Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 12:07, реферат
Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные валютно-кредитные и финансовые организации, которые в той или иной мере выполняют функции регулирования международных валютных, кредитных и финансовых отношений, проведения исследований по проблемам валютно-кредитной и финансовой сфер мирового хозяйства, выработки рекомендаций и предложений.
Эти организации объединяет общая цель - развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства.
Введение
Глава 1. Общая характеристика основных кредитно-финансовых организаций.
1.1. Международный валютный фонд и его роль в кредитном механизме
1.2. Всемирный Банк, его цели и принципы деятельности
1.3. Европейский Банк Реконструкции и Развития, его цели, задачи и роль в организации международного кредита
Глава 2. Кредитно-финансовая политика международных кредитно-финансовых организаций
2.1. Функции МВФ по оказанию финансовой помощи
2.2. Деятельность Международного банка реконструкции и развития
и его основные операции
2.3. Кредиты Европейского банка реконструкции и развития
Глава 3. Взаимоотношения Российской Федерации
с международными кредитно-финансовыми учреждениями
3.1. Россия и Международный валютный фонд
3.2. Сотрудничество между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития
3.3. Россия и Европейский банк реконструкции и развития
Заключение
Список использованной литературы
Практика предоставления помощи Фондом развивалась в направлении более гибкого подхода к выдаче кредитов при чрезвычайных обстоятельствах, с использованием так называемых «подразумеваемых полномочий» Фонда, в том числе посредством создания при необходимости особых механизмов выделения помощи.
При этом условия, применяемые Фондом, обычно менее жестки, если трудности у стран возникают в результате не внутренних, но внешних обстоятельств или объяснимы конъюнктурными экономическими проблемами, не зависящими от контроля и воли страдающих от этого государств.
Соответствующими особыми механизмами, практически рассчитанными для применения в отношении развивающихся стран и стран с «переходной» экономикой в частности, являются следующие.
Механизм компенсационного финансирования («компенсационное финансирование колебаний экспорта»). Этот механизм применяется с 1963 г. в целях оказания помощи государствам, испытывающим трудности с платежным балансом вследствие падения доходов от экспорта в результате нестабильности цен на сырьевые продукты или природных катастроф4.
Фонд может предоставлять в таких случаях кредиты для компенсации потерь от экспортной выручки в пределах до 105% квоты государства в Фонде.
В частности, с 1981 г. механизм такого рода применяется для компенсации потерь от зернового экспорта (до 85% квоты страны в Фонде), а с 1979 г. также и для потерь от падения доходов от туризма и от переводов в страну заработков рабочих-мигрантов (то есть в сфере услуг).
Модель компенсационного финансирования была рецепирована в 1975 г. в виде системы «Стабекс» (стабилизация экспорта) и в рамках очередной Ломейской конвенции, одной из периодически перезаключаемых в рамках регионального сотрудничества между Евросоюзом и странами так называемого региона АКТ (страны Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, бывшие ранее колониями государств-членов Евросоюза).
Механизм расширенного кредитования (EFF), применяется с 1974 г. в отношении стран, испытывающих экономические трудности структурного характера, оказывающие пагубное воздействие на платежный баланс. Кредиты могут выдаваться в этих случаях в размерах до 140% квоты данного государства и на сроки от 4 до 10 лет, но выдача их сопряжена с особо жесткими требованиями, в частности: представление Фонду подробной программы и планов преодоления трудностей, ежегодная отчетность перед Фондом об осуществлении планов и продление погашения кредитов сверх 3 лет только при констатации последовательного выполнения планов.
Механизм политики расширенного доступа применяется с 1981 г. На основе данного механизма кредит предоставляется на сроки от 3,5 до 7 лет, целиком за счет займов Фонда, в случаях, когда дефицит платежного баланса намного превышает долевую квоту данного государства в капитале Фонда.
Механизм структурного урегулирования (FAS) действует с 1986 г. применительно примерно к 60 странам с низкими доходами и с длительными нарушениями платежного баланса, для исправления которых требуются макроэкономические меры среднесрочного характера. Срок погашения до 10 лет под 0,5% годовых. Размеры помощи в пределах до 47% квоты страны. Новационной характерной особенностью данного механизма является то, что рассчитанная на 3 года программа структурного урегулирования государства-заемщика разрабатывается совместно службами МВФ и МБРР. При этом особо льготные условия кредита, предоставляемого на основе данного механизма, практически сходны с условиями, применяемыми Международной ассоциацией развития (МАР), созданной под эгидой МБРР специально для оказания помощи беднейшим развивающимся странам.
