Инфраструктура рынка и ее составные части

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать инфраструктуру рынка и ее составные части.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность, понятие, виды инфраструктуры рыночной экономики;
- исследовать закономерности функционирования инфраструктуры рыночной экономики;
- изучить пути совершенствования и проблемы инфраструктуры рыночной экономики Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Инфраструктура рыночной экономики: понятие и функции.………………...5
1.1 Понятие и сущность инфраструктуры рынка………………………...............5
1.2 Основные элементы рыночной инфраструктуры………………....................10
1.3 Факторы, оказывающие влияние на формирование
инфраструктуры рынка………...........................................................................14
2. Анализ инфраструктуры рыночного хозяйства
Республики Беларусь………………………………………………..............13
2.1. Инфраструктура рынка труда……………………………….............13
2.2. Инфраструктура финансового рынка……………………….............19
2.3. Инфраструктура информационного рынка…………………............24
3. Перспективы развития инфраструктуры рыночных хозяйств в Республике Беларусь……………………………………………..............29
3.1. Особенности формирования рыночной инфраструктуры................29
3.2. Проблемы формирования инфраструктуры рынка………..
3.3. Инновационная инфраструктура Республики Беларусь…..
Заключение………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………….

Файлы: 1 файл

инф. рынк..doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

Реализация этих задач  банками, принадлежащими государству, может быть обеспечена через увеличение их капитала путем последовательного осуществления инвестиций в уставные фонды со стороны государства и организаций, основанных на государственной собственности.

Увеличение уставных фондов банков, в которых государство  участвовать не будет, должно происходить  преимущественно за счет средств иностранных инвесторов. Для достижения негосударственными банками уровня европейских стандартов участие нерезидентов Республики Беларусь в формировании уставных фондов за 2001- 2005 годы должно увеличиться в 34 раза, за 2006-2010 гг. - в 4,5 раза.

Для предотвращения возможности  появления на белорусском рынке  банковских услуг кредитных организаций, контролируемых иностранными учредителями с сомнительной репутацией, должен быть сохранен разрешительный принцип  доступа иностранного капитала в банковскую систему Беларуси.

Еще одним слабым звеном в финансовой системе Беларуси являются институты, ориентированные на долгосрочные инвестиции. В стране практически  отсутствуют инвестиционные фонды, мобилизующие ресурсы (в первую очередь  мелких частных инвесторов). Это - негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, выступающие в странах с развитой рыночной экономикой в качестве крупнейших институциональных инвесторов. В значительной мере их рост сдерживается из-за отсутствия адекватного законодательства (в части пенсионных и страховых сбережений) и достаточного количества профессиональных управляющих компаний. Для обеспечения системы работы инвестора в "одном окне" будет продолжено совершенствование функций органов государственного управления в рамках проводимой реформы структуры власти в стране.  Присоединение Беларуси к ВТО рассматривается как важнейший шаг в направлении интеграции в мировую экономику, который даст республике необходимый инструментарий для защиты и продвижения своих интересов в рамках системы международной торговли. В то же время присоединение к ВТО ставит перед Республикой Беларусь задачу обеспечить соответствие ее внешнеэкономического законодательства правилам ВТО. В частности, планируется упростить доступ иностранных инвесторов на рынок страховых и других финансовых услуг республики. Таким образом, преимущества, предлагаемые юридической системой международной торговли и выгоду, которую из нее можно извлечь, следует рассматривать с двух различных точек зрения:

с точки зрения предприятий как экспортеров товаров и услуг;

с точки зрения предприятий  как импортеров сырья, других товаров  и услуг, необходимых для производства товаров на экспорт.

. Преимущества для  экспортеров товаров и услуг.  Гарантия доступа

В торговле товарами почти все импортные таможенные тарифы развитых стран и значительная доля тарифов развивающихся стран и стран с переходной экономикой связаны во избежание дальнейших повышений. Такое "замораживание" гарантирует, что облегченный доступ на рынок, достигнутый в результате снижения тарифов, не будет нарушен внезапным их ростом или введением других ограничений странами-импортерами. В торговле услугами обязательства не ограничивать доступ иностранных услуг и их поставщиков на рынок "связываются" тем, что они не должны выходить за пределы условий и ограничений, которые зафиксированы в национальном перечне обязательств.

Система ВТО обеспечивает стабильность доступа к экспортным рынкам, обязывая страны применять  на границе набор единых правил, содержащихся в различных соглашениях (в частности, правил оценки таможенной стоимости, инспектирования товаров на предмет определения их соответствия обязательным требованиям и стандартам или выданным импортным лицензиям и т.п.). Наличие таких единых правил помогает экспортерам, т.к. они устраняют различия в требованиях, предъявляемых к экспортерам на разных рынках.

