Концепция полной занятости в макроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Переход от централизованно-планового управления экономики к рыночной системе хозяйствования неизбежно приводит к обострению проблемы занятости, возникновению и расширению безработицы, что, естественно, требует разработки принципов и основ формирования политики занятости и механизма ее реализации на этапе переходного периода, включая механизм социальной защиты безработных.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Государственная политика занятости и ее эффективность…………..….4
1.1.Основные принципы государственной политики занятости и ее регулирование……………………………………………………………………...4-6
1.2.Цель, задачи, функции, структура государственной службы занятости…..6-9
1.3.Деятельость государственной службы занятости………………………….9-11
Глава 2 Концепция полной занятости…………………………………………….12
2.1. Понятие занятости….………………………………………………………12-15
2.2. Проблемы занятости……………………………………………………..15-17
2.3. Виды занятости. Полная, продуктивная, свободно избранная занятость населения………………………………………………………………….…….17-21
Глава 3 Безработица………………………………………………………………22
3.1. Виды безработицы……………………………………………………….22-26
3.2. Методы борьбы с безработицей………………………………………….26-30
3.3. Причины и последствия безработицы……………………………………30-35
Глава4…………………………………………………………………………..….36
4.1. Занятость населения: тенденция и перспективы………………………..36-39
4.2. Эффективность трудоустроенности………………………………..……39-41
4.3. Безработица и ее преодоление в рыночных условиях…………………41-43
Заключение…………………………………………………………………………44
Список литературы…………………………………………………………....45-47

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Office_Word_-_kopia_2.docx

— 80.77 Кб (Скачать файл)

освещения, полицейским не выдавалась зарплата.

Структурная безработица  довольно устойчива и крайне болезненна: ведь работникам, которых она затронула, приходится менять весь образ жизни. Она имеет и региональный аспект, будучи результатом сложной комбинации исторических (шахтерские районы), демографических (высокая рождаемость), социально-психологических (низкая мобильность рабочей силы) обстоятельств. Известно, что территориальное перемещение, миграция работников не могут происходить моментально и требуют немалых затрат

времени и средств. Так, решение  об объединении Германии породило огромную региональную безработицу в ее восточных  землях, в результате чего даже в 1999 г. – после колоссальных трансфертов со стороны земель западных – более 4 млн чел. (11,6% экономически активного населения этой страны) оставались безработными.

Разновидностью структурной  безработицы является и безработица  фрикционная. Дело в том, что не имеющие в данный момент работы люди наделены различными склонностями и способностями, в то же время к каждому рабочему месту предъявляются вполне определенные профессиональные требования. Поскольку различные рабочие места различаются и по сложности, и по оплате труда, постольку безработный может отказаться от первого же вакантного рабочего места. Да и предприниматель вовсе не обязан заполнять вакансии первым, кто предложит ему свои услуги. Таким образом, фрикционная безработица связана с преимущественно добровольной переменой места работы по обстоятельствам личного плана. Она является временной и непродолжитель-

ной (длится обычно около  двух месяцев). Типичные ситуации: в  условиях свободного выбора рода и места деятельности человек оказался в положении «между работами» (таковых и в СССР в среднем всегда было около 500 тыс. чел.); человек уволен в результате банкротства предприятия, но еще не устроился на новое место; временно потеряна сезонная работа; молодые люди, впервые ищут работу. Фрикционная безработица неизбежна и даже желательна, она характеризует наилучший для функционирования рыночной экономики резерв рабочей силы, способный оперативно перемещаться

между предприятиями в  зависимости от колебаний в рыночной конъюнктуре. Распространение персональных компьютеров, например, уменьшило спрос  на пишущие машинки, и производящие их предприятия сократили спрос  на труд. Одновременно увеличился спрос на труд в приборостроении. Через фрикционную безработицу выражается и эффективность рынка рабочей силы: люди переходят на более продуктивную и потому высокооплачиваемую работу, что означает более рациональное распределение трудовых ресурсов в обществе. Все отмеченные формы безработицы в принципе неустранимы и объединяются в экономической теории общим понятием «полная занятость населения», или, что близко,

«естественный уровень безработицы».62 Как видим, полная занятость вовсе  не означает отсутствия структурных безработных. Однако в этом случае в обществе нет циклической безработицы, которая отличается от структурной тем, что она непосредственно определяется изменениями экономической конъюнктуры, повышаясь во время циклических спадов и сокращаясь в периоды подъемов, и национальная экономика функционирует на

пределе своих производственных возможностей. Естественный уровень  безработицы (т.е. средний ее уровень, вокруг которого происходят циклические колебания) достигается при сбалансированности рынка рабочей силы, когда количество тех, кто ищет работу, равняется сумме свободных рабочих мест. В случае достижения естественной нормы безработицы реальная заработная плата остается неизменной, что позволяет поддерживать– при постоянстве производительности труда – относительную стабильность общего уровня цен в стране. Поэтому в современной литературе вместо понятия «естественный уровень безработицы» нередко используется другое – «инфляционно безопасный уровень безработицы».

