Экономические проблемы развития АПК в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 10:38, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования выступил АПК и его трансформационные процессы в РФ.
Предметом исследования являются экономические процессы, происходящие в аграрном секторе России.
В первой главе рассмотрен агропромышленный комплекс России, его специфика, взаимосвязь с другими секторами экономики, а также тенденции развития современного АПК.
Во второй главе рассматривается современное состояние аграрного комплекса экономики России, инфраструктурные взаимосвязи, анализируется процесс реформирования АПК, выявляются современные проблемы и возможности и ресурсы поступательного развития агрокомплекса.
В третьей главе анализируются промежуточные итоги реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», определяются тенденции, перспективы и потенциал развития аграрного сектора российской экономики на примере Тамбовской области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
4
ГЛАВА 1. АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ: ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА, СТРУКТУРА И РОЛЬ В ХОЗЯЙСТВЕ СТРАНЫ…

7
1.1. АПК как структурный элемент народнохозяйственного комплекса: специфика и взаимосвязь с другими секторами экономики………………….

7
1.2. Тенденции развития современного АПК………………………………….
18

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АГРАРНОГО КОМПЛЕКСА ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ИНФРАСТРУКТУРА, ХОД РЕФОРМ, ПРОБЛЕМЫ И ЦЕЛИ……………………………………………


34
Анализ хода реформ, обеспечение развития АПК………………….
34
Значение программ социальной поддержки сельской местности для поступательного развития агрокомплекса…………………………………

41

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ……………………………………………..

64
Цели, задачи и условия реализации национального проекта «Развитие АПК»…………………………………………………………………

64
Тенденции и потенциал развития регионального АПК: на примере Тамбовской области……………………………………………………………..

73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..

Файлы: 1 файл

Диплом .doc

— 4.16 Мб (Скачать файл)

В связи с этим считаем необходимым проанализировать действующую Государственную программу Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Определить значение социальной поддержки сельской местности для поступательного развития агрокомплекса.

Государственная программа  развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства".

Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования  рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села. Около 60 процентов сельских жителей имеют средний денежный доход и 35 процентов - доход ниже прожиточного уровня.

Основными причинами  относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:

- низкие темпы  структурно-технологической модернизации  отрасли, обновления основных  производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;

- неблагоприятные  общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

- финансовая  неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;

- дефицит квалифицированных  кадров, вызванный низким уровнем  и качеством жизни в сельской  местности. 

В этих обстоятельствах  создание условий для устойчивого  развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.

Динамичное и  эффективное развитие сельского  хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности страны, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития страны в рассматриваемой перспективе.

Целями Программы на 5-летний период являются:

- устойчивое развитие  сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

- повышение конкурентоспособности  российской сельскохозяйственной  продукции на основе финансовой  устойчивости и модернизации  сельского хозяйства, а также  на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

- сохранение и воспроизводство  используемых в сельскохозяйственном  производстве земельных и других  природных ресурсов.

Для достижения этих целей  необходимо решение основных задач  в рамках следующих подпрограмм (направлений):

- создание предпосылок  для устойчивого развития сельских  территорий и обеспечение улучшения  к 2012 году жилищных условий  в сельской местности (увеличение  ввода и приобретения жилья  в 3,7 раза по отношению к  2006 году);

- повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66 процентов, а уровня газификации домов природным газом - до 60 процентов за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли;

- улучшение общих условий  функционирования сельского хозяйства  путем сохранения и поддержания  почвенного плодородия, создания системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства с охватом к 2012 году 95 процентов субъектов Российской Федерации, привлечения союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей к участию в формировании государственной аграрной политики;

- обеспечение ускоренного  развития приоритетных подотраслей  сельского хозяйства, прежде всего животноводства, на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 13 процентов, а также на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами в общей площади посева, до 15 процентов (научно обоснованная норма);

- повышение финансовой  устойчивости сельского хозяйства  за счет мер по расширению  доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей  к кредитным ресурсам на льготных  условиях и повышению удельного  веса застрахованных площадей  посевов в общей площади до 40 процентов;

- совершенствование механизмов  регулирования рынков сельскохозяйственной  продукции, сырья и продовольствия, включая сглаживание сезонных  колебаний цен на зерно и  продукты его переработки, применение механизма таможенно-тарифного регулирования импорта продукции, разработку стандартов на сельскохозяйственную продукцию, а также доведение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами до 70 процентов.