Такой гарантированный  доступ к рынкам, который обеспечивается связыванием обязательств, дает возможность  экспортным отраслям формировать инвестиционные и производственные планы в условиях большей определенности [22].

. Права предприятий-экспортеров

Примером прав, предоставляемых  Соглашениями в пользу экспортирующих предприятий, является право предъявлять  в ходе расследований в странах-импортерах свои доказательства по поводу введения антидемпинговых или компенсационных пошлин. Когда власти импортирующих стран игнорируют их права, предприятия-экспортеры не могут обратиться к ним за разъяснениями напрямую. Они должны поставить этот вопрос перед своим правительством и предоставить ему возможность на двусторонней основе решать его с правительством страны-импортера и, если необходимо, обратиться к процедуре разрешения споров, установленной ВТО.

. Преимущества для  импортеров сырья, других товаров  и услуг

Предприятия и организации  импортируют сырье, товары и услуги не только для производства товаров на экспорт. Основное правило, требующее выдавать разрешение на ввоз импортируемых товаров без дальнейших ограничений после уплаты таможенных пошлин, и гарантии того, что применяемые на границе меры внутреннего регулирования соответствуют единым правилам соглашений, облегчают процесс импорта. Они предоставляют экспортным отраслям индустрии определенную гарантию продажи своих товаров без задержки и по приемлемым ценам. Для импортеров же связывание таможенных тарифов, предусмотренных соглашениями, является индикатором того, что их затраты на импорт не будут подвержены инфляции из-за введения более высоких таможенных пошлин.

. Права импортеров

Ряд соглашений требует, чтобы законодательства стран-членов ВТО обеспечивали определенные права импортерам. Правительства обязаны некоторым из этих прав придавать юридическую силу через свою правовую систему. В отношении других прав правительствам просто надлежит прилагать максимум усилий с тем, чтобы заинтересованные стороны могли получить от них полную выгоду. Придание законодательной силы таким правам предусмотрено в частности Соглашением по таможенной стоимости, обязывающим правительства законодательно подтверждать право импортеров:

ü представлять обоснование объявленной стоимости в случаях, когда таможенные власти выражают сомнение в отношении правдивости и точности этой стоимости;

ü требовать от таможенных властей предоставления им в письменном виде причины, по которым объявленная стоимость не принимается, с тем, чтобы они имели возможность обратиться к руководству более высокого уровня и опротестовать это решение.

К правам, требующим от правительственных органов просто содействовать импортерам, относятся  права, вытекающие из Соглашения по лицензированию импорта, предусматривающего выдачу лицензии на импорт в течение определенного периода времени после получения заявления. В данном случае, если иное не предусмотрено национальным законодательством, импортер имеет право только ожидать выдачи лицензии в установленный срок.

Реализация таких прав часто зависит от условий, которые  должны выполнить отрасль либо предприятие. Например, как отмечалось ранее, отрасль  имеет право обратиться в правительственный  орган с просьбой ввести защитные меры, антидемпинговые или компенсационные пошлины только в том случае, если может доказать расследующим ситуацию инстанциям, что ее просьба затрагивает интересы производителей, на долю которых приходится значительная часть товара, производимого в данной отрасли. Изучающие ситуацию инстанции обязаны, в свою очередь, перед тем, как приступить к расследованию, выяснить, соответствуют ли действительности факты, содержащиеся в заявлении.

Существенные изменения  планируется произвести в формировании фондового рынка. В настоящее  время в республике имеются необходимые атрибуты рынка ценных бумаг. На основе действующего законодательства созданы и функционируют республиканский орган регулирования рынка ценных бумаг, валютно-фондовая биржа, депозитарная система для регистрации прав на ценные бумаги, профессиональные участники рынка ценных бумаг, эмитенты ценных бумаг. Однако, практическое отсутствие вторичного рынка ценных бумаг, тесно связанного с вопросами приватизации и разгосударствления, а также механизмами определения реальных рыночных цен на ценные бумаги, находящиеся в обращении, негативным образом сказывается на активности фондового рынка.

Дальнейшее развитие возможностей рынка ценных бумаг  позволит расширить источники финансирования инвестиций, будет способствовать развитию инструментов банковского инвестиционного кредитования (залоговые механизмы и ипотечное кредитование). Кроме того, акционирование юридических лиц и последующее формирование финансово-промышленных групп предполагает налаживание адекватных сегментов фондового рынка (биржевые операции с акциями организаций, облигациями, векселями, т.п.). Это позволит создать механизмы не инфляционного кредитования организаций и Правительства под залог ценных бумаг обеспеченных имуществом.

