Экономическая политика в сфере регулирования подсистем управления регионом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 18:08, магистерская работа

Описание работы

В период посткризисного развития экономики России приоритетными становятся проблемы ее эффективного функционирования как на макро-, так и на мезоуровне. Важнейшей целью реформирования мезоуровня экономики является реализация экономической политики в сфере регулирования подсистем управления регионом.
Основными тенденциями функционирования современной региональной экономики являются формирование и развитие подсистем управления регионом, выступающих структурными элементами территориальной организации макроуровня экономической системы. В стратегическом аспекте степень развитости подсистем управления регионом объективно характеризует социальный диапазон и экономический потенциал рыночных механизмов региональной экономики.
Изучение современной литературы по соответствующей тематике показывает, что внимание отечественных и зарубежных авторов сосредоточено преимущественно на социальных функциях экономических подсистем регионов и инструментах их регулирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты регулирования подсистем управления регионом
1.1 Общая характеристика региональных экономических подсистем.
1.2 Концептуальные проблемы исследования экономических подсистем регионального уровня.

Глава 2. Формирование и реализация экономической политики в сфере регулирования подсистем управления регионом
2.1Специфика экономической политики в сфере регулирования подсистем управления регионом
2.2 Основные тенденции и инструменты реализации экономической политики на региональном уровне.

Глава 3. Проблемы совершенствования механизма регулирования подсистем управления регионом
3.1. Развитие предпринимательской подсистемы региона.
3.2. Инвестиционная политика в системе управления регионом.
3.3. Финансовое регулирование в системе управления регионом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Гондарев дисс.doc

— 1.14 Мб (Скачать файл)

С точки зрения рыночной самоорганизации слабые конкурентные позиции российских регионов должны смениться их усилением в результате роста объема и качества предложения со стороны региональной предпринимательской подсистемы, которое характеризуется уже ощутимой конкурентоспособностью.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 3.1. Параметры регионального статуса предприятия.

 

В итоге возникает противоречие, порождаемое именно реализацией возможностей региональной предпринимательской подсистемы, когда, с одной стороны, региональная предпринимательская подсистема выступает в форме конкурирующего предложения региональных услуг, а региональная непредпринимательская подсистема – монополизированным спросом на те же услуги.

Ускоренное формирование эффективной региональной предпринимательской подсистемы важно учитывать, что для этого необходимо, чтобы предпринимательский сектор стал реальным сектором региональной экономики.

 

 

 

 

    1. Инвестиционная политика в системе управления регионом.

 

Рыночные преобразования российской экономики на современном этапе реформирования актуализируют проблемы устойчивого регионального развития, уделяя особое внимание совершенствованию инвестиционной политики в системе управления регионом, которая обеспечит эффективное функционирование всех субъектов мезоуровня. В настоящее время, «неспецифические институты привлечения внешних инвесторов (льготное налогообложение, предоставление региональных гарантий, конкурсы инвестиционных проектов, передача в залог имущества) созданы во многих регионах России. Однако решения инвестора слабо связаны с наличием в регионе лишь стандартных институтов. На его поведение более эффективно воздействуют специфические нормы и правила, адаптированные к особенностям и схемам прав собственности конкретного предприятия»46.

 показывает, что темпы роста инвестиций в ЮФО составили в 2004 году 97,3% к аналогичному периоду предыдущего года (диаграмма 3.1).

 

Данные Государственного комитета по статистике свидетельствуют о снижении прироста инвестиций в большинстве субъектов округа. Незначительный рост инвестиционной активности наблюдался лишь в Республике Дагестан, Карачаево-Черкесской республике, Северной Осетии, Краснодарском крае и Ростовской области, в остальных субъектах ЮФО объем инвестиций в основной капитал снизился (таблица 3.2).

Таблица 3.2 – Инвестиционный потенциал субъектов Южного

                        Федерального округа в 2004 году.

 

 

Объем  
промыш 
ленного 
производства

(в %

 к I полугодию

2003г.)

Инвестиции  
в основной  
капитал

Иностранные  
инвестиции  
(тыс. долл. США)

млн.  
рублей

в % к 
I полугодию 
2003г.

