Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:35, курсовая работа
Переход от централизованно-планового управления экономики к рыночной системе хозяйствования неизбежно приводит к обострению проблемы занятости, возникновению и расширению безработицы, что, естественно, требует разработки принципов и основ формирования политики занятости и механизма ее реализации на этапе переходного периода, включая механизм социальной защиты безработных.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Государственная политика занятости и ее эффективность…………..….4
1.1.Основные принципы государственной политики занятости и ее регулирование……………………………………………………………………...4-6
1.2.Цель, задачи, функции, структура государственной службы занятости…..6-9
1.3.Деятельость государственной службы занятости………………………….9-11
Глава 2 Концепция полной занятости…………………………………………….12
2.1. Понятие занятости….………………………………………………………12-15
2.2. Проблемы занятости……………………………………………………..15-17
2.3. Виды занятости. Полная, продуктивная, свободно избранная занятость населения………………………………………………………………….…….17-21
Глава 3 Безработица………………………………………………………………22
3.1. Виды безработицы……………………………………………………….22-26
3.2. Методы борьбы с безработицей………………………………………….26-30
3.3. Причины и последствия безработицы……………………………………30-35
Глава4…………………………………………………………………………..….36
4.1. Занятость населения: тенденция и перспективы………………………..36-39
4.2. Эффективность трудоустроенности………………………………..……39-41
4.3. Безработица и ее преодоление в рыночных условиях…………………41-43
Заключение…………………………………………………………………………44
Список литературы…………………………………………………………....45-47
9.
Поскольку многие описанные в
этой статье меры
10. Снижение пенсионного
возраста. Это позволяет освободить
некоторую часть рабочих мест,
но создаёт дополнительную
Направлена на формирование определённого отношения к безработице в обществе,[4] и сглаживание её негативных последствий.[19]
С точки зрения пассивной политики, Субсидирование занятости — это поддержка безработных, открывающих собственное дело и льготное кредитование.
Помощь в оформлении досрочного выхода на пенсию, с частичным или полным сохранением её размера, в тех государствах, где такая возможность предусмотрена законодательством.[20]
Пособия по безработице поддерживают тех, кто не имеет работы. Они позволяют безработным искать место работы, частично сохраняя прежний уровень жизни, поддерживают внутренний спрос и ослабляют социальное неравенство. Но увеличение количества безработных и продолжительности безработицы создают угрозы финансовому равновесию всей системы пособий. Сторонники политики дерегламентации считают, что повышение пособий по безработице способствует её увеличению, однако существует и противоположное мнение. [4]
Наблюдение
за обязательностью выплаты
Политика
пассивной занятости в отличие
от активной включает много мер, не
уменьшающих скрытую безработиц
— вопросами учёта и регистрации безработных в ее различных проявлениях;
— поиском рабочих мест для безработных, их трудоустройством;
—
поиском соответствующих
3.3. Причины безработицы
Взгляды представителей различных научных школ на причины безработицы серьезно разнятся. Классическая концепция занятости (Д. Рикардо, Дж. Милль, А. Маршалл, А.Пигу и др.) доминировала до кейнсианского прорыва 30-х годов. Она опирается на построение функций спроса на труд и предложения труда применительно к условиям рынка совершенной конкуренции. Эти функции строятся путем агрегирования функций
спроса на труд со стороны
всех предприятий и функций
Рис. 9.1. Равновесие на рынке труда
P
Ld Ls
W/P2
W/P1
W/P3
0 L3 L1 L2 L
где W/ P – реальная зарплата:
L – количество занятых работников:
Ld – кривая спроса на труд: работодатели меньше нанимают работников при росте их заработной платы. И, наоборот, удешевление труда заметно расширяет стремление предпринимателей заключать с ними трудовые соглашения. Однако не следует полагать, что нулевая зарплата делает спрос на труд безграничным: бесплатная рабочая сила имеет, как правило, запредельно низкое качество. Случается и так, что рост оплаты труда не влечет за собой сокращение спроса – в связи с существованием дефицита
специалистов высшей квалификации, потребность в которых во многих странах сегодня является ненасыщаемой.
Ls – кривая предложения
труда: работники готовы
а) до точки С преобладает эффект замещения: повышение цены труда – каждый час свободного времени воспринимается как упущенная выгода, и происходит его замещение работой. Люди начинают предпочитать наемный труд самозанятости, прозябанию на пособии по безработице и другим альтернативным источникам дохода (включая незаконные).
б) после точки С начинает
преобладать эффект дохода: достигается
такой уровеньреальной
художественные и иные планы. Не случайно именно в развитых странах, где достигнут высокий уровень материального положения лиц наемного труда, возобладала тенденция к расширению временных границ отпуска (в том числе за свой счет), сокращению продолжительности рабочего дня и рабочей недели, а случаи переработок характерны здесь в основном для гастарбайтеров.
