Концепция полной занятости в макроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Переход от централизованно-планового управления экономики к рыночной системе хозяйствования неизбежно приводит к обострению проблемы занятости, возникновению и расширению безработицы, что, естественно, требует разработки принципов и основ формирования политики занятости и механизма ее реализации на этапе переходного периода, включая механизм социальной защиты безработных.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Государственная политика занятости и ее эффективность…………..….4
1.1.Основные принципы государственной политики занятости и ее регулирование……………………………………………………………………...4-6
1.2.Цель, задачи, функции, структура государственной службы занятости…..6-9
1.3.Деятельость государственной службы занятости………………………….9-11
Глава 2 Концепция полной занятости…………………………………………….12
2.1. Понятие занятости….………………………………………………………12-15
2.2. Проблемы занятости……………………………………………………..15-17
2.3. Виды занятости. Полная, продуктивная, свободно избранная занятость населения………………………………………………………………….…….17-21
Глава 3 Безработица………………………………………………………………22
3.1. Виды безработицы……………………………………………………….22-26
3.2. Методы борьбы с безработицей………………………………………….26-30
3.3. Причины и последствия безработицы……………………………………30-35
Глава4…………………………………………………………………………..….36
4.1. Занятость населения: тенденция и перспективы………………………..36-39
4.2. Эффективность трудоустроенности………………………………..……39-41
4.3. Безработица и ее преодоление в рыночных условиях…………………41-43
Заключение…………………………………………………………………………44
Список литературы…………………………………………………………....45-47

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Office_Word_-_kopia_2.docx

— 80.77 Кб (Скачать файл)

9. Поскольку многие описанные в  этой статье меры осуществляются  с помощью заёмного капитала, то развитие системы кредитования  может помочь их реализации.[16]

10. Снижение пенсионного  возраста. Это позволяет освободить  некоторую часть рабочих мест, но создаёт дополнительную нагрузку  на систему пенсионного обеспечения.[17]       11. Судебное преследование безработных с целью побудить их к поиску работы (так называемые статьи «За тунеядство»). Этот метод распространён в государствах с плановой экономикой. В СССР лица, не работавшие более четырех месяцев подряд, подлежали уголовной ответственности. Объяснялась такая мера тем, что каждый гражданин СССР был обязан заниматься общественно полезным трудом. Исключение делалось лишь для нетрудоспособных граждан и для домохозяек, имеющих детей. Кампания борьбы с тунеядством особых результатов не дала. Статья просуществовала 30 лет и была отменена 19 апреля 1991 года законом «О занятости населения», легализовавшим безработицу.[18] Пассивная политика на рынке труда

Направлена  на формирование определённого отношения  к безработице в обществе,[4] и сглаживание её негативных последствий.[19]

С точки зрения пассивной политики, Субсидирование занятости — это поддержка безработных, открывающих собственное дело и льготное кредитование.

Помощь  в оформлении досрочного выхода на пенсию, с частичным или полным сохранением её размера, в тех государствах, где такая возможность предусмотрена законодательством.[20]

Пособия по безработице поддерживают тех, кто не имеет работы. Они позволяют безработным искать место работы, частично сохраняя прежний уровень жизни, поддерживают внутренний спрос и ослабляют социальное неравенство. Но увеличение количества безработных и продолжительности безработицы создают угрозы финансовому равновесию всей системы пособий. Сторонники политики дерегламентации считают, что повышение пособий по безработице способствует её увеличению, однако существует и противоположное мнение. [4]

Наблюдение  за обязательностью выплаты установленного минимума заработной платы и пособий является необходимой мерой для снижения уровня безработицы.[20]

Политика  пассивной занятости в отличие  от активной включает много мер, не уменьшающих скрытую безработицу и ограниченных следующим:

— вопросами учёта и регистрации безработных в ее различных проявлениях;

— поиском рабочих мест для безработных, их трудоустройством;

— поиском соответствующих работников на вакантные рабочие места и  материальной поддержкой безработных.[20]

3.3. Причины безработицы

Взгляды представителей различных  научных школ на причины безработицы  серьезно разнятся. Классическая концепция  занятости (Д. Рикардо, Дж. Милль, А. Маршалл, А.Пигу и др.) доминировала до кейнсианского прорыва 30-х годов. Она опирается на построение функций спроса на труд и предложения труда применительно к условиям рынка совершенной конкуренции. Эти функции строятся путем агрегирования функций

спроса на труд со стороны  всех предприятий и функций предложения  рабочей силы со стороны всех работников (рис. 9.1). Причем используется допущение о том, что единственным субъектом, предъявляющим спрос на труд, являются частные предприятия (государство исключается).