Российская Федерация

107,4

1000501,0

112,6

18982516

Южный 
федеральный округ

108,0

81051,1

97,3

323873

Республика Адыгея

120,2

633,8

85,5

1160

Республика Дагестан

115,6

4517,8

118,9

-

Республика Ингушетия

97,7

244,2

81,9

-

Кабардино-Балкарская 
Республика

107,2

2407,9

73,5

-

Республика Калмыкия

102,2

554,7

62,2

-

Карачаево-Черкесская 
Республика

104,8

910,7

112,3

-

Республика 
Северная

Осетия - Алания

107,1

1204,8

101,1

-

Чеченская Республика

...

1175,4

70,0

-

Краснодарский край

103,5

30253,2

105,6

140001

Ставропольский край

106,3

8498,2

91,0

7377

Астраханская область

99,2

7088,3

79,1

8234

Волгоградская область

107,0

8320,3

92,6

45978

Ростовская область

118,6

15241,7

104,0

121123


 

Циклический спад объемов инвестирования в регионах Южного Федерального округа  парализует функционирование всех других региональных подсистем. Дело не только в том, что экономика регионов, входящих в его состав, в основном представлена природоэксплуатирующими отраслями, требующими стабильно высокой капиталоемкости  и продолжительных сроков окупаемости инвестиций. Не менее важно и то обстоятельство, что большинству регионов присуща прямая зависимость между объемами инвестирования и объемами производства, а, значит,  объемами занятости трудоспособного населения и уровнем его благосостояния47.

Экономическая и социальная значимость организации инвестиционной подсистемы региона состоит в том, что она обеспечивает значительный приток дополнительных инвестиций, а это, в свою очередь, обусловливает рост занятости, объемов производства, доходов населения (и, соответственно, - доходов регионального бюджета). В результате формируется материальная инвестиционная основа устойчивого развития данного региона. Как отмечается в литературе, «за последнее десятилетие было упущено немало возможностей для проведения эффективной антикризисной политики и перехода к экономическому росту. Для обеспечения хотя бы простого его воспроизводства объем инвестиций должен быть увеличен в 3 раза»48.

В настоящее время в механизме развития инвестиционной подсистемы региона противоборствуют две тенденции. Первая исходит из того, что инвестиционная активность региона стимулируется  минимизацией административного вмешательства в хозяйственную деятельность субъектов всех форм собственности (включая контроль над ценами и тарифами, а также сокращение бюджетного перераспределения финансовых потоков); в результате в регионе формируется благоприятный инвестиционный климат, достигается ускоренный приток в экономику региона внерегиональных и зарубежных капиталов. По авторитетному мнению А. Градова, «проблемы региональной инвестиционной политики нельзя решать автономно, только в рамках одной отдельно взятой территории. Здесь нужна координация с сопредельными субъектами Федерации»49.

В то же время не менее сильны и позиции так называемого протекционистского подхода, требующего более детальной регламентации предпринимательской деятельности, введения дополнительных местных налогов,  создания специальных регистрационных процедур для организации предпринимательской деятельности, административного контроля над ценами, противодействия конкуренции, поддержки местных монополистических образований. Все это ухудшает инвестиционный климат, сокращает объем производства, снижает занятость, доходы населения и доходную базу регионального бюджета, формируя факторы неустойчивого развития региона и инвестиционной пассивности его  предприятий.

Исходную посылку предпринятого анализа составляет признание многофакторной обусловленности инвестиционной подсистемы региона, в рамках которой приоритет последовательно переходил от факторов макроэкономической значимости к факторам микроэкономической, а - в настоящее время – к факторам региональной значимости.

Доминантной тенденцией становления инвестиционной подсистемы региона как целенаправленной политики инвестиционного обеспечения устойчивого развития региона в результате стимулирования инвестиционной активности предприятий региона выступает достижение реального перераспределения направленности финансовых потоков от субъектов Федерации - к муниципальным образованиям (поскольку на уровне субъектов основная часть федеральных дотаций достается неэффективным предприятиям промышленности, сельского хозяйства и транспорта). Как отмечается в проблемной статье В. Малышева, «большая часть инвестиций в настоящее время делается самими предприятиями, а потому и следует законодательно расширить возможности инвестиционной деятельности за счет самих предприятий»50.

Финансовый аспект эффективного функционирования инвестиционной подсистемы региона требует долгосрочного закрепления за территориями налоговых доходов, а также интенсифицирующих инвестиционную активность предприятий критериев распределения фондов финансовой поддержки; обеспечение условий для ускорения экономического роста на региональном уровне (в виде стабильности налоговых и межбюджетных финансовых поступлений) возможно только на базе проведения среднесрочной инвестиционной стратегии.  В действительности, «неформальные практики и их распространение в России и ее регионах объясняются не только нежеланием или выгодой «невмешательства», но и серьезными «ограничительными коридорами», которые существуют сегодня у российской власти, включая власть региональную»51.

