Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 18:08, магистерская работа
В период посткризисного развития экономики России приоритетными становятся проблемы ее эффективного функционирования как на макро-, так и на мезоуровне. Важнейшей целью реформирования мезоуровня экономики является реализация экономической политики в сфере регулирования подсистем управления регионом.
Основными тенденциями функционирования современной региональной экономики являются формирование и развитие подсистем управления регионом, выступающих структурными элементами территориальной организации макроуровня экономической системы. В стратегическом аспекте степень развитости подсистем управления регионом объективно характеризует социальный диапазон и экономический потенциал рыночных механизмов региональной экономики.
Изучение современной литературы по соответствующей тематике показывает, что внимание отечественных и зарубежных авторов сосредоточено преимущественно на социальных функциях экономических подсистем регионов и инструментах их регулирования.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты регулирования подсистем управления регионом
1.1 Общая характеристика региональных экономических подсистем.
1.2 Концептуальные проблемы исследования экономических подсистем регионального уровня.
Глава 2. Формирование и реализация экономической политики в сфере регулирования подсистем управления регионом
2.1Специфика экономической политики в сфере регулирования подсистем управления регионом
2.2 Основные тенденции и инструменты реализации экономической политики на региональном уровне.
Глава 3. Проблемы совершенствования механизма регулирования подсистем управления регионом
3.1. Развитие предпринимательской подсистемы региона.
3.2. Инвестиционная политика в системе управления регионом.
3.3. Финансовое регулирование в системе управления регионом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Таблица 3.1- Основные индикаторы региональных подсистем субъектов Южного
федерального округа в 2003 году.
СУБЪЕКТ ЮФО |
Численность малых предприятий (тысяч) |
Инвестиции в основной капитал (в % к предыдущему году) |
Доля в консолидированном бюджете (в %) |
Республика Адыгея |
2,1 |
104 |
2 |
Республика Дагестан |
1,4 |
112,5 |
10 |
Республика Ингушетия |
0,8 |
76,9 |
2 |
Кабардино-Балкарская Республика |
3,4 |
106 |
3 |
Республика Калмыкия |
0,5 |
34,1 |
2 |
Карачаево-Черкесская Республика |
1,4 |
100,7 |
2 |
Республика Северная Осетия - Алания |
2,1 |
113 |
4 |
Чеченская Республика |
… |
||
Краснодарский край |
23,9 |
78,7 |
27 |
Ставропольский край |
7,4 |
100,8 |
12 |
Астраханская область |
3,6 |
119,4 |
5 |
Волгоградская область |
13,7 |
102 |
12 |
Ростовская область |
25,2 |
107,2 |
19 |
*
Составлено автором по данным
официального сайта
Доминантной тенденцией в рыночной самоорганизации регионального предпринимательства выступает процесс институционализации его субъектов в качестве собственника (владельца) необходимого первоначального капитала, который зачастую формируется благодаря его появлению на рынке финансовых ресурсов в качестве субъекта соответствующего спроса. Это значит, что раньше, чем предприниматель появляется на местном рынке производственных ресурсов в качестве субъекта спроса, он доложен появиться на рынке местных финансовых ресурсов в качестве субъекта спроса на этот вид ресурсов. Следует иметь в виду, что, если бы бизнес полагался только на внутренние источники в качестве исходного основного капитала, то размеры регионального бизнеса были бы гораздо меньше, чем это сегодня имеет место. По авторитетному мнению Л. Матвеевой, «с учетом узкой специализации и локализации местных рынков, создание региональных форм ассоциированного предпринимательства рассматривается как путь преодоления территориальной диспропорциональности в экономическом развитии и размещении производительных сил, сложившихся за время централизованного управления»42.
Механизмом активной поддержки подсистемы регионального предпринимательства на специфическом рынке местных финансово-кредитных ресурсов выступают - льготное кредитование приоритетных проектов (на конкурсной основе), организация сети "малых" банков (осуществляющих функцию внедрения и развития системы гарантирования кредитов субъектам спроса на них со стороны малого бизнеса), законодательная регламентация разделения рисков и частичного субсидирования процентных ставок (по кредитам, предоставляемым малому бизнесу), содействие в самоорганизации субъектами малого предпринимательства (обществ взаимного кредитования и взаимного страхования).
