Экономические проблемы развития АПК в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 10:38, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования выступил АПК и его трансформационные процессы в РФ.
Предметом исследования являются экономические процессы, происходящие в аграрном секторе России.
В первой главе рассмотрен агропромышленный комплекс России, его специфика, взаимосвязь с другими секторами экономики, а также тенденции развития современного АПК.
Во второй главе рассматривается современное состояние аграрного комплекса экономики России, инфраструктурные взаимосвязи, анализируется процесс реформирования АПК, выявляются современные проблемы и возможности и ресурсы поступательного развития агрокомплекса.
В третьей главе анализируются промежуточные итоги реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», определяются тенденции, перспективы и потенциал развития аграрного сектора российской экономики на примере Тамбовской области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
4
ГЛАВА 1. АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ: ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА, СТРУКТУРА И РОЛЬ В ХОЗЯЙСТВЕ СТРАНЫ…

7
1.1. АПК как структурный элемент народнохозяйственного комплекса: специфика и взаимосвязь с другими секторами экономики………………….

7
1.2. Тенденции развития современного АПК………………………………….
18

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АГРАРНОГО КОМПЛЕКСА ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ИНФРАСТРУКТУРА, ХОД РЕФОРМ, ПРОБЛЕМЫ И ЦЕЛИ……………………………………………


34
Анализ хода реформ, обеспечение развития АПК………………….
34
Значение программ социальной поддержки сельской местности для поступательного развития агрокомплекса…………………………………

41

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ……………………………………………..

64
Цели, задачи и условия реализации национального проекта «Развитие АПК»…………………………………………………………………

64
Тенденции и потенциал развития регионального АПК: на примере Тамбовской области……………………………………………………………..

73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..

Файлы: 1 файл

Диплом .doc

— 4.16 Мб (Скачать файл)

 

Таблица 10 - Поголовье скота и птицы в хозяйствах всех категорий (на конец года) (млн. голов)

Поголовье

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Крупный рогатый скот

Из них коровы

Свиньи

Овцы и козы

Птица

57,0

20,6

38,3

58,2

660,0

27,1

12,2

16,0

15,3

343,0

26,5

11,8

17,3

16,1

341,5

24,8

11,0

16,0

16,9

337,1

23,1

10,3

14,2

17,0

-


Источник: Основные показатели сельского хозяйства в России в 2009 году. – Росстат. – М., 2010.

 

Важное значение для развития сельскохозяйственного  производства отводится мелиорации земель. В стране мелиорированных земель осталось немногим более 9 млн. га. Количество орошаемых и осушенных земель делится примерно поровну. По ряду объективных причин (недостаток финансовых средств, слабое техническое переоснащение систем, потеря кадров) в последние годы резко ухудшилось состояние мелиорированной системы, гидротехнических сооружений, насосно-силового оборудования, поливной техники. Все это способствует дальнейшему выбытию мелиорированных земель, ведет к потерям их продуктивности. И в связи с этим выделенных в 2009 г. федеральным бюджетом средств на финансирование мелиоративных мероприятий было недостаточно.

Невозможно улучшать положение  дел в отраслях агропромышленного  комплекса без использования  современных технологий и необходимого количества новой техники. Однако еще при плановой экономической системе в 1980-е и 1990-е гг. сельское хозяйство было хуже оснащено тракторами, комбайнами и другой сельскохозяйственной техникой, чем страны Европы и США.

В 2007-2009 г. машинотракторный парк продолжал сокращаться, его физический и моральный износ стремительно усиливался. Нагрузка на 1 трактор составила в среднем 150 га пашни, на зерноуборочный комбайн - около 300 га посевов зерновых и зернобобовых культур. С каждым годом обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей основными видами сельскохозяйственной техники падает на 1-3%. Около 70% имеющихся машин и тракторов выработали свой срок амортизации. При этом лишь 4-10% объемов работ по ремонту сложной техники выполняется на ремонтных заводах и в специализированных мастерских.

По данным Минсельхоза России, поступление  новой техники в сельское хозяйство  по стране составляет 1-2% в год, списание - 6-10%. В 2009 г. в расчете на 1000 имеющихся единиц соответствующих видов техники поступило в хозяйства 9 тракторов, 20 зерноуборочных комбайнов, 6 грузовых автомобилей, 10 доильных установок и агрегатов. Подсчеты показывают, что для обработки пашни в научно обоснованные сроки требуется увеличить действующий машинотракторный парк в 4-5 раз. На эти цели необходимо ежегодно выделять до 70 млрд. руб. Пока же хозяйства всех форм собственности в истекшем году приобрели сельскохозяйственной техники на сумму около 800 млн. руб16.

Рассмотрим перспективы развития агропромышленного комплекса России.

В последние годы в аграрном секторе экономики усилились процессы горизонтальной и вертикальной интеграции, создаются крупные интегрированные комплексы, кооперативные объединения малых форм агробизнеса.

