Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование закономерностей и механизм развития крупного бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ…………………………..……………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КРУПНОГО БИЗНЕСА……………………..…4
Понятие крупного бизнеса……………………………………..…..4
Правовые основы функционирования крупного бизнеса………..5
История возникновения крупного бизнеса……………………....11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРУПНОГО БИЗНЕСА………………………………………………………………………...17
2.1 Организационные формы крупного бизнеса……………………......17
2.2 Механизм функционирования крупного бизнеса…………..………23
2.3 Концентрация крупного бизнеса……………………………..……..33
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРУПНОГО БИЗНЕСА………………………………………………………………………...39
3.1 Роль правительства Российской Федерации в регулировании крупного бизнеса…………………………………………………...……………39
3.2 Основные направления совершенствования государственного регулирования деятельности крупного бизнеса в России…………………….41
3.3 Проблемы развития крупного бизнеса в России……………….…..49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………………………….56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..58
Взаимодействие мелкого
и крупного бизнеса для развития
предпринимательства
Крупные акционерные общества
для диверсификации своей деятельности,
расширения объема акционерной собственности
и повышения эффективности
В качестве представителя
крупного бизнеса выступают финансово-
Эффективное взаимодействие
малого и крупного бизнеса невозможно
без обеспечения права всех форм
собственности. До сих пор не реализованы
положения Гражданского кодекса
РФ по вопросам права собственности.
Прежде всего, не проведено разграничения
законом федеральной
1.3 История возникновения крупного бизнеса.
В 1850-х годах американская
экономика в основном была ориентирована
на производство сырья и продовольствия;
готовые промышленные товары привозились
из-за границы. Но уже в начале 1900-х
годов американская обрабатывающая
промышленность вышла на передовые
рубежи, обеспечивая треть всей мировой
продукции. Развитие промышленности и
железнодорожного сообщения накануне
гражданской войны заложило основу
для дальнейшего роста. Механизация
фермерского труда привела к
образованию в стране излишков продовольствия.
Расширение горнодобывающей промышленности
позволило осваивать новые
В 1870–1900 годах добыча каменного
угля выросла в десять раз, а производство
стали увеличилось в сто сорок
раз. Объемы промышленного оборудования,
произведенного в США, утроились
– как и число рабочих, занятых
в горнодобывающей и
Укрупнение и консолидация
промышленных компаний, технологическое
новаторство, внедрение новых прогрессивных
методов управления – все это
стимулировало дальнейший рост американской
индустрии. В основе крупного бизнеса
лежали большие деньги. Принятие более
либерального законодательства в отношении
корпораций способствовало привлечению
новых капиталов. По всей стране стали
возникать «компании с
Огромные капиталы, вращавшиеся
в крупном бизнесе, способствовали
строительству грандиозных
Одни проблемы крупного бизнеса
решались благодаря усовершенствованиям
в производственной и финансовой
областях, другие – за счет внедрения
новых приемов
Говоря о тенденциях начала
XX века, следует отметить и слияние
отдельных корпораций – «большой
бизнес» предполагал
Тут же были выработаны два различных подхода к процессу интеграции. Один из них – «вертикальный» – предполагал контроль над всеми этапами производства конкретного товара. Пользуясь этой схемой, Эндрю Карнеги умудрился взобраться на самую верхушку пирамиды. Он захватил все источники железа, угля и кокса; присовокупил к ним железные дороги, обеспечивавшие перевозку этого сырья, а заодно и заводы, перерабатывавшие сырье в сталь. Джон Д. Рокфеллер пошел по другому пути – «горизонтальной» интеграции, при которой фирма тем или иным путем поглощает конкурентов. Принадлежавшая ему «Стандард ойл» скупала один нефтеочистительный завод за другим, пока к началу 1880-х годов не прибрала к рукам 90 % всего нефтяного бизнеса Соединенных Штатов. Аналитики фирмы Моргана справедливо посчитали, что если каждый из подходов дает неплохие результаты, то их комбинация наверняка обеспечит большие прибыли. Взяв на вооружение «вертикальный» подход Карнеги, Морган основал в 1901 году интегрированную компанию, а затем расширил ее уже по «горизонтальной» схеме. Результатом стала «Ю-Эс стил», которая контролировала две трети всего сталелитейного производства США. Достаточно сказать, что это была фирма с уставным капиталом в 1,4 млрд долларов. Согласитесь, совсем неплохая сумма, особенно если учесть, что весь федеральный бюджет на тот период составлял всего полмиллиарда долларов в год![15]
Такие крупномасштабные конгломераты получили название «трестов». Со временем тресты стали возникать практически во всех отраслях – от мясоконсервной промышленности и до производства электричества, резины, сахара и табака. К началу XX столетия подобные гиганты с монополистическим или олигополистическим контролем над рынком стали обычным явлением в экономической жизни Америки. Вот пример: в 1904 году всего 1 % американских компаний обеспечивал до 40 % промышленного производства. Как заявил Джон Рокфеллер, «время индивидуального соревнования осталось в прошлом». Настало время концентрированного богатства и власти.
