Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 12:07, реферат
Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные валютно-кредитные и финансовые организации, которые в той или иной мере выполняют функции регулирования международных валютных, кредитных и финансовых отношений, проведения исследований по проблемам валютно-кредитной и финансовой сфер мирового хозяйства, выработки рекомендаций и предложений.
Эти организации объединяет общая цель - развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства.
Введение
Глава 1. Общая характеристика основных кредитно-финансовых организаций.
1.1. Международный валютный фонд и его роль в кредитном механизме
1.2. Всемирный Банк, его цели и принципы деятельности
1.3. Европейский Банк Реконструкции и Развития, его цели, задачи и роль в организации международного кредита
Глава 2. Кредитно-финансовая политика международных кредитно-финансовых организаций
2.1. Функции МВФ по оказанию финансовой помощи
2.2. Деятельность Международного банка реконструкции и развития
и его основные операции
2.3. Кредиты Европейского банка реконструкции и развития
Глава 3. Взаимоотношения Российской Федерации
с международными кредитно-финансовыми учреждениями
3.1. Россия и Международный валютный фонд
3.2. Сотрудничество между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития
3.3. Россия и Европейский банк реконструкции и развития
Заключение
Список использованной литературы
Россия только в 1998 году заплатила МБРР 11 миллионов долларов за неизрасходованную часть заимствований.
3.3. Россия и Европейский банк реконструкции и развития
Стремление бывшего Советского Союза стать полноправным членом ЕБРР было продиктовано, в первую очередь, необходимостью создать новый международный финансовый институт для того, чтобы получить поддержку экономическим и политическим преобразованиям в стране13.
После подписания в декабре 1991 года в Алма-Ате документа, означавшего прекращение Советского Союза и образование 11 независимых государств, возник вопрос о разделе квоты СССР (6% уставного капитала) между ними.
В результате Россия получила 4% уставного капитала ЕБРР, между остальными независимыми государствами будет распределено 2%, а Литва, Латвия и Эстония получат свою долю из нераспределенных акций.
В 1991 году еще не был решен вопрос о вступлении СССР, а затем России в МВФ и МБРР, в то время как в ЕБРР Советский Союз, а впоследствии, Россия были представлены полноправным членом, и реальное содействие со стороны МФИ, так остро необходимое отечественной экономике, можно было получить лишь со стороны ЕБРР.
Совет директоров ЕБРР решил не принимать долгосрочной стратегии Банка ни относительно СССР в целом, ни относительно России и других независимых государств, образовавшихся на его территории.
В отношении Советского Союза 4 сентября 1991 года был утвержден краткосрочный план действий, который после соответствующей корректировки применялся Банком для России и включал в себя:
- рассмотрение жизненно важных аспектов процесса перехода к экономике на рыночных основах;
- упор в первых операциях Банка на техническую помощь в сочетании с предоставлением некоторых кредитов и инвестиций в акционерные капиталы для содействия созданию предпринимательского частного сектора и инфраструктуры, способствующих становлению рыночной экономики;
- применение сбалансированного
подхода к предоставлению
- концентрация операций Банка
в таких областях, где он может
наиболее эффективно
- сохранять программу Банка гибкой и открытой, с тем, чтобы ее можно было за короткий срок адаптировать к быстро меняющейся обстановке14.
На основании вышеперечисленных задач в краткосрочной программе действий ЕБРР были определены следующие приоритетные области:
- развитие частного сектора;
- проведение приватизации
- поощрение прямых иностранных инвестиций;
- создание и укрепление
- реорганизация промышленного сектора;
- создание современной
- содействие развитию мелких и средних предприятий;
- улучшение окружающей среды.
В сентябре 1991 года был утвержден краткосрочный план действий ЕБРР в Советском Союзе, который после определенной корректировки применяется и для России.
На основании этого плана были определены следующие приоритетные области содействия экономики: приватизация и становление мелкого и среднего предпринимательства, финансовый сектор, энергетика, телекоммуникации, распределение сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с планом России было выделено более 300 миллионов долларов. Однако удалось реализовать лишь десятую часть выделенной суммы, в основном на оказание технической помощи в проведении в Москве приватизации, изучение работы системы распределения продуктов питания в Москве и Санкт-Петербурге, в реализации проектов по добыче нефти в Сибири, в развитии пищевой промышленности и системы коммуникаций, создании банковской системы и подготовке специалистов, необходимых для обеспечения ее эффективного функционирования.
