Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 18:08, магистерская работа
В период посткризисного развития экономики России приоритетными становятся проблемы ее эффективного функционирования как на макро-, так и на мезоуровне. Важнейшей целью реформирования мезоуровня экономики является реализация экономической политики в сфере регулирования подсистем управления регионом.
Основными тенденциями функционирования современной региональной экономики являются формирование и развитие подсистем управления регионом, выступающих структурными элементами территориальной организации макроуровня экономической системы. В стратегическом аспекте степень развитости подсистем управления регионом объективно характеризует социальный диапазон и экономический потенциал рыночных механизмов региональной экономики.
Изучение современной литературы по соответствующей тематике показывает, что внимание отечественных и зарубежных авторов сосредоточено преимущественно на социальных функциях экономических подсистем регионов и инструментах их регулирования.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты регулирования подсистем управления регионом
1.1 Общая характеристика региональных экономических подсистем.
1.2 Концептуальные проблемы исследования экономических подсистем регионального уровня.
Глава 2. Формирование и реализация экономической политики в сфере регулирования подсистем управления регионом
2.1Специфика экономической политики в сфере регулирования подсистем управления регионом
2.2 Основные тенденции и инструменты реализации экономической политики на региональном уровне.
Глава 3. Проблемы совершенствования механизма регулирования подсистем управления регионом
3.1. Развитие предпринимательской подсистемы региона.
3.2. Инвестиционная политика в системе управления регионом.
3.3. Финансовое регулирование в системе управления регионом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Но как же этого добиться? Принудительное перераспределение корпоративных доходов - и это показал весь мировой опыт - не может быть социально-эффективным. Поэтому государство вынужденно будет находить компромисс с предприятиями сырьевого сектора (в целях увеличения доли их инвестиций в российскую экономику). Таким образом, и здесь доминантная тенденция экономических подсистем региона объективно направлена на взаимодействие с региональными органами власти.
Из числа негативных доминантных тенденций практически всех экономических подсистем регионов особого внимания заслуживает тенденция к "приватизации прибыли, но социализации убытков". Другими словами, тенденция к хозяйствованию за счет всего общества, но корпоративному присвоению дохода - такова теневая доминантная тенденция производственной активности большинства предприятий в регионах, которой следует активно противодействовать.
Тем не менее, уже в переходный период обнаруживается различие в доминантных тенденциях между частным и государственным бизнесом: если в частном бизнесе начинает доминировать ориентация на инновационно-рисковую деятельность, то руководство государственных компаний ориентируется на использование преимущественно традиционных (административных) методов.
В течение длительного времени доминантные тенденции развития региональных экономических подсистем формировались в условиях административно управляемого народнохозяйственного комплекса страны, слабо структурируемого на региональные составляющие. В тот период это значило, что значительная часть создаваемого в стране национального дохода перераспределялась между регионами с идеологической целью выравнивания уровней их социального развития, а не из соображений макроэкономической целесообразности. Следует согласиться с тезисом, что «регион – место сосредоточения различного рода интересов. Уже по своей природе данная система конфликтна. Это является еще одним доводом в пользу признания эволюционного подхода в качестве методологической базы для изучения территориальных проблем, поскольку именно для него характерно стремление изучать объект как средоточение разнообразных связей, отношений и влияний»35.
Поскольку в управлении экономикой преобладал отраслевой подход, то он же доминировал и на региональном уровне. В результате в территориальной структуре производства возникло немало диспропорций.
Хотя инновационный характер современной экономики требовал ускоренного развития наукоемких технологий, в России, соблюдая требования 30-х годах, гипертрофированно развивались преимущественно отрасли тяжелой промышленности. Территориальная специализация обычно сводилась к отраслевому монополизму, усугубляемому результатом строительства градообразующих предприятий.
Единое экономическое пространство страны не отменяет обособления и противоречия проблем эффективного развития каждого территориального субъекта. Во многом это объясняется тем, что у разных регионов - разные "стартовые условия" вхождения в рыночный механизм функционирования. Самым слабом звеном, по нашему мнению, остается ситуация неопределенности статуса субъектов Федерации в механизме разработки и реализации общефедеральной экономической стратегии, а также в механизме федеративного бюджетного процесса (то ли регион "кормит" федерацию, то ли федерация "кормит" регион).
Несомненной остается и реальность такой тенденции, как нарастание темпов расхождения экономического роста разных регионов, обусловленные неустранимыми демографическими, социальными и экономическими различиями - размерами территории, численностью населения, объемом валового производства продукции. Различия сохраняется и в конкурентоспособных условиях воспроизводства: регионы в разной степени обеспечены природными ресурсами, сильно отличаются по климатическим условиям, демографическим процессам, экономическому и научно-техническому потенциалам.
Тенденция к неравномерному развитию регионов (в силу неравномерного размещения запасов минерально-сырьевых ресурсов) предопределяет углубление специализации развития регионов как единственно возможного способа реализации их природной конкурентоспособности. Кроме того, доминирование в отечественной экономике рыночной доминанты не меняет главного в размещении общественного производства - территориального разделения общественного труда, производственной специализации регионов.
