Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:36, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является: выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её сущность, понятие, виды, и то, как они влияют на развитие товаропроизводителей и национальной экономики в целом, установить, как конкуренция (положительно или отрицательно) влияет на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях, рассмотреть общие аспекты конкуренции, а также особенности этого понятия применительно к нашей стране.
Введение
I. Сущность и виды конкуренции
1.1. Совершенная конкуренция
1.2. Несовершенная конкуренция
1.2.1. Монополия
1.2.2. Монополистическая конкуренция
1.2.3. Олигополия
II. Конкуренция как источник развития рыночной экономики
2.1. Конкурентоспособность России
2.2. Определение конкурентоспособных отраслей российской экономики
III. Проблема создания конкурентной среды в РФ
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение 3
Заключение 45
Список литературы 49
Введение
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. conurrere - сталкиваться, состязаться).
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В современных
условиях усиливающегося процесса глобализации
и интернационализации проблемы
международной конкуренции
Конкурентоспособность экономики - основа для развития. Конкурентоспособность экономики - это в первую очередь активизация экспорта. Развитие экспорта - сверхзадача Правительства. Конкурентоспособность российской промышленности - это флаг, который Правительство должно нести в руках как главный символ преобразований в экономике.
Россия - часть мировой экономики, и это свершившийся факт. Наиважнейшая цель Правительства России: создание конкурентоспособной экономики, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке. Основа конкурентоспособной экономики - конкурентоспособная промышленность. Все действия Правительства: разрабатываемые программы и законодательные акты, процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены главной и приоритетной на сегодня цели - обеспечение конкурентоспособности российских предприятий, а, следовательно, конкурентоспособности экономики и страны в целом.
Актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе рыночных преобразований в России товарный дефицит уже в значительной мере преодолен. На первое место для потребителя сегодня выходит уже не само наличие дефицитного ранее товара, а его характеристики, важнейшими из которых являются качество и цена. Это совершенно по-новому определяет стратегию поведения отечественных фирм-производителей, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на соответственных сегментах рынка.
Целью моей курсовой работы является: выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её сущность, понятие, виды, и то, как они влияют на развитие товаропроизводителей и национальной экономики в целом, установить, как конкуренция (положительно или отрицательно) влияет на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях, рассмотреть общие аспекты конкуренции, а также особенности этого понятия применительно к нашей стране.
I. Сущность и виды конкуренции
Рынок представляет совокупность актов купли-продажи, объекты и условия реализации которых в каждом случае могут различаться, что и формирует множество конкретных рынков. Так, по объектам купли-продажи выделяют рынки потребительских товаров, рынки факторов производства, финансовые рынки; по территориальному расположению рынки могут быть местными, региональными, национальными, мировыми; по степени регулируемости – регулируемыми, контролируемыми, нерегулируемыми, стихийными и т.д.
Основным элементом любого рынка является конкуренция – соперничество участников рыночных процессов, определяющее степень влияния отдельного продавца (или покупателя) на рыночную цену, а с ним – степень свободы ценообразования на данном рынке. Именно эта степень реального рыночного соперничества образует главный признак «конкурентной» классификации рынков.
Конкурентность – самый важный фактор, воздействующий на поведение индивидуальных производителей и потребителей, заставляющий их соперничать друг с другом за прибыльные сферы приложения капитала.
Рыночная
конкуренция – это борьба
Конкурентоспособность для производителя означает возможность продать как можно больше товаров по цене, которая ниже, чем у конкурентов. Отсюда следует, что единственным условием получения прибыли для производителя, работающего в условиях конкуренции, выступает снижение издержек на производство каждой единицы товара.
Рыночная конкуренция способствует перераспределению общественных ресурсов в пользу наиболее эффектно работающих хозяйствующих субъектов. Поэтому конкуренция является единственным фактором, обеспечивающим динамику основных параметров рынка: объемов производства и рыночных цен.
