Крупный бизнес в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование закономерностей и механизм развития крупного бизнеса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………..……………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КРУПНОГО БИЗНЕСА……………………..…4
Понятие крупного бизнеса……………………………………..…..4
Правовые основы функционирования крупного бизнеса………..5
История возникновения крупного бизнеса……………………....11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРУПНОГО БИЗНЕСА………………………………………………………………………...17
2.1 Организационные формы крупного бизнеса……………………......17
2.2 Механизм функционирования крупного бизнеса…………..………23
2.3 Концентрация крупного бизнеса……………………………..……..33
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРУПНОГО БИЗНЕСА………………………………………………………………………...39
3.1 Роль правительства Российской Федерации в регулировании крупного бизнеса…………………………………………………...……………39
3.2 Основные направления совершенствования государственного регулирования деятельности крупного бизнеса в России…………………….41
3.3 Проблемы развития крупного бизнеса в России……………….…..49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………………………….56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..58

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 104.87 Кб (Скачать файл)

Таким образом, если чистая конкуренция и монополия –  идеальный тип рыночной структуры, который встречается крайне редко, то монополистическая конкуренция  и олигополия – реально существующий тип рынков. Проведенный анализ особенностей (характерных черт) основных моделей  рынков необходим для выяснения  в дальнейшем принципов поведения  фирм как экономических агентов[21].

 

 

2.3 Концентрация  крупного  бизнеса.

 

Объективной основой эволюции конкуренции являются процессы концентрации производства и капитала, которые  приводят, с одной стороны к  образованию монополий и развитию их организационных форм, а с другой – к превращению совершенной  конкуренции в несовершенную.

Примерно до середины XIX в. для экономики развитых стран была характерна совершенная (свободная) конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей. Со второй половины века картина меняется: крупные предприятия постепенно захватывают большую долю рынков (рынков отдельных товаров). Бурное развитие производства, связанное с быстрым ростом капиталоемких отраслей тяжелой промышленности, железнодорожным строительством, переходом к использованию электрической энергии, привело к образованию крупных и сверхкрупных по масштабам XIX в. предприятий. Об усилении концентрации производства на рубеже XIX-XX вв. свидетельствуют следующие данные. В Германии крупные предприятия (с числом рабочих более 50) составляли в 1882 г. 0,3% всех предприятий, причем на них было сосредоточено 22% всех рабочих страны; в 1925 г. на долю крупных предприятий приходилось уже 1,2% общего числа предприятий и 48% общего количества рабочих. В американской промышленности в 1904 г. крупнейшие предприятия с объемом производства в 1 млн дол. составляли 0,9 % от общего числа, на них было занято 25,6% рабочих. В 1909 г. таких предприятий насчитывалось, уже 1,1 % от общего числа и на них было занято 30,5 % всех рабочих, которые производили 43,8% всей промышленной продукции страны[13].

Эти процессы привели к  существенному изменению конкурентной борьбы на рынках. Наряду со свободной, совершенной конкуренцией появились  ее новые виды, и прежде всего  конкуренция несовершенная.

Наиболее глубокий и полный анализ кардинально новых моментов в поведении экономических агентов  на рынках и новой рыночной конъюнктуры  был дан в фундаментальных  работах "Экономическая теория несовершенной  конкуренции" Джоан Робинсон и "Теория монополистической конкуренции" Эдварда Чемберлена, вышедших в 1933 году.

Между концентрацией производства и концентрацией капитала существует сложная диалектическая связь. Условием концентрации производства является концентрация и централизация капитала, которая  расширяла возможность применения новейших технических достижений и  ухудшала положение мелкого производителя, так как в связи с техническим  прогрессом увеличивался удельный вес  основного капитала в общей массе  капитала, т.е. увеличивались единовременные (первоначальные) затраты, что создавало  трудности применения в промышленности мелких капиталов и вело к созданию акционерных предприятий (т.е. ускорению  централизации капитала). С другой стороны концентрация производства влечет за собой концентрацию и централизацию  капиталов, так как с увеличением  размеров предприятия создается так называемый эффект экономии на масштабах производства – повышается производительность труда, сокращаются удельные издержки, возрастают конкурентоспособность продукции и прибыли[9].