В результате реализации Программы базовые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства должны существенно улучшиться.

Условия достижения прогнозных показателей развития сельского  хозяйства в 2008-2012 годах и оценка негативных факторов и социально-экономических  проблем характеризуются следующими тенденциями.

Производство продукции  сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2006 году на 24,1 процента. В 2008-2010 годах прогнозируется ежегодное увеличение темпов роста производства продукции сельского хозяйства, а в 2011-2012 годах - их стабилизация.

Среднегодовой рост объема продукции сельского хозяйства  за 5-летний период должен составить  около 4 процентов.

Рост продукции сельского  хозяйства в большей степени  будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности российского животноводства и ускоренного создания соответствующей кормовой базы.

В 2008-2012 годах рост инвестиций в сельское хозяйство должен продолжиться.

В первые годы реализации Программы обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей некоторыми видами техники будет снижаться за счет опережающего выбытия устаревшей техники. Стабилизация обеспеченности основными видами техники намечается в отношении комбайнов к 2010 году, а в отношении тракторов - к 2011 году. В сельское хозяйство будет поступать более энергонасыщенная и ресурсосберегающая техника. Всего за период реализации Программы будет приобретено более 175 тыс. тракторов и 55 тыс. зерноуборочных комбайнов. Обновление парка с учетом списания этой техники составит в отношении тракторов 40 процентов, а в отношении зерноуборочных комбайнов - 50 процентов (к уровню 2006 года).

Рост объемов производства мяса и молока позволит к 2012 году увеличить  долю российского производства в  формировании ресурсов мяса до 70 процентов, молока - более 81 процента. Среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо увеличится с 55 килограммов в 2005 году до 73 килограммов в 2012 году, молока и молокопродуктов в пересчете на молоко соответственно с 235 до 261 килограмма.

Доходы работников сельскохозяйственных организаций к 2012 году должны повыситься относительно 2006 года в 2,5 раза.

Социально-ориентированными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства  на период до 2012 года являются:

- улучшение финансового  положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической базы;

- повышение платежеспособности  сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- повышение производительности  труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления;

- создание условий  сельскохозяйственным и другим  товаропроизводителям агропромышленного  комплекса для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства.

Вместе с тем наращиванию  прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства до 2012 года могут помешать риски, сложившиеся  под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем.

К основным социальным рискам относятся следующие:

- социальные риски,  обусловленные возможностью консервации  или усиления социальной непривлекательности  сельской местности и увеличения  разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создадут серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности и спровоцируют нехватку трудоспособного населения, а также поставят под угрозу срыва реализацию программ развития аграрного сектора;  
Рассмотрим цели и мероприятия программы, направленные на устойчивое развитие сельских территорий.

Одним из направлений  устойчивого развития сельских территорий является повышение уровня и качества жизни сельского населения, которое  включает в себя:

- мероприятия по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений;

- мероприятия поддержки комплексной  компактной застройки и благоустройства  сельских поселений в рамках  пилотных проектов.

Программой предусмотрено повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений.

Целью осуществления  мероприятий по развитию социальной инфраструктуры села является повышение  уровня и качества жизни сельского населения, а также создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- улучшение жилищных условий  сельского населения; 

- повышение уровня и качества  инженерного обустройства сельских  поселений; 

- развитие социальной инфраструктуры  села.

Реализация мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села осуществлялось в рамках федеральной  целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858, учитывая продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно.

Финансирование мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села осуществляется на основе принципа софинансирования за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Средства федерального бюджета на финансирование мероприятий дифференцируются по группам субъектов Российской Федерации в зависимости от уровня дотационности бюджетов субъектов Российской Федерации и других критериев начиная с 2009 года.

Средства государственной поддержки за счет бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации предоставляются гражданам, проживающим в сельской местности, молодым семьям и молодым специалистам на условиях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.

Мероприятия по развитию жилищного строительства в сельской местности и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов предполагается осуществлять также с использованием механизма ипотечного кредитования.

Ипотечный кредит предоставляется  на следующие цели:

- приобретение готового жилого  помещения в сельской местности; 

- создание объекта индивидуального  жилищного строительства в сельской  местности, в том числе завершение  ранее начатого;

Информация о работе Экономические проблемы развития АПК в современной России