Повышение эффективности инвестиционной подсистемы региона предполагает: открытие региональных товарных рынков посредством устранения административных ограничений для входа на них; ослабление регионального налогового бремени (посредством законодательного установления пороговой величины регионального налогообложения); контроль над ценами локальных естественных монополий; преодоление административного (прямого или косвенного) вмешательства в рыночный механизм установления цен; дебюрократизацию механизма финансовой организации и поддержки инвестиционных проектов; реальную гарантированность региональных заимствований и конкурсный характер процедур финансирования региональных инвестиционных программ.

В рамках инвестиционной подсистемы региона актуализируются следующие направления: повышение мотивации инвестирования собственного капитала в качестве инструмента технико-технологического преобразования за счет поддержки конкурентной среды; расширение практики установления субъектам активной инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов (не носящих индивидуального характера); диверсификация эмиссии ценных бумаг предприятий посредством создания необходимой инфраструктуры (региональной биржи инвестиционных бизнес-проектов, концентрирующей заявки местных  предприятий на получение долгосрочных финансовых ресурсов, с указанием основных параметров проектов). По мнению А. Птускина, «при разработке и реализации инвестиционной стратегии производственного предприятия в регионе возникает задача ранжирования инвестиционных проектов по уровню рисков. Риск является одним из основных критериев системы приоритетов для принятия инвестиционных решений»52.

Важной  тенденцией развития инвестиционной подсистемы региона является интенсификация лизинговой деятельности и селективной поддержки  отраслям, обеспечивающим наибольшую занятость,  прирост регионального валового продукта, производство потребительских товаров и развитие инфраструктуры.

Для инвестиционно-устойчивого развития региональной экономики необходимо разграничить расходные полномочия между различными уровнями бюджетной системы. В этом аспекте ведущей тенденцией инвестиционной подсистемы региона выступает привлечение краткосрочно-целевых инвестиций на основе системно-регионального управления инвестиционно-инновационным процессом (организационно-правовое, информационно-аналитическое и материально-финансовое привлечение свободного регионально-ориентированного капитала). Это позволяет повысить инвестиционную активность предприятий региона посредством создания регионально-организованной сети государственной поддержки инвестиционных проектов в виде оценки резервов повышения эффективности действующих предприятий и реструктуризации проблемных производств. Как справедливо отмечается в статье С. Борисова, «в условиях существенного ограничения и отсутствия механизма стимулирования инвестиций целесообразно ориентироваться не на отрасли, а на высокоэффективные проекты в приоритетных направлениях»53.

В аспекте обеспечения устойчивого развития инвестиционной подсистемы региона наиболее перспективными являются краткосрочные инвестиции, обеспечиваемые совместным финансированием целевых программ местных бюджетов, тогда как долгосрочное стимулирование инвестиционной активности региональных предприятий достигается совместным финансированием с частным сектором. Более того, «инвестиции, в какой бы форме они не приходили – в форме приобретения акций, выдачи кредитов, непосредственных целевых вложений – это временные заимствования, отдавать которые необходимо, причем с учетом процентов, дисконта, платы за риск54»  При такой организации финансирования федеральную часть региональных инвестиций целесообразно оформлять как долю в собственности предприятия (создаваемого или реконструируемого) с правом на приватизацию этой доли.

Инвестиционная подсистема региона отражает применение всего современного инструментария бюджетного финансирования (оплаты разницы процентов по долгосрочным кредитам, отмены налогов на операции с ценными бумагами, поддержки активной инвестиционной политики частных институциональных инвесторов).

Особым инструментом функционирования инвестиционной подсистемы региона и фактором стимулирования регионально-направленной инвестиционной активности предприятий выступает развитие регионального рынка  ценных бумаг. Реализация инвестиционного потенциала названного рынка предусматривает государственную поддержку промышленных компаний при эмиссионном размещении их облигаций. Преимущество данного регулятора инвестиционной активности предприятий региона в том, что он позволяет привлечь на реновационные цели кредиты долгосрочного характера (схема 3.2).

Информация о работе Экономическая политика в сфере регулирования подсистем управления регионом