Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 12:07, реферат
Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные валютно-кредитные и финансовые организации, которые в той или иной мере выполняют функции регулирования международных валютных, кредитных и финансовых отношений, проведения исследований по проблемам валютно-кредитной и финансовой сфер мирового хозяйства, выработки рекомендаций и предложений.
Эти организации объединяет общая цель - развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства.
Введение
Глава 1. Общая характеристика основных кредитно-финансовых организаций.
1.1. Международный валютный фонд и его роль в кредитном механизме
1.2. Всемирный Банк, его цели и принципы деятельности
1.3. Европейский Банк Реконструкции и Развития, его цели, задачи и роль в организации международного кредита
Глава 2. Кредитно-финансовая политика международных кредитно-финансовых организаций
2.1. Функции МВФ по оказанию финансовой помощи
2.2. Деятельность Международного банка реконструкции и развития
и его основные операции
2.3. Кредиты Европейского банка реконструкции и развития
Глава 3. Взаимоотношения Российской Федерации
с международными кредитно-финансовыми учреждениями
3.1. Россия и Международный валютный фонд
3.2. Сотрудничество между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития
3.3. Россия и Европейский банк реконструкции и развития
Заключение
Список использованной литературы
С начала своей деятельности в апреле 1991 г. ЕБРР определил стоящие перед ним задачи. Наиболее важной из них стало содействие в создании новых экономических условий в странах, где действует ЕБРР в период изменения политической системы: при этом считается необходимым предотвратить возникновение нетерпимых социальных условий, которые могли бы привести к полному распаду общества в этих странах и поставить под угрозу безопасность их соседей. Другие задачи относятся к сфере бизнеса (поощрение инвестиций, совершенствование коммерческой практики, приватизация и структурная перестройка), инфраструктуры (восстановление, модернизация и расширение сетей связи, энергетических систем, муниципальных служб и жилищного хозяйства) и экологии (совершенствование политики и прямые инвестиции в восстановление окружающей среды).
Осуществляя кредитную деятельность, ЕБРР:
При принятии решений ЕБРР руководствуется политикой в области основной деятельности и стратегиями по странам, утвержденными Советом директоров. Стратегии по странам включают обзор политических и экономических событий и определяют приоритетные сферы деятельности. В ряде случаев выявленные Банком потребности в помощи имеют общий характер для большинства стран региона. Эти стратегии объединяет стремление стимулировать производственные инвестиции в каждой стране.
ЕБРР играет важную роль в содействии переходу стран Центральной и Восточной Европы к рыночным отношениям. Направления его деятельности разнообразны, но думаю, что справедливо было бы начать с кредитно-инвестиционной политики.
В своей деятельности ЕБРР использует следующие формы операций для предприятий частного и государственного сектора, переходящих на рыночные методы хозяйствования:
1) предоставление кредитов (включая совместное финансирование) на развитие производства;
2) инвестирование в капитал;
3) гарантированное размещение
4) облегчение доступа на рынки капитала путем предоставления гарантий и оказания содействия в других формах;
5) размещение ресурсов специальных фондов в соответствии с соглашениями, определяющими их использование;
6) предоставление займов (включая совместное финансирование) и оказание технического содействия под реконструкцию и развитие инфраструктуры (в том числе природоохранительные программы).
ЕБРР не выдает гарантий по экспортным кредитам и не занимается страхованием.
Инициатива по поддержке стран на начальном этапе перехода (СНЭП) явилась одним из наиболее новаторских ответов на поставленные в мандате Банка задачи – поддержка стран, которые отстают от других государств региона в переходе к рыночной экономике, и оказание им помощи в создании необходимых условий для процветания. Созданная в 2004 году в целях увеличения числа кредитов и вложений в акционерный капитал в беднейших странах операций ЕБРР, Инициатива СНЭП сегодня охватывает Азербайджан, Армению, Грузию, Киргизскую Республику, Молдову, Монголию, Таджикистан и Узбекистан. Инициатива СНЭП позволяет добиваться впечатляющих результатов – с момента ее запуска количество ежегодно подписываемых проектов увеличилось в пять раз. Второй год подряд Банку удается превысить отметку в 100 проектов – в 2008 году подписан 101 проект по сравнению с 18 в 2003 году (до запуска Инициативы). В общей сложности в период с 2004 по 2008 год Банк подписал 379 проектов. Помимо этого, значительно выросла стоимость этих проектов – в 2008 году она составила 496 млн. евро по сравнению с 416 млн. евро в 2007 году и 53 млн. евро в 2003 году. В рамках самой Инициативы усиление упора на восточные рынки также принесло свои плоды – количество проектов в Центральной Азии увеличилось за последние два года на 71% (в сравнении с их ростом на 35% на Кавказе).
