Концепция полной занятости в макроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Переход от централизованно-планового управления экономики к рыночной системе хозяйствования неизбежно приводит к обострению проблемы занятости, возникновению и расширению безработицы, что, естественно, требует разработки принципов и основ формирования политики занятости и механизма ее реализации на этапе переходного периода, включая механизм социальной защиты безработных.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Государственная политика занятости и ее эффективность…………..….4
1.1.Основные принципы государственной политики занятости и ее регулирование……………………………………………………………………...4-6
1.2.Цель, задачи, функции, структура государственной службы занятости…..6-9
1.3.Деятельость государственной службы занятости………………………….9-11
Глава 2 Концепция полной занятости…………………………………………….12
2.1. Понятие занятости….………………………………………………………12-15
2.2. Проблемы занятости……………………………………………………..15-17
2.3. Виды занятости. Полная, продуктивная, свободно избранная занятость населения………………………………………………………………….…….17-21
Глава 3 Безработица………………………………………………………………22
3.1. Виды безработицы……………………………………………………….22-26
3.2. Методы борьбы с безработицей………………………………………….26-30
3.3. Причины и последствия безработицы……………………………………30-35
Глава4…………………………………………………………………………..….36
4.1. Занятость населения: тенденция и перспективы………………………..36-39
4.2. Эффективность трудоустроенности………………………………..……39-41
4.3. Безработица и ее преодоление в рыночных условиях…………………41-43
Заключение…………………………………………………………………………44
Список литературы…………………………………………………………....45-47

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Office_Word_-_kopia_2.docx

— 80.77 Кб (Скачать файл)

Сейчас на первый план выходят  новые приоритеты, а именно —  повышение и рациональное использование  трудового потенциала страны. Для  того чтобы политика занятости стала  эффективной и результативной, необходимо, чтобы она была ориентирована  на регулирование структурой безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, территориям и видам  занятости в интересах роста  эффективности труда.

Для этого должны быть решены следующие задачи:

1.повышение спроса на квалифицированную рабочую силу как необходимой предпосылки для роста эффективности труда, улучшения качества продукции и услуг;

2.обновление кадрового потенциала за счет трудоустройства молодежи, получившей современное профессиональное образование (по оценкам Института экономики РАН, из 9 тыс. предприятий, кандидатов в банкроты, подавляющее большинство потерпели неудачу вследствие ошибок в управлении, из-за неумения организовать дело в рыночных условиях);

3.усиление роли профессионального труда в росте доходов и соответствующее изменение трудовой мотивации (высокоэффективный труд — высокие заработки);

4.упреждающая профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации экономически активных граждан, прежде всего составляющих мобильный резерв рабочей силы, с учетом меняющегося спроса экономики на рабочую силу в интересах обеспечения ее конкурентоспособности;

5.расширение гибкости рынка труда как по формам занятости, так и по режимам труда;

6.максимально возможное привлечение безработных к общественным и другим временным работам;

7.совершенствование учета безработных и предоставления пособий;

8.оказание дифференцированной социальной поддержки безработным в зависимости от причин потери работы и готовности человека адаптироваться к новым и более высоким профессиональным требованиям.

Решение этих задач обеспечит  активизацию характера политики занятости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

2.1. В ст. 1 Закона РФ "О занятости  населения в Российской Федерации"  занятость определена через деятельность  граждан, связанную с удовлетворением  личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству  Российской Федерации и приносящую, как правило, им заработок,  трудовой доход (далее – заработок).

Данное  определение носит общий характер, оно применимо при решении  вопроса о признании граждан  занятыми. Из содержания рассматриваемого определения можно выделить следующие  обстоятельства, доказанность которых  позволяет признать граждан занятыми.

Во-первых, таким обстоятельством является осуществление деятельности для  удовлетворения личных и общественных потребностей, которая не противоречит действующему законодательству.

Во-вторых, к числу таких обстоятельств  относится возмездный характер указанной  деятельности. Общим правилом ее осуществления  является получение заработка. Данное понятие не исключает возможность  замены заработка иными выплатами. Принципиальным при решении вопроса  о признании гражданина занятым  является возмездный характер осуществляемой им деятельности. Таким образом, определение  занятости носит общий характер.

