Инфраструктура рынка и ее составные части

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать инфраструктуру рынка и ее составные части.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность, понятие, виды инфраструктуры рыночной экономики;
- исследовать закономерности функционирования инфраструктуры рыночной экономики;
- изучить пути совершенствования и проблемы инфраструктуры рыночной экономики Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Инфраструктура рыночной экономики: понятие и функции.………………...5
1.1 Понятие и сущность инфраструктуры рынка………………………...............5
1.2 Основные элементы рыночной инфраструктуры………………....................10
1.3 Факторы, оказывающие влияние на формирование
инфраструктуры рынка………...........................................................................14
2. Анализ инфраструктуры рыночного хозяйства
Республики Беларусь………………………………………………..............13
2.1. Инфраструктура рынка труда……………………………….............13
2.2. Инфраструктура финансового рынка……………………….............19
2.3. Инфраструктура информационного рынка…………………............24
3. Перспективы развития инфраструктуры рыночных хозяйств в Республике Беларусь……………………………………………..............29
3.1. Особенности формирования рыночной инфраструктуры................29
3.2. Проблемы формирования инфраструктуры рынка………..
3.3. Инновационная инфраструктура Республики Беларусь…..
Заключение………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………….

Файлы: 1 файл

инф. рынк..doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

Наибольший рост экспорта в страны ТС оказался в товарной группе: седельных тягачей - в 5,5 раза до 344 шт., грузовых автомобилей - в 2,3 раза до 522 шт., черных металлов - в 2,2 раза до 40,7 тыс. т, тракторов - в 2,1 раза до 1873 шт. Что касается импорта, то в 7,7 раза до 21 т увеличились поставки хлопкового нечесаного волокна, в 2,4 раза до 1,4 тыс. т необработанного алюминия, в 1,8 раза до 5,2 тыс.т углеводородов циклических. Вместе с тем импорт сырой нефти по сравнению с январем 2010-го снизился на 49,6% и составил 360,6 тыс. т, природного газа - на 8% до 2,2 млрд. куб.м. Нефтепродуктов было поставлено 103,9 тыс.т. (на 3,5% больше), из них 91,6 тыс. т - из России, 12,3 тыс. т - из Казахстана.

При этом импорт в Беларусь на 4,6% до 1209,1 млн. долларов. Объем внешней  торговли товарами составил 1983 млн. долларов. Сальдо внешней торговли товарами сложилось отрицательное в размере 435,2 млн. долларов. По сравнению с январем 2010-го величина отрицательного сальдо сократилась на 150,4 млн. долларов.

Объем внешней торговли товарами с Россией за январь текущего года составил 1942 млн. долларов, в том числе экспорт - 747 млн. долларов (рост в сравнении с январем 2010 года на 35,8%), импорт - 1195 млн. долларов (на 3,8% больше).

Увеличение стоимостного объема экспорта в Россию обусловлено  ростом на 78,5% физического объема поставок. Прирост стоимостного объема импорта обеспечен исключительно ростом средних цен. Средние цены на экспортированные товары возросли на 6%, на импортированные - на 4,7%. Товарная масса экспорта увеличилась на 28,1%, физический объем импорта сократился на 0,9%. Отрицательное сальдо внешнеторговых операций Беларуси с Россией снизилось с 601,3 млн. долларов в январе прошлого года до 448 млн. долларов в январе 2011-го.

В январе текущего года значительно  увеличились стоимостные объемы внешней торговли с Казахстаном. Экспорт по сравнению с аналогичным периодом 2010-го увеличился на 32,5% до 26,9 млн. долларов, импорт - в 3,1 раза до 14,1 млн. долларов. Положительное сальдо внешней торговли товарами с Казахстаном снизилось с 15,7 млн. долларов в январе прошлого года до 12,8 млн. долларов в январе текущего.

Таким образом, инфраструктура рынка оказывает существенное влияние  на функционирование экономической  системы в целом, однако существует множество проблем в ее развитии из-за полного отсутствия элементов  рыночной инфраструктуры при командно-административной экономике и сейчас приходится создавать совсем новые экономические институты.

Разработанность этой проблемы в нормативных актах нашего правительства, разумное видение экономической  политики - вот основные направления  развития рыночной инфраструктуры.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема формирования рыночной инфраструктуры чрезвычайно  актуальна для стран с переходной экономикой, в том числе для  Республики Беларусь.

Инфраструктура рынка  выступает связующим звеном между  основными его субъектами. Она  представляет собой совокупность институтов, обеспечивающих обращение различных товаров.

Основными функциями  инфраструктуры рынка являются:

а) доведение товара до непосредственного потребителя;

б) обеспечение обратной связи между производителем и  потребителем;

в) перераспределение  ресурсов между отраслями и внутри отраслей;

г) аккумуляция временно свободных денежных средств, регулирование  денежного обращения.

Инфраструктура включает в себя товарные биржи, предприятия  оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы, банки, страховые компании, фонды фондовые биржи, биржи труда, информационные агентства, юридические конторы, рекламные агентства, аудиторские и консалтинговые фирмы, которые в совокупности выполняют все вышеперечисленные функции.

Проблема формирования рыночной инфраструктуры чрезвычайно  актуальна для стран с переходной экономикой, в том числе для  Республики Беларусь.

Инфраструктура рынка  выступает связующим звеном между  основными его субъектами. Она  представляет собой совокупность институтов, обеспечивающих обращение различных товаров.