В 2008 году Банк выделил 5,1 млрд. евро на проекты в странах операций. Это на 9% меньше, чем в 2007 году (5,6 млрд. евро). Финансирование ЕБРР было предоставлено для 302 проектов по сравнению с 353 проектами, подписанными в 2007 году. Из этого числа 133 проекта относятся к категории “особо малых” стоимостью в 5 млн. евро или меньше, что представляет собой сокращение на 27% по сравнению с 2007 годом. Что касается географического охвата, в 2008 году Банк выделил 1,8 млрд. евро России, что составляет 36% совокупного годового объема сделок. Вместе с тем большая часть финансирования ЕБРР в 2008 году была направлена в страны, находящиеся на начальном и промежуточном этапах перехода. Объем инвестиций в Юго- Восточной и Восточной Европе и на Кавказе достиг 2,4 млрд. евро, что составляет 47% годового объема сделок Банка. Особое внимание Банк уделил странам в Центральной Азии, где сумма его ассигнований достигла 574,5 млн. евро. В продвинутых странах с переходной экономикой в Центральной Европе ассигнования ЕБРР составили 328,4 млн. евро. В качестве общей реакции на мировой финансовый кризис Банк увеличил свой прогнозный уровень инвестиций в 2009 году до 7 млрд. евро – рекордного годового уровня за весь период со дня основания ЕБРР в 1991 году. Это означает рост почти на 2 млрд. евро и на 33% превышает уровень инвестиций в 2008 году. Эти дополнительные инвестиции будут направлены, в частности, в финансовый сектор стран операций ЕБРР в Центральной и Восточной Европе, на Западных Балканах, а также в менее продвинутых странах Кавказа и Центральной Азии.
В феврале этого года ЕБРР договорился со Всемирным банком и Европейским инвестиционным банком о предоставлении кредита в размере 24,5 млрд евро на поддержание банковской системы европейских стран в 2010-2011 годах.
ЕБРР инвестирует в экономики стран Восточной Европы порядка 7 млрд. евро долларов в текущем году. Из них Россия получит как минимум 2,3 млрд. евро.
В качестве наиболее важных направлений кредитно-финансовой политики ЕБРР выделяются финансовый сектор, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт и агробизнес.
В условиях перехода к рыночной экономике кредитно-финансовые учреждения постсоциалистических стран унаследовали серьезные проблемы, такие как безнадежные кредиты, ограниченность финансовых резервов, вялость процесса капитализации и чрезмерную монополизацию финансового сектора. Преобразование кредитно-финансовых учреждений из пассивных посредников в реально работающие в условиях конкуренции и на рыночных принципах финансовые институты оказалось непростой задачей. Кредитно-финансовая система требует коренной структурной перестройки, которая позволит поднять ее до уровня рыночной экономики и подготовить к приватизации.
ЕБРР сочетает консультативные услуги, направленные на разработку общей стратегии и программ развития финансового сектора, с целевыми инвестициями в учреждения, способные выполнять функции банков в условиях свободной рыночной экономики. В то же время ЕБРР проводит работу по приватизации банков и содействует укреплению частных банков, а также созданию новых институтов с помощью инвестиций и технического сотрудничества. Во многих странах Банк занимается вопросами кредитования мелких и средних предприятий, которые не могут получить средства от более крупных иностранных банков или инвесторов. Мелкие и средние предприятия в некоторых странах Центральной и Восточной Европы также смогут воспользоваться рядом агентских кредитных линий, поддерживаемых ЕБРР с участием международных и местных банков. Агентские линии были разработаны для улучшения банковского обслуживания мелких и средних предприятий, привлечения международных кредитных ресурсов, содействия производству и созданию рабочих мести за счет расширения существующих или создания новых предприятий-заемщиков.
Кроме финансового сектора ЕБРР занимается также энергетическими проблемами стран. Позитивную роль в этом играет привлечение иностранных инвесторов, обладающих новыми технологиями, позволяющими боле полно и эффективно использовать имеющиеся нефтяные и газовые месторождения. Модернизация и развитие телекоммуникационных сетей являются обязательным условием развития нормальной рыночной экономики и интеграции внутренних рынков постсоциалистических стран и обеспечения их связи с мировыми рынками. ЕБРР поддерживает сбалансированное развитие транспортной системы. В большинстве стран к числу первоочередных задач часто относят восстановление и модернизацию существующих систем автомобильных и железных дорог. Также Банк осуществляет кредитование в сельском хозяйстве, направленное на строительство современных перерабатывающих предприятий и развитие инфраструктуры сбыта и распределения продовольствия. Содействие ускорению приватизации является одной из первоочередных задач в стратегии ЕБРР по каждой стране конкретно.
