1 Понятие и сущность инфраструктуры рынка………………………...............5
1.2 Основные элементы рыночной инфраструктуры………………....................10
1.3 Факторы, оказывающие влияние на формирование
инфраструктуры рынка………...........................................................................14
2. Анализ инфраструктуры рыночного хозяйства
Республики Беларусь………………………………………………..............13
2.1. Инфраструктура рынка труда……………………………….............13
2.2. Инфраструктура финансового рынка……………………….............19
2.3. Инфраструктура информационного рынка…………………............24
3. Перспективы развития инфраструктуры рыночных хозяйств в Республике Беларусь……………………………………………..............29
3.1. Особенности формирования рыночной инфраструктуры................29
3.2. Проблемы формирования инфраструктуры рынка………..
3.3. Инновационная инфраструктура Республики Беларусь…..
Заключение………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………….
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
20092) | |
Численность населения (на конец года), тыс. человек |
10177 |
9990 |
9951 |
9899 |
9849 |
9800 |
9751 |
9714 |
9690 |
94933) |
94803) |
Денежные доходы населения, млрд. руб. |
63077 |
5577 |
11506 |
17087 |
22795 |
29565 |
38622 |
48685 |
58670 |
75305 |
87605 |
Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году |
66,4 |
114,1 |
128,1 |
104,1 |
103,9 |
109,8 |
118,4 |
117,8 |
113,2 |
111,8 |
102,9 |
Валовой внутренний продукт |
|||||||||||
млрд. руб. |
121403 |
9134 |
17173 |
26138 |
36565 |
49992 |
65067 |
79267 |
97165 |
129791 |
136790 |
Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг, всего |
9,9 |
13,1 |
7,8 |
8,5 |
9,1 |
13,4 |
13,5 |
13,6 |
11,7 |
14,0 |
15,5 |
Продукция сельского хозяйства |
|||||||||||
млрд. руб. |
46525 |
2734 |
4539 |
6521 |
7814 |
10545 |
12826 |
15544 |
18102 |
25052 |
26538 |
Инвестиции в основной капитал |
|||||||||||
млрд. руб. |
22381,6 |
1809,0 |
3049,3 |
4484,6 |
7131,2 |
10783,4 |
15095,8 |
20374,1 |
26053,3 |
37202,3 |
43065,6 |
Розничный товарооборот |
|||||||||||
млрд. руб. |
46853 |
4197 |
8171 |
11910 |
15170 |
19452 |
25230 |
31062 |
38168 |
50651 |
55913 |
Платные услуги населению |
|||||||||||
млрд. руб. |
7673 |
633 |
1367 |
2496 |
4049 |
5212 |
6776 |
8307 |
9988 |
12608 |
14223 |
в процентах к предыдущему году |
95,0 |
104,9 |
109,0 |
108,7 |
111,2 |
112,9 |
115,3 |
111,2 |
111,5 |
113,9 |
102,8 |
Источник: разработка на основании данных министерства статистики и анализа Республики Беларусь [21].
Анализируя таблицу 2.5 отметим, что основные макроэкономические показатели на 2005 - 2009годы выполнены. Это позволило в 2009 году по многим параметрам значительно превысить уровень 1990 года: по производству ВВП - на 27 процентов, выпуску промышленной продукции - на 53, производству потребительских товаров - на 66, реальным денежным доходам - на 75 и по заработной плате - на 95 процентов. Инвестиции в основной капитал увеличились в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 5863,3 млн. руб., а в сравнении с 1995годом в 1,92 раза. Розничный товарооборот увеличился в 2009 году на 5262 млн. руб.. в сравнении с 2007 годом 17745 млн. руб. Платных услуг населению оказано на 14223 млн. руб., что на 12,8% больше чем в 2008году и на 86больше чем в 1995году. [22].
Розничный товарооборот в 2009 году, включая общественное питание, через все каналы реализации составил 6345,7 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 2,9% больше, чем в 2008 году (задание на 17,5%). Населению продано продовольственных товаров на 3300,7 млрд. рублей, непродовольственных - на 3045 млрд. рублей, что составило 100,3% и 105,8% к уровню предыдущего года соответственно.
В 2009 году, несмотря на негативное влияние мирового финансового кризиса, на потребительском рынке области сохранена стабильная ситуация по обеспечению населения всеми продовольственными и непродовольственными товарами.
