Конкуренция как механизм саморегулирования рынка. Особенности развития конкурентной среды в российской экономике.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является: выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её сущность, понятие, виды, и то, как они влияют на развитие товаропроизводителей и национальной экономики в целом, установить, как конкуренция (положительно или отрицательно) влияет на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях, рассмотреть общие аспекты конкуренции, а также особенности этого понятия применительно к нашей стране.

Содержание работы

Введение
I. Сущность и виды конкуренции
1.1. Совершенная конкуренция
1.2. Несовершенная конкуренция
1.2.1. Монополия
1.2.2. Монополистическая конкуренция
1.2.3. Олигополия
II. Конкуренция как источник развития рыночной экономики
2.1. Конкурентоспособность России
2.2. Определение конкурентоспособных отраслей российской экономики
III. Проблема создания конкурентной среды в РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 1.75 Мб (Скачать файл)

В то же время  между всеми выше названными уровнями конкурентоспособности существует достаточно тесная внутренняя и внешняя зависимость и взаимозависимость. С одной стороны, конкурентоспособность страны базируется в первую очередь на ее жизнеспособности, то есть на прочности ее национальной производственной базы. С другой стороны, конкурентоспособность предприятия во многом зависит от того, как организована социально-экономическая среда, в которой ему приходится действовать. Его работу определяют не только собственные усилия, но, прежде всего, то, как в стране устроена система взаимоотношений между предпринимателями и властью, между самими предпринимателями, между предпринимателями и нанимаемыми ими работниками. Страновая и отраслевая конкурентоспособности в конечном счете зависят от способности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар.

Для оценки конкурентоспособности  стран мира Всемирным Экономическим  Форумом (World Economic Forum, WEF) разработал сводный  индекс конкурентоспособного экономического роста (Growth Competitiveness Index). Россия по итогам 2004 года занимает в рейтинге конкурентоспособности стран 70 место среди 104 оцениваемых стран. Перед Россией - Индонезия (69 место), а сразу за ней Алжир и Доминиканская Республика (71 и 72 места соответственно). Лидируют: Финляндия, США, Швеция. В 2003 году Россия также была на 70 месте, а в 2000 году - на 55 месте (правда, из 59 обследованных стран). В любом случае, очевидно, что в настоящее время конкурентоспособность России находится на недостойном для такой страны уровне. Это лишний раз свидетельствует о том, что проблема определения конкурентоспособных отраслей, производств, товаров и т.п. является действительно актуальной. 6

Перспективы развития внешней торговли России в значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные масштабы накопленных основных производственных фондов.

Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизаций производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК.

Однако использование  этих преимуществ сдерживается рядом  причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктуры внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства; низкая эффективность производства и чрезвычайно высокая доля материальных затрат даже в передовых секторах промышленности.

С учетом конкурентных преимуществ и слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные  перспективы развития ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе дальнейшее возрастание его доли в экспорте (химических товаров, пиломатериалов, нефтепродуктов, удобрений и т.д.).

Имеются возможности  для стабилизации и расширения традиционного  машинотехнического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутренний и внешний рынок.

Имеются определенные перспективы для расширения экспорта наукоемкой продукции, что тесно связано с конверсией и коммерциализацией предприятий оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических техники и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).

По мере восстановления собственного сельского хозяйства  и легкой промышленности, очевидно, в российском импорте будет сокращаться  доля потребительских товаров, и  увеличиваться доля инвестиционных товаров — машин и оборудования.

 Внешняя  торговля России ни по своему объему, ни по структуре экспорта и импорта не соответствует экономическому потенциалу страны. Более полное использование ее конкурентных преимуществ и преодоление присущих ей недостатков возможно только в процессе возрождения экономики страны, создания полноценной системы государственной поддержки ее экспортного потенциала.

С переходом  России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической  жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.

Рост конкуренции  сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.7

Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющиеся, впрочем, суть самой  конкуренции. Как явление она  не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности.8

Сегодня ни одна серьезная компания не может обойтись без конкуренции. Несмотря на разнообразные  методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.

      1. Определение конкурентоспособных отраслей российской экономики

Для определения  конкурентоспособных отраслей российской экономики необходимо прежде всего  определить "поле" отраслей, на котором  предстоит делать выбор. Предлагается исходить из того, что выбор предстоит делать из базовых отраслей экономики России. К таковым на сегодняшний день относятся:

- промышленность 

- строительство 

- сельское хозяйство 

- транспорт 

- розничная  торговля 

Такие отрасли  экономики как "Культура и искусство", "Образование", "Управление и оборона" к базовым не относятся и поэтому они не включаются в перечень рассматриваемых отраслей.

Критерии для  ограничения перечня на второй стадии должны быть следующими:

- это должны  быть отрасли, на развитии которых выгодно отражается специфика страны, ее географические, климатические, геополитические и т.п. особенности.

- отрасли должны  отличаться опережающими (по сравнению  с другими) темпами развития. Приращение  стоимости в них в долгосрочной перспективе должно быть более значительным.

Из перечисленных  отраслей специфичными особенностями, которые потенциально обеспечивают их конкурентоспособность, являются:

- промышленность (ввиду богатства страны сырьевыми  ресурсами);

- транспорт  (ввиду огромной площади страны, что диктует необходимость хорошего развития транспорта и соответствующей инфраструктуры). 

