Экономические проблемы развития АПК в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 10:38, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования выступил АПК и его трансформационные процессы в РФ.
Предметом исследования являются экономические процессы, происходящие в аграрном секторе России.
В первой главе рассмотрен агропромышленный комплекс России, его специфика, взаимосвязь с другими секторами экономики, а также тенденции развития современного АПК.
Во второй главе рассматривается современное состояние аграрного комплекса экономики России, инфраструктурные взаимосвязи, анализируется процесс реформирования АПК, выявляются современные проблемы и возможности и ресурсы поступательного развития агрокомплекса.
В третьей главе анализируются промежуточные итоги реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», определяются тенденции, перспективы и потенциал развития аграрного сектора российской экономики на примере Тамбовской области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
4
ГЛАВА 1. АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ: ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА, СТРУКТУРА И РОЛЬ В ХОЗЯЙСТВЕ СТРАНЫ…

7
1.1. АПК как структурный элемент народнохозяйственного комплекса: специфика и взаимосвязь с другими секторами экономики………………….

7
1.2. Тенденции развития современного АПК………………………………….
18

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АГРАРНОГО КОМПЛЕКСА ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ИНФРАСТРУКТУРА, ХОД РЕФОРМ, ПРОБЛЕМЫ И ЦЕЛИ……………………………………………


34
Анализ хода реформ, обеспечение развития АПК………………….
34
Значение программ социальной поддержки сельской местности для поступательного развития агрокомплекса…………………………………

41

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ……………………………………………..

64
Цели, задачи и условия реализации национального проекта «Развитие АПК»…………………………………………………………………

64
Тенденции и потенциал развития регионального АПК: на примере Тамбовской области……………………………………………………………..

73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..

Файлы: 1 файл

Диплом .doc

— 4.16 Мб (Скачать файл)

Приоритетными направлениями развития этого проекта является:

  • ускоренное развитие животноводства;
  • стимулирование развития малых форм хозяйствования;
  • обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.

Главная цель проекта – форсированное  развитие животноводства и увеличение производства мяса и молока для постепенного замещения импортной мясной и молочной продукции.

Реализация первого направления  Национального проекта позволит повысить рентабельность животноводства, провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов (ферм) и ввести в эксплуатацию новые мощности.

Это станет возможным за счет:

  • повышения доступности долгосрочных кредитов, привлекаемых на срок до 10 лет;
  • роста поставок по системе федерального лизинга племенного скота, техники и оборудования для животноводства;
  • совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования;

Второе направление Национального  проекта направлено на увеличение объема реализации продукции, произведенной  крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

Это предполагается достичь путем:

  • удешевления кредитных ресурсов, привлекаемых малыми формами хозяйствования АПК;
  • развития инфраструктуры обслуживания малых форм хозяйствования в АПК – сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих, кредитных).

Реализация третьего направления  позволит обеспечить доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе, создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала АПК.

Наиболее органично  вписаться в мировой рынок  сельского хозяйства поможет  вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

На сегодняшний день, переговоры по вступлению России в  ВТО завершены со всеми странами-участниками, кроме Вьетнама, Грузии и Камбоджи. Поддержка российского сельского хозяйства была одной из самых важных тем этих переговоров. Уже достигнуты договоренности по доступу на российский рынок сельхоз продукции. На все товары, производимые в Россию (все виды мяса, молоко, масла, сахар) таможенные тарифы останутся неизменными после вступления в ВТО. На те товары, которые не производятся у нас в стране, российской стороной были сделаны уступки по тарифам. В подписанных документах базовый показатель государственной поддержки сельского хозяйства взят за 1993-1995 годы и составляет примерно 9 млрд. долларов США, и в ближайшие 2 года увеличения квот на импорт не будет. В целом, говоря о последствиях вступления в ВТО для экономики и для сельского хозяйства России в частности, по расчетам экономистов, негативного влияния на аграрную сферу от этого шага не ожидается.

На данный момент имеет  место неурегулированность аграрного  сектора рынка. Оптовые цены на сельскохозяйственную продукцию снижаются, а розничные возрастают, в том числе из-за увеличения импорта этих товаров из-за границы.

