Кредитно-денежная политика: цели и инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключен другой результат - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы кредитно-денежной политики
Понятие, цели и формы кредитно-денежной политики. 4
1.2 Характеристика основных инструментов и методов кредитно-денежной политики. 6
1.3Сущность и функции Центрального банка. 9
Глава II. Инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка
2.1 Регулирование ставки рефинансирования 15
2.2 Регулирование банковских резервов. 19
2.3 Купля-продажа ценных бумаг. 24
2.4 Внешнеэкономическая политика государства. 26
Глава III Основные направления в кредитно-денежной политике.
3.1 Направления кредитно-денежной политики . 35
3.2 Использование инструментов кредитно-денежной политики. 44
Заключение. 48
Список используемых источников.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 403.99 Кб (Скачать файл)

3. Регулирование объемов  кредитных операций и денежной  эмиссии. 

Все перечисленные направления  кредитно - денежной политики взаимосвязаны.9

Банк России является органом  банковского регулирования и  надзора за деятельностью кредитных  организаций.

1)Регулирование кредитных организаций – это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Контроль за деятельностью  банков проводится с целью обеспечения  устойчивости отдельных банков и  предусматривает целостный и  непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Главная цель банковского  регулирования и надзора –  поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается  в оперативную деятельность кредитных  организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

При осуществлении функции  надзора и контроля за деятельностью  коммерческих банков Банк России:

- устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности;

- регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:

1) минимальный размер  уставного капитала для вновь  создаваемых кредитных организаций,  минимальный размер собственных  средств (капитала) для действующих  кредитных организаций;

2) предельный размер неденежной части уставного капитала;

3) максимальный размер  риска на одного заемщика или  группу связанных заемщиков;

4) максимальный размер  крупных кредитных рисков;

5) максимальный размер  риска на одного кредитора  (вкладчика);

6) нормативы ликвидности  кредитной организации;

7) нормативы достаточности  капитала;

8) максимальный размер  привлеченных денежных вкладов  (депозитов) населения;

9) размеры валютного, процентного  и иных рисков;

10) минимальный размер  резервов, создаваемых под высокорисковые активы;

11) нормативы использования  собственных средств банков для  приобретения долей (акций) других  юридических лиц;

12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).

Для осуществления своих  функций в области банковского  надзора и регулирования ЦБ проводит проверки кредитных организаций  и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений  и применяет предусмотренные  законом санкции по отношению  к нарушителям.

В случае нарушения кредитной  организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний  Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной  информации ЦБ имеет право требовать  от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф  в размере до одной десятой  процента от размера минимального уставного  капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести  месяцев.

В случае невыполнения в  установленный срок предписаний  об устранении нарушений, а также  в случае, если эти нарушения или  совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам  кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1) взыскать с кредитной  организации штраф до 1 процента  от размера оплаченного уставного  капитала, но не более 1 процента  от минимального размера уставного  капитала;

2) потребовать от кредитной  организации:

а) осуществления мероприятий  по финансовому оздоровлению кредитной  организации, в том числе изменения  структуры активов;

б) замены руководителей  кредитной организации;

в) реорганизации кредитной  организации;

3) изменить для кредитной  организации обязательные нормативы  на срок до шести месяцев;

4) ввести запрет на  осуществление кредитной организацией  отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

5) назначить временную  администрацию по управлению  кредитной организацией на срок  до 18 месяцев;

6) отозвать лицензию на  осуществление банковских операций  в порядке, предусмотренном федеральными  законами.10

2)Управление государственным долгом – это система финансовых мероприятий, проводимая государством с целью погашения займов, а также выплат доходов по этим займам, изменениям сроков и условий выпущенных займов, выпуск очередных долговых обязательств. Это одно из приоритетных направлений финансовой политики государства.

На принятие решений по выбору методов управления госдолгом  влияют, в основном, такие факторы: доля расходов на обслуживание госдолга в общей сумме расходных статей бюджета и процентное соотношение  ВВП и суммы государственных  заимствований.

При оценке внешнего госдолга применяются показатели соотношения  суммы внешних заимствований  и объема экспорта и доли расходов, идущих на погашение внешнего госдолга к сумме выручки от экспорта.

Управление государственным  долгом – это непрерывный процесс, в котором последовательно выделяются три этапа: 1 – размещение ценных бумаг с целью привлечения  финансовых ресурсов, 2 – погашение  госдолга, 3  - обслуживание госдолга.

Погашается госдолг за счет средств бюджета, золотовалютных резервов, денег, вырученных от продажи  собственности государства, а также  при помощи новых заимствований.

Управление государственным  долгом включает две большие группы методов: финансовые и административные.

Финансовые методы заключаются  в выборе форм и способов, которыми государство будет погашать госдолг, с учетом финансовых показателей. Они  нацелены на достижение предельной эффективности  от привлечения займов и поиск  путей сведения издержек, связанных  с их погашением, к минимуму.

Административные методы базируются на быстром выполнении распоряжений государственных органов власти. В их функции не входит оценка эффективности  и результативности действий, связанных  с управлением госдолга.

Основные меры, к которым  прибегает государства, при управлении госдолгом, сводятся к следующим  мероприятиям.

В условиях роста задолженностей и бюджетного дефицита страна имеет  право прибегнуть к такой мере как рефинансирование государственного долга – выпуска новых займов для погашения старой задолженности.

Конверсия – это изменение  государством доходности существующих займов. Как правило, государство  прибегает к снижению размера  выплат по займам в процентном выражении  с целью снижения расходов, несомых  при управлении госдолгом.

Консолидация – подразумевает  внесение изменений в условия  займов, связанных с их сроками. Их изменение обычно происходит в сторону  увеличения.

