Крупный бизнес в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование закономерностей и механизм развития крупного бизнеса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………..……………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КРУПНОГО БИЗНЕСА……………………..…4
Понятие крупного бизнеса……………………………………..…..4
Правовые основы функционирования крупного бизнеса………..5
История возникновения крупного бизнеса……………………....11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРУПНОГО БИЗНЕСА………………………………………………………………………...17
2.1 Организационные формы крупного бизнеса……………………......17
2.2 Механизм функционирования крупного бизнеса…………..………23
2.3 Концентрация крупного бизнеса……………………………..……..33
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРУПНОГО БИЗНЕСА………………………………………………………………………...39
3.1 Роль правительства Российской Федерации в регулировании крупного бизнеса…………………………………………………...……………39
3.2 Основные направления совершенствования государственного регулирования деятельности крупного бизнеса в России…………………….41
3.3 Проблемы развития крупного бизнеса в России……………….…..49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………………………….56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..58

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 104.87 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………..……………………………………..3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КРУПНОГО БИЗНЕСА……………………..…4

    1. Понятие крупного бизнеса……………………………………..…..4
    2. Правовые основы функционирования крупного бизнеса………..5
    3. История возникновения крупного бизнеса……………………....11

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРУПНОГО БИЗНЕСА………………………………………………………………………...17

2.1 Организационные формы крупного бизнеса……………………......17

2.2 Механизм функционирования  крупного бизнеса…………..………23

2.3 Концентрация  крупного  бизнеса……………………………..……..33

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРУПНОГО БИЗНЕСА………………………………………………………………………...39

3.1 Роль правительства Российской Федерации в регулировании крупного бизнеса…………………………………………………...……………39

3.2 Основные направления совершенствования государственного регулирования деятельности крупного бизнеса в России…………………….41

3.3 Проблемы развития крупного  бизнеса в России……………….…..49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………………………….56

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..58

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Главным элементом крупного бизнеса является современного рыночного  хозяйства, носителем эволюционного  процесса в экономике является, обеспечивающим устойчивость рыночной экономики и  ее основных составляющих: цен, структуры  производства. На них сегодня производится большая часть приводимой массой продукции. Именно благодаря этому  идет развитие бизнеса, в основе которого лежат механизмы снижения издержек производства. Крупные фирмы являются носителями НТП, они накапливают, а  затем внедряют методы рационального  предпринимательства.

Целью данной курсовой работы является исследование закономерностей  и механизм развития крупного бизнеса.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить сущность крупного бизнеса, путем рассмотрения его понятия, истории возникновения и правовых основ функционирования;
  2. Изучить закономерности развития крупного бизнеса, его организационные формы, механизм функционирования;
  3. Рассмотреть проблемы, связанные с функционированием крупного бизнеса
  4. Выяснить роль правительства Российской Федерации  в регулировании крупного бизнеса, основные направления совершенствования государственного регулирования деятельности крупного бизнеса в России.  

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КРУПНОГО БИЗНЕСА.

 

    1. Понятие крупного бизнеса.

 

Предприятия крупного бизнеса  представляют собой серьезные финансово-промышленные институты, часто являются транснациональными компаниями.

Форма собственности всегда выглядит как акционерное общество, т.е. является коллективной. Управление имеет свои нюансы: управление финансовыми потоками и распределением прибыли осуществляется советом директоров, где голоса распределяются пропорционально количеству акций владельцев, или же управление этими вопросами принадлежит наблюдательному совету, который назначается наиболее крупными держателями долей (акций) предприятия. Управление хозяйственной деятельностью крупного бизнеса осуществляется наемными руководителями, действующими аналогично наемным руководителям среднего бизнеса. Наемный руководящий персонал непосредственно подчиняется и отчитывается наблюдательному совету, или совету директоров[6].

Особенностью крупного бизнеса является освоение и разработка новых технологий производства, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств, или при помощи кредитования. Инвестирование для развития крупного бизнеса применяется крайне редко, так как эти предприятия довольно часто сами выступают в роли инвесторов при освоении новых рынков сбыта или производственных площадей.