Механизм усиленного структурного урегулирования (FASR) функционирует с 1987 г. Условия финансирования на основе данного механизма схожи с механизмом FAS, но предоставляемые кредиты могут достигать 150% квоты в Фонде государств-получателей, а в исключительных случаях до 350%. Сохраняется сотрудничество МВФ и МБРР. Усиленное структурное урегулирование производится за счет специальных вкладов (займов и дарений) государств-членов Фонда. Страна-проситель должна представить Фонду рамочный документ по экономической политике на 3 года, который должен содержать решительные и реальные меры по повышению экономического роста и укреплению платежного баланса, причем приемлемые в социальном и политическом отношении.
Механизм дополнительного резерва (FRS) принят в 1997 г. под воздействием дефолта в Юго-Восточной Азии и предназначается для преодоления чрезвычайных кризисов платежного баланса и связанным с этим массовым оттоком капитала из страны. Кредит реализуется максимум в течение 1 года и погашается в течение 1-1,5 лет по получении.
Изложим механизмы кредитования в следующей таблице (Приложение № 1)5.
Фонд при особых обстоятельствах применяет и ряд других кредитов, в том числе временные кредитные механизмы, например:
- система «рециклирования нефтедолларов» (1975 г.), действовавшая в связи с нефтяным кризисом и скачком цен на нефть;
- механизм системных преобразований, действовавший в 1993-1994 гг., для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы при переходе их на рельсы рыночной экономики;
- также и другие «facilities».
Кроме вышеперечисленных механизмов, следует также отдельно сказать и о специальных правах заимствования (Special drawing rights – SDR).
SDR формально возникли в МВФ в 1969 г. Им приписывались и приписываются качества учетной единицы; эталона, заменяющего золото; резервного средства международной валютной системы; международного ликвидного средства, потенциально способного заменить национальные валюты и золото. Между тем и сегодня SDR «остаются тем, чем они не переставали быть, - валютной двусмысленностью» (Д.Карро, П.Жюйар6).
Природа SDR не ясна. Им свойственно качество и кредитной единицы, и отчасти валюты. В отличие от золота на SDR могут начисляться проценты, но они не могут быть объектом частного накопления. При этом SDR единственная учетная единица МВФ, используемая в международных отношениях. SDR могут использоваться в качестве валюты сделок либо по согласию государств-сторон, либо по назначению Фонда; быть платежным средством, заменяющим золото, в расчетах между Фондом и государствами-членами.
Реально, таким образом, SDR в рамках Фонда – расчетная единица и платежное средство между государствами, добровольно участвующими в распределении SDR в Фонде. SDR не существуют в физическом, натуральном виде денег.
Стоимость SDR первоначально соотносилась с золотом, но уже с 1974 г. стала определяться на основе «корзины» валют сначала 16, потом 5 стран, а теперь – четырех валют (доллар США, евро, фунт стерлингов и йена) с учетом «веса» каждой из них и в соответствии со сложной схемой. Поскольку курсы названных валют плавающие, плавает и курс SDR.
Формально участие государств, в распределении SDR в рамках Фонда добровольно. С таким участием связано право использования SDR, ТОО есть право получать у других участников в указанной Фондом пропорции – разноценных сумм в так называемой «могущей быть свободно используемой валюте». С другой стороны, участник, назначенный Фондом для предоставления «могущей быть свободно используемой валюты» (государство, состояние платежного баланса и резервов которого достаточно прочно), может (но не обязано) предоставлять такую валюту в обмен на SDR.
Единственным «эмитентом» и распределителем SDR является Фонд. При распределении Фондом SDR между всеми государствами, участвующими в этой системе (а практически участвуют почти все члены МВФ), такое распределение осуществляется на основе классического для Фонда метода – в соответствии с квотами государств в капитале Фонда. Сверх такой «нормы» SDR могут на основе сложной системы получать участники, в основном назначенные для предоставления «могущей быть свободно используемой валюты», иначе – промышленно развитые страны или страны – производители нефти, вроде Саудовской Аравии.
Очевидно, что SDR еще далеки от того, чтобы стать действительно резервным средством международной валютной системы, на SDR приходится лишь около 2% всех международных ликвидных средств, а твердые национальные валюты остаются гораздо более привлекательными, нежели SDR.
В 2009 году планируется увеличить ресурсы МВФ до 750 млр. дол. в целях льготного финансирования стран с низким уровнем дохода, это решение принято в апреле странами двадцатки.
