Концепция полной занятости в макроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Переход от централизованно-планового управления экономики к рыночной системе хозяйствования неизбежно приводит к обострению проблемы занятости, возникновению и расширению безработицы, что, естественно, требует разработки принципов и основ формирования политики занятости и механизма ее реализации на этапе переходного периода, включая механизм социальной защиты безработных.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Государственная политика занятости и ее эффективность…………..….4
1.1.Основные принципы государственной политики занятости и ее регулирование……………………………………………………………………...4-6
1.2.Цель, задачи, функции, структура государственной службы занятости…..6-9
1.3.Деятельость государственной службы занятости………………………….9-11
Глава 2 Концепция полной занятости…………………………………………….12
2.1. Понятие занятости….………………………………………………………12-15
2.2. Проблемы занятости……………………………………………………..15-17
2.3. Виды занятости. Полная, продуктивная, свободно избранная занятость населения………………………………………………………………….…….17-21
Глава 3 Безработица………………………………………………………………22
3.1. Виды безработицы……………………………………………………….22-26
3.2. Методы борьбы с безработицей………………………………………….26-30
3.3. Причины и последствия безработицы……………………………………30-35
Глава4…………………………………………………………………………..….36
4.1. Занятость населения: тенденция и перспективы………………………..36-39
4.2. Эффективность трудоустроенности………………………………..……39-41
4.3. Безработица и ее преодоление в рыночных условиях…………………41-43
Заключение…………………………………………………………………………44
Список литературы…………………………………………………………....45-47

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Office_Word_-_kopia_2.docx

— 80.77 Кб (Скачать файл)

Глава 1

1.1

Основные  принципы государственной политики занятости и механизм регулирования  занятости.

Переход от централизованно-планового управления экономики к рыночной системе  хозяйствования неизбежно приводит к обострению проблемы занятости, возникновению  и расширению безработицы, что, естественно, требует разработки принципов и  основ формирования политики занятости  и механизма ее реализации на этапе  переходного периода, включая механизм социальной защиты безработных.

Общество, формирующее в экономике рыночные отношения, признает безработицу в  качестве спутника этой системы, ее структурного элемента. 
Выбор формы участия граждан в рыночных отношениях и сферы приложения труда основывается на принципе свободного избрания вида деятельности. Поэтому существенные основы формирования и реализации государственной политики занятости закрепляются в отношение прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную трудовую деятельность.

Государственная политика занятости, кроме основополагающих принципов, включает также и другие элементы социального характера, воздействующие на занятость населения, как то: продолжительность  рабочего времени (что в свою очередь  зависит от продолжительности рабочей  недели и оплачиваемого отпуска), материальные условия, стимулирующие  пребывание женщин работниц в дополнительном отпуске по уходу за ребенком и  продолжительность этого отпуска, размер трудовых пенсий, уровень материального  обеспечения пенсионеров, и условия  сохранения пенсий для работающих пенсионеров.

Перечисленные элементы политики занятости в той или иной степени  воздействуют на общий объем трудовых ресурсов, необходимых народному  хозяйству при данной системе  регулирования рабочего времени  и материального обеспечения  трудоспособных пенсионеров. Так же следует рассматривать и уровень  обязательного общеобразовательного минимума для молодежи, от которой  зависит период выхода на рынок труда. Политика занятости одновременно охватывает комплекс мер, связанных с экономическими условиями воспроизводства рабочих  мест – закрытием неэффективных  производств, техническим обновлением  действующих и созданием новых  рабочих мест

Механизм  регулирования

Регулирующее  воздействие государства не должно ограничиваться организацией содействия в трудоустройстве незанятого населения, им следует охватить также внутрифирменный  рынок труда и самозанятость.

Системы регулирования занятости призвана обеспечивать для воспроизводства  рабочей силы и рынка мест, их первичное соединение и повторное  воссоединение.

В переходный период формирования рынка  рабочих мест и степень государственного воздействия на его емкость определяются следующими условиями и факторами: o Заданностью исходной базы, т.к. сложившаяся  совокупность рабочих мест в стране создавалась всем предшествующим периодом развития экономики. o Инвестиционным потенциалом, его воспроизводственной  структурой и характером распределения  инвестиций (направление: на новое строительство, реконструкция и техническое  перевооружение, в капиталоемкую  сферу производства и в трудоемкие отрасли). o Структурные изменения, обусловленные  разрывом хозяйственных связей между  бывшим СССР, конверсией производства, инвестиционной политикой. o Экономическими факторами, в том числе банкротством государственных и иных предприятий.

Совокупность  рабочих мест в условиях перехода к рынку и особенно в процессе разгосударствления и приватизации собственности претерпевает определенные изменения количественного характера, и, как правило, в сторону сокращения.

