Экономическая политика в сфере регулирования подсистем управления регионом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 18:08, магистерская работа

Описание работы

В период посткризисного развития экономики России приоритетными становятся проблемы ее эффективного функционирования как на макро-, так и на мезоуровне. Важнейшей целью реформирования мезоуровня экономики является реализация экономической политики в сфере регулирования подсистем управления регионом.
Основными тенденциями функционирования современной региональной экономики являются формирование и развитие подсистем управления регионом, выступающих структурными элементами территориальной организации макроуровня экономической системы. В стратегическом аспекте степень развитости подсистем управления регионом объективно характеризует социальный диапазон и экономический потенциал рыночных механизмов региональной экономики.
Изучение современной литературы по соответствующей тематике показывает, что внимание отечественных и зарубежных авторов сосредоточено преимущественно на социальных функциях экономических подсистем регионов и инструментах их регулирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты регулирования подсистем управления регионом
1.1 Общая характеристика региональных экономических подсистем.
1.2 Концептуальные проблемы исследования экономических подсистем регионального уровня.

Глава 2. Формирование и реализация экономической политики в сфере регулирования подсистем управления регионом
2.1Специфика экономической политики в сфере регулирования подсистем управления регионом
2.2 Основные тенденции и инструменты реализации экономической политики на региональном уровне.

Глава 3. Проблемы совершенствования механизма регулирования подсистем управления регионом
3.1. Развитие предпринимательской подсистемы региона.
3.2. Инвестиционная политика в системе управления регионом.
3.3. Финансовое регулирование в системе управления регионом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Гондарев дисс.doc

— 1.14 Мб (Скачать файл)

Самостоятельным фактором динамики базовых подсистем региона в сфере спроса на региональные финансовые ресурсы (в частности, объясняющим причины вытеснения предприятий производственной ориентации из сферы кредитных интересов частных коммерческих финансовых посредников и банковских институтов) выступает отсутствие у предприятий возможностей для формирования необходимой ликвидной залоговой базы. Поэтому необходимо всемерное развитие государственной поддержки в качестве специфического субъекта спроса местных финансово-производственных ресурсов в нетрадиционных формах такой поддержки (в том числе - посредством предоставления лизинговых кредитов, льготной ставки страхования, целенаправленного франчайзинга, то есть тех форм, которые считаются формой поддержи преимущественно крупного частного предпринимательства)24.

Исключительно важный аспект построения эффективной совокупности экономических подсистем региона - поддержка местными властями политики прироста доли среднесрочного и долгосрочного кредитования производственных и посреднических операций посредством применения льготных процентных ставок или организации так называемых «залоговых фондов»25.

Для теоретического анализа экономическим подсистем региона важнейшее значение приобретает качественная характеристика предложения, поскольку сфера производства как содержательный элемент  системы региональной экономики также должна характеризоваться теми адекватными «подсистемными» признаками, которые только и способны придать ей территориальную определенность.

Разграничение двух названных состояний региональных подсистем производства позволяет проводить исследование различных по временной протяженности экономических процессов, открывает возможности для оценки уровня развития региональной экономики в долгосрочных координатах.

Специфической экономической подсистемой регионального хозяйствования выступает форма организации так называемого «смешанного предпринимательства». Речь идет о предпринимательстве, объединяющем усилия и преимущества крупного бизнеса с усилиями и преимуществами как государственного сектора, так и малого бизнеса. Это позволяет сочетать крупномасштабность, долгосрочность и устойчивость одной производственной формы с оперативностью и малозатратностью другой. Это особенно актуально, поскольку, «крупные предприятия слабо приспособлены для производства товаров индивидуального  и мелкосерийного спроса. Только мобильные предпринимательские предприятия могут в целом решить проблему освоения рынка индивидуальной продукции с учетом демографических, национальных, региональных, социокультурных и других особенностей потребителей»26.

