Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 21:34, курсовая работа
Денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключен другой результат - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы кредитно-денежной политики
Понятие, цели и формы кредитно-денежной политики. 4
1.2 Характеристика основных инструментов и методов кредитно-денежной политики. 6
1.3Сущность и функции Центрального банка. 9
Глава II. Инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка
2.1 Регулирование ставки рефинансирования 15
2.2 Регулирование банковских резервов. 19
2.3 Купля-продажа ценных бумаг. 24
2.4 Внешнеэкономическая политика государства. 26
Глава III Основные направления в кредитно-денежной политике.
3.1 Направления кредитно-денежной политики . 35
3.2 Использование инструментов кредитно-денежной политики. 44
Заключение. 48
Список используемых источников.
3. Регулирование объемов кредитных операций и денежной эмиссии.
Все перечисленные направления кредитно - денежной политики взаимосвязаны.9
Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.
1)Регулирование кредитных организаций – это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.
Контроль за деятельностью
банков проводится с целью обеспечения
устойчивости отдельных банков и
предусматривает целостный и
непрерывный надзор за осуществлением
банком своей деятельности в соответствии
с действующим
Главная цель банковского регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
При осуществлении функции надзора и контроля за деятельностью коммерческих банков Банк России:
- устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности;
- регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.
В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:
1) минимальный размер
уставного капитала для вновь
создаваемых кредитных
2) предельный размер неденежной части уставного капитала;
3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
4) максимальный размер крупных кредитных рисков;
5) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
6) нормативы ликвидности кредитной организации;
7) нормативы достаточности капитала;
8) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;
9) размеры валютного,
10) минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;
11) нормативы использования
собственных средств банков
12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).
Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования ЦБ проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.
В случае нарушения кредитной
организацией федеральных законов,
нормативных актов и
В случае невыполнения в
установленный срок предписаний
об устранении нарушений, а также
в случае, если эти нарушения или
совершаемые кредитной
1) взыскать с кредитной
организации штраф до 1 процента
от размера оплаченного
2) потребовать от кредитной организации:
а) осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов;
б) замены руководителей кредитной организации;
в) реорганизации кредитной организации;
3) изменить для кредитной
организации обязательные
4) ввести запрет на
осуществление кредитной
5) назначить временную
администрацию по управлению
кредитной организацией на
6) отозвать лицензию на
осуществление банковских
2)Управление государственным долгом – это система финансовых мероприятий, проводимая государством с целью погашения займов, а также выплат доходов по этим займам, изменениям сроков и условий выпущенных займов, выпуск очередных долговых обязательств. Это одно из приоритетных направлений финансовой политики государства.
На принятие решений по выбору методов управления госдолгом влияют, в основном, такие факторы: доля расходов на обслуживание госдолга в общей сумме расходных статей бюджета и процентное соотношение ВВП и суммы государственных заимствований.
При оценке внешнего госдолга применяются показатели соотношения суммы внешних заимствований и объема экспорта и доли расходов, идущих на погашение внешнего госдолга к сумме выручки от экспорта.
Управление государственным
долгом – это непрерывный процесс,
в котором последовательно
Погашается госдолг за счет средств бюджета, золотовалютных резервов, денег, вырученных от продажи собственности государства, а также при помощи новых заимствований.
Управление государственным долгом включает две большие группы методов: финансовые и административные.
Финансовые методы заключаются в выборе форм и способов, которыми государство будет погашать госдолг, с учетом финансовых показателей. Они нацелены на достижение предельной эффективности от привлечения займов и поиск путей сведения издержек, связанных с их погашением, к минимуму.
Административные методы
базируются на быстром выполнении распоряжений
государственных органов
Основные меры, к которым прибегает государства, при управлении госдолгом, сводятся к следующим мероприятиям.
В условиях роста задолженностей и бюджетного дефицита страна имеет право прибегнуть к такой мере как рефинансирование государственного долга – выпуска новых займов для погашения старой задолженности.
Конверсия – это изменение государством доходности существующих займов. Как правило, государство прибегает к снижению размера выплат по займам в процентном выражении с целью снижения расходов, несомых при управлении госдолгом.
Консолидация – подразумевает внесение изменений в условия займов, связанных с их сроками. Их изменение обычно происходит в сторону увеличения.
Унификация займов – объединение в один нескольких существующих займов. При этом ранее выпущенные облигации обмениваются на новые. Часто унификация проводится вместе с консолидацией.
Аннулирование государственного
долга – радикальная мера, при
которой государство
Управление государственным
долгом в России в последние годы
характеризуется постепенным
Управление государственным долгом осуществляет Правительство РФ, в тех рамках наделяемых его полномочий, которые устанавливаются Федеральным Собранием РФ.
Оно заключается в формировании
политики, проводимой в отношении
госдолга, установлении границ задолженности,
определении целей и
Денежное обращение
3)В реальном денежном обращении во многих странах, особенно развивающихся, широко используется и иностранная валюта, которая часто выполняет функции не только меры стоимости, но и инструмента расчетно-платежных операций или средства накопления.
В мировой практике
известно достаточно большое
количество обобщенных
Конкретные агрегаты
регулирования денежного
1. Деньги вне коммерческих
банков — наличные деньги (МО).
Это банкноты и монеты, находящиеся
в обращении за пределами
2. Деньги для сделок
— агрегат «деньги» или (М)
— основной в стандартной
В национальных
денежных стандартах «деньги
для сделок» определяют обычно
как агрегат M1. Такой подход
принят и в российской
В отличие от
наличных денег оборот
3. Квази-деньги — это денежные средства (QM), которые не участвуют непосредственно в платежных операциях, а выполняют определенную резервную (накопительную) функцию. Их нельзя непосредственно использовать как деньги для сделок. В последнее время в ряде стран происходит определенное стирание граней между текущими и накопительными счетами, что затрудняет выделение конкретных агрегатов. В национальных стандартах вместо агрегата «квази-деньги» применяются так называемые агрегаты более высоких уровней: М2, М3, М4 и т. д. В российской практике до 1994 г. действовали агрегаты М2 и М3. Но начиная с 1995 г. в связи с переходом на стандарты МВФ стали использоваться другие агрегаты.
Информация о работе Кредитно-денежная политика: цели и инструменты