Конкуренция как механизм саморегулирования рынка. Особенности развития конкурентной среды в российской экономике.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является: выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её сущность, понятие, виды, и то, как они влияют на развитие товаропроизводителей и национальной экономики в целом, установить, как конкуренция (положительно или отрицательно) влияет на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях, рассмотреть общие аспекты конкуренции, а также особенности этого понятия применительно к нашей стране.

Содержание работы

Введение
I. Сущность и виды конкуренции
1.1. Совершенная конкуренция
1.2. Несовершенная конкуренция
1.2.1. Монополия
1.2.2. Монополистическая конкуренция
1.2.3. Олигополия
II. Конкуренция как источник развития рыночной экономики
2.1. Конкурентоспособность России
2.2. Определение конкурентоспособных отраслей российской экономики
III. Проблема создания конкурентной среды в РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 1.75 Мб (Скачать файл)

Рис. 1.6. Равновесие для монополистической фирмы

Как показывает рис. 1.6 критерием максимизации прибыли  является равенство предельного  дохода (МR) и предельных издержек (МC). На рис. 1.6,а максимизация прибыли происходит при производстве и цене Р1. Объем прибыли представлен заштрихованным прямоугольником. Размер прибыли зависит от соотношения между ценой Р1 и средними издержками производства ATC.

Рис. 1.6,б показывает минимизацию убытков. Последние возникают из-за превышения средними издержками цены. Минимизация убытков происходит при соблюдении равенства МR= МС при объеме производства Q1. Величина убытков соответствует площади заштрихованного прямоугольника.

Рис. 1.6,в показывает нулевую прибыль, так как цена равна средним издержкам.

Во всех трех вариантах рассматриваемого графика  фирма использует критерий МС = МR для максимизации прибыли минимизации убытков и присвоения нулевой прибыли. Соблюдая этот критерий, монополистически конкурентная фирма достигает состояния равновесия.

Достижение  долгосрочного равновесия монополистически конкурентной фирмой предполагает равенство долгосрочных средних издержек и цены. Экономические прибыли привлекают в отрасль все новые фирмы. Их проникновение продолжается до тех пор, пока цены и средние издержки не выравниваются. Если в результате большого наплыва фирм цены оказываются ниже средних издержек,  то начнется выход фирм из отрасли. Долгосрочное равновесие возникает тогда, когда цена равна средним издержкам. Поскольку экономическая прибыль отсутствует, у фирм нет стимула ни покидать отрасль, ни входить в нее.

1.2.3. Олигополия.

Олигополия -  это структура рынка, на котором  действуют немногочисленные продавцы. Весьма существенные барьеры препятствуют проникновению в отрасль новых  фирм. На рынке реализуются как  стандартизированные, так и дифференцированные продукты.

Отношения между  фирмами характеризуются как  взаимозависимость. Фирмы, знающие, что  их действия затронут конкурентов в  отрасли принимают решения только после того, как выяснят характер реакции соперников.

Олигополистические  фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции. Существуют доказательства, что во многих олигополистических отраслях цены оставались стабильными в течение длительного периода времени.

В отличие от других структур рынка универсальной  теории олигополии не существует. Вместо этого теория олигополии состоит из довольно значительного количества различных моделей, каждая из которых описывает специальный случай, который имеет место только при определенных условиях.

Теория олигополистического  ценообразования. Основателем теории считается французский экономист Августин Курно. Рассматривая взаимодействие олигополистов, он показал, что каждая фирма предпочитает производить такое количество продукции, которое максимизирует ее прибыль. При этом он исходил из того что объем продаваемых товаров у конкурентов остается неизменным. Курно сделал два главных вывода:

1. Для любой  отрасли существует определенное  и стабильное равновесие между  объемом продаж и ценой товара.

2. Цена равновесия  зависит от числа продавцов. 

При единственном продавце возникает монопольная цена. По мере увеличения количества продавцов цена равновесия падает, пока она не приблизится к предельным издержкам. Таким образом, Модель Курно показывает, что конкурентное равновесие достигается тем больше, чем больше возрастает число продавцов.