При снижении в прошлом году в республике производства потребительских товаров, сокращении импортных поставок, незначительном росте реальных доходов населения, областью обеспечен рост розничного товарооборота в сопоставимых ценах через все каналы реализации на 102,9%.
По результатам работы за январь-март 2010 года темп роста розничного товарооборота составил 110,5% (за аналогичный период прошлого года - 105,5%) [21].
В течение года в области проведено более 2-х тысяч ярмарок ”выходного дня“, 1080 предприятий торговли и общественного питания, продлили часы работы, перешли на режим работы без выходных дней, 65 магазинов переведено на круглосуточный режим работы. В 68 магазинах торговля организована с применением элементов дисконтной политики. В 1,8 тысячи объектах торговли организована реализация населению товаров в кредит с рассрочкой платежа.
Введено в действие 14,8 тыс. кв. метров торговых площадей. За счет нового строительства открыто 2 магазина ОАО ”Веста“ торговой площадью 535 и 340 кв. метров в г. Витебске, торговый центр ООО ”ТД ”Стрелец“ площадью 980 кв.метров в г. Полоцке. После реконструкции и технического перевооружения в областном центре открыты магазины ОАО ”Ника“ (820 кв. м), № 28 ОАО ”Витебские продукты“ (600 кв.м), торгово-деловой центр ”Беларусь“ ЧТУП ”МегаЕвротекс“ торговой площадью 12,4 тыс.кв.метров. В г. Орше открыт универсам ”Алми“ ООО ”Витист“ торговой площадью 710 кв. метров. Проведена реконструкция Смоленского рынка. Сеть общедоступных объектов общественного питания увеличилась на 35 единиц и 770 мест.
В настоящее время торговая сеть Витебской области представлена более 4500 магазинами торговой площадью 415,2 тыс.кв. метров, 1670 объектами общественного питания, 39 торговыми центрами площадью 53,2 тыс.кв. метров, в которых организована работа 3016 торговых объектов, а также 63 рынками на 14,6 тыс. торговых мест. На автомобильных дорогах расположено 64 объекта общественного питания придорожного сервиса.
Обеспеченность населения торговыми площадями на 1000 жителей составляет 359 кв.метров при нормативе социального стандарта 320 кв.метров.
На 1000 жителей приходится 23,6 места в общедоступных объектах общественного питания, при нормативном значении социального стандарта 22 места. Услуги населению области оказывают 804 общедоступных объекта общественного питания на 28,5 тыс. мест, в том числе 54 ресторана, 244 кафе, 138 баров. Имеется 8 объектов высшей наценочной категории, 84-первой и 712-второй.
В области 77% магазинов работают без обеденного перерыва, 67%- без выходных, 79%-в воскресенье. По методу самообслуживания работает 47% от общего количества магазинов.
В 2009 году населению оказано платных услуг в сопоставимых ценах на 3% больше, чем за 2008 год (задание на 14%).
Наибольшим спросом у населения пользовались услуги физической культуры и спорта, туристические и экскурсионные, санаторно-оздоровительные, культуры, медицинские, бытовые, связи и образования.
Анализ социально-
ü наличие организаций реального сектора экономики, имеющих неудовлетворительные результаты финансово-хозяйственной деятельности;
ü относительно высокая материало- и энергоемкость производства, зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;
ü слабая инновационная активность;
ü дифференциация оплаты труда по комплексам, отраслям и сферам экономики;
ü недостаточно высокий уровень пенсий, стипендий и других социальных выплат.
Учитывая, что в реальном секторе экономики в основном исчерпаны возможности наращивания производства за счет экстенсивных факторов, в предстоящей пятилетке необходимо обеспечить модернизацию экономики путем внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, максимального использования интеллектуального ресурса страны на основе всестороннего гармоничного развития человека [20].
Цели и задачи экономического развития Республики Беларусь на 2010 годы определены на основании анализа ее экономического положения, тенденций мирового развития, прогнозных показателей экономического роста соседних государств - основных торговых партнеров Беларуси, и прежде всего Российской Федерации, Казахстана, Украины, а также стран ЕС и других региональных интеграционных образований [21].
Главная цель экономического развития Республики Беларусь на 2010 годы - дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.