В связи с объемами и  спецификой деятельности крупного бизнеса  государственные интересы довольно часто пересекаются с хозяйственными. Следует заметить, что в государственной  поддержке крупный бизнес практически  не нуждается, а иногда может быть привлечен для финансирования государственных  программ.

Для представителей крупного бизнеса наиболее характерно наличие  долгосрочного перспективного планирования с расчетов на 30-70 лет. Подобный план развития содержит в себе общую концепцию развития и характеризует тенденции предприятия в целом. «Кто остановился – тот отстал» (с) является основным лейтмотивом деятельности крупного бизнеса, поэтому перспективный план является залогом успешного развития и продвижения предприятия, а также служит основой для разработки текущих планов[10].

Сферой деятельности крупного бизнеса является добыча и переработка  сырья, производство (как основной вид  деятельности) и оптовая торговля, которую вернее будет назвать  поставками. На оптовой торговле стоит  заострить внимание, поскольку она  имеет некоторые особенности  – это масштабная торговля очень  крупными партиями на международном  уровне. Никакой другой вид торговли (за исключением реализации товаров  собственного производства) крупный  бизнес не привлекает и не интересует[9].

 

 

1.2 Правовые основы функционирования крупного бизнеса.

 

Понятие крупный бизнес ─  это понятие в основном экономическое. Законодательство, как зарубежных стран, так и российское, специально не выделяет понятие «крупный бизнес», но предусматривает ряд организационно-правовых форм, характерных для деятельности крупного бизнеса: акционерные компании и общества, концерны, конгломераты, корпорации, холдинги, субконтрактинг и др[10].

Акционерные компании ─  это такая правовая форма бизнеса, которая отличается и отделена от конкретных лиц, его владеющих. Владение выражается в пакетах акций. Основные организационные типы: корпорация, консорциум, картель, холдинг-компания, товарищества[12].

Корпорацией является такая  компания, которая представляет собой  объединение лиц, причем ее существование, права и обязанности полностью  независимы от лиц, входящих в ее состав. Такая компания осуществляет свои права, может приобретать дополнительные права и нести потери, независимо от того, кому она принадлежит полностью  или частично в результате владения акциями, или от тех, кто в ней  работает.

В корпорации:

─ собственность (активы) компании принадлежит самой компании, а  не членам ее;

─ долги компании - это  ее собственные долги, но не ее членов;

─ управляющие компании осуществляют свои полномочия в соответствии с ее уставом;

─ компания несет ответственность  за любые нарушения, совершенные  ее сотрудниками, наемными работниками  или агентами во время исполнения своих производственных обязанностей[8].

Холдинговой называется компания, которая имеет контроль над другой компанией (компаниями) либо в результате владения достаточной частью ее (их) капитала (акций, имеющих право голоса), либо путем получения права назначать  ее (их) директоров. Такая форма организации  бизнеса позволяет добиться централизованного  управления (например, в области  политики) и наряду с этим децентрализации  оперативной хозяйственной деятельности.

Наиболее распространенной формой холдинга в мировой предпринимательской  практике и в современной российской являются холдинговые компании как  совокупность основного, способного оказывать  решающее влияние на принятие решений  дочерними, и дочерних хозяйственных  обществ. Раскрывая понятия основного (материнского) общества и дочерних хозяйственных обществ, законодатель устанавливает несколько возможных вариантов экономического контроля основного общества над дочерними:

— наличие преобладающего участия в уставном капитале, которое  не обязательно должно превышать 50% голосующих акций (долей участия) —  здесь не важен количественный, главное  качественный критерий — способность  определять решения другого юридически самостоятельного общества[1];

— наличие заключенного договора, согласно которому одно общество вынуждено подчиняться другому. Это может быть договор кредита, ипотеки, залога, ценных бумаг, в законодательстве даже не содержится примерного перечня  таких договоров;

— наличие иной возможности  определять решения дочернего общества, к которой можно отнести, например, право избирать подавляющее большинство  членов совета директоров, единоличный исполнительный орган[2].