Концентрация производства означает сосредоточение на укрупняющихся  предприятиях все большего количества средств производства, рабочей силы и выпускаемой продукции. Перечисленные  параметры этого процесса характеризуют  концентрацию производства с количественной стороны. С качественной стороны  процесс концентрации производства характеризуется размерной структурой, т.е. соотношением предприятий различных  величин (крупных, мелких, средних), которая  складывается в каждой из отраслей в результате поиска предприятия  такого размера, которое давало бы в  конкретных условиях максимум эффекта  на единицу затрат, и соответствующего направления ресурсов. При этом конкретные комбинации крупных, средних и мелких предприятий в каждой из отраслей складываются в зависимости от их функций в отраслевом производстве, специфики технологии и рыночного  спроса. Но сам оптимальный размер предприятий постоянно изменяется под воздействием множества факторов, главным из которых выступает  НТП.

Концентрация капитала означает: а) в узком смысле слова – увеличение размеров индивидуального капитала путем капитализации прибыли; б) в широком смысле слова она  включает в себя централизацию капитала, т.е. увеличение размеров индивидуального  капитала путем объединения нескольких капиталов, которое осуществляется путем слияний и поглощений. Уровень  концентрации капитала как количественный показатель оценивается через активы и прибыль предприятия, а с  качественной стороны показателями этого процесса служат направления (формы) концентрации капитала, их интенсивность[17].

В.И. Ленин в работе «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916) считал концентрацию производства технико-экономической  основой концентрации капитала и  возникновения монополий.

Термин «монополия» (монос  – один, полео – продаю) трактуется по-разному:

    • в обыденной жизни – исключительная привилегия;
    • в экономической сфере:
      • крупная производственная или закупочная организация, установившая господство на рынке;
      • определенная структура рынка: абсолютное преобладание поставщика или продавца;
      • используется в других областях: монополия власти, идеологическая монополия[17].

В различные исторические периоды в экономике разных стран  возникают многообразные виды монополий (в экономической литературе классифицируются по-разному):

  1. Естественная монополия известна давно, имеет место тогда, когда собственники и хозяйственные субъекты имеют в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые элементы производства (например: земля, природные ресурсы, залежи полезных ископаемых, редких металлов и т.п.); является устойчивой. Например, монополия, владеющая минеральной водой из источника «Боржоми». Кроме того, отрасль является естественной монополией, когда производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами. Основная причина существования естественной монополии — это экономия от масштаба производства (центральное водоснабжение, газоснабжение, отопление и т.д.). К естественным монополиям такого типа в России относятся компания «Газпром», Единая энергетическая система России (РАО ЕЭС), железные дороги, почта и т.д. Если бы эти отрасли были конкурентными, то они несли бы убытки. Естественная монополия является той рыночной структурой, которая минимизирует издержки в отрасли и даже получает положительную экономическую прибыль.
  2. Искусственная монополия возникает как государственная привилегия на исключительное право сбыта определенного товара и означает сосредоточение в чьих-либо руках только рынка сбыта или же производства и рынка сбыта того или иного продукта. Видами искусственной монополии являются:
    • случайная монополия (покупателя или продавца) возникает благодаря временному благоприятному соотношению спроса и предложения;
    • устойчивая монополия, ею обладают, как правило, крупные объединения предпринимателей, базирующиеся на высоком уровне концентрации рабочей силы, средств производства, выпуска продукции и капитала, и захватившие главные позиции в производстве и реализации каких-либо видов продукции.
    • всеобщая монополия возникает (начиная со второй половины XX века) на основе всестороннего (с помощью государства) подчинения народного хозяйства объединениям предпринимателей, которые на большинстве рынков оказываются основными и продавцами и покупателями. При этом само государство выступает крупнейшим монополистом, сосредоточившим в своих руках целые отрасли и производственные комплексы, например, как ВПК.
  3. Закрытая монополия возникает в связи с тем, что правительства большинства стран в целях ускорения НТП предоставляют изобретателям права на временные монополии путем выдачи патентов (так выросли всемирно известные фирмы «Ксерокс», «Полароид», «Джилетт» и др.) и лицензий (например, на право торговли оружием или право на телевещание).
  4. Открытая монополия, которыми часто являются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией, «товаром-пионером». Но с течением времени часто на рынке появляются конкуренты и монополия превращается в олигополию.

Некоторые фирмы могут  одновременно относиться как к естественной монополии, так и к закрытой: например, фирма, обслуживающая систему телефонной связи, имеет как государственную  лицензию, так и эффект экономии от масштаба производства. В то же время  закрытая монополия со временем может  стать открытой (когда истечет  срок действия патента). Естественная монополия тоже может стать открытой, так как в корне может измениться технология производства и эффект экономии от масштаба может быть сведен на «нет»[19].

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРУПНОГО БИЗНЕСА.