В настоящее время Россия эффективно сотрудничает с ЕБРР в сферах телекоммуникаций, малого и среднего бизнеса, электроэнергетики.
Основные международные кредитно-финансовые учреждения, такие как Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития играют значительную роль в организации международных кредитных отношений и поддержании стабильности международных расчетов. Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы. Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеологического противостояния эта задача становится все более актуальной.
В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства.
ГЛАВА 2. КРЕДИТНО-ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ
КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2.1. Функции МВФ по оказанию финансовой помощи
Фонд выполняет три основных функции в развитие своих целей:
1. Следит за соблюдением кодекса поведения, касающегося политики валютных курсов и ограничений в отношении платежей по текущим операциям.
2. Должен предоставлять членам фонда финансовые ресурсы.
3. Должен быть форумом, на котором
члены Фонда могут консультиров
Исходя из этого, очевидно, что основная практическая функция Фонда – это выдача кредитов.
Нередко Международный валютный фонд сравнивается с неким общим пулом совокупно собранных значительных денежных средств.
Это происходит потому, что государства, испытывающие временные трудности с платежным балансом и т.п. (трудности могут быть вызваны обстоятельствами либо внутринационального свойства, либо внешнего характера, что имеет свое значение при выделении средств), приобретают возможности черпать средства из этого пула, который представляет собой, образно говоря, нечто вроде «кассы взаимопомощи».
При этом, формально предоставляемые Фондом средства и обозначаются не как займы, а в качестве так называемых «возможностей» (facilities).
В цивилистическом смысле такие «возможности», однако, можно понимать как кредит, так как полученные денежные средства предоставляются, как правило, с обязательством возврата в течение обусловленного срока и с уплатой процентов. В обиходе, в прессе эти «возможности» и именуются попросту – кредитами.
Первоначальным видом помощи согласно Уставу МВФ были так называемые транш-соглашения («золотые транши»1, «резервные транши»2).
Операция состояла в получении от Фонда (покупке) государством иностранной (конвертируемой) валюты с оплатой в своей собственной валюте с последующим выкупом в установленные сроки этой своей валюты путем внесения в Фонд конвертируемой валюты. Это юридически трактовалось не как займ, но как продажа с правом выкупа. «Резервные транши» выдавались по сути автоматически, не требуя соблюдения заемщиком каких-либо особых условий.
Такая форма транш-соглашений оказалась неэффективной, и с 1952 года ее вытеснили так называемые соглашения «стенд-бай» (stand by arrangements)3. Это уже по сути (если не формально) цивилистически – кредит (так называемый «кредитный транш»), получаемый от Фонда на основе «кредитной линии» в течение определенного времени и определенными частями (траншами) в согласованной общей сумме финансовой помощи.
«Стенд бай» оформляется обычно двумя документами: во-первых, соглашение с набором определенных стандартных условий (цели, сроки, объемы, обязательства заемщика), и во-вторых, «письмо (меморандум) о намерениях» от министра финансов или управляющего центральным банком страны-члена МВФ с изложением обязательств по осуществлению финансовой политики страны-заемщика.
В отличие от «резервного транша» получение кредита «стенд-бай», как и других «кредитных траншей» сопряжено обычно с выполнением определенных условий, в том числе:
- представление в общем виде доказательств нужды в кредите и использование его в целях, строго соответствующих Уставу Фонда;
- кредит не может превышать 200%
квоты государства в капитале
Фонда (за вычетом доли в
- особые условия, которые могут быть выдвинуты Фондом, исходя, в частности, из общей политики Фонда, из состояния валютных резервов и платежного баланса государств, в валюте которых выдается кредит, и т.п. Достаточно жесткие условия, согласовываемые в принципе в ходе переговоров между Фондом и страной-заемщиком;
- ограничения во времени погашения кредита (3-5 лет).
В то же время, многие уставные ограничения и требования предоставления, использования и погашения кредитов могут в силу Устава МВФ (ст.IV, разд.4) смягчаться и отменяться по усмотрению Фонда. На практике многие «кредитные транши» выдавались вообще без всяких условий. Особенно, значительные отступления, в частности, в части размеров кредитов допускались в связи с катастрофическими финансовыми кризисами в Мексике (1995 г.), в Южной Корее, Индонезии и в Таиланде (1997 г.), а также для массированной финансовой помощи России и другим бывшим коммунистическим режимам в Европе в 90-е гг. для целей содействия переходу их к рыночной экономике.