Кредитно-финансовые институты Кредитно-финансовые учреждения Кредитно-финансовые организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 12:07, реферат

Описание работы

Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные валютно-кредитные и финансовые организации, которые в той или иной мере выполняют функции регулирования международных валютных, кредитных и финансовых отношений, проведения исследований по проблемам валютно-кредитной и финансовой сфер мирового хозяйства, выработки рекомендаций и предложений.
Эти организации объединяет общая цель - развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общая характеристика основных кредитно-финансовых организаций.
1.1. Международный валютный фонд и его роль в кредитном механизме
1.2. Всемирный Банк, его цели и принципы деятельности
1.3. Европейский Банк Реконструкции и Развития, его цели, задачи и роль в организации международного кредита
Глава 2. Кредитно-финансовая политика международных кредитно-финансовых организаций
2.1. Функции МВФ по оказанию финансовой помощи
2.2. Деятельность Международного банка реконструкции и развития
и его основные операции
2.3. Кредиты Европейского банка реконструкции и развития
Глава 3. Взаимоотношения Российской Федерации
с международными кредитно-финансовыми учреждениями
3.1. Россия и Международный валютный фонд
3.2. Сотрудничество между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития
3.3. Россия и Европейский банк реконструкции и развития
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Кредитно-финансовые институты Кредитно-финансовые учреждения Кредитно-финансовые организации.doc

— 314.50 Кб (Скачать файл)

- политической структуры, выдвигающей  политические условия при предоставлении финансового содействия, вырабатывающей критерии оценки демократизации тоталитарного общества в переходный период, контролирующей эти процессы и активно им содействующей;

- банка развития, предоставляющего  техническую помощь, льготные кредиты и другие виды финансового содействия, разрабатывающего концепцию структурной перестройки экономики, находящейся в переходном периоде;

- коммерческого банка, который руководствуется здоровыми банковскими принципами и стремлением сделать свою работу прибыльной;

- интеграционной структуры, объединяющей  интересы стран Западной и  Восточной Европы на взаимовыгодной  основе.

 

 

       ГЛАВА 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С МЕЖДУНАРОДНЫМИ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

 

                             3.1. Россия и Международный валютный  фонд

 

Кредитные операции Международным валютным фондом осуществляются только с официальными органами стран-членов: казначействами, центральными банками, валютными стабилизационными фондами.

Советский Союз, принимавший участие в Бреттон-Вудской конференции, не ратифицировал соглашение о МВФ и не вошел в состав его членов. Это сделала Россия в 1991 году.

Членство в МВФ позволяет России, как, впрочем, и другим странам СНГ, пользоваться значительными кредитами в свободно конвертируемой валюте, предназначенными для финансирования поддержки мер по осуществлению экономических реформ и восстановления равновесия торгового и платежного балансов.

Само по себе возникновение новых предложений и условий предоставления помощи, о которой договорились на встрече представителей «большой семерки» в 1993 году в Токио, можно считать уникальным. Без длящейся порой годами предварительной проработки в МВФ создается специальная программа кредитов для поддержания системных преобразований российской экономики в размере 3 миллиардов долларов. Это принципиально новое решение МВФ.

В 1992 году Россия получила от МВФ первый миллиард долларов так называемого резервного кредита, стандартный объем которого – 4 миллиарда долларов.9 В отличие от традиционных займов и кредитов, предоставляемых Фондом, те деньги, которые выделены по этой программе, увязаны с условиями менее жесткими. Но они есть, и ключевые из них – принятие убедительных мер, нацеленных на стабилизацию денежной системы. Речь идет о мерах, которые позволили бы обуздать «бегство капитала» и резко сбить темпы инфляции.

Новая программа стала своего рода альтернативой традиционным формам финансирования Фондом экономики тех или иных стран, которая была необходима потому, что, как стало предельно ясно, условий традиционного финансирования практически ни одной из стран бывшего Союза не выполнить.

Вступление в МВФ нередко налагает на страну обязательства, выполнение которых требует принятия трудных политических решений. Поэтому в отдельные годы, оценивая усилия российского правительства по реформированию экономики как недостаточные, фонд или отказывался предоставлять обещанные кредиты, или задерживал их предоставление.

В то же время, количество кредитов, предоставленных за первое десятилетие сотрудничества России с Международным валютным фондом, свидетельствует о качественности взаимодействия между этими двумя субъектами (Приложение № 2)10.   

МВФ в течение многих лет кредитовал Россию. Однако в сентябре 1999 года Фонд прекратил финансирование России по программе EFF объемом $2,6 млрд., открытой в сентябре 1998 года, когда пришел к выводу, что в России не проводятся необходимые экономические реформы. Были выделены транши лишь на сумму 965 млн. долл., но уже почти год Москва ничего не получает. Министр финансов сообщил, что внешний долг Москва на 1 июня 2000 года составляет 14 млрд. 865 млн. долл.