Многие экономисты постулировали, что фирмы ожидают  реакции своих соперников на изменение  цен или объемов продаж. Модель Курно, в которой допускается  бездействие соперника (объем его  продаж фиксирован) подвергалась критике.

Значительный  шаг вперед в теории олигополистического ценообразования сделал американский экономист Э.Чем6ерлин, выдвинув положение о взаимозависимости производителей. Когда количество продавцов небольшое и продукт стандартизирован, олигополисты будут избегать действий, которые привели бы к ухудшению положения всех в результате принятия ответных мер. Из существования взаимозависимости вытекало, что общий интерес олигополистов заключается в установлении высокой цены. Вывод Чемберлина имел важное значение для антитрестовской политики:  монопольная цена может быть установлена без наличия явного сговора. Необходимость формальных отношений между олигополистами отсутствует. В экономической литературе такая ситуация иногда называется доктриной  сознательного параллелизма (сознательного параллельного поведения). Олигополии действуют независимо (никаких соглашений между ними нет), но они не конкурируют друг с другом.

Следующим шагом  в разработке теории олигополистического  ценообразования была теория ломаной  кривой спроса, разработанная американскими экономистами Р. Холлол, С. Хитчем, П. Суизи. Она объясняет, почему олигополистические фирмы отказываются от частого понижения цен (рис. 1.7).

Рис. 1.7. Ломаная  кривая спроса

Предположим, что  у фирмы цена за единицу продукта ОР, а объем продаж ОХ (рис. 1.7, а), DEF - кривая спроса на товары фирмы. Она принимает решение повысить цену на свои товары. Новая цена ОР1.  Другой вариант: она понижает цену до ОР1. Предположим далее, что соперники следуют за фирмой при установлении цен. В таком случае GEH представляла бы кривую спроса фирмы, совпадающую с кривой спроса ее соперников. На практике же, если фирма поднимает цену, соперники не следуют за ней и не повышают цену, с тем чтобы увеличить свою долю рынка за счет фирмы. Если фирма понижает цену соперники реагируют на такое сокращение, с тем чтобы предотвратить потерю своей доли рынка. Таким образом, завершающая кривая спроса составляется из двух сегментов DЕ и ЕH с переломом в точке Е. Сотрем отрезки СЕ и ЕF и получим ломаную кривую спроса в данной отрасли DЕН (рис. 1,7, 6). Фирмы не реагируют на повышение цен и снижают цены  вслед за снижением цен одной из них.

При высокой  рыночной концентрации ценовые решения  продавцов взаимозависимы. Олигополистические фирмы исходят из того, что прибыли  будут выше, когда проводится общая политика, чем когда каждая фирма преследует свои узкоэгоистические интересы. В олигополистических отраслях действует тенденция в направлении к коллективным действиям, приближая ценовое поведение к чистой монополии.

Фирмы, действующие  в рамках олигополистической структуры рынка, стремятся к созданию системы связей, которая позволила бы координировать поведение в общих интересах. Одной из форм такой координации является так называемое лидерство а ценах. Оно состоит в том, что изменения в справочных ценах объявляются определенной фирмой, которая признается лидером всеми остальными следующими в ценовой политике за ней. Различают три типа ценового лидерства: лидерство доминирующей фирмы, тайный сговор о лидерстве и барометрическое лидерство.

Лидерство доминирующей фирмы - ситуация на рынке, когда одна фирма (предприятие) контролирует не менее 50% производства, а остальные фирмы  слишком малы, чтобы оказывать  влияние на цены путем индивидуальных ценовых решений.

Тайный сговор о лидерстве предполагает коллективное лидерство нескольких крупнейших фирм в данной отрасли, учитывающих интересы друг друга. Ценовые лидеры должны при этом решить вопрос, объявлять ли изменения в ценах, благоприятные только для них, или установить такой уровень цен, который смягчит противоречия между всеми фирмами, действующими в отрасли.