В ноябре 1991 года ЕБРР объявил о предоставлении займов для финансирования в России двух крупных проектов. Это поставка и монтаж оборудования трех нефтяных вышек в Западной Сибири филиалом американской компании «Паркер дриллинг» стоимостью 12,5 миллионов долларов и создание цифровой системы международной связи в Москве и Московской области, осуществляемое российской компанией «Совинтел», стоимостью 6,5 миллионов долларов. С вводом в строй этой системы деловые центры, представительства компаний, гостиницы получили каналы высококачественной телефонной и факсимильной связи.
В Москве и Санкт-Петербурге Банк фактически выполнял роль основного советника органов власти в проведении приватизации, участвуя в разработке политики и передавая соответствующий опыт.
В соответствии с Соглашением о создании ЕБРР предусматривается установление тесных контактов Банка с Всемирным Банком и МВФ.
В целом, уже сегодня ЕБРР приобрел статус международного финансового института с высоким кредитным рейтингом. Такой статус открывает ему широкий доступ на международные рынки капиталов, большие возможности для заимствования там средств на льготных условиях.
В стратегии заимствования ЕБРР сделал акцент на достижение низкой общей стоимости привлеченных средств, одновременно диверсифицируя источники финансирования. В октябре 1991 года Банк выпустил первый публичный заем в виде облигаций.
Финансовые средства, получаемые Банком из различных источников, выделялись на поддержку рыночных реформ в России и республиках бывшего СССР, а также Восточной Европе, на содействие решению региональных экономических проблем, формирование, в конечном счете, единого экономического пространства в Европе.
Руководство и эксперты Банка убеждены в том, что лишь европейская интеграция, создание общеконтинентального рынка помогут этим странам успешно справиться со своими проблемами.
ЕЕБРР предлагает широкий перечень услуг по финансированию на рыночной основе, включая:
- кредиты (обеспеченные или банковые, субсидированные, с правом конверсии в акции) с максимальным общим сроком 10 лет для коммерческих предприятий и 15 лет для проектов в области развития инфраструктуры;
- инвестиции в уставной капитал;
- гарантии и участие в подписке
и покупке долговых
ЕБРР не выставляет гарантий по экспортным кредитам и не выполняет страховых операций. Кредиты обычно предоставляются в свободно конвертируемой валюте или валютных единицах, и Банк обычно не принимает на себя валютный риск при их погашении.
Банк имеет более высокую процентную ставку по сравнению с другими международными финансовыми институтами. Процентные ставки ЕБРР устанавливает, исходя из маржи сверх базовой рыночной ставки (обычно ЛИБОР). Кредиты могут предоставляться с плавающей процентной ставкой или используются операции своп, с фиксированной ставкой и обычными положениями о пересмотре условий. Размер маржи зависит от конкретных условий кредита. Банк взимает комиссию при заключении кредитного соглашения и комиссию за обязательство с неиспользованной части кредита.
В области инвестирования ставится задача получения высокой возвратности капиталов Банка и заемных средств при одновременном ограничении процента рисков, которые оговариваются в каждом конкретном случае.
Сумма инвестиций в акционерные капиталы не должна превышать оплаченного подписного капитала ЕБРР, общего резерва и излишков. Советом директоров приняты конкретные директивы по ограничению рисков путем установления предела финансового участия Банка: для конкретной страны – 10% ликвидных активов банка, для финансирования конкретного проекта – 35% его стоимости. При этом взимаемые процентные ставки несколько выше обычных рыночных ставок. Кредитные маржи диверсифицируются по стране-заемщику, по срочности предоставления средств, а также учитывая рыночные условия, предлагаемые другими кредиторами.
ЕБРР предпочитает вкладывать деньги в тщательно разработанные проекты стоимостью не менее 5 миллионов долларов под соответствующие гарантии. Решение о финансировании конкретных проектов Правление Банка принимает после их тщательной экспертизы, установления подлинного значения проекта для национальной экономики, его экономической эффективности и лишь затем определяются условия предоставления кредитов (льготные или обычные). В среднем, процедура оценки растягивается на 2 месяца. Но Банк не берет на себя ответственность за управление проектом, поэтому главное внимание уделяется способностям управленческой команды.
