Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование закономерностей и механизм развития крупного бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ…………………………..……………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КРУПНОГО БИЗНЕСА……………………..…4
Понятие крупного бизнеса……………………………………..…..4
Правовые основы функционирования крупного бизнеса………..5
История возникновения крупного бизнеса……………………....11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРУПНОГО БИЗНЕСА………………………………………………………………………...17
2.1 Организационные формы крупного бизнеса……………………......17
2.2 Механизм функционирования крупного бизнеса…………..………23
2.3 Концентрация крупного бизнеса……………………………..……..33
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРУПНОГО БИЗНЕСА………………………………………………………………………...39
3.1 Роль правительства Российской Федерации в регулировании крупного бизнеса…………………………………………………...……………39
3.2 Основные направления совершенствования государственного регулирования деятельности крупного бизнеса в России…………………….41
3.3 Проблемы развития крупного бизнеса в России……………….…..49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………………………….56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..58
Финансовая и любая другая государственная поддержка предприятий должна быть «связанной», т. е. возможности ее использования не по назначению должны быть минимизированы[21].
3.3 Проблемы развития крупного бизнеса в России.
В период рыночных преобразований и приватизационных процессов в России было достигнуто между властью и крупным бизнесом «негласное» соглашение о разделении сфер влияния - политика исключительная сфера власти, экономика отдана во владение очень узкому кругу «назначенных» олигархов. Согласно этому соглашению власть обязалась не «трогать» крупный бизнес, при соблюдении условия «невмешательства» крупного бизнеса в политику.
В результате осуществленного сговора власть получила в монопольное распоряжение государственную политику, без учета политических интересов граждан.
Крупные бизнесмены получили под свой контроль практически все доходные отрасли экономики, без внутренней конкуренции со стороны остального бизнеса[15].
Мировая история уже не
раз свидетельствовала
Избавившись от исполнения
государственных функций
В «идиллических» отношениях неограниченной власти и «назначенных» олигархов всегда наступает момент конфликта интересов жаждущих денег чиновников и интересов крупных бизнесменов, нуждающихся в предсказуемой государственной политике и сложившимся «статус-кво».
Крупный бизнес, в свою очередь,
получил в результате соглашения
с властью индульгенцию на любые
средства и методы получения сверхприбылей
от эксплуатации природно-сырьевых, технических
и трудовых ресурсов. Отсутствие норм
и правил промышленно-
Усиление давления власти на крупный бизнес сопровождается формированием негативного отношения общества к олигархам, как виновникам преступного перераспределения общественной собственности.
Крупное предпринимательство в современной России было изначально нацелено на максимальное дистанцирование от теневой экономики, хотя по ряду причин (особенности налогового обложения, общая ситуация периода первоначального накопления) оно время от времени частично функционировало в ее рамках. Да и провести четкую грань между теневой и нетеневой экономикой в нынешних условиях зачастую невозможно. Однако все крупные хозяйствующие субъекты твердо ориентированы на сохранение своего присутствия в формальной экономике и, следовательно, на увеличение степени прозрачности своих операций, что принципиально отличает эти компании от «стандартных» агентов теневой экономики.
Если считать теневыми взаимодействия крупного предпринимательства с государством, выходящие за пределы правового поля, то множество противоречий в нынешней законодательной базе непомерно расширяют теневую составляющую. Из-за огромного дефицита законов в России в «тень» попадают отношения, которые в демократических странах считаются абсолютно нормальными[24].
Давление власти, негативное отношение населения, открытость отечественного рынка, деловое сотрудничество с западными компаниями, выдвинуло на повестку дня необходимость наведения порядка в российском бизнесе, что вступило в противоречие с интересами чиновничества.
Власти стал необходим «козел отпущения» в лице ненасытных олигархов, на которых всегда можно взвалить вину за развал отечественной промышленности, нищету населения и запредельную коррупцию в стране.
Однажды отказавшись от правового регулирования рынка, ради льгот и экономических преимуществ, представители крупного бизнеса лишили правовой защиты от произвола власти все российское бизнес сообщество. Общественные организации бизнеса вынуждены искать понимания у власть предержащих используя единственный инструмент — договоренность с властью.
Единственно, на что способна действующая власть - разрушение. Отечественная промышленность, если не разрушена полностью, то изношена на «все сто». О степени изношенности энергосистемы, ЖКХ, транспортной системы говорить просто не приходится. Система социального обеспечения граждан находится в процессе разрушения, на очереди системы медицинского обеспечения и образования.
Чиновники от энергетики, как нечто неизбежное, предупреждают нас об ожидаемых авариях большего масштаба в энергетике в ближайшем будущем, отечественные самолеты и вертолеты, военные и гражданские «падают» ежемесячно, дома либо горят либо разрушаются. Граждане замерзают в не отапливаемых полуразрушенных домах.
Недостатки существующей
системы взаимодействия органов
госвласти и крупных
Трагизм ситуации состоит в том, что бизнес в России по-прежнему очень боится власти. И боится по самой прозаической причине - весь экономический курс страны до сих пор зависит исключительно от личной воли главы государства, его способности подбирать кадры на ключевые посты в правительстве, а не от четкого набора неукоснительно выполняемых законов. Такое отношение капиталистов к власти побуждает скрывать от государства валютную выручку, отмывать деньги за пределами Родины, уводить в тень зарплаты наемных работников. Наши капиталисты чувствуют себя холопами при помещиках-политиках, даже финансируя их.