Эффективным инструментом в развитии региональной предпринимательской подсистемы является установление для индивидуальных и корпоративных предпринимателей фиксированной квоты в общем объеме поставляемой продукции. При этом для региональной предпринимательской подсистемы стратегически важно обеспечить заключение договоров с крупными предприятиями (при условии обязательного привлечения к их выполнению малых предприятий в качестве субподрядчиков).
Для понимания реального диапазона и потенциала региональной подсистемы предпринимательства важно осознать, что отечественные предприятия в своем большинстве (за исключением экспортоориентированных производств, а также предприятий военно-промышленного комплекса), практически никогда - в силу административной деформации экономических отношений в стране и заменой их на связи преимущественно хозяйственного характера - не продавали на внутреннем реальном рынке произведенную ими продукцию как товар. Другими словами, российские предприятия десятилетиями пребывали в статусе «производителей», так и не перейдя в статус «товаропроизводителей». В аспекте экономической организации производства этот факт свидетельствует об отсутствии в советской экономике «продавцов» и «покупателей» как массовых субъектов реальных рыночных отношений. В методологическом плане изложенное выше позволяет сделать общий вывод о том, что теоретическая характеристика региональной подсистемы предпринимательства может быть адекватно отражена именно в координатах классической модели равновесного рынка.
Как доминантную тенденцию функционирования региональной предпринимательской подсистемы в рыночно-трансформационной экономике России следует отметить, что эта подсистема выступает в качестве исходного условия не только стабилизации народнохозяйственной ситуации, но и в мощный импульс системного рыночного обновления практически всех сфер отечественного производства. В этой связи, становятся значимыми проблемы реструктуризации предприятий регионального производственного комплекса, которые будут «реструктурированы либо в эффективные субъекты рынка, способные адекватно откликаться на рыночные сигналы и обладающие достаточным потенциалом саморазвития в рыночной экономике, либо процессы межотраслевой и внутрифирменной дифференциации приведут к обескровливанию большинства промышленных предприятий, распаду технологической структуры промышленного производства и криминализации промышленности»43.
Социальная выгода развития региональной подсистемы предпринимательства состоит в том, что, практически не требуя от общества (бюджета) значительных инвестиций, региональное предпринимательство генерирует среду свободной конкуренции, приближаясь на практике к принципам классического рынка.
В методологическом аспекте региональная предпринимательская подсистема как базовый элемент экономики региона характеризует такое состояние мезоэкономического производства, при котором оно выступает результатом двухуровнево-направленного (макро- и микро-) экономического регулирования рыночной активности предпринимателей посредством оптимизации государственной политики в сфере частного бизнеса. В этом аспекте региональная предпринимательская подсистема предстает как экономический институт, необходимо присущий мезоуровню рыночной экономики, посредством которого интегрируется эффективность наиболее прогрессивных технологических, организационных и экономических форм регионального производства.
В целом же региональная предпринимательская подсистема выступает как приоритетная форма системного развития современного производства. Будучи сложно-структурированным явлением, региональная предпринимательская подсистема, имея в рамках долгосрочного периода технологическое содержание, в краткосрочном периоде обнаруживает функциональную направленность, преследуя максимизацию прибыли, усиление конкурентоспособности и ускорение диверсификации регионального производства.
Доминантной тенденцией развития региональной предпринимательской подсистемы можно считать переход первенства к становлению рынков тех факторов, от степени распространенности которых зависит общая эффективность региональной экономики. Отсюда следует, что мера развитости рынка факторов предпринимательской активности предопределяет масштабы и степень рыночной реорганизации негосударственного сектора российской экономики. Более того, согласно точки зрения М. Щепакина, «предпринимательство и развитие выступают как две комплементарные части единого целого, в котором проблемы, порождаемые этим развитием, решаются посредством предприниматедьства»44.
В широком смысле производственный потенциал региональной предпринимательской подсистемы максимизирует эффективность региональных организационно-технологических процессов производства – в той мере, в какой она обеспечивает рыночное распространение (куплю-продажу) соответствующих рыночных форм в региональной экономике. В то же время региональной предпринимательской подсистеме присуща неопределенность масштабов долгосрочных временных и краткосрочных производственных эффектов. Следовательно, сектор региональной предпринимательской подсистемы представляет собой объективно обусловленный рыночный способ системного внедрения в региональную экономику управленческого эффекта значимых технико-технологических новаций.