Для ее достижения необходимо обеспечить:
ü рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;
ü работу органов государственного управления в интересах человека с целью удовлетворения его потребностей;
ü благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального и физического совершенствования человека;
ü опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры - основы совершенствования человеческого капитала;
ü внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;
ü осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;
ü повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;
ü инновационную направленность развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств;
ü расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС; национальную безопасность страны.
Для реализации поставленных задач главные усилия потребуется сконцентрировать на следующих приоритетных направлениях:
ü всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;
ü инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение;
ü наращивание экспортного потенциала страны;
ü развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;
ü развитие малых и средних городов;
жилищное строительство.
На развитие сферы услуг в Беларуси обращено внимание в различных государственных программных документах. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. и Комплексной программой развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006-2010 гг. предусмотрено увеличить к концу предстоящего пятилетия объем реализации всех видов услуг по сравнению с 2008 г. в 1,5-1,6 раза. Это приведет к росту объемов производства в сфере услуг, где их доля в ВВП увеличится до 48%. Оценка современного состояния сферы услуг свидетельствует о ее недостаточном развитии относительно потребностей национальной экономики.
Это связано с ограниченным
спектром оказываемых услуг, отсутствием
современной инфраструктуры, недостаточным
развитием услуг в малых
В 2011 г. валовой внутренний продукт Беларуси, исчисленный по паритету покупательной способности, возрастет до рекордных $140,73 млрд. против $130,78 млрд. в 2010 г. и $120,87 млрд. в 2009 г.
Таблица 2.6
Прогноз основных экономических показателей Беларуси в 2010-2015 гг.
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
ВВП в текущих ценах, трлн. руб. |
129,8 |
136,8 |
157,9 |
187,5 |
216,7 |
244,8 |
274,1 |
306,6 |
Темпы прироста ВВП в сопоставимых ценах, % |
10,2 |
0,2 |
7,2 |
6,2 |
4,7 |
4,7 |
4,6 |
4,5 |
Дефлятор ВВП, % |
121,2 |
105,1 |
107,7 |
111,8 |
110,4 |
107,9 |
107,0 |
107,0 |
ВВП в текущих ценах, млрд |
60,75 |
48,98 |
52,89 |
59,66 |
66,78 |
74,12 |
81,88 |
90,50 |
ВВП на душу населения в текущих ценах, |
6399,7 |
5166,1 |
5606,8 |
6356,8 |
7150,7 |
7977,1 |
8855,8 |
9838,3 |
ВВП по паритету покупательной способности, млрд |
119,49 |
120,87 |
130,78 |
140,73 |
149,30 |
158,58 |
168,70 |
179,47 |
ВВП по ППС на душу населения, долл. |
12587 |
12750 |
13865 |
14994 |
15988 |
17067 |
18247 |
19510 |
Доля Беларуси в мировом ВВП, % |
0,171 |
0,173 |
0,170 |
0,171 |
0,172 |
0,175 |
0,178 |
0,182 |
Курс белорусского рубля к доллару США по ППС, руб. |
1086,2 |
1131,7 |
1207,7 |
1332,5 |
1451,4 |
1543,5 |
1624,6 |
1708,4 |
Инфляция, % (по методике «декабрь к декабрю») |
13,3 |
10,1 |
10,0 |
10,0 |
7,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
Валовой государственный долг, трлн. руб. |
14,889 |
34,397 |
47,029 |
52,842 |
57,056 |
61,152 |
64,719 |
67,949 |
Валовой государственный долг, в % к ВВП |
11,5 |
25,1 |
29,8 |
28,2 |
26,3 |
25,0 |
23,6 |
22,2 |
Дефицит счета текущих операций, млрд |
-5,262 |
-6,402 |
-7,388 |
-8,267 |
-8,395 |
-8,371 |
-8,372 |
-8,613 |
Дефицит счета текущих операций, в % к ВВП |
-8,66 |
-13,07 |
-13,97 |
-13,86 |
-12,57 |
-11,29 |
-10,23 |
-9,52 |
Уровень безработицы, % |
0,8 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
Население, млн. чел. |
9,493 |
9,480 |
9,433 |
9,385 |
9,339 |
9,292 |
9,245 |
9,199 |
Информация о работе Инфраструктура рынка и ее составные части