В государственном секторе экономики  только в 1993г. суммарное количество рабочих мест снизилось на 8,6 млн., главным образом, в результате преобразования предприятий в арендные, акционерные, совместные. К концу 
1994г. число рабочих мест в народном хозяйстве России снизилось по сравнению с 1992 г. на 2 млн. Реализация государственной программы приватизации ускорит этот процесс, последствия которые скажутся на рынке рабочих мест.

Инвестиционный  потенциал России в последние  годы значительно сократился. 
В 1991г. объем капиталовложений по всем источникам финансирования снизился на 11% по сравнению с предыдущим годом. Спад продолжается по настоящее время, что не дает основания рас читывать на сохранение базовой совокупности мест. Твердое разграничение финансов государства и финансов государственных предприятий, характер прекращения бюджетных дотаций и предоставление кредитов, в конечном счете, отразится на масштабах сокращения рабочих мест. То же самое можно отнести и к последствиям конверсии.

По  данным Министерства экономики РФ, при сокращении производства военной  продукции на предприятиях оборонной  промышленности до31,1% и уровню 1995г. общий объем выпуска продукции  снизился до 75%, а численность высвобождения  работников в 1996г., превысит 1млн. человек*. Формирование национального рынка  рабочей силы также определяет совокупность условий и факторов: o Демографическими условиями и характером положения этого контингента трудоспособного населения o Организация форм занятости (ненормированный рабочий день, работа на дому) o Фондом жизненных средств и соотношением денежных доходов o Политика в сферах строительства Военных сил России o Возможность миграции трудоспособного населения за рубеж в поисках работы.

Выдвигаемое правительством положение о не сохранении пенсии по старости работающим пенсионерам  нацелено на экономическое принуждение  пенсионеров освободить рабочие  места для их замещения нуждающимся  в трудоустройстве гражданам. В  свою очередь это ведет к социальной незащищенности пенсионеров.

Сокращение  численности Вооруженных Сил, демобилизация  офицеров скажется на положение национального  рынка рабочей силы.

 1.2.

Служба занятости играет в стране ту же роль, что отдел  кадров на крупном предприятии, поскольку  ее цель — управление занятостью, но в масштабах государства. Эти  службы помогают:

1.тем, кто ищет работу или хочет пройти профессиональную переподготовку;

2.предприятиям, желающим идти в ногу с экономическим и технологическим развитием и расширяющим производство;

3.государству.

4.чтобы лучше знать положение на рынке труда, многие страны укрепляют свои службы занятости, отслеживая с их помощью влияние технологических изменений и структурной перестройки на занятость.

Сегодня деятельность служб занятости  весьма многообразна. Государство возложило  на них следующие основные задачи:

1.оказывать поддержку безработным и помогать им в поисках работы;

2.организовывать рынок труда таким образом: чтобы вакансии заполнялись наиболее квалифицированными работниками; чтобы текущий и перспективный спрос на лиц определенных профессий соответствовал предложению на рынке труда;

3.предлагать и осуществлять меры по созданию новых рабочих мест;

4.оказывать населению консультации по профессиональной ориентации, предоставлять ему необходимую статистическую информацию и другие посреднические услуги, направленные на скорейшее трудоустройство безработных.

К традиционным функциям служб занятости  относятся, такие как выплата  пособий по безработице, выявление  свободных рабочих мест и трудоустройство, распространение информации о вакансиях  и профессиональная ориентация, занятость  иностранных рабочих и возможности  трудоустройства в приграничных районах;

К новым функциям, которые возникают  с изменением социально-экономической  обстановки, относят: специализированное трудоустройство (трудящиеся-инвалиды, управленческий персонал, временное  трудоустройство); профориентация; самозанятость (поощрение самостоятельных поисков  работы); содействие самозанятости, особенно в некоторых развивающихся странах; устройство на курсы профессиональной подготовки на предприятиях; помощь в  смене профессии; особые программы  содействия занятости.

На практике службы занятости выполняют  лишь часть этих функций — в  зависимости от потребностей региона  и страны в целом и имеющихся  ресурсов. В некоторых странах, например, в Германии, службы занятости не только управляют средствами, направляемыми  на выплату пособий по безработице, но и занимаются распределением социальной помощи длительно безработным.

Определен статус и направления  работы Федеральной государственной  службы занятости населения. Для  объективной оценки состояния рынка  труда и положения в области занятости населения в Российской Федерации в 2001 г. была установлена форма государственной статистической отчетности, утвержденная приказом Госкомстата России от 11 января 2001 г. №3.

В целях выработки согласованных  решений по определению и осуществлению  политики занятости населения на федеральном, территориальных уровнях  в рамках социального партнерства  создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Комитеты объединяют представителей объединений  профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных  органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся  в социальной защите.

