Конкуренция как механизм саморегулирования рынка. Особенности развития конкурентной среды в российской экономике.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является: выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её сущность, понятие, виды, и то, как они влияют на развитие товаропроизводителей и национальной экономики в целом, установить, как конкуренция (положительно или отрицательно) влияет на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях, рассмотреть общие аспекты конкуренции, а также особенности этого понятия применительно к нашей стране.

Содержание работы

Введение
I. Сущность и виды конкуренции
1.1. Совершенная конкуренция
1.2. Несовершенная конкуренция
1.2.1. Монополия
1.2.2. Монополистическая конкуренция
1.2.3. Олигополия
II. Конкуренция как источник развития рыночной экономики
2.1. Конкурентоспособность России
2.2. Определение конкурентоспособных отраслей российской экономики
III. Проблема создания конкурентной среды в РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 1.75 Мб (Скачать файл)

В целом можно  сделать вывод, что в ходе экономических  реформ в России созданы необходимые предпосылки для развития конкуренции на товарных рынках. В результате объективно происходящих экономических процессов и принятых государством мер по снижению доли государственного сектора в экономике, сокращению сферы государственного регулирования и административного управления предприятиями, демонополизации экономики и развитию конкуренции в рамках отраслевых и региональных программ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности появились определенные условия для формирования конкурентной среды на товарных рынках. Становление многих из них уже не требует постоянного и прямого вмешательства государственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов.

Вместе с  тем состояние конкурентной среды  на различных региональных и отраслевых рынках крайне неоднородно. В наиболее важных для экономики структурообразующих секторах рынок является монопольным, олигопольным или находится в состоянии монополистической конкуренции. На многих рынках сохраняются существенные структурные и административные барьеры, защищающие действующие на них предприятия-доминанты от здоровых сил конкуренции (горизонтальное доминирование, вертикальная интеграция, региональная сегментация, исключительные, в том числе неформальные, отношения продавцов и покупателей, институционально-регламентационные ограничения на вход новых субъектов).

Разумеется, такая  структура рынка неизбежно приводит к монополистическим действиям  со стороны отдельных его участников в форме как индивидуальных злоупотреблений  доминирующим положением, так и антиконкурентных соглашений. Например, рынки продукции нефтяной промышленности имеют различную степень развитости конкурентных отношений: от субъектов естественной монополии в области транспортировки нефти до рынка сырой нефти; который в национальном (и даже в мировом) масштабе можно оценивать как рынок с развитой конкуренцией. Однако наибольшую долю в объеме деятельности отрасли занимают переработка нефти и реализация нефтепродуктов. Если рассматривать этот рынок как национальный, его можно считать олигопольным, так как основными субъектами на нем являются вертикально-интегрированные нефтяные компании.

26-27 Сентября 2005 г. в Москве состоялась конференция,  посвященная теме «Конкуренция  в России».12 Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что здоровая конкурентная среда является важнейшей составной частью здоровой экономики и основой ее динамичного роста. Поддержка и развитие здоровой конкуренции одна из основных функций государства, строящего рыночную экономику. В грамотной, успешной реализации этой функции заинтересованы все субъекты экономической деятельности и в конечном итоге все общество. Состояние конкурентной среды напрямую влияет на конкурентоспособность национальной экономики на внутреннем и на внешнем рынках. К сожалению, за последние годы, рейтинг как текущей, так и перспективной конкурентоспособности России постоянно снижается. Среди 120 стран мира Россия занимает места после 60-го по качеству услуг, оказываемых государством малому бизнесу по открытию своего дела, по инновационным процессам создания интеллектуальной собственности и по общим макроэкономическим показателям. До сих пор не решены основные задачи административной реформы по разделению функций регулирования и надзора, очень слабо развита координация деятельности государства и бизнеса области защиты конкуренции. В связи с вышесказанным, отрадно отметить, что инициатива проведения конференции "Конкуренция в России" во многом исходила от комитета по экономической политике предпринимательству и туризму Государственной Думы Российской Федерации, законодательная власть, таким образом, показывает свою заинтересованность в диалоге с бизнесом, готовность воспользоваться его опытом и рекомендациями для поиска компромиссных а главное эффективных решений. Этот факт, а также согласие принять участие в диалоге руководителей Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы, позволил организаторам предоставить на рассмотрение делегатов наиболее важные вопросы, касающиеся защиты конкуренции в России, среди которых:

- методы и  критерии оценки конкурентоспособности экономики, отдельных отраслей и компаний;

- развитие конкуренции  и инвестиционная привлекательность  российской экономики;

- о влиянии  естественных монополий на конкуренцию; 

- об эффективности  законодательного обеспечения конкуренции  в России;

- административная  реформа и защита конкуренции;

- судебная система  и защита конкуренции;

- о границах  государственного регулирования  конкуренции;

- недружественные  поглощения – общая угроза  для государства и бизнеса; 

- сотрудничество  государства и частного бизнеса в сфере защиты интеллектуальной собственности;

- борьба с  неформальной экономикой и легализация  бизнеса; 

- о роли негосударственных  организаций в защите здоровой  конкурентной среды; 

- состояние  российской банковской системы  и ее влияние на конкурентную среду;

- уровень развития  технологий и поддержка инновационной  деятельности.