Кроме того, Банк предъявляет жесткие требования к степени проработки проекта финансирования, считая, что все предложенные проекты должны иметь обоснованные бизнес-планы, в которых отражены основные требования Банка: наличие у заемщика товаров или услуг с высокой конкурентоспособностью, финансовая жизнеспособность предприятия, наличие надежной технологии и обязательств иностранного партнера на значительные капиталовложения, учет охраны окружающей среды и некоторые другие.
В отличие от коммерческих кредитов, финансы развития предназначаются для государственных, общественных и прочих некоммерческих организаций. Финансы развития направляются на программы консультирования, развития общественной инфраструктуры, поддержку выполнения других социально значимых проектов. Доступ к финансам развития открыт на основе тендера, в ходе которого дается оценка предложения с финансовой, экономической, технической и экологической точек зрения. Выделение финансов предполагает наличие государственной гарантии.
Для финансирования малых проектов (до 5 миллионов долларов США) ЕБРР создал несколько региональных инвестиционных фондов. Из них первыми стали два: Смоленский и Уральский. Эти фонды переданы в управление иностранным компаниям, выигравшим международный тендер.
Банк уполномочен контролировать реализацию финансируемых им программ и проектов в странах-заемщиках.
ЕБРР оказывает техническое содействие в проведении политических и экономических реформ. Банк принял решение мобилизовать безвозмездное финансирование из внешних источников, создав фонды сотрудничества для стран Центральной и Восточной Европы.
ЕБРР оказывал также поддержку России в разработке республиканских программ приватизации, действуя совместно с группой Комиссии европейского сообщества и Всемирного банка.
ЕБРР разработал программу кредитования малого бизнеса в России. К этой программе подключены «СБС-Агро», Сбербанк России, Инкомбанк, банк «Российский кредит», Пробизнесбанк, Мосбизнесбанк, «Золото-платина банк» (Екатеринбург), Уралпромстройбанк (Екатеринбург) и дургие кредитные учреждения.
Средства ЕБРР не могут идти на производство и оборот спиртных и табачных изделий, финансирование оборотного капитала торговых операций, спекулятивные операции с ценными бумагами, игорный бизнес, ломбардное кредитование, производство вооружений экологически вредное производство. Есть у ЕБРР и другие ограничения. Так, фирма считается малым предприятием, если в ней работает не более 50 человек. Кредит до 125 000 долларов может получить только компания, в которой работают 20-50 человек. При этом доля участия государства, общественных или иностранных организаций в капитале не должна превышать 49%. Так, по программе кредитования малого бизнеса в России по линии ЕБРР в 1997 году выдано 300 миллионов долларов.15
Всего же в 2009 году ЕБРР планировал вложить в российскую экономику 3,5-4 млрд. долларов. Объем инвестиций ЕБРР в Россию в 2010 году может быть на уровне 2009 года. ЕБРР увеличил с приходом кризиса инвестиции в Россию - в 2008 году их объем составил около 3 млрд. долларов.
Основные сферы деятельности мелкого бизнеса, у которого больше шансов получить ссуду от российского банка: торговля, производство продуктов питания, строительство и производство стройматериалов и мебели, услуги закупка медикаментов и медицинского оборудования. Предусмотренное программами ЕБРР содействие в реорганизации финансовой системы включает внедрение в практику российских финансовых организаций международнопризнанных признанных бухгалтерских и аудиторских правил и стандартов, разработку юридически обоснованных инструкций и предписаний, другой документации, методов управления банковской деятельностью, организацию систематического обучения специалистов по банковским операциям, биржевому делу, специалистов в области страхования. С этой целью при содействии ЕБРР в Москве создана Международная школа финансовых и банковских операций, периодически проводятся тематические семинары. Руководство ЕБРР проявляет готовность оказывать помощь и в разработке законов, регулирующих хозяйственную деятельность страны, в том числе деятельность предпринимателей, фондовых бирж, инвестиционных фондов, законов, гарантирующих права собственности и предусматривающих упрощение процедур, необходимых для привлечения иностранных инвестиций. Таким образом, ЕБРР способствует созданию и формированию частного сектора в Российской Федерации, переходящей от централизованной экономики к рыночной, от тоталитарного общества к демократическому, в отличие от других международных финансовых институтов, действующих в странах региона, как правило, традиционными методами, которые они используют в зрелой рыночной экономике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