Отсутствует рынок производных  ценных бумаг. Необходимость создания биржевого рынка производных ценных бумаг обусловлена тем, что они позволяют:

ü снизить инвестиционный риск, связанный с изменчивостью рынков;

ü повысить, что важно в современных условиях, норму прибыли портфеля инвестиций, когда традиционные портфели таких финансовых активов, как акции и облигации, дают ограниченный эффект;

ü выходить на новые рынки и участвовать в широком спектре новых финансовых инструментов, недоступных для традиционных методов инвестирования;

ü обеспечить создание единого биржевого пространства Республики Беларусь и Российской Федерации;

ü сформировать механизм кредитных деривативов, позволяющий осуществлять кредитование организаций и Правительства под залог ценных бумаг, обращающихся на биржевом рынке

Оперативным институциональным решением в создании биржевого рынка производных ценных бумаг является формирование секции срочного рынка на ОАО "БВФБ". Для этого необходимо внести дополнения в Концепцию формирования расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам Республики Беларусь в части срочных сделок, а также разработать нормативный документ, регламентирующий правила проведения расчетов по совершаемым на бирже сделкам со срочными финансовыми инструментами. Непосредственная реализация указанных предложений предусматривается мероприятиями к настоящей программе.

Развитие рынка ценных бумаг позволит усовершенствовать  также и рыночный механизм рефинансирования банков посредством выдачи им льготных централизованных кредитов. Для этого  в законодательство должно быть внесено  дополнение по перечню применяемых инструментов залога, принят закон о залоге, а также обеспечена разработка и принятие положения Национального банка Республики Беларусь "О порядке предоставления Национальным банком кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами" с применением таких инструментов залога, как векселя, права требования по кредитным договорам финансово устойчивых организаций, отвечающих установленным Национальным банком требованиям.

Для решения указанных  задач следует активизировать деятельность существующих валютной и фондовой секций ОАО "БВФБ", а также создать секцию производных ценных бумаг. Активизация деятельности фондовой и валютной секции ОАО "БВФБ" предполагает:

ü разрешение биржевого вторичного обращения акций, приобретенных инвесторами в результате чековой приватизации, то есть отмену моратория на вторичное отчуждение в части биржевых операций;

ü организацию реальных продаж через биржу государственных пакетов акций приватизированных организаций по рыночным ценам, что позволит наладить реализацию акций под инвестиционные проекты нефинансовых организаций;

ü проработку "БВФБ" и заинтересованными вопросов по созданию комплексной системы анализа и раскрытия информации о белорусском рынке ценных бумаг (эмитенты, профучастники, операции, нормативная база, рейтинги) на базе Интернет, а также о внедрении электронного документооборота и технологии электронной подписи по биржевым операциям купли-продажи ценных бумаг;

ü создание новой системы торгов иностранными валютами, позволяющей осуществлять более широкий спектр операций на биржевом валютном рынке;

ü обеспечить благоприятное налогообложение на доходы от операций с ценными бумагами резидентов, что позволит повысить привлекательность национальных фондовых инструментов.

В развитии инфраструктуры рыночной экономики большое значение отведено Союзному государству Белоруссии и России.

Приоритетным направлением союзного строительства является формирование единого экономического пространства. Особую актуальность это направление  приобрело в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

За прошедшие 14 лет  многое сделано по выработке согласованной  экономической политики и созданию единого экономического пространства Союзного государства. Вошла в практику ежегодная разработка и реализация прогнозов социально-экономического развития Союзного государства, прогнозных балансов спроса и предложения по важнейшим видам продукции, а также балансов топливно-энергетических ресурсов Союзного государства.

За время существования  Союзного государства товарооборот между Беларусью и Россией вырос более чем в 5 раз. За первые 9 месяцев 2010 года объем товарооборота между двумя странами составил 19,4 млрд. долларов, что на 20% выше этого показателя за аналогичный период 2009 г. 85% товарного потока из Европы в Россию идет через Беларусь. Поэтому Павел Бородин предлагает создать Союзный транспортный коридор, который может обеспечить 1,5-2 млн. новых рабочих мест в Беларуси и около18-20 млн. в России. Беларусь в январе 2011 года по сравнению с январем 2010-го увеличила объем экспорта товаров в страны Таможенного союза в текущих ценах на 35,7% до 773,9 млн. долларов. Об этом сообщает Национальный статистический комитет Республики Беларусь.

Информация о работе Инфраструктура рынка и ее составные части