Барометрическое ценовое лидерство в отличие  от предыдущего типа ценового лидерства  более аморфно и неопределенно, оно зачастую не обеспечивает достижения высокого уровня цен. Нередко происходит смена лидера. За ним не всегда следуют из-за отсутствия у него возможности принудить остальных участников к совместным действиям. Часто барометрические лидеры осуществляют свои функцию де-юре. Они объявляют справочные цены, но фактические цены, устанавливаемые другими фирмами, отличаются от объявленных.

Другим средством  поддержания «дисциплины» в отрасли, когда устанавливаются или изменяются цены, является использование в ценообразовании  «правила большого пальца». Все фирмы  используют одну и ту же формулу ценообразования — издержки плюс прибыль.

Потребители и  покупатели могут страдать от единых цен, устанавливаемых олигополистами.  В то же время продавцы могут назначать  разные цены для той или иной группы покупателей, тем самым осуществляя  ценовую дискриминацию. Различают личную, групповую и продуктовую дискриминацию.

Личная дискриминация  — цены назначаются в зависимости  от уровня доходов покупателей. Более  богатые могут уплачивать более  высокую цену, так как их спрос  неэластичен. Продавец тайно делает скидку для покупателя, который может уйти от него к конкуренту.

Групповая дискриминация  — цены систематически снижаются  только на рынке, который обслуживается  конкурентом («убей конкурента»); цена включает одинаковые транспортные издержки независимо от местоположения покупателя.

Продуктовая дискриминация  — различия в цене превышают несоответствия в издержках под предлогом  неодинакового качества товара (книги  в твердой и мягкой обложке). Фирмы  распространяют физически однородные продукты под различными торговыми марками, назначая более высокие цены за хорошо известные торговые марки («заставь платить за этикетку»).4

 

 

 

 

 

 

 

II. Конкуренция как источник развития рыночной экономики

 

Реально сложившаяся  практика экономической жизни в  мире показывает, что рынок и конкуренция - главный механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор её движения. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. Итог - застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны.

Конкуренция - сердцевина современного рыночного механизма  не только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция - это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие ’’нормальной’’ конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления ’’перекосов’’ и больших диспропорций в его развитии. К примеру, ’’дефицитный рынок’’ ведёт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий ’’дефицитный рынок’’ можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой рынок - порождение определённой системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции.

Что же всё-таки необходимо в нашей стране для  нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной среды - сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства.

Во-вторых, конкуренция  выступает как контрольная система эффективности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Не все предприятия эту проверку выдерживают, в результате конкуренции происходит непрерывная выбраковка неэффективных структур, т. е. определенная часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть "поле экономической игры". В таком случае конкуренция подобна предъявлению красной карточки провинившемуся игроку футбольным арбитром.

       В-третьих, конкуренция создает  заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, денежные доходы многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности. Привлечение того или иного работника, цена трудовых услуг — заработная плата — в условиях конкуренции зависят от качества трудовых способностей. Как правило, более высокие конкурентные позиции работника приносят ему больший денежный доход. Значит, здравомыслящий человек не может не заботиться о качестве своего ресурса – труда.

       Предприятия ведут ценовую и  неценовую конкуренцию. Чтобы  побеждать, т. е. завоевывать  большую сумму денежных голосов  покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно-технические разработки.5

      1. Конкурентоспособность России

Рыночная экономика - экономика конкурентного соревнования экономических субъектов. Чтобы  выиграть в этом конкурентном соревновании, необходимо обладать определенными  конкурентными преимуществами, быть конкурентоспособным. Успех в экономическом развитии определяющим образом зависит от степени конкурентоспособности. Поэтому необходимость определения конкурентоспособных отраслей, производств, товаров и т.д. в большинстве своем не находит возражений.

Синтетическим показателем, объединяющим конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризующим положение страны на мировом рынке, является показатель страновой конкурентоспособности. В общем виде, его можно определить как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных его граждан.

Информация о работе Конкуренция как механизм саморегулирования рынка. Особенности развития конкурентной среды в российской экономике.