К несчастью, все великаны – будь они хоть в человеческом, хоть в экономическом обличии – имеют общий недостаток: они чересчур неустойчивы. Слишком уж высоко у них расположен центр тяжести; чтобы сохранять равновесие, им требуется исключительно твердая почва под ногами. Консолидированные компании нуждались в устойчивом рынке, дабы минимизировать риски и обеспечить необходимую прибыль. Однако стабильность – как раз то, чего никакая экономика не может гарантировать. Напрасно корпоративная Америка сделала ставку на гладкий, бесперебойный ход развития! Очень скоро она обнаружила, что во весь опор несется по «русским горкам» рыночных неожиданностей. Бурные подъемы перемежались катастрофическими падениями. Кризисы сотрясали американскую экономику с периодичностью часового механизма. Первый возник в 1873 году, он повторился в 1884 году, затем – в 1893 году и снова в 1907 году. От десятилетия к десятилетию деловая активность колебалась в пределах 15–20 %. Самой страшной стала депрессия 1893 года: уровень деловой активности снизился на 30 %; 200 железнодорожных компаний объявили себя банкротами; цены на сельскохозяйственную продукцию упали на 20 %; и примерно 20–25 % всех рабочих остались без работы. Вместо нормального производства со стабильными ценами, устойчивым рынком сбыта и сырья крупный бизнес получил нечто совершенно противоположное. Он вынужден был мириться с циклически развивающимся рынком – когда ходящим по кругу, когда совершающим немыслимые кульбиты. Огромные тресты, одержавшие победу над мелкими конкурентами, оказались бессильными перед лицом более сильного врага – безликих и непредсказуемых рыночных трендов[16].
ГЛАВА 2. ОСОБЕНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРУПНОГО БИЗНЕСА.
2.1 Организационные формы крупного бизнеса.
В современной экономике существуют немало организационных форм крупного бизнеса, такие формы корпоративных отношений, как холдинговые компании, концерны, синдикаты, ассоциации, финансово-промышленные группы, консорциумы. Каждая из названных форм имеет как общие черты, свойственные всякому объединению, так и свои особенности. Все они направлены на использование преимуществ крупного капитала, но отличаются друг от друга:
В России и странах Содружества Независимых Государств (СНГ) в конце XX века наибольшее развитие получили формы холдингов и финансово-промышленных групп.
Холдинговая компания образуется, когда одно акционерное общество овладевает контрольными пакетами акций других акционерных фирм с целью финансового контроля за их работой и получения дохода на вложенный в акции капитал. Различают два типа холдингов:
Чистые холдинги, как правило,
возглавляются крупными банками, в
то время как во главе смешанного
холдинга может находиться любое
крупное объединение, преимущественно
связанное с производством. Естественно,
эта квалификация достаточно условна.
Диверсифицированные