 

3.1 Роль государства в  регулировании крупного бизнес

 

По мнению большинства экспертов, в ближайшие годы российской экономике не грозит коллапс, значительные доходы от продажи энергосырья за рубеж позволили государству несколько лет подряд копить значительные денежные резервы, которые во время кризиса будут действовать как «подушка безопасности» для экономики. Как уже отмечалось выше, доходы бюджета 2009-2011 скорее всего будут меньше запланированных, что может привести к дефициту бюджета, однако Минфин планирует максимально возможно выполнить бюджетные обязательства, потратив при этом накопленные ранее резервы[25].

В середине октября 2008 г. Госдума приняла пакет законопроектов, направленных на поддержание экономики страны. Общая стоимость мер по поддержке финансовой системы может достигнуть 4,7 трлн. руб., или более 10% ВВП. Помощь будет оказана по следующим бизнес фронтам

  • Банковской системе в целом пакет предлагает субординированные долгосрочные кредиты ЦБ через ВЭБ на сумму до 225 млрд. руб. ВЭБ может выдавать без обеспечения под 8% годовых на срок до 31 декабря 2019 года.

Крупным банкам (Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку, Россельхозбанку) государство предлагает большие суммы по тому же механизму. Это субординированные кредиты по вышеописанному механизму ЦБ Сбербанку (500 млрд. руб.), ЦБ через ВЭБ банку ВТБ (200 млрд. руб.) и Россельхозбанку (25 млрд. руб.).

В середине ноября 2008 года стало известно о следующих льготах, которые правительство готово предоставить бизнесу:

  • Будет снижен налог на прибыль с 24% до 20%, при этом региональные власти смогут понизить налог еще на 4 п.п.
  • Будет сокращен налог с прибыли по упрощенной схеме (для представителей малого бизнеса) до 5% с нынешних 15%.
  • Амортизационная премия будет увеличена до 30% (сегодня она составляет 10%)

По состоянию на 7 ноября 2008 года международные резервы России составляли 475 млрд. дол. Эти средства будут распределены следующим образом:

  • 90 млрд. дол. пойдет на выкуп российских корпоративных долгов в 2008-2009 гг.
  • 200 млрд. дол. - на покрытие дефицита платежного баланса федерального бюджета в 2009-2010 гг.
  • 120 млрд. дол. - на поддержку курса рубля в 2009-2010 гг. [30]

По состоянию на декабрь 2008 года на поддержку экономики в условиях кризиса государство потратило 3,7 трлн. рублей. В дальнейшем правительство планирует предпринять следующие меры:

  • Тарифные решения - снижение темпов роста цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий и компаний инфраструктурных секторов, что ограничит рост цен на коммунальные услуги для населения и повышение издержек энергоемких (газоемких) производств.

Предусматривается более плавное, чем планировалось ранее, повышение тарифов на газ в 2009 г.: 5% с 1 января, 7% с 1 апреля, 7% с 1 июля, 6,2% с 1 октября.

В течение последних лет инфляция постепенно увеличивалась несмотря на противоинфляционные действия властей. Среди причин можно назвать созданные факторами спроса и факторами предложения[25].

Факторы спроса — большие доходы от экспорта энергоресурсов, поступавшие в российскую экономику, чрезмерно увеличивали денежную массу. Помимо этого, росту цен способствовал потребительский бум, обусловленный высокими темпами роста реальных располагаемых доходов населения.

Факторы предложения — растущие цены на нефть провоцировали рост цен на бензин, а, значит, и рост издержек российских производителей. Сюда же относится и высокая динамика роста цен на сырье на внутреннем рынке, наблюдавшаяся в последние годы[7].

 

 

3.2 Основные направления  совершенствования государственного  регулирования деятельности крупного  бизнеса в России

 

Исходя из значимости хозяйственной  кооперации малого, среднего и крупного предпринимательства для повышения  эффективности производства, а значит и для социально-экономического развития страны, давно назрела необходимость  формирования корпоративной государственной  политики с ее концептуальным и институциональным  обеспечением.

Данная политика должна включать меры по нормативно-правовому регулированию  хозяйственной деятельности предприятий, различных по масштабам своей  деятельности, а также условий  и форм их взаимодействия между собой, экономическому (в том числе налоговому) стимулированию, регулированию отношений  занятости. Реализация такой политики откроет для российских предприятий  также и перспективы к международной  интеграции, что, безусловно, будет  способствовать оживлению отечественной  экономики. Особое значение в этом аспекте  принадлежит проблемам взаимодействия государства и крупного бизнеса[10].

Информация о работе Крупный бизнес в России