В узком смысле проявление региональной предпринимательской подсистемы принимает форму особого вида коммерциализации, технико-экономические достижения которой превращается в главную фазу управления рыночным движением региональной экономики.
Основная управленческая доминанта эффективной реализации региональной предпринимательской подсистемы состоит в том, что она образует источник формирования той дополнительной («избыточной») прибыли, которая возникает в рамках региональной экономики. Отсюда следует, что в широком смысле сущность региональной предпринимательской подсистемы можно определить как системное взаимодействие совокупности индивидуальных, корпоративных и государственных участников рынка по поводу реализации, распределения и присвоения предпринимательского дохода.
Региональная предпринимательская подсистема, выступая ведущей формой движения региональной экономики как инструмент массового внедрения инновационных разработок, необходимо обособляется в самостоятельный сектор региональной экономики. Отмеченное обособление превращает региональную предпринимательскую подсистему в механизм, в границах которого формируются и реализуются экономические формы осуществления производственно-инновационного прогресса.
Системной доминантой динамики региональной предпринимательской подсистемы выступает ее экономическая заданность, поскольку рыночные ориентиры экономической стратегии субъектов региональной динамики во многом зависят от меры развитости именно региональной предпринимательской подсистемы. Более того, - структурирование региональной экономики в первую очередь отражает размеры, объем и структуру фактически существующей предпринимательской подсистемы в данном регионе.
Доминирующим элементом логической конструкции региональной предпринимательской подсистемы является ее ориентация на спросовые импульсы, в то время как для непредпринимательских подсистем региональной экономики ведущей стороной выступает размер государственной помощи в виде бюджетного финансирования. Эта самодостаточность придает региональной предпринимательской подсистеме относительно большую стабильность и рыночную устойчивость в беспрерывно изменяющемся мире региональной экономики.
Создаваемая в российской национальной макроэкономике новый структурный элемент в виде региональной предпринимательской подсистемы характеризуется различными временными темпами становления составляющих ее компонентов (региональный частнопредпринимательский спрос на региональные инновационно-финансовые услуги, с одной стороны, и региональное частнопредпринимательское предложение инвестиционно-товарных услуг, с другой), что свидетельствует о разновременности появления основных компонентов структуры региональной предпринимательской подсистемы. Следовательно, реальный потенциал региональной предпринимательской подсистемы во многом зависит от успешности институционального оформления необходимой для нее инфраструктуры.
Особой доминантной тенденцией в механизме функционирования региональной предпринимательской подсистемы занимает процесс минимизации трансакционных издержек, которое достижимо только при условии оптимизации экстернальных факторов функционирования данной подсистемы; на практике подобная оптимизация означает не что иное, как превращение производственного потенциала региональной предпринимательской подсистемы в производственный потенциал региональной экономики.
Экономические последствия формирования и реализации региональной предпринимательской подсистемы выражаются в ее ориентации на спросовые ограничения покупателей на региональном рынке. Таким образом, рыночность региональной предпринимательской подсистемы зависит от трех разнонаправленных экономических векторов – рыночной организации внутри самой региональной предпринимательской подсистемы, рыночной организации региональной экономики в целом и рыночной организации национальной макроэкономики. При такой одинаковости принципов организации и функционирования региональной предпринимательской подсистемы она способна обнаружить максимальную эффективность своих производственных, технологических и экономических возможностей. Более того, как отмечается в литературе, «современная экономическая практика свидетельствует о том, что у муниципальных и региональных органов нет достаточно острой заинтересованности в повышении деловой активности производственных предприятий, их техническом совершенствовании, обновлении ассортимента и увеличении объемов выпуска продукции, расширении рабочих мест» 45.
Превращение потенциала региональной
предпринимательской подсистемы в предпринимательский потенциал
региональной экономики предполагает,
по меньшей мере, три объективные посылки
соответствующего процесса: во-первых,
в качестве общей основы названного процесса
выступает целенаправленная региональная
экономическая политика, сознательно
ориентированная на поддержку формирования,
развития и реализации инновационного
потенциала корпорации, а также на образование
специфического рынка инновационных услуг;
во-вторых, существенные изменения должны
произойти и в самой сфере региональной
предпринимательской подсистемы – статус
«научно-производственно-
Информация о работе Экономическая политика в сфере регулирования подсистем управления регионом