Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 22:28, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследовать инфраструктуру рынка и ее составные части.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность, понятие, виды инфраструктуры рыночной экономики;
- исследовать закономерности функционирования инфраструктуры рыночной экономики;
- изучить пути совершенствования и проблемы инфраструктуры рыночной экономики Республики Беларусь.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Инфраструктура рыночной экономики: понятие и функции.………………...5
1.1 Понятие и сущность инфраструктуры рынка………………………...............5
1.2 Основные элементы рыночной инфраструктуры………………....................10
1.3 Факторы, оказывающие влияние на формирование
инфраструктуры рынка………...........................................................................14
2. Анализ инфраструктуры рыночного хозяйства
Республики Беларусь………………………………………………..............13
2.1. Инфраструктура рынка труда……………………………….............13
2.2. Инфраструктура финансового рынка……………………….............19
2.3. Инфраструктура информационного рынка…………………............24
3. Перспективы развития инфраструктуры рыночных хозяйств в Республике Беларусь……………………………………………..............29
3.1. Особенности формирования рыночной инфраструктуры................29
3.2. Проблемы формирования инфраструктуры рынка………..
3.3. Инновационная инфраструктура Республики Беларусь…..
Заключение………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………….
Реализация этих задач банками, принадлежащими государству, может быть обеспечена через увеличение их капитала путем последовательного осуществления инвестиций в уставные фонды со стороны государства и организаций, основанных на государственной собственности.
Увеличение уставных фондов банков, в которых государство участвовать не будет, должно происходить преимущественно за счет средств иностранных инвесторов. Для достижения негосударственными банками уровня европейских стандартов участие нерезидентов Республики Беларусь в формировании уставных фондов за 2001- 2005 годы должно увеличиться в 34 раза, за 2006-2010 гг. - в 4,5 раза.
Для предотвращения возможности появления на белорусском рынке банковских услуг кредитных организаций, контролируемых иностранными учредителями с сомнительной репутацией, должен быть сохранен разрешительный принцип доступа иностранного капитала в банковскую систему Беларуси.
Еще одним слабым звеном в финансовой системе Беларуси являются институты, ориентированные на долгосрочные инвестиции. В стране практически отсутствуют инвестиционные фонды, мобилизующие ресурсы (в первую очередь мелких частных инвесторов). Это - негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, выступающие в странах с развитой рыночной экономикой в качестве крупнейших институциональных инвесторов. В значительной мере их рост сдерживается из-за отсутствия адекватного законодательства (в части пенсионных и страховых сбережений) и достаточного количества профессиональных управляющих компаний. Для обеспечения системы работы инвестора в "одном окне" будет продолжено совершенствование функций органов государственного управления в рамках проводимой реформы структуры власти в стране. Присоединение Беларуси к ВТО рассматривается как важнейший шаг в направлении интеграции в мировую экономику, который даст республике необходимый инструментарий для защиты и продвижения своих интересов в рамках системы международной торговли. В то же время присоединение к ВТО ставит перед Республикой Беларусь задачу обеспечить соответствие ее внешнеэкономического законодательства правилам ВТО. В частности, планируется упростить доступ иностранных инвесторов на рынок страховых и других финансовых услуг республики. Таким образом, преимущества, предлагаемые юридической системой международной торговли и выгоду, которую из нее можно извлечь, следует рассматривать с двух различных точек зрения:
с точки зрения предприятий как экспортеров товаров и услуг;
с точки зрения предприятий как импортеров сырья, других товаров и услуг, необходимых для производства товаров на экспорт.
. Преимущества для экспортеров товаров и услуг. Гарантия доступа
В торговле товарами почти все импортные таможенные тарифы развитых стран и значительная доля тарифов развивающихся стран и стран с переходной экономикой связаны во избежание дальнейших повышений. Такое "замораживание" гарантирует, что облегченный доступ на рынок, достигнутый в результате снижения тарифов, не будет нарушен внезапным их ростом или введением других ограничений странами-импортерами. В торговле услугами обязательства не ограничивать доступ иностранных услуг и их поставщиков на рынок "связываются" тем, что они не должны выходить за пределы условий и ограничений, которые зафиксированы в национальном перечне обязательств.