Рис. 9.1. Равновесие на рынке  труда


       P


                            Ld              Ls


W/P2


                                            C


W/P1


W/P3

           0               L3  L1       L2                       L


 

где W/ P – реальная зарплата:

L – количество занятых  работников:

Ld – кривая спроса на  труд: работодатели меньше нанимают  работников при росте их заработной платы. И, наоборот, удешевление труда заметно расширяет стремление предпринимателей заключать с ними трудовые соглашения. Однако не следует полагать, что нулевая зарплата делает спрос на труд безграничным: бесплатная рабочая сила имеет, как правило, запредельно низкое качество. Случается и так, что рост оплаты труда не влечет за собой сокращение спроса – в связи с существованием дефицита

специалистов высшей квалификации, потребность в которых во многих странах сегодня является ненасыщаемой.

Ls – кривая предложения  труда: работники готовы больше  трудиться при повышении зарплаты. При этом:

а) до точки С преобладает  эффект замещения: повышение цены труда  – каждый час свободного времени воспринимается как упущенная выгода, и происходит его замещение работой. Люди начинают предпочитать наемный труд самозанятости, прозябанию на пособии по безработице и другим альтернативным источникам дохода (включая незаконные).

б) после точки С начинает преобладать эффект дохода: достигается  такой уровеньреальной зарплаты, при котором свободное время  становится самоцелью. И вполне вероятной становится его «покупка» за те деньги, которые могли быть получены за дополнительный наемный труд. Данный эффект обычно проявляется либо у представителей творческих профессий, либо у высокооплачиваемых работников, которые стремятся за счет свободного времени нарастить квалификацию, реализовать свои научные,

художественные и иные планы. Не случайно именно в развитых странах, где достигнут высокий уровень материального положения лиц наемного труда, возобладала тенденция к расширению временных границ отпуска (в том числе за свой счет), сокращению продолжительности рабочего дня и рабочей недели, а случаи переработок характерны здесь в основном для гастарбайтеров.

В точке Е достигается  полная занятость L1, которой соответствует  равновесный уровень заработной платы (W/P). Если же реальная заработная плата по какой-либо причине возрастает (например, из-за укрепления позиций профсоюзов на рынке труда или по причине повышения заработка бюджетников), то спрос на рабочую силу оказывается меньше предложения, и предпринимателям приходится, так или иначе, распределять между всеми претендентами недостаточное количество рабочих мест. Например,

значительное повышение  зарплаты врачей и, соответственно, тарифов  на предоставляемые ими услуги приведет к сокращению спроса на них одновременно с расширением числа желающих стать врачами. В результате возникает безработица, уровень которой определяется отрезком L2L3 . Классики утверждают, что рыночная система способна обеспечить полное использование ресурсов, в том числе трудовых. Но если все-таки

безработица возникает, то включается рыночный механизм саморегулирования, и полная занятость быстро восстанавливается. Среди работников усиливается конкуренция за право занять дефицитные рабочие места, и она снижает реальную зарплату до точки Е. Если же реальная зарплата снижается ниже этой точки (возникают сильные союзы предпринимателей или реализуется монопольное господство государства на рынке труда), то спрос на рабочую силу оказывается выше ее предложения, и появляется дефицит рабочей силы, имеющий негативные последствия. Занятость теряет свою привлекательность, предпочтения населения смещаются в сторону праздности, предложение труда Ls сокращается. Последующая конкуренция предпринимателей за привлечение квалифицированных работников приводит к росту реальной заработной платы до уровня Е. Таким образом, с точки зрения классиков, вполне возможно поддержание полной занятости в национальной экономике. Это – норма, а вынужденная безработица есть случайное явление, порождаемое войнами, засухой, политическими потрясениями и т.п. Помощь государства в обеспечении занятости излишня и, более того, вредна. Итак, позиция классиков: конкуренция на рынке труда исключает вынужденную безработицу. Для преодоления временной, случайной безработицы необходимо исключить деформации рыночного механизма.

Кейнсианская концепция  занятости опирается на следующие  принципы:

а) в рыночной экономике  просто не существует механизма, гарантирующего полную занятость. В условиях недостаточного совокупного спроса национальная экономика может достичь состояния равновесия и при значительном уровне безработицы. Поэтому полная занятость – случайное явление, наличие вынужденной безработицы – норма;

б) Дж. Кейнс не отрицал, что  сокращение реальной заработной платы  может привести к расширению занятости. Но это далеко не главное лекарство  против безработицы. Дело в том, что:

- на практике очень  сложно сократить реальную заработную  плату (и в этом состоит одна из причин устойчивости безработицы). На рынке труда представлены неконкурентные факторы, способствующие устойчивости отклонения заработной платы вверх от ее равновесного состояния. Это – государство, которое законодательно лишает заработную плату рыночной гибкости, проводит ее индексацию; профсоюзы; крупные корпорации,

использующие свое монопольное  господство на товарных рынках для  установления сравнительно стабильных ставок заработной платы и отказывающиеся пересматривать их в зависимости от соотношения спроса и предложения рабочей силы;

- снижение реальной заработной  платы не только создает возможность  найма

большего количества работников, но и снижает покупательную способность  населения. Сокращение же потребительского спроса домохозяйств гасит интерес фирм вкладывать капитал в расширение производства, что закономерно уменьшает размер их инвестиционного спроса и тем самым приводит к безработице. Таким образом, заработная плата устойчива к понижению, а если это сокращение все же произошло, то неизвестно, какие факторы перевесят: увеличение количества занятых (из-за распределения общенационального фонда заработной платы на большее