В связи с чем названные обстоятельства подлежат проверке при решении вопроса  о признании граждан занятыми.

С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности связана не менее важная проблема трудоустроенности, под которой  понимается мера вовлечения людей в  трудовую деятельность и степень  удовлетворения их потребности в  труде, обеспечения Рабочими местами. Осуществление определенной политики занятости населения, создание условий  для рациональной трудоустроенности  представляет задачу, возникающую как  в рыночной, так и в нерыночной экономике. Однако пути и способы  решения этой задачи и даже ее постановка несколько различаются.

Содержание  понятия «трудоустроенность» включает в себя как потребность людей  в различных видах общественно  полезной деятельности, так и степень  удовлетворения этой потребности. Целью  обеспечения полной и продуктивной занятости населения является достижение роста плодотворности труда, формирование структуры трудоустроенности в  соответствии с потребностями совершенствования  отраслевой и региональной структуры  производства, учет социально-демографических  факторов.

Кроме того, под занятостью населения как  экономической категорией следует  понимать совокупность социально-экономических  отношений в союзе, обеспечивающих возможности приложения труда в  различных сферах хозяйственной  деятельности и выполняющих функцию  связующего звена в воспроизводстве  рабочей силы на всех уровнях компании общественного труда и производства.

В специальной литературе можно встретить  большое количество определений  занятости населения: продуктивная, рациональная, оптимальная, сбалансированная, эффективная. Все они лишь уточняют основное содержание трудоустроенности, состоящее в необходимости поддержания  такого соответствия между занятой  рабочей силой и ее свободным  резервом, между личными и вещественными  факторами производства, которое способствовало бы достижению максимальной эффективности функционирования производства и росту выгод населения.

Различают понятия полной и эффективной  занятости населения. Полная занятость  населения характеризует такое  состояние, при котором обеспечены работой все нуждающееся в  ней и желающие работать, что соответствует  наличию сбалансированности между  спросом и предложением рабочей  силы. Эффективная трудоустроенность  характеризуется с двух точек  зрения : с экономической, как наиболее рациональное использование человеческого  ресурса и социальной как наиболее полное соответствие интересам человека труда. Таким образом, если полная занятость  населения отражает трудоустроенность  с количественной стороны, то эффективная  с качественной.

Сформулированная  в Российской Федерации в период становления рыночных отношений концепция трудоустроенности базируется на следующих основных принципах:

-Исключительное  право граждан распоряжаться  своими способностями к производительному  и творческому труду. Принуждение  в какой-либо форме к труду  не допускается, за исключением  случаев, особо установленных  законодательством.

-Ответственность  государства за реализацию права  граждан за труд, содействие занятости  населения трудовой деятельностью,  на которую способен человек  и которую он желает осуществить.

Таким образом, в рамках данной концепции  можно достичь полной трудоустроенности  при любом ее уровне, если спрос  населения на Рабочие места удовлетворяется при условии экономической целесообразности создания и использования Рабочих мест.

При переходе к рыночной экономике существенно  меняется точка зрения на эффективную  занятость населения. На смену идеологии  всеобщей занятости населения всего  трудоспособного населения, подкрепляемой  обязанностью человека участвовать  в общественном производстве, приходит концепция обеспечения желаемой трудоустроенности и свободного выбора формы и вида занятости  населения. Иначе говоря, правительство  должно гарантировать каждому человеку возможность трудиться, а человек  вправе избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решение  об участии в ней. Несомненно, что  рыночной экономике гораздо труднее  выполнить первое условие по сравнению  со вторым, которое для нее органично.

Новым законодательством о занятости  предусмотрено, что каждый гражданин  страны обладает правом добровольного избрания любого, не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы. Запрещено административное принуждение людей к труду. Допускается добровольная безработица (unemployment) трудоспособных граждан в общественном хозяйстве при наличии у них законных источников прибыли.

Эта концепция трудоустроенности гораздо  ближе к канонам рыночного  хозяйства, чем к принципам административно-государственной  экономики. Она легализует совершенно законные, общественно признанные формы  трудовой деятельности - работу на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми и инвалидами.

