Инфраструктура рынка и ее составные части

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать инфраструктуру рынка и ее составные части.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность, понятие, виды инфраструктуры рыночной экономики;
- исследовать закономерности функционирования инфраструктуры рыночной экономики;
- изучить пути совершенствования и проблемы инфраструктуры рыночной экономики Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Инфраструктура рыночной экономики: понятие и функции.………………...5
1.1 Понятие и сущность инфраструктуры рынка………………………...............5
1.2 Основные элементы рыночной инфраструктуры………………....................10
1.3 Факторы, оказывающие влияние на формирование
инфраструктуры рынка………...........................................................................14
2. Анализ инфраструктуры рыночного хозяйства
Республики Беларусь………………………………………………..............13
2.1. Инфраструктура рынка труда……………………………….............13
2.2. Инфраструктура финансового рынка……………………….............19
2.3. Инфраструктура информационного рынка…………………............24
3. Перспективы развития инфраструктуры рыночных хозяйств в Республике Беларусь……………………………………………..............29
3.1. Особенности формирования рыночной инфраструктуры................29
3.2. Проблемы формирования инфраструктуры рынка………..
3.3. Инновационная инфраструктура Республики Беларусь…..
Заключение………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………….

Файлы: 1 файл

инф. рынк..doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

Источник: разработка на основании данных министерства статистики и анализа Республики Беларусь [21]

 

Анализируя таблицу 2.6 отметим, что, в целом текущий  прогноз ВВП Беларуси по паритету покупательной способности выглядит следующим образом: 2010 г. - $130,78 млрд., 2011 г. - $140,73 млрд., 2012 г. - $149,30 млрд., 2013 г. - $158,58 млрд., 2014 г. - $168,70 млрд. и 2015 г. - $179,47 млрд. В 2015 г. ВВП Беларуси по паритету покупательной способности, предположительно, возрастет до $179,47 млрд. в абсолютном выражении. При этом в расчете на душу населения показатель ВВП достигнет $19,51 тыс.

В то же время, проект Программы  социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 гг. предусматривает увеличение объема ВВП на душу населения по паритету покупательной способности  до $26-27 тыс. в 2015 г., а производительности труда - до $49-51 тыс.

В свою очередь, реальные денежные доходы населения, скорректированные  на инфляцию, возрастут в 2015 г. по сравнению  с 2010 г. в 1,7-1,76 раза. В номинальном  выражении средняя зарплата работников достигнет среднего уровня зарплат  в сопредельных странах (документ пока не содержит конкретный целевой ориентир по зарплате).

Для развития и совершенствования  услуг в Беларуси предстоит реализовать  ряд мероприятий:

расширение географической структуры экспорта, освоение новых  рынков в странах вне государств-участников СНГ, в том числе на основе использования механизмов ВТО

развитие инфраструктуры внешней торговли услугами, в том  числе создание за рубежом сервисных  центров продаж, гарантийного и послегарантийного  обслуживания белорусских экспортных товаров и услуг;

совершенствование экспортной инфраструктуры за счет приоритетного  экспорта деловых, туристических, транспортных услуг, развития электронной торговли и электронного декларирования, развития услуг в сфере транснационального трансфера технологий;

обеспечение государственной  поддержки экспортеров услуг, в  том числе по развитию рекламной  и выставочно-ярмарочной деятельности за рубежом;

максимальное использование  услуг отечественных организаций (транспортных, страховых, банковских, консультационных и прочих видов) в обслуживании экспортных потоков республики;

совершенствование системы  кредитования и страхования экспортных сделок;

совершенствование нормативной  правовой базы по экспорту услуг;

разработка единого  порядка регулирования торговли услугами в рамках интеграционных объединений стран СНГ;

активизация сотрудничества с международными торгово-экономическими и финансовыми организациями, регулирующими  международную торговлю услугами;

вступление в международные  отраслевые ассоциации производителей услуг, в том числе инжиниринговые;

принятие мер по вступлению Республики Беларусь в ВТО для  участия в многостороннем международном  соглашении по услугам в рамках этой организации (ГАТС).

