Конкуренция как механизм саморегулирования рынка. Особенности развития конкурентной среды в российской экономике.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является: выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её сущность, понятие, виды, и то, как они влияют на развитие товаропроизводителей и национальной экономики в целом, установить, как конкуренция (положительно или отрицательно) влияет на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях, рассмотреть общие аспекты конкуренции, а также особенности этого понятия применительно к нашей стране.

Содержание работы

Введение
I. Сущность и виды конкуренции
1.1. Совершенная конкуренция
1.2. Несовершенная конкуренция
1.2.1. Монополия
1.2.2. Монополистическая конкуренция
1.2.3. Олигополия
II. Конкуренция как источник развития рыночной экономики
2.1. Конкурентоспособность России
2.2. Определение конкурентоспособных отраслей российской экономики
III. Проблема создания конкурентной среды в РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 1.75 Мб (Скачать файл)

 

Таблица 1.1.

Максимизация  прибыли совершенно конкурентной фирмы (долл.)

Количество  продукта, ед.

Цена

Совокупный  доход

Совокупные  издержки

Совокупная  прибыль

Предельный  доход

Предельные  издержки

0

100

0

10

-10

0

10

1

100

100

30

70

100

20

2

100

200

85

115

100

55

3

100

300

155

145

100

70

4

100

400

247

153

100

92

5

100

500

345

155

100

98

6

100

600

450

150

100

105


 

При цене равной  1  долл., фирма максимизирует прибыль, производя 5 единиц продукта. При указанном  уровне производства наблюдается наибольшее различие между совокупным доходом  и совокупными издержками.

При использовании второго критерия фирма сравнивает предельные издержки и предельный доход. Как показывает  табл.1, во-первых, у совершенно конкурентной фирмы цена равна предельному доходу, так как рост выпуска продукции не меняет уровень цены. Во-вторых, предельные издержки  приблизились к величине предельного дохода (цены) при выпуске 5 единиц продукта. При производстве 6-й единицы предельные издержки превышают предельный доход, и, следовательно, масса прибыли начинает уменьшаться. Таким образом, максимизация прибыли происходит, когда соблюдается равенство MC=MR=P.

Графически  максимизация прибыли может быть представлена следующим образом (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде

 

Максимизация  прибыли совершенно конкурентной фирмой достигается в точке пересечения кривой предельных издержек и кривой предельного дохода (предельный доход равен цене). Прибыль в этом случае равна разнице между совокупным  доходом и совокупными средними издержками. Ее объем характеризуется заштрихованным прямоугольником на графике при уровне выпуска Q1 и цене P1.  Когда предельные издержки превысят предельный доход, объем прибыли будет сокращаться. В этом же направлении действует и повышение средних издержек. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде одновременно означает достижение равновесия конкурентной фирмой.

1.2.Механизм функционирования несовершенной конкуренции.

Рыночные структуры, где в той или иной степени  возможно воздействие на условия  купли-продажи со стороны производителя (покупателя), относятся к рынкам несовершенной конкуренции. Если для конкурентных рынков характерны только неценовые формы конкуренции, так как рыночная цена задана, то отличительной особенностью рынков несовершенной конкуренции является возможность ценовой формы борьбы между производителями.

1.2.1. Монополия.

Структура рынка  чистой монополии противоречива: чистая монополия представлена как одна из моделей структуры рынка. Между  тем монополия отрицает рынок. На место «невидимой  руки» она  ставит сознательное регулирование  экономических процессов. При всей условности данной структуры рынка она выявляет наличие в экономике механизма регулирования, отличного от рыночного. Опасность монополии состоит в том, что она, устраняя конкуренцию, уничтожает движущую силу развития производства. Манипулируя ценами и объемами производства, она способна присвоить прибыль сверх обычной. Если увеличит прибыль можно путем сокращения производства и вздувания цен, то утрачивается стимул к внедрению достижений научно-технического прогресса. Монополия сопротивляется или подавляет технологические достижения.