По нашему мнению при  вступлении в ВТО, федеральные власти должны снижать импортные квоты на эти товары, ликвидировать неритмичность поставок во времени и пресекать нелегальные каналы поставки продовольствия в Россию.

Только при государственной  поддержке российского сельского  хозяйства, оно будет способно производить  конкурентоспособную продукцию  в условиях ВТО.

При формировании стратегии развития сельского хозяйства нелишне будет учесть опыт ведущих развитых стран.

Например, в США государство  предоставляет субсидии из федерального бюджета в случае понижения рыночных цен на сельхозпродукцию ниже гарантированного уровня цен. Специальная правительственная  организация по гарантированным ценам принимает в залог у производителей сельскохозяйственные продукты и в случае, если цены рынка превысят залоговые, производитель выкупает свой товар и продает его на рынке. Если цены ниже залоговых ставок, то товар остается в собственности правительственной организации. Таким образом, США, являясь крупнейшим экспортером агропродукции, путем поддержки собственных производителей принимает действенные меры по сохранению такого зазора мировых цен, в результате которых и собственный производитель не остается в проигрыше, и уровень мировых цен остается под контролем.

Эффективен механизм ценообразования в ЕС, разработанный  по каждому виду сельхозпродукции и  для каждого региона. Устанавливаются  несколько категорий цен –  индикативные цены, определяемые Сообществами как желательные, минимальные цены импорта или пороговые, минимальные продажные цены, гарантированные производителю интервенциями, официальными организациями. Существование пороговой цены защищает рынок от импорта, цена интервенции гарантирует минимальный доход производителям. Таким образом, протекционизм на границах ЕС защищает производителей от резких толчков мирового рынка. Продуманная агрополитика ЕС позволила в течение 10-15 лет пройти путь от импортера сельхозпродукции до положения близкого к самообеспечению и второго мирового экспортера.

Подводя итоги нацпроекта «Развитие АПК», можно отметить, что говорить о кардинальном улучшении ситуации в отрасли все же не приходится. Численность поголовья скота только приближается к уровню начала 90-х годов прошлого века. Единственное и неоспоримое достижение проекта АПК состоит в том, что приостановлено падение производства и скатывание к прямой продовольственной зависимости от зарубежных стран.

Все же, ряд экспертов  указывают на основное противоречие нацпроекта – поддержку конкурирующих секторов: крупных агрохолдингов с одной стороны и малых форм хозяйствования и сельхозкооперативов с другой. И где же здесь приоритет?

Как прежде, сохраняется  проблема контроля использования кредитных  ресурсов: многие компании, получившие кредиты в рамках нацпроекта не успевают во время освоить выделенные средства. Что касается чиновников, отрадно отметить, что отчеты министерств и ведомств по реализации нацпроекта носят публичный характер, в то же время делаются они зачастую с большим опозданием.

Перспективы нацпроекта и обеспечение развития АПК.

Вообще нацпроект  «Развитие АПК» проявил тенденцию  к разрастанию, все новые сферы  оказываются вовлеченными в сферу  государственных приоритетов. Начиная  с 2007 года, в нацпроект включены нетрадиционные для России овцеводство, северное оленеводство и табунное коневодство, а так же развитие промышленного рыбоводства и племенное дело.

Государственная поддержка племенного животноводства способствует стабилизации численности крупного рогатого скота. В 2010 году из федерального бюджета выделены дополнительно средства в размере 1325 млн руб., что позволяет племенным предприятиям расширить воспроизводство племстада и увеличивать поставки племенного молодняка на внутренний рынок, а также увеличить реализацию молодняка племенных животных по сравнению с 2009 годом на 15%. Для решения поставленных выше задач приоритетный национальный проект «Развитие АПК» по направлению «Ускоренное развитие животноводства» расширен за счет субсидирования 5-летних кредитов на приобретение племенного скота, технологического оборудования для животноводства и развитие аквакультуры, что является дополнительным финансовым механизмом.

Включение в нацпроект  «Развитие АПК» новых направлений потребовало, в соответствии с письмом министерства сельского хозяйства РФ, внесения изменений в региональные программы и сетевые графики по реализации нацпроекта. Теперь в них отражаются параметры софинансирования дополнительных мероприятий из средств бюджетов субъектов РФ и контрольные целевые показатели реализации дополнительных мероприятий.