Управляющее воздействие  основного общества может заключаться  и в распределении функциональных обязанностей между структурами  смешанного холдинга, где основное общество наряду с владением контрольными пакетами акций дочерних обществ, осуществляет также самостоятельную производственную и/или торговую деятельность. Основное общество, как правило, организует финансовые потоки, осуществляет планирование, правовое, кадровое, информационное обеспечение  дочерних обществ, ведет бухгалтерский  учет, статистическую отчетность, иногда организует маркетинг и сбыт продукции  дочерних обществ.

Дочерние общества зачастую лишены специализированных структурных  подразделений, выполняющих указанные  выше функции, и получают такие услуги на основании договоров с основным обществом. Поэтому формирование организационно-управленческой структуры основного и дочерних обществ, распределение между ними коммерческих, производственных и технологических  задач имеет существенное значение для обеспечения влияния и  контроля основного общества.

Существуют особые виды сотрудничества между компаниями в форме картелей (картельных соглашений). Иногда термин «картель» используется для определения  незаконного соглашения между компаниями, с тем чтобы сократить выпуск продукции, урегулировать взаимную конкуренцию, гарантируя, таким образом, получение высоких прибылей для  каждого участника и высокие  цены, ограничение выбора для потребителя.

Нередко картелем также называют ассоциацию фирм для контроля над  выпуском продукции (и, следовательно, ценами) и передачи функции маркетинга центральному органу, поскольку считается, что в данном случае это служит на благо экономики, так как гарантирует  получение соответствующего дохода фермеру, регулярное снабжение потребителя, поддержание высокого качества. Такая форма ассоциации законна[14].

Общество с ограниченной ответственностью представляет собой форму объединения  отдельных капиталов в общий. Это объединение капиталов, а  не лиц. Участники общества несут  ответственность по его обязательствам только своим вкладом, а не всем имуществом, т.е. несут ограниченную ответственность.

Конгломерат образуется в  результате слияния компаний, у которых  нет общих основных черт (таких  как производство одинаковой продукции  или выполнение одних и тех  же технологических процессов). Часто  связи между компаниями, составляющими  конгломерат, весьма свободны, и в  качестве связующего звена служат только произведенные капиталовложения и  политика в области получения  прибыли, руководимые единым центром.

Субконтрактинг (субконтрактация) представляет собой действенный  метод сотрудничества между предприятиями, позволяющий достичь им высокого уровня производства благодаря рациональному  использованию имеющихся производственных ресурсов[13].

Среди мотивов, которыми руководствуются  малые и средние предприятия  при построении технологических  связей с крупными фирмами, следует  выделить: повышение конкурентоспособности  на рынке; возможность расширения круга инвесторов и укрепление отношений с финансовыми институтами; консолидация инвестиционных ресурсов и оптимизация материально-финансовых потоков; уменьшение потребности в оборотных средствах на основе укрепления платежной дисциплины партнеров, использования ими товарных кредитов, векселей, трансфертных цен; улучшение делового имиджа на внутреннем и внешнем рынках, в частности благодаря повышению ритмичности производства; облегчение отстаивания групповых интересов в государственных инстанциях.

К сожалению, в России при  общей неразвитости субконцентрации, интеграция крупного бизнеса с малым, имеющим большие потенциальные  возможности для диверсификации деятельности, находится в аморфном состоянии. Так, по мнению специалистов, общее влияние малых предприятий  текстильной и легкой промышленности на деятельность крупных составляет в нашей стране менее 5%. Незначительное участие российского малого бизнеса  в интеграционных процессах обусловлено  в основном их слабостью как хозяйственных партнеров[21].

В Российской Федерации практически  отсутствует вообще правовое регулирование  взаимодействия малого и крупного бизнеса. В качестве единичного примера можно  назвать ст.3 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В ней предусмотрено  участие структур крупного бизнеса  в уставном капитале малого предприятия  в объеме не более 25 % от его размера[3]. Существовавшая возможность у унитарных предприятий для обеспечения прав государственной и муниципальной собственности путем создания дочерних предприятий, которые, как правило, были небольшими, исчезла в связи с принятием Федерального закона от 14 ноября 2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях», так как унитарное предприятие не вправе теперь создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества. Созданные ранее дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям[4].

Информация о работе Крупный бизнес в России