Современная кредитная  система представлена разнообразными кредитно-финансовыми институтами, которые выполняют аккумуляцию  и мобилизацию доходов. Банковская система является основным звеном кредитной системы, играет исключительно важную роль в рыночной экономике. Банки, по существу, выступают в роли финансовых посредников. Они аккумулируют вклады, предоставляют полученные средства в качестве ссуд юридическим и физическим лицам, а так же выполняют различные расчетные, гарантийные и иные операции.

Банковская реформа  в нашей стране началась в годы перестройки с реорганизации  Государственного Банка СССР, из состава  которого было выделено несколько государственных  специализированных банков. Несколько  позже возникли первые коммерческие банки. На рубеже 80-х -- 90-х годов стала формироваться двухуровневая структура банковской системы. характерная для современной экономики. Эта система предусматривает наличие Центрального банка, наделенного эмиссионными и нормативными функциями, и сети коммерческих банков, выполняющих обслуживание юридических и физических лиц.

В связи с острым экономическим  и финансовым кризисом в нашей  стране положение подавляющего большинства  коммерческих банков было и остается крайне тяжелым.

Несмотря на бурное развитие коммерческих банков за последние годы, их численность еще далеко не достаточна. По плотности банков Беларусь значительно  уступает развитым зарубежным странам.

Во всех развитых государствах действует многоуровневый контроль за деятельностью банков - со стороны Центрального банка, министерства финансов, местных и региональных органов власти, что позволяет предотвращать банкротства, восстанавливать платежеспособность банков и т. д.

От качественного и  количественного роста банковского сектора в огромной степени зависит выход нашей страны из экономического кризиса. Несмотря на обремененность многочисленными проблемами, современные банки уже сложились в мощную экономическую силу. Для повышения их роли в экономике и способности перераспределять финансовые ресурсы в интересах всего народного хозяйства необходимо укреплять финансовую базу банковского сектора и существенно улучшить законодательные условия в банковской деятельности.

Сегодня рынок ценных бумаг Республики Беларусь находится  в начальной стадии развития. При этом имеется значительный потенциал, как со стороны профессиональных участников рынка, так и со стороны инвесторов

Таким образом, инфраструктура рынка оказывает существенное влияние  на функционирование экономической  системы в целом, однако существует множество проблем в ее развитии из-за полного отсутствия элементов рыночной инфраструктуры при командно-административной экономике и сейчас приходится создавать совсем новые экономические институты.

Разработанность этой проблемы в нормативных актах нашего правительства, разумное видение экономической политики - вот основные направления развития рыночной инфраструктуры.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общ. ред. д.э.н., профессора Н.В. Сидоровича. МГУ им. М.В. Ломоносова. - 5-е изд. перераб. и доп. - М.: Изд. "Дело и Сервис", 2006.-125с.

2. Акбашев Р., Семенов Г., Сафиулин М. Принципы федерализма и регулировании внешнеэкономической деятельности //Рос. экон. журн 2009-1.с.12

. Асланова Т.О. О пользе протекционизма //Рос. Федерация. 2009 №22-24. С. 35-38.

. Асланова Т.О. Регулирование внешнеэкономической сферы: некоторые проблемы совершенствования //Пробл. прогноз. 2009 № 2. С. 90-103.

. Беларусь: цены, рынки и реформа предприятий. Всемирный банк, Washington, D.C. 20433, U.S.A., 2009.с.17

. Вяжбовская-Мязга А. Россия и Беларусь - состояние и перспективы действительной интеграции // Внешняя политика Беларуси в исторической ретроспективе. Материалы междун. научи, конференции, 24-25 мая 2007 г. Минск, 2009.с.13

. Внешняя торговля Республики Беларусь: Стат. сборник. Минск, 2007.с.9

. Григорьева РА., Мартынова MJO. Межэтнические отношения и национальная политика в Белоруссии // Новые славянские диаспоры. М., 2009.с.9

. Декларация о развитии человека за 2005 год. Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Минск: Юнипак, 2005.с.15

. Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. N 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»//Информационно-правовая система Бизнес-Инфо.-с.2

. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. Минск Юнипак, 2004.с.5

. Политические и экономические взаимоотношения Беларуси со странами мира. // Приложение к журналу «Политика». 2009. №2/3.с.7

. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 1997 г. №255 «О Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь»

. Рабинович А.М. Некоторые аспекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь //Акт. пробл. гос. планир, и регулир. экономики республики: Сб. науч. тр. Мн.: 2008. С. 138 -144.

. Стиглиц Джозеф. Глобализация: тревожные тенденции. М.: Мысль, 2008.с.8

. Шимов ВЛ. Беларусь и Европейский союз: основные проблемы и направления экономического сотрудничества в контексте расширения Евросоюза // Расширение Европейского союза и Республика Беларусь на новой границе: В 2 ч. Минск, 2004. Ч. 1. с.25

. Шурубоеич А.В. Некоторые проблемы российско-белорусской валютной интеграции // Процессы интеграции на постсоветском пространстве: тенденции и противоречия. М., 2007.с.31

. Шимов ВЛ. Беларусь: от экономического кризиса к устойчивому росту // Белорусский экономический журнал. 2009. № 2.с.9

. Шимова О.С., Данысова HJ}. Рыночные механизмы решения глобальной экологической проблемы // Белорусский экономический журнал. 2009 № 3.с.7

. Шимова О.С. Оценка природно-эколо-гических конкурентных преимуществ Беларуси // Przeglad polityczno-gospodarczy Europy Srodkowej i Wschodniej. - Wloslavek, 2009.3* 1(2).с.15

21. .http://belstat.gov.by Официальный сайт Министерства Статистики и анализа Республики Беларусь

. http://www.mfa.gov.by Официальный сайт Министерства Иностранных дел Республики Беларусь

 


Информация о работе Инфраструктура рынка и ее составные части