Для этого регионам необходимо до 1 февраля подписать дополнительные соглашения с Минсельхозом и представить  расчет контрольных целевых показателей  реализации нацпроекта по новым направлениям.

Таким образом, приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления:

-«Ускоренное развитие  животноводства»; 

-«Стимулирование развития  малых форм хозяйствования»; 

-«Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».

Реализация первого направления  Национального проекта позволит повысить рентабельность животноводства, провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов (ферм) и ввести в эксплуатацию новые  мощности.

Это станет возможным за счет:

- повышения доступности долгосрочных кредитов, привлекаемых на срок до 10 лет;

- роста поставок по  системе федерального лизинга  племенного скота, техники и  оборудования для животноводства благодаря увеличению уставного капитала ОАО «Росагролизинг», снижению ставки за использование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» и продлению срока лизинга техники и оборудования для животноводческих комплексов до 10 лет;

- совершенствования мер  таможенно-тарифного регулирования путем утверждения объемов квот и таможенных пошлин на мясо и отмены ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.

Второе направление  Национального проекта направлено на увеличение объема реализации продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

Это достигается путем:

- удешевления кредитных  ресурсов, привлекаемых малыми формами  хозяйствования АПК;

- развития инфраструктуры обслуживания  малых форм хозяйствования в АПК – сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих, кредитных).

Реализация третьего направления  позволит обеспечить доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе, создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса.

 

 

2.2. Значение программ  социальной поддержки сельской  местности для поступательного  развития агрокомплекса

Экономические реформы, осуществляемые в последние годы, позволили создать основы многоукладной экономики и определенные предпосылки для развития рыночных отношений в АПК. В 2006 году был принят закон «О развитии сельского хозяйства», а ускорителем позитивных процессов, в отрасли сельского хозяйства, стал приоритетный национальный проект «Развитие АПК». С 2008 года приоритетный национальный проект переходит в Государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», и аграрная политика становится приоритетом в социально-экономической политике государства.

В настоящее время развитие АПК  является приоритетом государства. Действует «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы»

Согласно этому приоритетному  направлению на территории РФ разработаны, утверждены и реализуются  следующие  Федеральные целевые программы:

- Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года";

- Федеральная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 99 «О федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года».

Также действуют следующие ведомственные программы (Министерства сельского хозяйства Российской Федерации):

- Целевая программа «Развитие племенного коневодства в Российской Федерации в 2010-2013 гг.»;

- Целевая ведомственная программа "Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008 - 2010 годы)";

- Целевая ведомственная программа "Развитие льняного комплекса России на 2008-2010 годы";

- Целевая ведомственная программа "Развитие производства и переработки рапса в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы";

- Целевая ведомственная программа "О неотложных мерах по борьбе с подкожным оводом, профилактике и оздоровлению крупного рогатого скота от гиподерматоза в Российской Федерации на 2008-2010 годы";

- Целевая ведомственная программа "Развитие виноградарства и виноделия Российской Федерации на 2008-2010 годы";

- Приказ от 15 декабря 2010 г. № 433 «Об утверждении целевой программы ведомства «Развитие птицеводства в Российской Федерации на 2010−2012 годы» и Концепции развития отрасли птицеводства Российской Федерации на период 2013-2020 года»;

- Целевая программа ведомства «Развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка, предусматривающее расширение возможностей по хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции, в том числе с использованием потенциала открытого акционерного общества «Объединенная зерновая компания» на 2010 – 2012 годы».

В Тамбове 2 марта, в здании «Тамбовтеатра», В. Путин  выступил на заключительном заседании ХХII съезда российских фермеров. «Наша задача, - считает Владимир Путин, - повысить качество жизни на селе, сделать село привлекательным для молодежи, для ведения собственного бизнеса, для того, чтобы здесь создавались и крепли большие многодетные семьи». Поэтому будут совершенствоваться программы социального развития сел, образования, здравоохранения, газификации, транспортной доступности и другие. «Правительство желает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как где достаток – там, конечно, и просвещение, и настоящая свобода», - привел высказывание Петра Столыпина премьер-министр Владимир Путин. Он заверил, что поддержка сельского хозяйства была и будет приоритетом в деятельности правительства.

Информация о работе Экономические проблемы развития АПК в современной России