Монополия означает существование одного продавца на рынке. Продукт, который он продает, не имеет  заменителей. В отличие от ситуации совершенной конкуренции отрасль  «захвачена» одной – единственной фирмой. На первый взгляд, монополию довольно легко определить. В реальной жизни это сделать довольно сложно.

Монополистическая ситуация существенным образом зависит  от степени взаимозаменяемости товаров  и услуг. Отсюда определенное значение для идентификации монополии имеет показатель перекрестной эластичности спроса. Положительная перекрестная эластичность спроса свидетельствует о том, что товары являются взаимозаменяемыми, а их производители не являются монополистами.

Для функционирования монополии очень важно предотвращение проникновения новых фирм в данную отрасль. Если производители вынуждены принимать во внимание угрозу вхождения конкурентов, они не являются монополистами. Легкость, с которой новые фирмы могут вступать в отрасль, считается критическим свойством для структуры рынка. От этого зависит ее способность поддерживать высокие цены и сверхнормальные прибыли  в долгосрочном периоде.

Для монополии  характерны ограничение объема производства и повышение цен. Она производит меньше продукции и назначает  более высокие цены, чем совершенно конкурентная фирма. (рис. 1.4).

Рис 1.4. Сравнение  монополии и совершенно конкурентной фирмы

 

Как показывает (рис. 1.4.), при совершенной конкуренции отрасль производит Q1 продукции по цене P1. Монополист производит Q2 продукции по цене P2. Таким образом, монополия ограничивает объем производства и повышает цены по сравнению с совершенно конкурентной фирмой.

Экономисты  доказывают, что монополии замедляют  внедрение нововведений и, следовательно, экономический рост. Монопольные цены ослабляют экономические стимулы к внедрению новых технологий. В то же время монополия располагает значительными ресурсами для осуществления капиталовложений и способна устойчиво получать прибыли от нововведений.

Чистая монополия  не получила широкого распространения в западных странах. Не допуская господства монополий, ограничивая их функционирование разумными пределами, государство способно использовать их во благо общества. В некоторых сферах существуют экономические основания для организации монополистической структуры рынка. Речь идет о так называемой естественной монополии. Крупное производство дает большую экономию, следовательно, более низкие издержки и цены по сравнению с конкурирующими фирмами. Естественная монополия характерна для предприятий общественного пользования (электроэнергия, водоснабжение, газ, телефонная связь). Монополистическая структура предполагает государственное вмешательство в ее функционировании. Естественные монополии развиваются либо на базе публичной (государственной) собственности, либо на базе частной собственности, но в этом случае их деятельность обязательно регулируется государством.

Чтобы максимизировать  прибыль, фирма выбирает такой объем  производства, при котором предельный доход равен цене. Продажа дополнительной единицы продукции не ведет к снижению цен и не уменьшает доход, полученный при выпуске предыдущих единиц товара.

В противоположность  этому кривая спроса монополиста (она  совпадает с кривой  спроса отрасли) имеет наклон сверху вниз направо.  Чтобы продать дополнительное количество товара, монополист должен уменьшить цены.

Поскольку увеличить  сбыт товаров монополия только при  условии снижения цен, то по мере увеличения производства предельный доход будет  уменьшаться, а предельные издержки увеличиваться. Пока предельный доход превышает предельные издержки, объем прибыли возрастает. Превышение предельных издержек над предельным доходом ведет сначала к уменьшению объема прибыли, а затем к ее полному исчезновению. Поэтому важно уловить момент, когда прибыль достигает максимума. Это имеет место при равенстве предельного дохода и предельных издержек.

Максимизацию  прибыли монополистом иллюстрирует табл. 1.2.

Таблица 1.2.

Максимизация  прибыли монополистом.