Таким образом, основные особенности формирования равновесия в Республики Беларусь на примере  товарного рынка.: вмешательство государства в формирование цен, протекционистская политика государства, поддержка падающего спроса, олигополистический характер рынков, сильная связь спроса с социальными факторами, такими как уровень заработной платы и безработицы, высокая доля импортных дешевых товаров в структуре рыночного оборота.

Анализ социально-экономической  ситуации в стране показывает, что, несмотря на складывающиеся положительные  тенденции, на работу экономики продолжает оказывать влияние ряд нерешенных проблем. Основными из них являются:

ü наличие организаций реального сектора экономики, имеющих неудовлетворительные результаты финансово-хозяйственной деятельности;

ü относительно высокая материало- и энергоемкость производства, зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;

ü слабая инновационная активность;

ü дифференциация оплаты труда по комплексам, отраслям и сферам экономики;

ü недостаточно высокий уровень пенсий, стипендий и других социальных выплат.

Учитывая, что в реальном секторе экономики в основном исчерпаны возможности наращивания производства за счет экстенсивных факторов, в предстоящей пятилетке необходимо обеспечить модернизацию экономики путем внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, максимального использования интеллектуального ресурса страны на основе всестороннего гармоничного развития человека[13,с.15].

Цели и задачи экономического развития Республики Беларусь на 2010 годы определены на основании анализа  ее экономического положения, тенденций мирового развития, прогнозных показателей экономического роста соседних государств - основных торговых партнеров Беларуси, и прежде всего Российской Федерации, Казахстана, Украины, а также стран ЕС и других региональных интеграционных образований.

Главная цель экономического развития Республики Беларусь на 2010 годы - дальнейшее повышение уровня и  качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности  экономики, создания государства, удобного для людей.

Для ее достижения необходимо обеспечить:

ü рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;

ü работу органов государственного управления в интересах человека с целью удовлетворения его потребностей;

ü благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального и физического совершенствования человека;

ü опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры - основы совершенствования человеческого капитала;

ü внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;

ü осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;

ü повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;

ü инновационную направленность развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств;

ü расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;

национальную безопасность страны.

Для реализации поставленных задач главные усилия потребуется  сконцентрировать на следующих приоритетных направлениях:

ü всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;

ü инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение;

ü наращивание экспортного потенциала страны;

ü развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;

ü развитие малых и средних городов;

жилищное строительство.

В Республике Беларусь созданы условия для формирования институтов рынка (коммерческие банки, биржи и т. п.). Однако развитие рыночных отношений сдерживается противоречивостью и слабой системной согласованностью экономических и административных инструментов и механизмов.  В ближайшей перспективе (до 2011 г.) предполагается завершить создание законодательно-правовой базы для формирования эффективной социально ориентированной экономики, дающей возможность обеспечить достойный уровень жизни людей, экологическую чистоту и конкурентоспособность продукции, адаптацию производства к изменениям рыночной конъюнктуры. Институциональное строительство должно вестись в направлении:

реализации прав собственности  и контрактных обязательств; защиты инвесторов; формирования крупных интегрированных структур, способных производить высококачественную продукцию с наименьшими издержками и содействующих мобилизации внутренних ресурсов, расширяющих возможности привлечения внешних инвестиций и выхода на мировой рынок; реструктуризации в среднем звене (на мезоуровне); совершенствование организационно-правовых условий для осуществления корпоративного управления; процедуры несостоятельности (банкротства);

формирования и развития системы финансовых рынков и институтов, включая банковский сектор и сеть небанковских финансовых организаций (портфельные фонды, фонды венчурного (рискового) капитала, лизинговые и факторинговые компании, страховые компании); расширения возможностей финансирование предприятий;

повышения эффективности  законодательства путем реформирования политических институтов (судебной и правоохранительных систем, государственного управления); [13,с.20].

создания и совершенствования  компетентной и надежной системы  судопроизводства и специализированных органов, занимающихся ценными бумагами и антимонопольной деятельностью; повышения правовых знаний населения и эффективного использования законов.

В 2011-2020 гг. потребуется  формирование институциональной поддержки  экологизации производственной и непроизводственной деятельности (законодательно-правовая база, аудит, страхование, сертификация, экспертиза, мониторинг и стратегическая экологическая оценка).