Данные статистики свидетельствуют  о повышении эффективности работы государственных служб занятости. По данным Министерства труда и социального  развития России, последние два года количество получивших профессиональную консультацию превышает число направленных на профессиональное обучение безработных  граждан более, чем в 2,5 раза. В 1999 г. направлено на профессиональное обучение 70 % безработных, а в 2000 г. — 69 % .

Анализ многочисленных случаев  успешного трудоустройства позволяет  выделить, помимо профессиональной пригодности («хочу-могу»), дополнительные факторы, по которым можно предсказать  высокую или низкую вероятность  трудоустройства клиента:

1.спрос на искомую профессию (точнее, отношение спроса и предложения);

2.требования работодателя к уровню профессиональной подготовки и личным качествам безработного;

3.уровень компетентности безработного в рыночных отношениях в области занятости (знание технологии поиска работы, умение вести переговоры с работодателем, владение способами самопрезентации и саморекламы и т.д.);

4.личностный фактор (желание получить работу, упорство, целеустремленность, общительность, личное обаяние и т.д.).

 

 

Объем профконсультационных услуг, оказанных безработным в 1999 – 2000 гг.

Показатель

1999 год

(чел.)

2000 год

(чел.)

2000 год в %

к 1999 году

Получили профессиональную

Консультацию:

     

Всего

89057

98161

110,2

в том числе безработные

46118

44534

96,6

Направлены на профессиональное обучение (безработные)

32367

30825

95,2


 

Каждый из указанных факторов оценивался профконсультантом совместно с  клиентом. На основе результатов анализа  были сделаны выводы о перспективе  выбора работы или о необходимости  получения переквалификации.

Таким образом, чтобы политика занятости  стала эффективной и результативной, необходимо чтобы она была ориентирована  на регулирование структуры безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, повышение мобильности, профессиональной квалификации людей.

1.3 На протяжении многих десятилетий экономическая наука не признавала наличия у нас в стране рынка труда. Из сферы товарных отношений исключалась рабочая сила, что аргументировалось отсутствием в стране безработицы и наличием социалистической (общенародной) собственности как экономической основы государства.

Считалось, что в условиях социализма человек не отделен от средств производства, и именно это  обусловливает его особое отношение  к своей рабочей силе не как  к товару, который он продает на рынке. И в самом деле, если собственник  средств производства и наемный  рабочий сочетаются в одном лице, ни о какой купле-продаже рабочей  силы речь не идет.

Действительность же показала обратное. Во все времена существования  социалистической формы хозяйствования так и не произошло соединения работника со средствами производства. Он как был, так и остался наемным  работником со строго фиксированной  стоимостью, определяемой минимальными затратами на воспроизводство своей  рабочей силы. Следовательно, явно несостоятелен  главный аргумент, при помощи которого доказывалось отсутствие при социализме рынка рабочей силы.

В условиях товарно-денежных отношений рабочая сила не может  не выступать как товар, поскольку  она требует затрат, величина которых  зависит от квалификации, условий  труда, значимости той продукции, которую  она создает.

Если рынок труда существует, то почему процветали уравниловка, низкое качество работы, слабая дисциплина труда  и незаинтересованность работника  в высокопроизводительном и качественном труде? На наш взгляд, основной причиной этого является государственная  монополия на рынке рабочей силы. Именно она и отсутствие нормальной рыночной конкуренции обусловили глубокие противоречия социально-экономического развития страны и вызвали необходимость  создания государственных структур, регулирующих занятость и безработицу (ГСЗ).

Органы ГСЗ были ориентированы  на оказание социальной поддержки безработным  гражданам. Результатом таких ориентации стали не только увеличение уровня безработицы, но и стагнация трудовой сферы, сдерживание развития в ней  рыночных отношений. Это проявлялось  в увеличении масштабов скрытой  безработицы, невыплате заработной платы, формировании неэффективного слоя работников, которые негативно влияют на все социально-экономические  процессы (сдерживают рост производительности труда, тормозят уровень оплаты и  структурные сдвиги), сохранении большого количества малоэффективных и низкооплачиваемых  рабочих мест, стихийном переливе рабочей силы в неформальный сектор экономики, в ориентации половины трудоспособных граждан на сохранение стабильного места даже при низкой и не вовремя оплачиваемой заработной плате. Все это препятствовало эффективному и серьезному решению проблем занятости. Специалисты отмечают резкое снижение использования трудового потенциала России, сохранение негативных тенденций в его динамике количественных и качественных показателей. Проблемы использования трудового потенциала вплоть до настоящего времени сводились, как уже говорилось, в основном к ограничению масштабов безработицы и к организации помощи безработным. Задачи структурной перестройки в целях повышения производительности труда, конкурентоспособности отечественной продукции и в целом более эффективного распоряжения трудовым потенциалом общества практически оказались отодвинуты на задний план.

Информация о работе Концепция полной занятости в макроэкономике