Основные функции, которые выполняет конкурентный механизм в структуре рынка,- стимулирующая и распределительная.
Стимулирующая
функция конкуренции
Распределительная функция конкуренции выражается в том, что она способствует рациональному распределению общественных ресурсов – необходимому условию эффективности экономики.
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям: а) масштабам развития; б) характеру; в) методам соперничества.
По масштабам развития конкуренция может быть:
По характеру развития конкуренция подразделяется: 1) на свободную и 2) регулируемую.
По методам ведения соперничество делится: 1) на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен) и 2) неценовое (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т.п.).1
Смелые и дальновидные предприниматели, рискуя своим имуществом, делают открытия большого хозяйственного значения: изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу. Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек (Великобритания) сделал важное обобщение: общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей. Вот вывод, замечательно подтвержденный всей историей цивилизации. Конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи.2
Совершенная или как ее часто называют чистая конкуренция - это такая модель рынка, при которой влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию рынка настолько мало, что им можно пренебречь.3
Модель чистой
конкуренции имеет следующие
характеристики. Во-первых, много продавцов
и покупателей данного
Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение: чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить данный товар, т.е. меньший уровень спроса (при данном уровне доходов); и наоборот чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара. Изобразим эту зависимость между ценой и величиной спроса графически. Если на абсциссе обозначить количество товара Q, покупаемого на рынке, а на ординате - движение цены Р, то получится следующий результат. Кривую D называют кривой спроса. Проецируя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены.
кривая спроса фирмы кривая спроса отрасли
Рис. 1.1. Кривая спроса совершенно конкурентной фирмы и отрасли: DD – кривая спроса, S – кривая предложения, P – цена, Q – количество продукта
Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы определяется специфично. Поскольку фирма продает товары по ценам, которые устанавливаются рынком, кривая предложения определяется кривой предельных издержек, тем отрезком последней, который лежит над кривой средних переменных издержек (отрезок JL на рис. 1.2.).
Рис. 1.2. Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы: MC – предельные издержки, ATC – совокупные средние издержки, MR – предельный доход, AVC – средние переменные издержки
Фирма способна производить продукты только тогда, когда цена превышает средние переменные издержки. Равенство цены и средних переменных издержек свидетельствует, что фирма находится на грани закрытия.
Как показывает (рис. 1.2.), цена, по которой фирма реализует товары, не изменяется. Фирма производит товары до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с предельным доходом (ценой) в точке Е. превышение предельными издержками цены неизбежно ведет к возрастанию средних издержек. Результатом будет уменьшение прибыли, затем ее исчезновение и появление убытков. При появлении убытков фирма учитывает, что в случае закрытия она будет оплачивать постоянные издержки (охрана, освещение и т.д.), поэтому пока доход превышает переменные издержки, фирма продолжает функционировать. В этом случае ей частично удается возместить постоянные издержки. При неизменном уровне цены фирма будет следить за изменением предельных издержек и, сравнивая эти величины, будет принимать решения о производстве продуктов.
Модель совершенно конкурентной фирмы показывает, что прибыль максимизируется при соблюдении двух критериев: 1) сравнения общего дохода и совокупных издержек; 2) сравнения предельных издержек и предельного дохода. Специфика функционирования совершенно конкурентной фирмы состоит в том, что предельный доход и цена совпадают. Во всех рыночных структурах максимизация прибыли происходит на основе равенства предельных издержек и предельного дохода, но только в условиях совершенной конкуренции соблюдается равенство предельных издержек, предельного дохода и цены (MC=MR=P).
Рассмотрим первый критерий. Общий (совокупный) доход представляет произведение цены продукта на его количество (TR=PxQ). Совокупные издержки складываются из совокупных фиксированных и переменных издержек (TC=TFC+TVC). Прибыль, которую получает фирма, будет равна разнице между совокупным доходом и совокупными издержками (TR-TC). Определим максимальный объем прибыли по данным табл. 1.