Если с этих позиций провести типологизацию регионов в зависимости от профилизации базовой региональной экономической подсистемы в границах данного региона в структуре его промышленного производства (например, по максимальной доле продукции данной подсистемы в общем объеме промышленной продукции региона), то в рамках России можно выделить следующие основные виды регионов36:
Таблица 2.1- Регионы топливно-энергетического комплекса
(удельный вес в общем объеме промышленной продукции).
РЕГИОН |
Электроэнергетика |
Топливная |
Российская Федерация |
9,1 |
20,3 |
Республика Коми |
8,0 |
65,0 |
Астраханская область |
6,4 |
65,4 |
Республика Башкортостан |
8,8 |
44,6 |
Республика Татарстан |
5,3 |
41,9 |
Оренбургская область |
8,6 |
43,6 |
Тюменская область |
5,1 |
88,5 |
Сахалинская область |
6,0 |
60,6 |
Ленинградская область |
7,5 |
28,7 |
Костромская область |
29,9 |
0,1 |
Калининградская область |
9,2 |
25,5 |
Республика Бурятия |
27,0 |
5,7 |
Амурская область |
34,3 |
4,7 |
Таблица 2.2 – Регионы металлургического комплекса
(удельный вес в общем объеме промышленной продукции).
РЕГИОН |
Черная металлургия |
Цветная металлургия |
Российская Федерация |
8,9 |
10,1 |
Белгородская область |
46,0 |
- |
Липецкая область |
65,1 |
- |
Тульская область |
20,2 |
0,7 |
Вологодская область |
66,3 |
0,2 |
Новгородская область |
7,0 |
- |
Мурманская область |
9,3 |
37,7 |
Республика Северная Осетия |
0,2 |
28,5 |
Свердловская область |
24,2 |
28,6 |
Челябинская область |
55,6 |
8,8 |
Республика Хакасия |
1,4 |
53,7 |
Красноярский край |
0,2 |
78,9 |
Кемеровская область |
32,4 |
9,0 |
Томская область |
0,7 |
40,3 |
Республика Саха |
- |
78,0 |
Магаданская область |
- |
66,4 |
Чукотский автономный округ |
- |
63,8 |
Таблица 2.3- Регионы агропромышленного комплекса
(удельный вес в общем объеме промышленной продукции).
РЕГИОН |
Пищевая |
Мукомольно-крупяная и комбикормовая |
Российская федерация |
12,8 |
10,5 |
Республика Дагестан |
21,7 |
2,4 |
Кабардино-Балкарская Республика |
40,6 |
1,2 |
Карачаево-Черкесская Республика |
19,6 |
0,5 |
Краснодарский край |
42,8 |
5,1 |
Ставропольский край |
22,4 |
2,5 |
Республика Алтай |
31,5 |
1,7 |
Алтайский край |
18,8 |
10,5 |
Таблица 2.4 – Регионы машиностроения и металлообработки
(удельный вес в общем объеме промышленной продукции).
Машиностроение |
Электроэнергетика |
Другая отрасль | |
Российская Федерация |
19,0 |
9,1 |
|
Воронежская область |
22,9 |
18,0 |
|
Курская область |
18,2 |
22,3 |
|
Орловская область |
26,4 |
10,0 |
12,5 |
Рязанская область |
28,6 |
24,2 |
|
Смоленская область |
16,3 |
16,8 |
9,6 |
Тамбовская область |
27,9 |
15,6 |
18,3 |
Тверская область |
27,6 |
24,5 |
|
Ярославская область |
31,7 |
20,8 | |
Московская область |
30,4 |
9,6 | |
Ростовская область |
23,5 |
15,2 |
|
Волгоградская область |
16,2 |
11,6 |
19,2 |
Пермская область |
12,4 |
10,7 |
43,4 |
Иркутская область |
11,5 |
10,7 |
27,4 |
Новосибтрская область |
26,1 |
13,7 |
|
Омская область |
14,5 |
17,0 |
17,1 |
Таблица 2.5 – Регионы легко-пищевой промышленности
(удельный вес в общем объеме промышленной продукции).
Легкая |
Пищевая | |
Российская Федерация |
1,6 |
12,8 |
Брянская область |
2,3 |
24,0 |
Владимирская область |
6,1 |
17,4 |
Ивановская область |
35,8 |
13,1 |
Г. Москва |
- |
33,2 |
Г. Санкт-Петербург |
- |
34,8 |
Республика Мордовия |
1,5 |
19,1 |
Удмуртская Республика |
0,8 |
8,1 |
Чувашская республика |
7,6 |
14,5 |
Нижегородская область |
2,0 |
9,6 |
Пензенская область |
3,5 |
23,8 |
Самарская область |
0,2 |
9,0 |
Ульяновская область |
3,9 |
12,7 |
Курганская область |
0,6 |
12,6 |
Приморский край |
1,3 |
46,7 |
Хабаровский край |
0,3 |
8,5 |
Камчатская область |
0,2 |
63,3 |
В аспекте предложенной градации межрегиональные производственно-кооперативные связи предстают как долгосрочные связи, прежде всего, между профилирующими региональными экономическими подсистемами.
Информация о работе Экономическая политика в сфере регулирования подсистем управления регионом