Можно выделить, кроме указанных выше, несколько проблемных направлений в деятельности крупного бизнеса и взаимодействии его с государственными органами власти.
Во-первых, это взаимодействие в сфере налогообложения, главным образом в части возврата экспортного НДС. В среднем время рассмотрения составляет около двух месяцев. Из-за этого значительный объем средств попросту зависает и не может использоваться в производственном процессе.
Во-вторых, это взаимодействие в области экологии и предупреждения чрезвычайных ситуаций. И государство, и промышленные предприятия одинаково заинтересованы в том, чтобы производственный процесс осуществлялся с полным соблюдением норм экологической безопасности. А создание эффективной системы оперативного мониторинга экологической ситуации возможно лишь на базе информационных технологий. Такая система позволит предприятиям и уполномоченным органам государственной власти следить за уровнем безопасности вокруг производства, а также быстро принимать меры при выявлении нарушений.
В-третьих, реализация социальных
программ. Крупные промышленные предприятия,
как правило, несут на себе ответственность
за значительные объемы пенсионных и
медицинских выплат. И государству,
и предприятию одинаково
В-четвертых, это сфера грузоперевозок. В настоящее время наиболее эффективным средством доставки сырья и готовой продукции для промышленных предприятий является железная дорога, работа которой находится под контролем государства[15].
Сейчас взаимоотношения между органами государственной власти и крупными промышленными предприятиями строятся на основе бумажного документооборота. Это обуславливает их сложность и низкую оперативность. В результате государства теряет эффективность в управлении экономикой, а бизнес не имеет возможности интенсивно развиваться и теряет в прибыли.
С использованием информационных
технологий реально создать эффективную
систему получения
Среди всего множества проблем взаимоотношений по линии «государство» - «крупный бизнес» - взаимоотношения по линии «государство» - «крупные компании, имеющие в своем составе сырьевые переделы» отличаются, как представляется, наибольшей остротой.
Острота проблемы связана со следующими обстоятельствами:
— неустойчивостью конъюнктуры на рынках сырьевых материалов и топливно-энергетических ресурсов;
— преходящим (временным) характером наличия минерально-сырьевых ресурсов - точнее тенденцией их истощения с течением времени.
Данные обстоятельства определяют и специфические подходы и особенности к формированию (определению) направлений экономического развития данных территорий.
Масштабы и характер прямого государственного участия в экономике, если принять во внимание вариант частной ренты как жизнеспособный, прямо влияют на состояние дел в сфере гарантий и защиты прав собственности. Именно государство как инициатор имущественной экспансии становится наиболее заинтересованным в отсутствии четких правил игры в сфере имущественных отношений. Здесь вполне уместна аналогия со второй половиной 1990-х годов, когда интересы субъектов постприватизационного передела собственности в частном секторе и бурного становления частных корпоративных групп активно препятствовали введению адекватных ограничительных норм в сфере корпоративного права, банкротств, рынка ценных бумаг, оптимизации реорганизационных процедур, государственных предприятий и т.д. В начале 2000-х годов им на смену приходят государственные компании и предприятия, выполняющие интервенционистские функции[18].
Одновременно заметно
сужаются возможности полноценной
реализации частным собственником
его основополагающих прав — прежде
всего распоряжения (в терминологии
«классической триады») или права
отчуждения всей совокупности других
прав (в терминологии теории прав собственности).
Необходимость политического
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Понятие крупный бизнес ─
это понятие в основном экономическое.
Законодательство, как зарубежных стран,
так и российское, специально не
выделяет понятие «крупный бизнес»,
но предусматривает ряд
Особенностью крупного бизнеса
является освоение и разработка новых
технологий производства, финансирование
которых осуществляется за счет собственных
средств, или при помощи кредитования.
Инвестирование для развития крупного
бизнеса применяется крайне редко,
так как эти предприятия
В современной экономике существуют немало организационных форм крупного бизнеса, такие формы корпоративных отношений, как холдинговые компании, концерны, синдикаты, ассоциации, финансово-промышленные группы, консорциумы. Каждая из названных форм имеет как общие черты, свойственные всякому объединению, так и свои особенности. Все они направлены на использование преимуществ крупного капитала, но отличаются друг от друга:
Для развития крупного бизнеса требуется
внести существенные изменения не только
в системе контроля и поощрения
крупной предпринимательской
Процесс становления крупного предпринимательства, вопреки ожиданиям многих, оказался куда более сложным, противоречивым и длительным делом, чем это первоначально представлялось. Он обусловлен характером и ходом проведения социально-экономических реформ, от которых зависит общий успех рассматриваемого процесса. В свою очередь, этот процесс влияет на протекание реформ. Сложившаяся ситуация в целом неблагоприятна для функционирования крупного предпринимательского корпуса в России. Но даже в этих сложных и противоречивых условиях есть положительный опыт развития предпринимательской деятельности, который позволяет считать процесс становления этого феномена необратимым.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.