Система ВТО обеспечивает стабильность доступа к экспортным рынкам, обязывая страны применять на границе набор единых правил, содержащихся в различных соглашениях (в частности, правил оценки таможенной стоимости, инспектирования товаров на предмет определения их соответствия обязательным требованиям и стандартам или выданным импортным лицензиям и т.п.). Наличие таких единых правил помогает экспортерам, т.к. они устраняют различия в требованиях, предъявляемых к экспортерам на разных рынках.
Такой гарантированный доступ к рынкам, который обеспечивается связыванием обязательств, дает возможность экспортным отраслям формировать инвестиционные и производственные планы в условиях большей определенности [22].
. Права предприятий-экспортеров
Примером прав, предоставляемых
Соглашениями в пользу экспортирующих
предприятий, является право предъявлять
в ходе расследований в странах-
. Преимущества для
импортеров сырья, других
Предприятия и организации импортируют сырье, товары и услуги не только для производства товаров на экспорт. Основное правило, требующее выдавать разрешение на ввоз импортируемых товаров без дальнейших ограничений после уплаты таможенных пошлин, и гарантии того, что применяемые на границе меры внутреннего регулирования соответствуют единым правилам соглашений, облегчают процесс импорта. Они предоставляют экспортным отраслям индустрии определенную гарантию продажи своих товаров без задержки и по приемлемым ценам. Для импортеров же связывание таможенных тарифов, предусмотренных соглашениями, является индикатором того, что их затраты на импорт не будут подвержены инфляции из-за введения более высоких таможенных пошлин.
. Права импортеров
Ряд соглашений требует, чтобы законодательства стран-членов ВТО обеспечивали определенные права импортерам. Правительства обязаны некоторым из этих прав придавать юридическую силу через свою правовую систему. В отношении других прав правительствам просто надлежит прилагать максимум усилий с тем, чтобы заинтересованные стороны могли получить от них полную выгоду. Придание законодательной силы таким правам предусмотрено в частности Соглашением по таможенной стоимости, обязывающим правительства законодательно подтверждать право импортеров:
ü представлять обоснование объявленной стоимости в случаях, когда таможенные власти выражают сомнение в отношении правдивости и точности этой стоимости;
ü требовать от таможенных властей предоставления им в письменном виде причины, по которым объявленная стоимость не принимается, с тем, чтобы они имели возможность обратиться к руководству более высокого уровня и опротестовать это решение.
К правам, требующим от
правительственных органов
Реализация таких прав часто зависит от условий, которые должны выполнить отрасль либо предприятие. Например, как отмечалось ранее, отрасль имеет право обратиться в правительственный орган с просьбой ввести защитные меры, антидемпинговые или компенсационные пошлины только в том случае, если может доказать расследующим ситуацию инстанциям, что ее просьба затрагивает интересы производителей, на долю которых приходится значительная часть товара, производимого в данной отрасли. Изучающие ситуацию инстанции обязаны, в свою очередь, перед тем, как приступить к расследованию, выяснить, соответствуют ли действительности факты, содержащиеся в заявлении.
Существенные изменения планируется произвести в формировании фондового рынка. В настоящее время в республике имеются необходимые атрибуты рынка ценных бумаг. На основе действующего законодательства созданы и функционируют республиканский орган регулирования рынка ценных бумаг, валютно-фондовая биржа, депозитарная система для регистрации прав на ценные бумаги, профессиональные участники рынка ценных бумаг, эмитенты ценных бумаг. Однако, практическое отсутствие вторичного рынка ценных бумаг, тесно связанного с вопросами приватизации и разгосударствления, а также механизмами определения реальных рыночных цен на ценные бумаги, находящиеся в обращении, негативным образом сказывается на активности фондового рынка.