31 января 2005 года Россия полностью  погасила долг перед Международным валютным фондом, осуществив платеж в размере 2,19 млрд. специальных прав заимствования (СПЗ), что эквивалентно 3,33 млрд. долларов. Таким образом, Россия сэкономила 204 млн. долларов, которые она должна была выплатить в случае погашения долга перед МВФ по графику до 2008 года.

В 2004 году было ратифицировано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Международным валютным фондом о Постоянном представительстве Международного валютного фонда в Российской Федерации11.

В начале сентября Владимир Путин заявил, что правительство пока не будет использовать полагающийся России в следующем году как члену МВФ льготный кредит почти на $9 млрд. При этом российские власти не исключают, что придется занять порядка $17,8 млрд, но не у МВФ, а на свободном рынке, что означает более высокие проценты по кредиту. По данным министра финансов Алексея.Кудрина, процентная ставка может варьироваться в диапазоне 7–9% годовых. «Деньги МВФ российское правительство рассматривает как резерв, который следует приберечь до худших времен», – подчеркнул Кудрин.

 

3.2. Сотрудничество между  Российской Федерацией и Международным  банком реконструкции и развития

 

5 ноября 1991 года Президент СССР  М.Горбачев и президент Международного банка реконструкции и развития Льюис Т.Престон подписали соглашение о сотрудничестве.

Как уже тогда отмечала пресса, после принятия СССР в Международный Валютный фонд в качестве ассоциированного члена, это еще один крупный шаг по включению экономики СССР в мировые структуры12.

В результате подписания Соглашения о сотрудничестве, 16 июня 1992 года Россия официально стала членом Банка.

Первый займ банка Россия получила в 1993 году (600 миллионов долларов). Он был направлен на восстановление экономики и поддержку реформ. Данный займ практически освоен.

После решения МВФ выделить России вторую часть так называемого «системного» кредита (Systemic Transformation Facility) (1,5 миллиардов долларов) стали возможными и переговоры по второму реабилитационному займу (600 млн.долл.).

За этим шагом последовало решение Совета директоров МБРР от 14 декабря 1993 года об освобождении наших проектов от обязательства погашать задолженность по займам МБРР в приоритетном порядке.

В мае 1994 года Совет директоров МБРР одобрил стратегию Банка в отношении России на 1994/95 финансовый год. Она предусматривала объем кредитования в 1,5 миллиарда долларов с 1 июля 1994 года. Принципиальными вопросами являлись сокращение удельного веса связанных займов, предназначенных для закупок за границей, и активизация сотрудничества в отраслях экономики, которые не являются объектом крупных частных инвестиций (ТЭК, дорожное строительство, транспортная инфраструктура и т.п.).

Утвержденная Советом директоров МБРР 6 июня 1995 года Стратегия в отношении России на 1995/96 финансовый год была нацелена на поддержку частного сектора и развитие рыночных механизмов, нейтрализацию негативных социально-экономических последствий переходного периода, подготовку соответствующих рекомендаций. Кредитное содействие включало в себя 6 займов в размере до 1,5 миллиардов долларов.

В апреле 1997 года в ходе визита в Москву президента ВБ Дж.Вулфенсона достигнуты договоренности о предоставлении займа на структурную перестройку, то есть несвязанного бюджетного финансирования в 1,5 миллиарда долларов, займа на структурную перестройку соцзащиты в объеме 500 миллионов долларов, займа на реформу здравоохранения, образования и сельского хозяйства. Эти договоренности легли в основу стратегии помощи России на 1998/99 финансовый год, утвержденной Советом директоров МБРР 5 июня 1997 год. Особенностью этого документа является то, что в нем рассмотрены 3 сценария (пессимистический, базовый и оптимистический) развития экономической ситуации в России и определены соответствующие им объемы кредитования. В центре внимания – повышение устойчивости финансовой и налоговой систем, а также реформирование системы соцобеспечения, реструктуризация углепрома, ускорение преобразований в сельском хозяйстве на рыночных принципах. Общий объем заемных средств в 1998 году составил 1,6 миллиарда долларов.

В 2003-2005 годах сотрудничество МБРР с Россией осуществлялось на основе программы «Стратегия помощи», утвержденной в 2002 году.

Ее основные направления – улучшение делового климата и развитие конкуренции, управление государственным сектором, социальные вопросы, борьба с распространением инфекционных заболеваний и защита окружающей среды.

В рамках этой стратегии МБРР предоставил России займы на сумму более 480 миллионов долларов в 2003 году и на 100 миллионов долларов в 2004 году.

В марте 2005 года Совет директоров МБРР утвердил еще ряд проектов для России на общую сумму 900 миллионов долларов и продлил действие программы на 2006 финансовый год (до июля 2006 года).

Крупным партнером России является и самостоятельное подразделение МБРР – Международная финансовая корпорация – организация, специализирующаяся на поддержке частного бизнеса.

В 1992-2002 годах МФК осуществила на территории России 53 проекта на общую сумму в 778 миллионов долларов.