Отечественный агропромышленный комплекс становится более привлекательным как для российских, так и зарубежных инвесторов. Объем иностранных инвестиций, накопленных в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности России с 2005 г., составил примерно 10 млрд долл. Растет приток инвестиций в основной капитал сельского хозяйства. В 2005 г. они равнялись 31,5 млрд руб., в 2009 г., по оценке, это уже 130 млрд руб17.

Вместе с тем наряду с имеющимися положительными тенденциями в развитии отрасли сохраняются крупные  системные проблемы.

В последнее время наметилась тенденция  снижения темпов развития сельского хозяйства: они отстают от темпов роста экономики в целом. Усиливается неэквивалентность товарообмена между сельским хозяйством и другими отраслями. Сохраняется непрерывный опережающий рост цен на энергоносители и другие материально-технические ресурсы, потребляемые сельхозтоваропроизводителями.

Экономическая ситуация на селе остается сложной: более трети сельскохозяйственных организаций убыточны. Идет процесс  контрастного разделения: сильные хозяйства  становятся еще сильнее, а слабые - все беднее. Средняя месячная зарплата работников отрасли составляет всего 4980 руб., это 43% общероссийского уровня. За чертой бедности находится свыше половины сельского населения, уровень занятости которого едва дотягивает до 68%. Доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства не превышает 4% их общего объема в экономику страны18.

Уровень технической оснащенности агропроизводства, несмотря на инвестиции по национальному проекту «Развитие АПК», остается низким, из-за чего не используются значительные площади плодородной пашни; недостаточен уровень применения минеральных удобрений и химических средств защиты растений.

В условиях рыночной экономики основой  государственной агропродовольственной  политики должно быть обеспечение стимулов для эффективного производства сельскохозяйственной продукции - главного фундамента экономического роста АПК, устойчивого развития сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения, поддержания продовольственной безопасности страны. Поэтому основными целями на нынешнем этапе следует считать создание условий, во-первых, для повышения конкурентоспособности отечественной продукции агропромышленного комплекса и рыболовства на внутреннем и внешнем рынках, обеспечения населения страны качественными продовольственными товарами; во-вторых, для устойчивого развития сельских территорий, обеспечения занятости, улучшения жизненного уровня сельского населения; в-третьих, для сохранения и воспроизводства используемых сельским хозяйством и рыболовством природных ресурсов.

Исходя из такого подхода и в  соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Министерством  сельского хозяйства Российской Федерации вступил в действие приоритетный национальный проект «Развитие АПК», поддерживаемый правительством страны и Федеральным Собранием. В сфере агропромышленного производства согласно проекту реализуются три основных направления:

- ускоренное развитие животноводства;

- стимулирование развития малых форм хозяйствования;

- обеспечение жильем молодых специалистов на селе.

Для реализации этих целей намечено в первую очередь повысить доступность  кредитных ресурсов для финансирования строительства и модернизации животноводческих комплексов и ферм за счет дополнительного  выделения из федерального бюджета  ассигнований на субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам; увеличить поставки техники, оборудования, племенного скота на условиях аграрного лизинга; сохранить действующий режим ограничения импорта мяса и мясопродуктов, стимулировать импорт технологического оборудования для животноводства и первичной переработки продукции, не имеющего отечественных аналогов.

Чтобы привлечь в животноводство инвестиционные ресурсы, выделено дополнительно 6600 млн руб. бюджетных ассигнований на субсидирование процентных ставок по кредитам (на срок до восьми лет), предназначенным для финансирования строительства именно животноводческих комплексов и ферм. Это позволяет ежегодно направлять по 40 млрд руб. инвестиционных кредитов в сельское хозяйство.

Привлекаемые и собственные  средства сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом поставок оборудования и скота по лизингу дают возможность постепенно осуществлять модернизацию и перевооружение ряда животноводческих комплексов и ферм, закупать высокопродуктивный племенной крупный рогатыый скот, свиней, овец для селекции имеющегося стада и создавать соответствующее племенное ядро.

Для технологического перевооружения животноводческих предприятий и  закупки племенного скота выделяются бюджетные средства на увеличение уставного капитала «Росагролизинга» в сумме 8 млрд руб.; установлены более льготные условия поставок по лизингу машиностроительной продукции и особенно племенного скота.

Развитию производства мяса и мясопродуктов  в России также способствует обоснованное регулирование импорта указанных видов продукции. Действует механизм тарифного квотирования, что позволяет прогнозировать ситуацию на рынке. Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции требуется оснащение российских предприятий современным оборудованием. Наша промышленность, к сожалению, не удовлетворяет эти потребности, поэтому для облегчения закупок по импорту зарубежной техники и оборудования, аналоги которых не производятся в нашей стране, на них отменены ввозные таможенные пошлины19.