Количество  товаров Q

Цена P

Совокупный  доход TR

Предельный доход MR

Совокупные  издержки TC

Предельные  издержки MC

Прибыль

1

10

10

10

11

11

-1

2

8

16

7

12

1

4

3

7

21

5

16,7

4,7

4,3

4

6

24

3

22

5,3

2

5

5

25

1

30

8

-5


 

Как видно из табл. 1.2., прибыль максимизируется при производстве 3 единиц продукции. Предельный доход по величине 4-й единицы предельный доход становится меньше предельных издержек; совокупная прибыль уменьшается. Максимальный уровень прибыли можно установить также путем сравнения совокупного дохода и совокупных издержек.

Графически  процесс максимизации прибыли монополистом отражен на рис. 1.5.

            Рис. 1.5. Максимизация прибыли монополистом

 

Монополист  производит Q1 товаров. Объем выпуска определяется, исходя из необходимости максимизировать прибыль. При этом используется критерий MR=MC. Точка пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек используется для определения объема производства и уровня цены. Заметим, что цена P1 не является самой высокой ценой, которую мог назначит монополист. Установив цену P2, он смог бы произвести лишь Q2 , а его прибыль в связи с этим уменьшилась бы. Монополия не стремится устанавливать самую высокую цену на единицу товара. Она стремится к максимизации не прибыли на единицу товара, а совокупной прибыли. Точки А и В определяют разность между ценой и средними издержками. Весь объем прибыли представлен заштрихованным прямоугольником NP1AB.

В преодолении  монополизации большую роль играет развитие мелкого и среднего предпринимательства. Поэтому становление рынка и  конкуренции требует осуществления  комплекса мер. Они должны способствовать переходу экономики от монополистической структуры к олигополиям и монополистической конкуренции. Однако сами рынок и конкуренция порождают тенденцию к монополизации. И здесь важнейшей задачей государства является противодействием такой тенденции.

1.2.2. Монополистическая  конкуренция.

Теория монополистической  конкуренции основывается на трех допущениях: а) дифференциации продукта; б) большом  количестве продавцов;  в) свободном  входе в отрасль и выходе из нее.

На монополистически конкурентном рынке фирмы производят продукты, сходные с продуктами других фирм, но не являющиеся полными (совершенными) заменителями.

Производители стремятся сделать свои продукты отличными от других, чтобы привлечь покупателей. Последние готовы платить более высокую цену за продукт, отличающийся от других. Классический пример дифференциации продукта — аспирин. Все его виды не отличаются друг от друга по химическому составу, но цена аспирина весьма различна. Аспирин фирмы «Байер АГ» продается в несколько раз дороже, чем менее известных производителей. В значительной мере дифференциация продукта в этом случае обязана рекламе. «Байер» сумел убедить потребителей, что его аспирин самый эффективный. Но дело не только в рекламе. В какой-то мере виды аспирина отличаются друг от друга по чистоте, противопоказаниям для детей, упаковкой и пр.

Монополистическая конкуренция имеет сходство с  совершенной (чистой) конкуренцией. Для  обеих структур рынка характерны большое количество фирм, свободный  вход и выход их из отрасли. Но в отличие от совершенной монополистическая конкуренция имеет дело с дифференцированными продуктами. Отсюда возникает монополистический элемент. Поскольку ни одна из фирм не продает точно такой же продукт, они (фирмы) имеют определенную степень контроля над ценой. Кривая спроса таких фирм наклонена вниз. В то же время присутствие на рынке близких по характеру заменителей ограничивает способность фирмы повышать цены. При наличии на рынке сходных продуктов потребители весьма чувствительны к их цене.

Правило максимизации прибыли монополистически конкурентной фирмой в краткосрочном периоде  является таким же, как и для  монополиста (МС = МR). В этом случае фирма продает товары по самой высокой цене, возможной при данной кривой спроса. Если цена превышает средние издержки (АС), фирма присваивает экономическую прибыль. При падении цены ниже средних издержек фирма несет потери. Если цена равна средним издержкам, фирма получает нормальную прибыль (см. рис. 1.6).

Информация о работе Конкуренция как механизм саморегулирования рынка. Особенности развития конкурентной среды в российской экономике.