Унификация займов – объединение  в один нескольких существующих займов. При этом ранее выпущенные облигации  обмениваются на новые. Часто унификация проводится вместе с консолидацией.

Аннулирование государственного долга – радикальная мера, при  которой государство отказывается от всех обязательств, связанных с  выпущенным займом.

Управление государственным  долгом в России в последние годы характеризуется постепенным снижением  относительных и абсолютных показателей  госдолга. Уменьшается процентное соотношение  величины долга к ВВП по номинальной  стоимости.

Управление государственным  долгом осуществляет Правительство  РФ, в тех рамках наделяемых его  полномочий, которые устанавливаются  Федеральным Собранием РФ.

Оно заключается в формировании политики, проводимой в отношении  госдолга, установлении границ задолженности, определении целей и направлений  воздействия на показатели микро- и  макроуровня, установлении целесообразности финансирования госдолга за счет общегосударственных  программ. Все это реализуется  через систему мероприятий, которые  связаны с выпуском долговых обязательств и дальнейшим его обслуживанием. Это требует от органов госвласти комплексного подхода и определяет многоплановость регулирования формирующейся задолженности.11

Денежное обращение регулируется с помощью различных методов  и инструментов. При этом применяются  различные показатели денежной массы: в зависимости от вида и характера  обращения, от формы денег (банкноты и монеты, текущие счета, срочные  депозиты и сберегательные вклады). Все деньги разделяются на два  вида: наличные деньги, представленные банкнотами и монетами, и безналичные, или бухгалтерские (электронные), деньги. В практике хозяйствования и бытовом  общении к наличным деньгам относят  не только так называемые физические деньги в форме банкнот и монет, но и средства на текущих счетах, чеках или аккредитивах.

3)В реальном денежном обращении во многих странах, особенно развивающихся, широко используется и иностранная валюта, которая часто выполняет функции не только меры стоимости, но и инструмента расчетно-платежных операций или средства накопления.

   В мировой практике  известно достаточно большое  количество обобщенных показателей  денежной массы, или агрегатов.

   Конкретные агрегаты  регулирования денежного обращения  определяются как на основе  их национальных классификаций,  так и стандартов международных  организаций, особенно Международного  валютного фонда. Начиная с  1995 г. Центральный банк РФ стал  разрабатывать основные показатели, характеризующие денежную массу,  в соответствии со стандартами  МВФ, который выделяет четыре  основных агрегата. Первые три  агрегата базируются на национальной  валюте.

1. Деньги вне коммерческих  банков — наличные деньги (МО). Это банкноты и монеты, находящиеся  в обращении за пределами банковской  системы и используемые экономическими  агентами для проведения сделок  или применяющиеся как средство  накопления. Наличные деньги есть  деньги ЦБ как единственного  эмиссионного центра страны. Данный  денежный агрегат действует практически  во всех странах. В то же  время наличная валюта ряда  стран используется за пределами  территории страны эмитента. Особенно  это характерно для развивающихся  стран с ограниченно конвертируемой  национальной валютой. Этот агрегат  наиболее сложен для контроля, поэтому монетарные власти стремятся  ограничить обращение наличных  денег, предотвратить их распространение  в «теневой» экономике.

2. Деньги для сделок  — агрегат «деньги» или (М)  — основной в стандартной классификации  МВФ. Он формируется как сумма  денег вне банков и депозитов  до востребования в банковской  системе (без депозитов органов  государственного управления), т.  е. представляет собой все денежные  средства в экономике страны, которые могут быть использованы  как средство платежа. Он включает  в себя агрегат МО (наличные деньги) и безналичные деньги в форме средств на расчетных, текущих или лицевых счетах. Кроме «безналичных», или бухгалтерских, денег, которые существуют в форме записей, действуют и промежуточные бумажные виды денег, такие, как чеки и аккредитивы. Одной из разновидностей денег, выполняющей функции «денег для сделок», являются так называемые электронные (пластиковые) деньги, т. е. различные пластиковые карточки как внутреннего использования, так и для расчетов в международных платежных системах «Виза», «Мастеркард» и ряде других. Эти средства обладают высокой ликвидностью.

   В национальных  денежных стандартах «деньги  для сделок» определяют обычно  как агрегат M1. Такой подход  принят и в российской практике, где данный агрегат включает  в себя: наличные деньги плюс  средства на расчетных и текущих  счетах юридических и физических  лиц, а также средства граждан  до востребования в сберегательных  банках и на пластиковых карточках.

   В отличие от  наличных денег оборот безналичных  денег контролировать проще, поскольку  остается след от операций (трансакций). Денежные власти поэтому заинтересованы  в расширении безналичных расчетов. Однако если контроль осуществляется  недостаточно грамотно, экономические  агенты могут широко использовать  сферу безналичных расчетов для  вывода средств из-под налогообложения.  Об этом свидетельствует опыт  хозяйствования многих развивающихся  стран, в том числе и России, когда путем различных трансакций  денежные средства переводятся  за рубеж либо выводятся из-под  контроля.

3. Квази-деньги — это денежные средства (QM), которые не участвуют непосредственно в платежных операциях, а выполняют определенную резервную (накопительную) функцию. Их нельзя непосредственно использовать как деньги для сделок. В последнее время в ряде стран происходит определенное стирание граней между текущими и накопительными счетами, что затрудняет выделение конкретных агрегатов. В национальных стандартах вместо агрегата «квази-деньги» применяются так называемые агрегаты более высоких уровней: М2, М3, М4 и т. д. В российской практике до 1994 г. действовали агрегаты М2 и М3. Но начиная с 1995 г. в связи с переходом на стандарты МВФ стали использоваться другие агрегаты.

Информация о работе Кредитно-денежная политика: цели и инструменты