Развивая эти усилия, МВФ объявил об осуществлении следующих дополнительных инициатив: согласился увеличить объемы льготных ресурсов, доступных странам с низкими доходами, в целях удовлетворения их потребностей, уровень которых, согласно прогнозам, составит к концу 2014 года около 17 млрд долларов. Ожидается, что только в 2009 и 2010 годах объемы кредитования достигнут 8 млрд долларов, что превысит сумму дополнительного кредитования в размере 6 млрд долларов, к предоставлению которых в предстоящие 2-3 года призвала Группа 20-ти. В состав новых ресурсов войдут доходы, полученные в результате предполагаемой продажи золота МВФ.
• Странам с низкими доходами будет предоставлено чрезвычайное освобождение от уплаты всех процентных платежей, причитающихся к уплате Фонду до конца 2011 года по всем инструментам льготного кредитования МВФ.
• В будущем финансовая поддержка со стороны Фонда будет характеризоваться постоянно более высокой степенью льготности и предусматривать механизм пересмотра процентных ставок после 2011 года.
• Члены МВФ одобрили также распределение специальных прав заимствования (СДР) в размере 250 млрд долларов, которые будут распределены среди всех стран-членов в соответствии с размером их квот в МВФ. Это означает, что страны с низкими доходами получат СДР на сумму свыше 18 млрд долларов для подкрепления своих валютных резервов и ослабления финансовых ограничений.
• МВФ обновил конфигурацию механизмов льготного финансирования. В результате повысилась их гибкость и возможности к адаптации под потребности стран с низкими доходами, отличающиеся все большим разнообразием. Новыми инструментами являются: Расширенный кредитный механизм, через который будет предоставляться гибкая среднесрочная поддержка; Кредитный механизм стенд-бай, который будет использоваться для удовлетворения потребностей в ресурсах для краткосрочных и превентивных целей; Механизм ускоренного кредитования для предоставления чрезвычайной поддержки при ограниченном числе предъявляемых условий. Новые инструменты создаются под эгидой нового Трастового фонда для содействия сокращению бедности и росту экономики.
• Новая конфигурация механизмов сочетается с изменением лимитов заимствования для стран с низкими доходами, которые позволят им удовлетворять свои финансовые потребности в условиях кризиса. В целом эти изменения сводятся к увеличению вдвое средних лимитов доступа в годовом исчислении. Такая политика согласуется с решением об увеличении лимитов доступа для других стран-членов МВФ. Условия, предъявляемые в рамках программ МВФ, были упрощены и направлены на решение ключевых задач. Такая гибкость подхода распространяется прежде всего на вопросы структурных реформ. Странам не нужно будет обращаться с просьбой освободить их от выполнения условий в случае невыполнения таких реформ к установленному сроку.
• В соответствие с новой конфигурацией инструментов кредитования стран с низкими доходами все они уделяют значительное внимание задаче преодоления бедности и содействия экономическому росту. В программы будут включаться конкретные целевые показатели, направленные на сохранение социальных и других приоритетных расходов.
• Наряду с расширением финансовой помощи со стороны МВФ предусматривается осуществление программ, предполагающих более высокие уровни расходов на цели сокращения бедности, в большинстве стран с низкими доходами. В программах Фонда допускается возможность более высоких бюджетных дефицитов и, нередко, повышенных уровней расходов в целях преодоления непростых проблем, вызванных повышением цен на продукты питания и топливо и мировым финансовым кризисом. В последних программах нередко допускается также более либеральная денежно-кредитная политика и более высокие целевые показатели инфляции.
Принятие указанных мер означало преобразование отношений МВФ со странами с низкими доходами и его непосредственную реакцию на выраженный международным сообществом консенсус в отношении того, что нужно предпринять для противодействия мировому кризису.
В документе «Обзор выполнения программ в период недавнего кризиса» анализируются 15 стран: Армения, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Грузия, Венгрия, Исландия, Латвия, Монголия, Пакистан, Румыния, Сербия и Украина. «Увеличение ресурсов в сочетании с гибкостью при проведении политики и более адресным предъявлением условий позволило МВФ оказывать более эффективную поддержку странам с формирующимся рынком, пострадавшим в результате недавнего мирового финансового кризиса», – отмечается в докладе. В общей сложности фонд выделил на поддержку этих стран более $160 млрд.
2.2. Деятельность Международного банка реконструкции и развития
Международный банк реконструкции и развития изначально был образован для оказания целевой финансовой, кредитной помощи странам-членам в осуществлении ими конкретных проектов и программ своего промышленного, аграрного, инфраструктурного развития.
Как уже говорилось ранее, вскоре после создания этого банка определился крен в сторону направления его деятельности на финансовую поддержку экономического благосостояния развивающихся стран.
При этом требовалось не только предоставление кредитов развивающимся государствам как таковым (что входило в уставные функции МБРР), но и непосредственно их частному сектору.