Во  многом такой режим предопределен  технологическими особенностями производства. Но там, где это возможно и допустимо, наряду с постоянной трудоустроенностью, на равных с ней правах, на принципах  равнодоступности должны иметь место  работа по совместительству, временная  работа, эпизодические формы занятости  населения, работа по гибкому, скользящему графику. Значение таких форм компания труда состоит в том, что их раскрепощенность, внутренняя свобода, гибкость соответствуют духу и принципам рыночной экономики.

Подобная  концепция трудоустроенности создает  качественно новые представления  о труде как социально-экономической  категории.

Но  следует не забывать, что свободно-рыночные начала в формировании трудового  сектора рыночной экономики тесным образом сочетаются с государственно-регулирующими  началами. Проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений  в Российской Федерации, социальная опасность безработицы, колебания  спроса на труд и его предложения вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда.

2.2. Проблемы занятости

Проблема  занятости - это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде Рабочими местами. Добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы.

Одним из видов структуризации рынка труда является его разделение по демографическим и профессиональным признакам.

Различают:

-Рынок найма молодежи.

Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок найма. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.

-Рынок рабочей силы лиц предпенсионного возраста и пенсионеров. Для него характерны невысокая плодотворность труда, низкая экономическая активность, отсутствие или ограничение возможностей для переобучения.

-Рынок  рабочей силы женщин. Его особенностью  являются возможные продолжительные  перерывы в работе, связанные  с рождением и воспитанием  детей, снижение по этой же  причине профессиональных способностей.

Поиск путей решения проблем занятости  населения привел к образованию  нестандартных ее форм, которые выходят  за рамки нормативной продолжительности  рабочего времени и круглогодичной трудоустроенности. Их использование  позволяет сократить общую численность  незанятого населения, ищущего работу, и в первую очередь из числа  слабо защищенных категорий граждан. Кроме того, повышение занятости  населения идет, как правило, без  увеличения количества Рабочих мест за счет деления их между работниками  и сокращения рабочего времени.

Под гибкими формами трудоустроенности  понимаются:

-Трудоустроенность  с различными режимами неполного  рабочего времени. Не полностью  занятыми считаются работники,  у которых продолжительность  рабочего времени ниже установленного  государством норматива, в том  числе занятые на сезонных  работах.

Трудоустроенность в режиме рабочего дня или сокращенной  рабочей недели, а также административные отпуска без сохранения содержания или с частичной оплатой за последние несколько лет стали широко распространенной практикой на многих российских предприятиях. Различают две формы неполной занятости населения: видимую и невидимую. Невидимая неполная трудоустроенность - это в большей мере аналитическое понятие, данное явление с большим трудом поддается формализации и измерению. Оно отражает дисбаланс в использовании труда и других факторов производства. Симптомами неполной трудоустроенности могут быть низкие доходы и неполное использование квалификационного потенциала работника или низкая производительность.

-Занятость  населения с использованием нестандартных  организационных форм рабочего  времени, которая включает в  себя занятость населения по  краткосрочным контрактам, в том  числе работу случайного характера.  Во многих странах данная разновидность  занятости населения осуществляется  путем заключения трехсторонних  соглашений между службой трудоустроенности,  предпринимателем и временным  работником;

-самозанятость  граждан. Эта такая форма трудовой  активности населения, которая  осуществляется без установления  формальных трудовых отношений  (с работодателем или в качестве  работодателя), - как правило, мелкое  предпринимательство в сфере  производства или услуг. К самостоятельным  работникам относят тех лиц,  которые трудятся за свой счет, сами организуют свою работу, владеют средствами производства, отвечают за свою продукцию  и сами ее реализуют. К этой  категории занятых относятся  и помогающие им члены семьи.

 

2.3. Занятость населения, как известно, является одним из важнейших  макроэкономических показателей. Занятость населения раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом. Занятость населения как социально-экономическое явление можно определить следующим образом: занятость населения — общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок (трудовой профит).

Информация о работе Концепция полной занятости в макроэкономике