Общую предпосылку формирования экономических подсистем региона образует создание механизма соответствующего и прямого государственного заказа на продукцию, производимую предприятиями региона всех форм собственности (в виде оказания реальной помощи со стороны федеральных, ведомственных и региональных органов в укреплении позиций частного предпринимательства на данном определенном рынке). Другая форма - определение приоритетных производств, в привлечении в которые частного бизнеса государство заинтересованно. Следует согласиться с тезисом, согласно которому, «в условиях рыночного развития страны необходимо достичь иного, более высокого уровня взаимодействия между правительством и предпринимательством, сформировать новые формы такого «сотрудничества». Очевидно, что бизнес нужен правительству, а правительство – бизнесу»27. Наконец, важным инструментом в этом направлении явилось бы предоставление преимуществ тому или иному виду бизнеса при размещении бюджетных заказов или при организации производства специально определенной номенклатуры товаров и услуг. Причем такое размещение должно быть регламентировано как по стоимостному объему (например, в каждом бюджете расходов местных и региональных органов было бы целесообразно предусмотреть минимальный уровень процента закупок отдельных видов продукции, работ и услуг для государственных нужд, приобретаемых у предпринимателей на конкурсной основе), так и по “продуктовому” ассортименту.

Важной характеристикой развития региональных экономических подсистем следует считать целенаправленное  формирование  структуры товарного предложения, создаваемого региональными предприятиями. Это обусловлено тем обстоятельством, что в настоящее время российское производство в основной своей массе способно представить в значительной мере низкотехнологическую промежуточную продукцию (создаваемую в рамках, прежде всего, аграрного сектора), а также продукцию ресурсоемкого (материалоемкого) характера28. В то же время следует учитывать, что объем регионального предложения обычно адекватен объему реального регионального спроса населения на соответствующую продукцию и, тем более, государственных структур, призванных поглощать предложение бизнеса за счет специальных ассигнований из бюджета.

Динамика региональных экономических подсистем проявляется  в преодолении ими многолетней негативной практики организации крупных предприятий в советский период, когда в силу срыва поставок мелкооптовых партий продукции они вынуждены были организовывать ее самостоятельное производство за счет собственных средств и тем подрывать эффективность своего основного производства29. Это подтверждает рыночную эффективность стабильной интеграции крупнокорпоративных и малопредпринимательских предприятий в сфере производства и реализации мелкооптовых партий продукции. Этим в определенной мере будет создан рынок гарантированного регионального спроса на продукцию предприятий экономических подсистем данного региона.

Особый статус занимает инфраструктурная подсистема, обеспечивающая  адресную поддержку и целенаправленное развитие региональной экономики (в виде особых посреднических фондов, организаций по оказанию информационных, аудиторских, консалтинговых и бухгалтерских услуг, а также финансово-кредитных, лизинговых и франчайзинговых институтов и страховых компаний).

В региональной экономике переходного периода приоритетные позиции в системе базовых региональных экономических подсистем занимают - подсистема предпринимательства, инвестиционная подсистема и финансовая подсистема.

Функциональные параметры региональных базовых подсистем  в логической структуре национальной макроэкономики представлены в схеме 1.3, в которой показаны не только координаты рассматриваемых подсистем, но и возможность их «межподсистемного» взаимодействия (в ситуации, когда предпринимательская подсистема одного региона основывается на инвестиционной или финансовой подсистемах других регионов).

В настоящее время российская экономика во многом продолжает оставаться противоречивым, не имеющим мирового аналога конгломератом различных по уровню и направленности экономического развития регионов, административно объединяемых рамками единых требований законов федерального уровня. По мнению А. Чирикова, «неформальные практики и их распространение в России и ее регионах объясняются не только нежеланием или выгодой «невмешательства», но и серьезными «ограничительными коридорами», которые существуют сегодня у российской власти, включая власть региональную»30.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1.3 – Региональные базовые подсистемы в логической структуре

                     национальной макроэкономики.

 

 

В практическом отношении "конгломератная" структура российской экономики означает необходимость и неизбежность проведения регионально-дифференцируемой экономической политики рыночной трансформации данного экономического типа территорий, ориентируясь на развитие профилирующих в каждом регионе экономических подсистем. От степени такой дифференциации прямо зависит успешность системного рыночного преобразования экономики России в целом. Как справедливо отмечает К. Титов, «изменение качества планирования состоит в отказе от директивных методов и переходе к планированию, основанному на партнерских отношениях властных структур, в том числе органов регионального и муниципального управления, с различными субъектами хозяйствования на терриьтории, а в необходимых случаях и с населением»31.

В теоретическом отношении конгломератная структура российской экономики означает, что невозможна исчерпывающая трактовка происходящих в ней процессов в рамках одного какого-либо концептуального подхода, – для каждого экономического типа регионов должна быть построена специфическая («региональная») теоретическая модель рыночной трансформации, отражающая не только общий для всех регионов пункт движения, но и различающий их исходный (стартовый) пункт такого движения в виде региональной экономической подсистемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ДОМИНАНТНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

 

 

 

     2.1.  Доминантные  тенденции регионального

    экономического  развития как объект анализа.    