В 60-е годы ХХ в. в мире естественной безработица считалась  при 4%-м ее рубеже. В настоящее время полная занятость достигается в различных странах при 5–7%-й безработице. Так, в США средний уровень безработицы был равен 4,4 % в 50-е годы, 4,7% – в 60-е, 6,1% – в 70-е, 7,3% – в 80-е годы. Некоторые причины поднятия «планки» таковы: в структуре совокупной рабочей силы повысилась доля женщин и молодежи, которые чаще меняют место работы – растет уровень фрикционной безработицы; происходит ускорение структурных сдвигов в экономике в условиях научно-технической

революции. Итак, полная занятость достигается в современных условиях при использовании 93– 95% совокупной рабочей силы. Таков целевой ориентир преобразований на рынке труда в современной российской экономике.

 

3.2. Борьба с безработицей — комплекс мер по уменьшению уровня безработицы. Методы борьбы с безработицей определяются властями конкретной страны.[1] Для эффективной реализации этих методов требуется выявить факторы, детерминирующие соотношение спроса и предложения рабочей силы. Очевидно, что только факторно-ориентированная политика воздействия на рынок труда может принести результаты.[2] Сокращение безработицы является чрезвычайно сложной задачей, так как существует множество её типов. Поэтому невозможно выработать единый способ борьбы с безработицей и любому государству приходится использовать различные методы для решения этой проблемы. Описанные ниже меры рассматриваются применительно к рыночной экономике, но некоторые могут применяться в рамках командной экономики или только в ней, о чём будет особо отмечено.

Активная политика на рынке труда

Не  все из мер активной политики считаются  эффективными и могут подвергаться критике, так как степень их воздействия  на уровень безработицы трудно проверить. Существуют разные методы активного влияния на рынок труда[4], вот некоторые из них:

1. Создание новых рабочих мест. Этот метод считается основным  методом борьбы с безработицей и предполагает создание условий для массового строительства, развития большого и малого предпринимательства, создание новых рабочих мест государством и тому подобное. Вот некоторые способы создать рабочие места:[5]

-Стимулирование  малого предпринимательства позволяет относительно быстро создать новые рабочие места. Основным источником стимулирования малого бизнеса является банковская система. Чаще всего применяется субсидирование процентных ставок по кредиту и снижение налогов.[6]

— Создание государством рабочих мест, для выполнения работ в интересах  общества. Это, например, работа в области  охраны окружающей среды, строительства  автомобильных и железных дорог, очистка мест проживания от мусора и так далее. Такой подход является частью кейнсианской модели экономики. Он показал свою эффективность во время Великой Депрессии в США.[7] Монетаристы считают такие меры несостоятельными, указывая на большие задержки в проявлении эффекта этих мер, что, по их мнению, ведёт к непредсказуемости результатов. Позднее монетаристы указывали на эффект вытеснения частных инвестиций в сферу государственных операций, опасаясь, что то, что выигрывает экономика от увеличения госинвестиций теряется из-за сокращения инвестиций из частного сектора.[8] Одним из примеров использования такой политики является эксперимент по «отмене» безработицы, проведённый бургомистром Унтергуггенбергером в австрийском городе Вёргль.[9]

— Принятие мер по перераспределению  имеющегося спроса на труд путем побуждения предприятий к уменьшению рабочего времени отдельных работников. Нехватка трудовых ресурсов компенсируется созданием новых рабочих мест. Склонить предприятие к такой политике можно только путём субсидирования.[7] Пигу предлагает делить между работниками не только рабочее время, но и заработную плату, что позволяет снизить затраты на неё. Даже при неблагоприятной конъюнктуре, эти меры способствуют уменьшению безработицы.[10] Уменьшение длительности рабочего времени не всегда даёт нужные результаты. В частности, во Франции закон 1981 года о 39-часовой рабочей неделе дал 40 000 рабочих мест вместо ожидаемых 430 000[4].