В системе институциональных  рыночных преобразований определяющая роль принадлежит отношениям собственности. Ее трансформация направлена на создание многоукладной социально ориентированной рыночной экономики, развитие частной инициативы и предпринимательства, стимулирование инвестиционных процессов и, в конечном счете, на создание устойчивых предпосылок для динамичного роста и повышения эффективности экономики.

Ориентировочное соотношение  частного и государственного секторов должно составить 70:30, что соответствует  эволюционно достигнутому уровню в  экономически развитых странах мира.

Приватизация небольших  объектов государственной собственности  будет осуществляться путем их продажи по конкурсу или на аукционах за денежные средства. Реформировать средние предприятия предполагается путем преобразования в открытые акционерные общества с последующей продажей акций, принадлежащих государству, отечественным и иностранным инвесторам. В отношении крупных предприятий будет преобладать приватизация посредством акционирования на основе эффективных индивидуальных инвестиционных проектов (допуская передачу в установленном порядке новым собственникам земельных участков) с последующей продажей акций, находящихся в государственной собственности. При реформировании крупных имущественных комплексов следует рассматривать целесообразность их реструктуризации и проведения аукционов и конкурсов по продаже (либо по передаче в коммунальную собственность) выделяемых структурных подразделений.

Четкая регламентация  работ по реформированию собственности  потребует составления и утверждения  долгосрочных региональных программ приватизации в каждом административно-территориальном  образовании страны. Система индикаторов включает общесистемные индикаторы и индикаторы, отражающие закономерности и процессы устойчивого развития социальной, экономической и экологической сфер, которые являются основными звеньями системы «человек-окружающая среда-экономика». Общесистемные индикаторы характеризуют процессы устойчивого развития всех сфер в целом, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Они количественно измеримы и сопоставимы в динамике, обеспечивают возможность сравнения аналогичных процессов с другими странами и, кроме того, дополняются и конкретизируются индикаторами, характеризующими развитие основных компонентов системы устойчивого развития. Согласно прогнозу международных организаций ожидается ускорение глобального экономического развития: прогнозируется прирост мирового ВВП с 2,7 процента в 1986-2000 годах до 3,7 процента в 2001 - 2015 годах. Производство ВВП на душу населения в среднем возрастет с 6,8 тыс. долларов США в 2000 году (в ценах 1995 года) по паритету покупательной способности до 10 тыс. долларов США в 2015 году, в том числе в западноевропейских странах - с 21,5 до 31,1 тыс. долларов, в США - с 31 до 43,8, в развивающихся странах - с 3,4 до 5,7, в постсоциалистических странах - с 7,8 до 15 (в России - с 7,5 до 16,2 тыс. долларов США).

Для того, чтобы идти в  ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные  конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое  положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительно развитый научно-технический потенциал; достаточно мощную строительную базу; высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров; многовекторные внешнеэкономические связи.

Инвестиционная инфраструктура - одна из наиболее сложных проблем  белорусской экономики, от решения  которой зависит вероятность  реализации, как отдельного инвестиционного проекта, так и инвестиционная привлекательность государства в целом. В настоящем разделе приведены оценки и прогнозы, представленные в Национальной программе привлечения инвестиций в экономику РБ на период до 2010 года

Инвестиционные институты должны все больше ориентироваться на создание благоприятных условий для проникновения иностранного капитала. Инвестиционная инфраструктура должна быть понятной привычной как для инвестора, так и для соискателей инвестиций. Для обеспечения инфраструктуры бизнеса в Беларуси необходимо решение целого комплекса смежных вопросов, прежде всего в банковском секторе. В процессе реформы банковской системы предполагается, что государство сохранит за собой контрольный пакет акций лишь в тех банках, которые будут задействованы в государственных программах и мероприятиях, а также в банках, являющихся системообразующими в функциях работы с населением и Правительством. Это АСБ "Беларусбанк", ОАО "Белагропромбанк", ОАО "Белпромстройбанк", ОАО "Белинвестбанк". Это ядро банков обеспечит безопасное и надежное функционирование банковской системы при сокращении затрат государства на ее ресурсную поддержку.

Информация о работе Инфраструктура рынка и ее составные части