 

 

Региональная экономическая система характеризуется множеством объективных зависимостей, детерминирующих ее целостность, устойчивость и воспроизводственный характер функционирования. Именно эти зависимости и образуют ту совокупность признаков и свойств, анализ которых и образуют главный предмет теории региональной экономики. Однако статус доминантной тенденции приобретают только те внутрирегиональные зависимости, которые, получая системную значимость, становятся вместе с тем и экономическими предпосылками реализации фактического производственного потенциала региона, поскольку «региональные хозяйственные подсистемы характеризуются столь же высокой инерционностью, как и национальная система в целом»32.   

Теоретическая и практическая сложность изучения доминантных тенденций региональной экономики состоит в том, что названные тенденции, всецело отражая специфику производства в границах данного региона, в то же время должны выражать совокупную специфику и каждой элементно-образующей его экономической подсистемы - как доминирующей формы регионального производства.

Современная экономическая теория коренным образом отличается от экономической теории предшествующих периодов тем, что в ней произошло принципиальное изменение концептуальной трактовки доминантных источников, институтов и тенденций динамики экономических процессов. Действительно, если классическая экономическая теория характеризовалась признанием приоритета за эндогенными ("внутренними" для экономики, чисто экономическими) факторами, то современная экономическая теория считает такими приоритетными факторами экзогенное ("внешние") для экономики влияние правовых институтов на хозяйственное развитие общества. Именно такова позиция выдвинутой неоинституционалистами концепции.

Исходя из этого, можно полагать, что в широком смысле под доминантной тенденцией развития экономических подсистем региона следует понимать обобщающую модель действий, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий данного сектора (данной сферы) региональной экономики, то есть производственно-экономическую стратегию, рассматриваемую как определенный уровень и вектор системы целей.

В рыночно-трансформационной экономике России формирование доминантных тенденций превращается в исходное условие не только стабилизации народнохозяйственной ситуации, в региональной экономике, но и в мощный импульс системного рыночного обновления всех сфер регионального производства.

В истории экономической мысли проблема выявления и анализа доминантных тенденций макро-, мезо-, мега- и метаэкономики является не только традиционной, но и одновременно - центральной теоретико-познавательной проблемой. Хотя, как отмечается в литературе, «дифференциация территориальной реальности на макро-, мезо- и микроуровнях весьма условна и зависит от избранной системы координат»33. Действительно, любое экономическое исследование есть отыскание и описание необходимых свойств и признаков того или иного экономического процесса, свойств, становящихся в силу этого доминантными тенденциями  данного регионально-экономического процесса. По существу, вся история экономической науки - это история обнаружения и изучения необходимых условий и свойств экономики, обладающих разной степенью доминантности.

К специфическим доминантным тенденциям региональных подсистем следует, в первую очередь, отнести возрастание роли государства в капиталоемких высокотехнологичных отраслях. Причина этого заключается в том, что в ситуации заведомо неконкурентной структуры свободный рынок оказался бессильным решить проблемы этих отраслей. И хотя основной задачей здесь остается возрождение конкурентной структуры рынков, тем не менее, предприятия региона всех форм бизнеса должны быть ориентированы на сотрудничество с государством, что означает - отраслевые сектора реального сектора региональной экономики должны быть готовы к максимальной степени внешней регламентированости. Более того, «рыночные механизмы не всегда способны предупреждать и преодолевать серьезные территориальные различия в уровнях жизни населения, эффективности региональной экономики; в этом случае государство объективно оказывается перед необходимостью поддерживать рыночно-ориентированную однородность территориального экономического и социального пространства»34.

          По-другому  выглядят доминантные тенденции  экономических подсистем тех  регионов, в производственно-отраслевой  структуре которых преобладают  предприятия топливно-энергетического комплекса. Этот комплекс выступает (и долго еще будет выступать) основным источником финансовых средств для структурной перестройки региональной экономики в ближайшие годы. В реальности это означает необходимость, чтобы частная прибыль корпоративного производства добывающих отраслей служила интересам развития в интересах общественной целесообразности всей макроэкономики.

Информация о работе Экономическая политика в сфере регулирования подсистем управления регионом