Дальнейшее развитие
возможностей рынка ценных бумаг
позволит расширить источники
Отсутствует рынок производных ценных бумаг. Необходимость создания биржевого рынка производных ценных бумаг обусловлена тем, что они позволяют:
ü снизить инвестиционный риск, связанный с изменчивостью рынков;
ü повысить, что важно в современных условиях, норму прибыли портфеля инвестиций, когда традиционные портфели таких финансовых активов, как акции и облигации, дают ограниченный эффект;
ü выходить на новые рынки и участвовать в широком спектре новых финансовых инструментов, недоступных для традиционных методов инвестирования;
ü обеспечить создание единого биржевого пространства Республики Беларусь и Российской Федерации;
ü сформировать механизм кредитных деривативов, позволяющий осуществлять кредитование организаций и Правительства под залог ценных бумаг, обращающихся на биржевом рынке
Оперативным институциональным решением в создании биржевого рынка производных ценных бумаг является формирование секции срочного рынка на ОАО "БВФБ". Для этого необходимо внести дополнения в Концепцию формирования расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам Республики Беларусь в части срочных сделок, а также разработать нормативный документ, регламентирующий правила проведения расчетов по совершаемым на бирже сделкам со срочными финансовыми инструментами. Непосредственная реализация указанных предложений предусматривается мероприятиями к настоящей программе.
Развитие рынка ценных бумаг позволит усовершенствовать также и рыночный механизм рефинансирования банков посредством выдачи им льготных централизованных кредитов. Для этого в законодательство должно быть внесено дополнение по перечню применяемых инструментов залога, принят закон о залоге, а также обеспечена разработка и принятие положения Национального банка Республики Беларусь "О порядке предоставления Национальным банком кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами" с применением таких инструментов залога, как векселя, права требования по кредитным договорам финансово устойчивых организаций, отвечающих установленным Национальным банком требованиям.
Для решения указанных задач следует активизировать деятельность существующих валютной и фондовой секций ОАО "БВФБ", а также создать секцию производных ценных бумаг. Активизация деятельности фондовой и валютной секции ОАО "БВФБ" предполагает:
ü разрешение биржевого вторичного обращения акций, приобретенных инвесторами в результате чековой приватизации, то есть отмену моратория на вторичное отчуждение в части биржевых операций;
ü организацию реальных продаж через биржу государственных пакетов акций приватизированных организаций по рыночным ценам, что позволит наладить реализацию акций под инвестиционные проекты нефинансовых организаций;
ü проработку "БВФБ" и заинтересованными вопросов по созданию комплексной системы анализа и раскрытия информации о белорусском рынке ценных бумаг (эмитенты, профучастники, операции, нормативная база, рейтинги) на базе Интернет, а также о внедрении электронного документооборота и технологии электронной подписи по биржевым операциям купли-продажи ценных бумаг;
ü создание новой системы торгов иностранными валютами, позволяющей осуществлять более широкий спектр операций на биржевом валютном рынке;
ü обеспечить благоприятное налогообложение на доходы от операций с ценными бумагами резидентов, что позволит повысить привлекательность национальных фондовых инструментов.
В развитии инфраструктуры рыночной экономики большое значение отведено Союзному государству Белоруссии и России.
Приоритетным направлением союзного строительства является формирование единого экономического пространства. Особую актуальность это направление приобрело в условиях мирового финансово-экономического кризиса.
За прошедшие 14 лет
многое сделано по выработке согласованной
экономической политики и созданию
единого экономического пространства
Союзного государства. Вошла в практику
ежегодная разработка и реализация
прогнозов социально-
За время существования Союзного государства товарооборот между Беларусью и Россией вырос более чем в 5 раз. За первые 9 месяцев 2010 года объем товарооборота между двумя странами составил 19,4 млрд. долларов, что на 20% выше этого показателя за аналогичный период 2009 г. 85% товарного потока из Европы в Россию идет через Беларусь. Поэтому Павел Бородин предлагает создать Союзный транспортный коридор, который может обеспечить 1,5-2 млн. новых рабочих мест в Беларуси и около18-20 млн. в России. Беларусь в январе 2011 года по сравнению с январем 2010-го увеличила объем экспорта товаров в страны Таможенного союза в текущих ценах на 35,7% до 773,9 млн. долларов. Об этом сообщает Национальный статистический комитет Республики Беларусь.
Информация о работе Инфраструктура рынка и ее составные части