Резолюция, принятая по итогам конференции стала рабочим  материалом для нормотворческой  деятельности Государственной Думы и Правительства Российской Федерации.

Этот проект предусматривает обмен опытом между европейскими экспертами в сфере экономики и права и их российскими коллегами из ряда российских министерств и ведомств.

Также в рамках проекта пройдет ряд семинаров, на которых будут рассмотрены  вопросы совершенствования приватизационной документации, уменьшения числа государственных финансовых институтов и изучено влияние государства на конкуренцию.

Проект реализуется  совместно итальянским Министерством  экономики и финансов и российской ФАС при поддержке антимонопольного ведомства Италии – Autorita Garante Della Concorrenza, Центрального банка Италии и компании Studiare Sviluppo srl.

В Москве, 1 декабря 2006 г. – Европейская Комиссия и  Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) начали реализацию совместного проекта, нацеленного на развитие конкуренции в финансовом секторе РФ.13

Конкурентная  среда в России уничтожена коррупцией. Российская экономика продолжает развиваться  быстрыми темпами, российские компании выходят на международные рынки, растут доходы населения. Но проявление ли это реальной экономической мощи? Еще один международный рейтинг вселяет сомнения по этому поводу: в "Отчете по глобальной конкурентоспособности", который ежегодно готовит Всемирный экономический форум в Женеве, позиции России ухудшились. Эти результаты были опубликованы всего через несколько недель после того, как Россия получила низкий балл за оценку условий для развития бизнеса в публикации "Бизнес в 2006 году" (Doing Business 2006) Всемирного банка.

В "Отчете по глобальной конкурентоспособности" страны оцениваются на базе двух основных рейтингов. В одном из них, Индексе глобальной конкурентоспособности (GCI - описывает здоровье экономики и перспективы роста в среднесрочной перспективе), Россия занимает 62-ю позицию, потеряв 9 позиций по сравнению с другими годами. В другом, Индексе конкурентоспособности для бизнеса (BCI - показывает уровень производительности, которого могут достичь компании и отрасли), Россия заняла 71-е место, потеряв девять позиций. В "Отчет" были включены две новые страны, которые обошли Россию, но даже без них потеря позиций налицо.

Среди стран  бывшего СССР Россия располагается  где-то посередине, уступая не только прибалтийским государствам, но и  Казахстану. Страны Балтии можно рассматривать  как особый случай. Казахстан же принял ряд мер, сконцентрировав внимание на улучшении конкурентной среды, что расширило возможности использования нефтяных ресурсов. Основным источником данных для обоих рейтингов стали опросы руководителей компаний более 120 стран. Они изложили свои взгляды на качество условий для предпринимательской деятельности в их стране. По числу опрошенных компаний Россия занимает первое место.

По мнению главного экономиста и директора программы  изучения глобальной конкурентоспособности  Всемирного экономического форума Аугусто Лопес-Клароса, "конъюнктура рынка нефти и другого сырья дают основания предполагать, что мировое экономическое положение, скорее всего, останется благоприятным для России, создавая идеальную возможность для продвижения структурных и институциональных реформ".

Коррупция сожрала  и нашу конкурентоспособность и  наше законодательство. Российские компании конкурируют главным образом  посредством цен, а не превосходства  своих товаров и услуг. Наибольшие потери по сравнению отмечаются в  таких сферах, как квалификация кадров и госрегулирование. 14

Как следует  реагировать на результаты отчета? Многие сочтут, что страна может  позволить себе игнорировать их, пока доходы от нефти поддерживают процветание  России. Но то, что прекрасно работает для стран Ближнего Востока с их небольшим населением, не так просто перенести на Россию. Доходы от экспорта нефти и газа - хороший вклад, но, учитывая большое население, их никогда не будет достаточно для того, чтобы сделать жителей России богатыми. Средний класс сможет жить в достатке, только если в стране будет конкурентоспособная экономика вне нефтегазового сектора. 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы

1) она способствует  развитию научно-технического прогресса,  постоянно заставляя товаропроизводителя  применять лучшие технологии, рационально  использовать ресурсы. В ходе  ее вымываются экономически неэффективные  производства, устаревшая техника, некачественные товары;

2) она чутко  реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек  производства, тормозит рост цен,  а в ряде случаев к их  снижению;

3) в известной  мере выравнивает норму прибыли  на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

К числу негативных сторон можно отнести:

1) придает бизнесу  определенную нестабильность, создает  условия для безработицы, инфляции  и банкротства;

2) ведет к  дифференциации доходов и создает  условия для их несправедливого распределения;

3) ее следствием  может быть перепроизводство  товаров и не догрузка мощностей  в периоды производственных спадов.