Ни строительство, ни сельское хозяйство, ни даже связь  и ни тем более торговля и общественное питание не являются отраслями, которые  потенциально, ввиду каких-либо страновых особенностей, обладают сравнительными преимуществами в страновом разрезе. Более того, развитие данных отраслей осложняется этими самыми страновыми особенностями. Суровые природно-климатические условия, к примеру, не лучшим образом сказываются на развитии сельского хозяйства, да и строительства тоже.

Россия обладает значительной частью ресурсного потенциала планеты и в этом ее бесспорное преимущество. В расчете на душу населения Россия занимает первое место  в мире по обеспеченности минерально-сырьевыми ресурсами. Богатство России полезными ископаемыми в значительной мере компенсирует ряд факторов, затрудняющих ее развитие, в том числе суровость климатических условий, приводящих к существенному удорожанию функционирования хозяйственной системы.

Опережающими  темпами развития в долгосрочном периоде будут отличаться следующие  базовые отрасли экономики:

- промышленность 

- строительство 

- связь 

- торговля и  общественное питание 

Средние темпы  прироста валовой добавленной стоимости в указанных отраслях в период 2003-2012 гг. прогнозируются следующими:

- промышленность - 8,6 %,

- строительство  - 7,7 %,

- связь - 13,1 %,

- торговля и  общественное питание - 7,2 %.

С учетом того, что в целом среднегодовой  прирост ВВП в указанный период может составить 6,9 %, именно указанные отрасли необходимо считать отраслями с опережающими темпами развития.

Ускоренное  развитие промышленности, строительства, связи, торговли и общественного  питания приведет к тому, что их доля в ВВП страны к 2012 году заметно увеличится: промышленности - с 26,5 % до 30,1 %, строительства - с 7,2 % до 7,9 %, связи - с 1,8 % до 3,0 %, торговли и общественного питания - с 22,8 % до 25,7 %.

Однако только лишь ускоренного развития отраслей для их отнесения к конкурентоспособным недостаточно. Необходимо также, чтобы рассматриваемые отрасли обладали, как уже отмечалось выше, естественно-конкурентными преимуществами. Ни связь, ни строительство, ни тем более торговля и общественное питание не обладают такими преимуществами. Транспорт обладает, как уже отмечалось, но укоренным его развитие в долгосрочной перспективе никак не назовешь (средние темпы прироста валовой добавленной стоимости транспорта на период до 2012 года - 4,3 %).

Таким образом, получается, что двум основным критериям (ускоренное развитие и естественно-конкурентные преимущества) отвечает только одна отрасль экономики - промышленность.

Росстатом до вступления в действие нового классификатора ОКВЭД  выделялись следующие отрасли промышленности:

- электроэнергетика

- топливная 

- черная металлургия 

- цветная металлургия 

- химическая  и нефтехимическая 

- машиностроение  и металлообработка 

- лесная, деревообрабатывающая  и целлюлозно-бумажная 

- промышленность  строительных материалов 

- стекольная  и фарфорофаянсовая

- легкая 

- пищевая 

- микробиологическая 

- мукомольно-крупяная  и комбикормовая 

- медицинская 

- полиграфическая  и другие.

Поскольку набор  промышленных отраслей сложился исторически  как результат более чем полувекового развития производственных систем, целесообразно сохранить преемственность и при выборе критериев определения их конкурентоспособности.

Первый критерий: наличие естественно-конкурентных преимуществ. Это то, что выгодно  отличает данные отрасли, что предопределяет их лидирующее положение на рынке, прежде всего - внешнем, характеризующем экспортные возможности.

Естественно-конкурентным преимуществом ряда российских отраслей является их богатейшая сырьевая база. Именно по этой причине такие отрасли, как нефтедобывающая промышленность, газовая промышленность, лесозаготови-тельная, цветная металлургия могут и должны быть отнесены к конкуре-нтоспособным. Уже в настоящее время подавляющая часть экспортной выручки страны поступает именно от реализации продукции данных отраслей. Россия по экспорту их продукции занимает 1-2 место в мире. В настоящее время в России экспортируется большая часть добываемой нефти - 54,1 %, значительная часть газа - 30,6 % и других сырьевых ресурсов. 9

Несмотря на удаленность основных нефтяных месторождений  от экспортных терминалов, относительно низкая себестоимость добычи российской нефти обеспечивает ее высокую конкурентоспособность, особенно на европейском рынке.

Вопрос конкурентоспособности  российского газа на внешних рынках не столь однозначен. Это связано  с перспективой выхода газодобычи в регионы с высокой себестоимостью топлива, освоения месторождений шельфовой зоны и в перспективе - газовых гидратов.

Алюминий как  крупнейшая статья экспорта в этой отрасли держится на относительной  дешевизне энергии, льготах по транспортным тарифам, оптимизации налогов. Высокая доля экспорта почти избавляет отрасль от НДС. 10

Россия, являясь  третьим после США и Китая  производителем алюминия, не располагает  достаточными собственными ресурсами  высококачественных бокситов и сегодня  вынуждена импортировать значительные объемы глинозема. Несмотря на это, алюминиевая  промышленность России имеет серьезные перспективы для своего развития и может стать тем самым "полюсом роста", который способен повлечь рост и других отраслей хозяйства.

Россия занимает первое место в мире по производству и экспорту никеля. Ее доля в мировом  экспорте никеля достигает 30-35 %. Прогнозируется рост мирового потребления цветных металлов: алюминия, благодаря росту спроса со стороны авиационной, автомобильной, электротехнической промышленности, строительного сектора; никеля - со стороны производителей нержавеющей стали.

Информация о работе Конкуренция как механизм саморегулирования рынка. Особенности развития конкурентной среды в российской экономике.