Стабилизация и дальнейшее развитие АПК невозможны без коренного изменения социальной политики на селе. В любой цивилизованной стране - это исключительная прерогатива государства. В России социальные проблемы села приходится решать особым образом, на основе государственной федеральной программы, требующей существенного перераспределения бюджетных потоков. Вместе с тем, достойный уровень жизни сельского населения можно обеспечить только на базе эффективного функционирования АПК в экономическом пространстве страны и рационального использования имеющегося потенциала.

Главные условия динамичного и  эффективного развития АПК - обеспечение пропорциональности и сбалансированности всех его составляющих, укрепление связей между сферами комплекса. При отсутствии адекватной рыночной инфраструктуры перерабатывающие предприятия в большинстве случаев использовали свое монопольное положение для занижения закупочных и завышения реализационных цен. В результате на селе развернулось массовое строительство мелких цехов по переработке мяса, молока, семян масличных культур и др. Строительство небольших перерабатывающих мощностей потребовало от сельских товаропроизводителей значительных капиталовложений, а отсутствие возможностей комплексной переработки приводило к неоправданным потерям сырья. Перерабатывающие предприятия теряли сырьевые зоны и не загружали свои производственные мощности, коэффициент использования которых колеблется от 20 до 35%. Это вызвало удорожание переработки сырья, снижение конкурентоспособности производимых продовольственных товаров и, как следствие, привело к засилью импортной продукции на рынках.

Важный фактор эффективного развития АПК - интеграция между сельским хозяйством и переработкой, что создает благоприятные условия для согласованной экономической и научно-технической политики добровольно в нее входящих, но юридически самостоятельных предприятий. Преимущество крупного предприятия проявляется в более низкой себестоимости продукции, высокой экологической безопасности, глубокой комплексной переработке, минимальной потере сырья и устойчивом высоком качестве продукции. А малые предприятия находят свое место там, откуда трудно поставлять скоропортящуюся продукцию.

Побудительным мотивом для объединительных  процессов в экономике служит эффект, достигаемый за счет расширения масштабов производства, соединения разрозненных звеньев единого технологического процесса. В результате возникает мотивация к организации единого управления всеми стадиями производства хозяйствующих субъектов, участвующих в совместном процессе. Разумная кооперация и интеграция открывают дополнительные источники роста производительности труда, возможностей сбыта, и, таким образом, помогают более эффективно осуществлять совместный производственный процесс по выпуску различных видов готовой продукции.

Для устойчивого роста АПК необходимо дальнейшее совершенствования отношений на внутреннем и внешнем агропродовольственных рынках, развитие инфраструктуры.

Следует подчеркнуть, что  российский агропродовольственный  сектор имеет огромные потенциальные  возможности и большие перспективы. Располагая 9% мировых сельхозугодий (правда, не самых лучших) и 2,5% населения Земли, Россия может не только обеспечить себя качественной агропродукцией, но и поставлять ее на мировой рынок. Конечно, для этого нужны другие экономические условия, использование достижений научно-технического прогресса, хорошо подготовленные кадры. На современном этапе за счет инновационного развития обеспечивается 2/3 прироста сельскохозяйственной продукции. Поэтому комплексные меры по восстановлению и росту агропромышленного производства должны на деле улучшить положение российского крестьянства, определить по справедливости его место в экономике страны, обеспечить продовольственную безопасность и достаточный уровень питания всех слоев населения России.

 

 

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АГРАРНОГО КОМПЛЕКСА ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ИНФРАСТРУКТУРА, ХОД РЕФОРМ, ПРОБЛЕМЫ И ЦЕЛИ

2.1. Анализ хода  реформ, обеспечение развития АПК

Развитие сельского  хозяйства – одно из немногих отраслевых экспертных направлений в деятельности Центра специального развития (ЦСР). Включение его в перечень разработок Центра обусловлено рядом причин, выделяющих сельское хозяйство из всего списка отраслей. В первую очередь, это сектор, обеспечивающий население страны важнейшими товарами первой необходимости – продовольствием. Во-вторых, Россия в силу огромных площадей, пригодных для сельского хозяйства, объективно имеет все возможности для развития конкурентоспособного на мировых рынках агропродовольственного сектора. В-третьих, с сельским хозяйством тесно связана проблема бедности – на селе доля бедного населения значительно превышает показатели для городов.

Исходя из этого понимания, в ЦСР была организована рабочая  группа по разработке и закреплению  в законодательстве новых принципов  государственной политики на селе. Первый закон был посвящен формулированию задач, принципов и инструментов государственной агропродовольственной политики, второй содержал конкретные программы поддержки агропродовольственного сектора. Такое разделение в целом соответствует мировой практике.

В последние годы действующее  правительство РФ попыталось учесть и переосмыслить ошибки, допущенные в первые годы переходного периода. Сейчас сельское хозяйство в нашей  стране развивается в рамках Национального  проекта «Развитие АПК».

Информация о работе Экономические проблемы развития АПК в современной России