Никто не отнимет  у России естественно-конкурентных преимуществ. С учетом того, что основные институты рыночной экономики в стране уже достаточно эффективно функционируют, можно не сомневаться, что в ближайшие десятилетия определенные выше как конкурентоспособные отрасли сохранят за собой позиции на рынке.

Однако не может  считаться конкурентоспособной  экономика, опирающаяся лишь на одну "сырьевую ногу". Формирование новых лидеров требует мобилизации не только сырьевых, но и всех интеллектуальных ресурсов. Воплощением их грамотного и эффективного использования становятся современные технологии.

Мировой опыт свидетельствует, что в оценке конкурентоспособности все более значимую роль начинает играть технологический подход. В уже упоминавшемся ранее рейтинге конкурентоспособности стран мира, подготавливаемым Всемирным Экономическим Форумом, сводный индекс получается на основе агрегирования трех индексов (их также можно назвать главными факторами устойчивого конкурентоспособного экономического роста): технология, общественные институты, макроэкономическая среда. США занимают общее второе место в сводном рейтинге только благодаря своему первенству по технологическому индексу (по индексу общественных институтов США находятся на 21 месте, а по индексу макроэкономической среды - на 15-м). Очевидна значимость, вес технологического индекса. Россия по этому индексу находится только на 67 месте, сразу за Намибией (66 место) и даже за Ботсваной (64 место). Таким образом, конкурентоспособность страны уже в настоящее время определяется, прежде всего, уровнем ее технологического развития, способностью к инновационному развитию.

Создание благоприятных условий для всех отраслей экономики России (в том числе и сырьевых) в глобализации их развития и проникновении на мировой рынок является наиболее актуальной задачей современной национальной промышленной политики, имеющей своей целью повышение конкурентоспособности страны.

Не секрет, что  конкурентоспособность многих наших  компаний обеспечивается пока что относительно низкими ценами на их продукцию, которая  занимает лишь отдельные ниши рынка. Глобальной же конкурентоспособности  можно достичь, только находясь в рядах наиболее успешных транснациональных компаний.

Совмещение  решения вопроса выбора конкурентоспособных  отраслей и определения технологических  кластеров позволяет выработать новую стратегию экономического развития страны. Пока в России реализуется ресурсно-экспортная стратегия, отличающаяся ориентацией на экспорт первичных, необработанных ресурсов. Необоснованные надежды возлагаются на то, что, России удастся реализовать экспортно-наукоемкую стратегию, предполагающую значительное увеличение объемов экспорта наукоемкой продукции. Необходим третий путь, который совмещал бы преимущества этих двух стратегий - ресурсно-инновационное развитие.

Именно в  этом направлении уже движется большая  часть крупных российских компаний, которые вкладывают значительный объем средств в исследования и научно-технические разработки, подготовку высокопрофессиональных кадров, внедрение новейших открытий и разработок, создание опытных производств и т.п. Однако масштаб такой работы остается несоразмерным экономике России, а его расширение зависит от позиции государства в этом вопросе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Интернет журнал  «POINT.RU», 2006.

2. Интернет журнал  «Вся Европа» №1(7), 2007. 

3. Информ-медиа  25 ноября 2007 года.

4. Доклад Рабочей группы Госсовета РФ "О мерах по поддержке экспорта", 2005 г.

5. Материалы компании "Русский алюминий" "О роли государства в повышении конкурентоспособности российской экономики", 2004.

6. Российские  телекоммуникации: условия и перспективы  развития конкуренции. Сборник Бюро экономического анализа. - М.: ТЕИС, 2003.

7. Борисов Е.Ф.  Экономическая теория. – М.: Юрайт, 1999.

8. Камаева В.Д.  Учебник по основам экономической  теории/ под ред. Камаева В.Д.  – М.: Владос, 2001.

9. Майкл Портер  «Конкуренция» - М: 2000.

10. Сажина М.А.  Экономическая теория: учебник для  вузов – М.: НОРМА,2003.

Информация о работе Конкуренция как механизм саморегулирования рынка. Особенности развития конкурентной среды в российской экономике.