2. Помощь молодым специалистам  в интеграции на рынок труда.  На рынке труда молодёжь часто оказывается в невыгодном положении по сравнению с более опытными старшими работниками. Особенно остро эта проблема стоит в государствах, в которых рынок труда строго контролируется.[4][Примечание 1]

3. Улучшение обеспечения рынка  труда информацией о существующих  вакансиях. Безусловно, если безработный  не владеет этой информацией,  он не сможет устроиться на  работу. Для решения этой проблемы  создаются биржи труда, центры занятости и другие подобные частные или государственные организации.[4] Не менее важны систематические исследования рынка труда. Они должны проводиться по нескольким направлениям:

  1. исследование структуры занятости на полном рынке труда государственных субъектов;
  2. исследования проблем регистрируемой безработицы;
  3. исследования по проблеме взаимодействия с работодателями;
  4. исследования по проблемам занятости отдельных категорий населения;
  5. исследования по проблемам организации работы службы занятости и ее отдельных направлений;[11]

Кроме того, проводятся различные ярмарки  вакансий, дни открытых дверей и  тому подобное.[1]

4. Устранение препятствий мобильности рабочей силы.[12] Важна как географическая мобильность, то есть миграция рабочей силы, так и межпрофессиональная мобильность.

  • Существует тенденция миграции рабочей силы из экономически отсталых районов в экономически развитые, что создаёт проблемы и там и там. Для решения этой проблемы необходимо концентрировать усилия по борьбе с безработицей в тех районах, где она выше.[13]
  • Безработный может согласиться сменить профессию на более востребованную, даже если это повлечёт снижение заработной платы (подробнее в пункте 8).
  • Существует особый вид мобильности рабочей силы, предполагающий дистанционное управление работником. Работодатель связывается с работником через интернет, даёт ему определённое задание, а затем получает результаты труда также через интернет. Конечно, существуют определённые ограничения такой мобильности: работодателю достаточно трудно оценить результат, если дело не касается обработки информации.

Отсутствие  активной государственной политики на рынке труда в сочетании  с сокращающейся мобильностью населения  может привести к социальным конфликтам.[14]

5. Монетарные, или фискальные меры, направленные на повышение спроса и регулирование цен путём борьбы с инфляцией. Такая политика, позволяя уменьшить инфляцию и улучшить сальдо торгового баланса, мало влияет на уровень безработицы.[4] Сторонники монетарной теории экономики критикуют такие меры, заявляя, что эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.[8] Исследования показали отсутствие в развитых странах связи между безработицей и инфляцией, но такая связь когда-то существовала. Например, в Соединённых Штатах эта связь явно прослеживалась в 60-е годы, а в 80-90-е инфляция и безработица сокращалась одновременно. Также выяснилось, что безработица и инфляция детерминируются большим количеством факторов, причем их набор в каждой стране в определенный период времени уникален, хотя не все специалисты с этим согласны.[2]

6. Политика дерегламентации, предлагаемая либеральными экономистами, предполагает принятие следующих мер:

  • уменьшение влияния профсоюзов;
  • сокращение разного рода компенсаций;
  • отмена минимума заработной платы;
  • смягчение правил найма и увольнения работников.[4]

А. С. Пигу и его последователи, считающие, что проблема в слишком высокой заработной плате, предлагают снижать заработную плату и разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, влечёт рост безработицы. Ещё они предлагают государству трудоустраивать безработных, претендующих на невысокий доход, в частности, содействовать развитию социальной сферы.[10] Такая политика является спорной и приводит к состоянию неуверенности работников в завтрашнем дне, побуждает домохозяйства к сбережению доходов, снижая потребление.[4]

7. Выплата государственных субсидий предприятиям. В данном случае государственные субсидии (называемые ещё дотациями, субвенциями или премиями) используются для в стимулирования предприятий к совершению действий, которые они не стали бы осуществлять в обычных условиях в отсутствие подобной помощи ввиду их экономической неоправданности.[15] Субсидии, выделяемые на борьбу с безработицей бывают 3-х видов:

  • Субсидии, позволяющие избежать ликвидации рабочих мест, если предприятие столкнулось с экономическими трудностями.
  • Освобождение предприятий от налогов и выплаты, упрощающие их создание.
  • Полная или частичная выплата государством зарплат и пособий работникам, если в течение длительного времени предприятие не может этого сделать.

Такие субсидии начисляются определённым категориям лиц, а не по географическому признаку.

8. Развитие системы профессионального  образования позволяет повысить  квалификацию работников, тем самым  приспосабливая их к изменениям  рынка труда.[4] Особое внимание должно уделяться дефицитным специальностям и профессиям.[1] Недостатком этого метода является то, что он не даёт быстрого результата и увеличивает неравенство среди работников, так как вероятность получения образования повышается в соответствии с занимаемым положением.[4] Однако, безработица вызванная спадом производства или резким увеличением численности трудоспособного населения не может быть снижена таким образом.[1]

Информация о работе Концепция полной занятости в макроэкономике