В точке Е достигается полная занятость L1, которой соответствует равновесный уровень заработной платы (W/P). Если же реальная заработная плата по какой-либо причине возрастает (например, из-за укрепления позиций профсоюзов на рынке труда или по причине повышения заработка бюджетников), то спрос на рабочую силу оказывается меньше предложения, и предпринимателям приходится, так или иначе, распределять между всеми претендентами недостаточное количество рабочих мест. Например,
значительное повышение зарплаты врачей и, соответственно, тарифов на предоставляемые ими услуги приведет к сокращению спроса на них одновременно с расширением числа желающих стать врачами. В результате возникает безработица, уровень которой определяется отрезком L2L3 . Классики утверждают, что рыночная система способна обеспечить полное использование ресурсов, в том числе трудовых. Но если все-таки
безработица возникает, то включается рыночный механизм саморегулирования, и полная занятость быстро восстанавливается. Среди работников усиливается конкуренция за право занять дефицитные рабочие места, и она снижает реальную зарплату до точки Е. Если же реальная зарплата снижается ниже этой точки (возникают сильные союзы предпринимателей или реализуется монопольное господство государства на рынке труда), то спрос на рабочую силу оказывается выше ее предложения, и появляется дефицит рабочей силы, имеющий негативные последствия. Занятость теряет свою привлекательность, предпочтения населения смещаются в сторону праздности, предложение труда Ls сокращается. Последующая конкуренция предпринимателей за привлечение квалифицированных работников приводит к росту реальной заработной платы до уровня Е. Таким образом, с точки зрения классиков, вполне возможно поддержание полной занятости в национальной экономике. Это – норма, а вынужденная безработица есть случайное явление, порождаемое войнами, засухой, политическими потрясениями и т.п. Помощь государства в обеспечении занятости излишня и, более того, вредна. Итак, позиция классиков: конкуренция на рынке труда исключает вынужденную безработицу. Для преодоления временной, случайной безработицы необходимо исключить деформации рыночного механизма.
Кейнсианская концепция занятости опирается на следующие принципы:
а) в рыночной экономике просто не существует механизма, гарантирующего полную занятость. В условиях недостаточного совокупного спроса национальная экономика может достичь состояния равновесия и при значительном уровне безработицы. Поэтому полная занятость – случайное явление, наличие вынужденной безработицы – норма;
б) Дж. Кейнс не отрицал, что сокращение реальной заработной платы может привести к расширению занятости. Но это далеко не главное лекарство против безработицы. Дело в том, что:
- на практике очень
сложно сократить реальную
использующие свое монопольное господство на товарных рынках для установления сравнительно стабильных ставок заработной платы и отказывающиеся пересматривать их в зависимости от соотношения спроса и предложения рабочей силы;
- снижение реальной заработной
платы не только создает
большего количества работников,
но и снижает покупательную
количество работников) или их сокращение (из-за сжатия покупательной способности населения и соответствующего спада производства);
в) безработица порождается
факторами не внешними, а внутренне
присущими экономической
преодолению на этой основе циклического спада, подобные действия вызовут расширение спроса на рабочую силу и, тем самым, снижение уровня безработицы. К аналогичным, по сути, результатам способны привести действия монетарных властей по расширению предложения на денежном рынке, удешевлению ссудного капитала и стимулированию, тем самым, создающих новые рабочие места инвестиций. Как видим, классический и кейнсианский взгляды на причины безработицы существенно расходятся: в качестве ведущих факторов сокращения занятости признаются, соответственно, высокая заработная плата и низкий совокупный спрос (в том числе за счет низкой оплаты труда). Но в то же время между этими позициями существует сходство, которое становится заметным, прежде всего, в небольших странах с открытой экономикой – например, в Швеции. Здесь вполне возможна следующая последовательность событий: повышение заработной платы – увеличение издержек производства – утрата ценовой конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке – спрос на нее за рубежом и внутри страны падает – увеличение вынужденной безработицы. И такая безработица может быть признана одновременно и кейнсианской, и классической, поскольку объясняется и излишне высокой зарплатой, и недостаточным совокупным спросом.
Монетаристская концепция занятости опирается на четыре характеристики безработицы: 1. Равновесная безработица, свойственная системе свободной конкуренции, при которой заработная плата уравновешивает спрос на труд и его предложение. Продолжая классическую традицию, монетаристы также считают, что в этих условиях безработными являются лишь те субъекты, у которых оценки полезности свободного времени выше оценок полезности денежного дохода, извлекаемого в результате труда.
2. Естественная норма
безработицы (ее уровень
3. Вынужденная безработица
(безработица ожидания) – устойчивое
превышение текущими
а) введение государством гарантированного минимума заработной платы. Его уровень является поводом неустанных политических дискуссий. Сторонники более высокого уровня минимальной зарплаты считают, что в этом случае получают право на существование лишь эффективно работающие предприятия, которые не склонны ориентироваться на получение прибыли за счет запредельной эксплуатации труда. Противники же повышения минимума доказывают, что это далеко не лучший способ помощи малоимущим семьям. Во-первых, такое повышение способно увеличить безработицу: работник
согласен трудиться и за меньшую зарплату, предприниматель готов ее платить, но их контракту препятствует боязнь нарушить установленный законом минимум. Причем чем выше доля молодежи, женщин, лиц малоквалифицированного труда в составе экономически активного населения (у которого равновесный уровень оплаты труда оказывается заметно ниже законодательно установленного минимума), тем сильнее негативное воздействие минимальной заработной платы на уровень занятости в стране. Во-вторых, такая социальная поддержка зачастую достается далеко не самым нуждающимся, ведь известно, что многие низкооплачиваемые рабочие – это подростки из средних слоев населения, зарабатывающих деньги на карманные расходы. Из примерно 5 млн рабочих, получающих в США минимальную зарплату, главы семей составляют менее 25%, в то
Информация о работе Концепция полной занятости в макроэкономике