В 2005 году МФК инвестировала в России свыше 832 миллионов долларов – это рекордная сумма, вдвое большая, чем годом ранее. Деньги были вложены в 21 проект, в основном в развитие финансового сектора и инфраструктуры.

В 2008 г. МФК инвестировала в нашу страну $542 млн., в результате чего российский инвестиционный портфель МФК превысил $2,24 млрд. или 9% от общего портфеля, что ставит нашу страну на первое место в мире по объему инвестиций МФК. На втором месте находится Индия с $2,12 млрд. или 8%. На третьем Китай $1,68 млрд. или 7% соответственно.

Структура операций МФК в России по отраслям за 1993-2008 годы выглядят следующим образом (см. рис. 1):

Рис. 1 Отраслевая структура проектов МФК в России 1993 - 2008 г.

 

В финансовом секторе экономики МФК предоставила кредиты на развитие ипотеки банкам Дельта Кредит, Райффайзен, Сосьете Женераль Восток, Абсолют Банку, МДМ Банку и Московскому Кредитному банку. Участвовала в первой в стране секьюритизации ипотечных (Внешторгбанк) и потребительских (Банк Русский Стандарт) кредитов, а также приобрела долю в акционерном капитале компании «ING Страхование жизни», поддержав тем самым развитие этого вида страхования в России.

В 2007 г. МФК предоставила финансирование МДМ Банку и Примсоцбанку, работающему на Дальнем Востоке, для кредитования малых и средних предприятий, а также стала учредителем двух фондов прямых инвестиций, один из которых Norum Russia Fund III с планируемым размером €150 млн. будет инвестировать в быстрорастущие малые и средние предприятия вне Москвы.

В производственном секторе экономики в 2007 г. МФК осуществляла проекты технического содействия, направленные на привлечение крупных инвесторов через повышение качества продукции и укрепление средних банков. Так, был предоставлен кредит в размере $25 млн. компании «Конкордия» на строительство мясоперерабатывающего завода. Компании «Пилкингтон Гупп» был предоставлен кредит $42,5 млн. на завершение строительства завода листового стекла.

МФК также инвестировала в транспортную инфраструктуру (Евросиб Терминал и Брансвик Рейл Лизинг), предоставила кредит в размере $50,3 млн. на поддержку программы капитальных затрат республики Чувашия по развитию дорог и поддержала развитие двух медиа-компаний (ТV3 и Профмедиа).

В феврале 2008 г. МФК стала партнером «Home Centers Ltd.» по строительству в России сети магазинов «Сделай сам», сумма проекта составила $138,5 млн., доля МФК – $67 млн.. В рамках проекта планируется построить до 2010 г. 16 магазинов с торговой площадью 160000 м2.

В марте 2008 г. был подписан контракт с «Nitol Solar» на финансирование строительства завода по производству поликремния, сумма инвестиций МФК составила $75 млн., общая стоимость проекта $450 млн. Партнером МФК в данном проекте выступила китайская компания Suntech Power Holdings.

Для получения финансирования по линии МФК типовой формы заявки не существует. Компании или предприниматели, намеревающиеся создать новое предприятие или осуществить расширение действующего, должны обращаться непосредственно в МФК. Главное представительство МФК в странах СНГ расположено в Москве.

Ведущий аналитик МФК приглашен российским руководством для участия в разработке правительственной программы содействия развитию малого и среднего бизнеса.

В последние годы активно работает в России и Международное агентство по гарантированию инвестиций, также дочернее предприятия МБРР. Россия входит в четверку стран, получивших наибольший объем гарантий по линии МАГИ.

Агентство осуществляет в России девять проектов, совокупный валовой объем которых составляет 234 миллиона долларов. Наибольший интерес инвесторы проявляют к привлечению гарантийного покрытия МАГИ в агропромышленном, финансовом, горнодобывающем, нефтегазовом секторах, а также в секторе услуг и телекоммуникаций. Гарантии, предоставленные МАГИ в России, еще ни разу не были востребованы.

Нельзя не отметить и ряд проблемных моментов во взаимоотношениях между Россией и МБРР.

Так, невступление в силу ряда утвержденных и подписанных соглашений о займах связано с невыполнением условий, которые оговариваются в соглашении. К таким условиям относятся: создание групп по подготовке и реализации проектов, открытие спецсчетов для обслуживания проектов в приемлемых для МБРР российских банках, выбор консультантов по подготовке проектов и подписание с ними контракта и т.д.

Другая важная проблема заключается в низком уровне освоения российскими производителями выделяемых средств – 40-65%, что вызывает озабоченность Банка.

Общий рейтинг портфеля проектов – 67%. При этом и сама Россия несет потери: за открытие кредита взимается особый сбор; предусмотрена выплата со стороны заемщика комиссионных не менее 0,25% в год от неизрасходованной суммы займов.

Информация о работе Кредитно-финансовые институты Кредитно-финансовые учреждения Кредитно-финансовые организации