количество работников) или  их сокращение (из-за сжатия покупательной  способности населения и соответствующего спада производства);

в) безработица порождается  факторами не внешними, а внутренне  присущими экономической системе, главным среди которых является недостаток совокупного спроса. Именно совокупный спрос на рынке товаров и услуг (а вовсе не на рынке труда), в представлении кейнсианцев, определяет объем производства, а значит и величину спроса на рабочую силу. Увеличение безработицы зачастую является естественным результатом стремления властей бороться с нарастающей инфляцией спроса. И если последняя признается главной экономической угрозой для страны, то правительство и центральный банк могут «разменять» ее на дополнительную циклическую безработицу посредством сжатия совокупного спроса на рынке товаров и услуг. И эта вынужденная незанятость становится прямым следствием экономического спада, который, в свою очередь, выступает результатом сокращения совокупного (прежде всего, наиболее изменчивого инвестиционного) спроса в стране. Но если государство сочтет необходимым расширить занятость, то данная цель может быть достигнута, прежде всего, с помощью увеличения государственных расходов, снижения налогов (или сочетания этих мер). Приводя к увеличению совокупного спроса и

преодолению на этой основе циклического спада, подобные действия вызовут расширение спроса на рабочую  силу и, тем самым, снижение уровня безработицы. К аналогичным, по сути, результатам  способны привести действия монетарных властей по расширению предложения  на денежном рынке, удешевлению ссудного капитала и стимулированию, тем самым, создающих новые рабочие места  инвестиций. Как видим, классический и кейнсианский взгляды на причины безработицы существенно расходятся: в качестве ведущих факторов сокращения занятости признаются, соответственно, высокая заработная плата и низкий совокупный спрос (в том числе за счет низкой оплаты труда). Но в то же время между этими позициями существует сходство, которое становится заметным, прежде всего, в небольших странах с открытой экономикой – например, в Швеции. Здесь вполне возможна следующая последовательность событий: повышение заработной платы – увеличение издержек производства – утрата ценовой конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке – спрос на нее за рубежом и внутри страны падает – увеличение вынужденной безработицы. И такая безработица может быть признана одновременно и кейнсианской, и классической, поскольку объясняется и излишне высокой зарплатой, и недостаточным совокупным спросом.

Монетаристская концепция  занятости опирается на четыре характеристики безработицы: 1. Равновесная безработица, свойственная системе свободной конкуренции, при которой заработная плата уравновешивает спрос на труд и его предложение. Продолжая классическую традицию, монетаристы также считают, что в этих условиях безработными являются лишь те субъекты, у которых оценки полезности свободного времени выше оценок полезности денежного дохода, извлекаемого в результате труда.

2. Естественная норма  безработицы (ее уровень оказывается  обычно выше равновесного), которая  связана, в частности, с несовершенством  информации об имеющихся вакансиях; добровольной миграцией работников, в результате остающихся в течение определенного времени без работы; инерционностью рынка труда, вызывающей постоянное несоответствие структуры профессий быстро меняющимся производственным потребностям.

3. Вынужденная безработица  (безработица ожидания) – устойчивое  превышение текущими значениями  безработицы ее естественной  нормы. Она возникает из-за  негибкости заработной платы  (в сторону понижения), вследствие  чего спрос на труд оказывается существенно ниже его предложения. Безработица ожидания возникает потому, что предприятия не могут (а иногда и не желают) снижать уровень зарплаты, несмотря на избыточное предложение труда. Ее конкретными причинами являются:

а) введение государством гарантированного минимума заработной платы. Его уровень  является поводом неустанных политических дискуссий. Сторонники более высокого уровня минимальной зарплаты считают, что в этом случае получают право на существование лишь эффективно работающие предприятия, которые не склонны ориентироваться на получение прибыли за счет запредельной эксплуатации труда. Противники же повышения минимума доказывают, что это далеко не лучший способ помощи малоимущим семьям. Во-первых, такое повышение способно увеличить безработицу: работник

согласен трудиться и  за меньшую зарплату, предприниматель  готов ее платить, но их контракту препятствует боязнь нарушить установленный законом минимум. Причем чем выше доля молодежи, женщин, лиц малоквалифицированного труда в составе экономически активного населения (у которого равновесный уровень оплаты труда оказывается заметно ниже законодательно установленного минимума), тем сильнее негативное воздействие минимальной заработной платы на уровень занятости в стране. Во-вторых, такая социальная поддержка зачастую достается далеко не самым нуждающимся, ведь известно, что многие низкооплачиваемые рабочие – это подростки из средних слоев населения, зарабатывающих деньги на карманные расходы. Из примерно 5 млн рабочих, получающих в США минимальную зарплату, главы семей составляют менее 25%, в то

Информация о работе Концепция полной занятости в макроэкономике