Крупный бизнес в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование закономерностей и механизм развития крупного бизнеса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………..……………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КРУПНОГО БИЗНЕСА……………………..…4
Понятие крупного бизнеса……………………………………..…..4
Правовые основы функционирования крупного бизнеса………..5
История возникновения крупного бизнеса……………………....11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРУПНОГО БИЗНЕСА………………………………………………………………………...17
2.1 Организационные формы крупного бизнеса……………………......17
2.2 Механизм функционирования крупного бизнеса…………..………23
2.3 Концентрация крупного бизнеса……………………………..……..33
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРУПНОГО БИЗНЕСА………………………………………………………………………...39
3.1 Роль правительства Российской Федерации в регулировании крупного бизнеса…………………………………………………...……………39
3.2 Основные направления совершенствования государственного регулирования деятельности крупного бизнеса в России…………………….41
3.3 Проблемы развития крупного бизнеса в России……………….…..49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………………………….56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..58

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 104.87 Кб (Скачать файл)

По структуре участников финансово-промышленные группы (ФПГ) напоминают холдинг. В их состав наряду с предприятиями  материального производства (промышленности, строительства, транспорта и др.) входят финансовые организации, прежде всего  банки. При их формировании в качестве главной ставиться задача объединения  банковского капитала и производственного  потенциала. При этом основным доходом  банка, входящего в ФПГ, должны быть дивиденды от повышения эффективности  работы производственных предприятий, а не процент по кредитам.

Холдинги, ФПГ и другие межотраслевые объединения с  государственным капиталом могут  получить статус независимого органа или подчиняться правительству. К 1998 г. в России действовало около 75 ФПГ, которые в значительной степени  формировали экономическую и  техническую политику страны. К этому  времени ФПГ официально объединяли свыше 1150 предприятий России и других стран, более 160 банков и прочих финансовых учреждений. Концентрация крупного и промышленного финансового капитала, кооперирование производства, скоординированные действия предприятий в рамках одного управляющего органа позволили Российским ФПГ увеличить в 1997 г. экспорт продукции на 30 %. При общей стагнации промышленного производства предприятия, вошедшие в состав ФПГ, достигли достаточно высоких (10 – 15 %) темпов наращивания выпуска продукции. Инвестиции в реальный сектор ведущих ФПГ выросли за год в 2,5 раза[13].

Банки и предприятия –  участники отдельных ФПГ в  праве входить в состав неограниченного  числа других объединений. За результаты деятельности ФПГ, в состав которой  входит данное предприятие или банк, они отвечают лишь в пределах своих  конкретных взносах и обязательств. Поэтому ФПГ с учётом их прямых и опосредованных связей порой охватывают огромный сектор экономики отдельных  стран и морового рынка.

Специалисты в области  хозяйственного менеджмента полагают, что растущее влияние и увеличение масштабов деятельности крупных  диверсифицированных объединений  типа холдингов и ФПГ связаны  с развитием системы корпоративного планирования и управления экономикой, характерной для любой индустриально  развитой хозяйственной системы. Именно такого рода объединения оказываются  локомотивами экономического роста.

Ассоциация – это добровольное объединение (союз) независимых производственных предприятий, научных, проектных, конструкторских, строительных и прочих организаций. Ассоциация – орган, как правило, с ограниченной, а порой и чисто  номинальной взаимной ответственностью. Участники ассоциации являются самостоятельными юридическими лицами и отвечают лишь по своим обязательствам перед партнёрами. Как правило, лишь в пределах имущества  и денег, которые были добровольно  переданы ими в коллективное пользование. Участники не несут ответственность  за результаты деятельности вошедших в неё предприятий и лиц, если это специально не оговорено в уставе[22].

Предприятия и организации, входящие в ассоциацию, координируют свою деятельность лишь в той области  хозяйства, к которой имеет отношение  ассоциация. Как правило, входящие в  ассоциацию предприятия самостоятельно разрабатывают долговые и долгосрочные планы собственного экономического и социального развития. После  согласования планов отдельных участков с партнёрами по ассоциации составляется объединённый план, выполнение которого контролируется правлением ассоциации.

Предприятия и организации, вступившие в ассоциацию заключают  договор о совместной деятельности.

Наряду с бессрочными  организационными объединениями, такими как товарищество, акционерные общества, холдинги, ФПГ, ассоциации и др., возникают  временные объединения предприятий (организаций) для решения конкретных задач в течение определённого  периода времени. Такого рода объединения  получили названия консорциумы. Они  объединяют предприятия и организации  независимо от их отраслевой принадлежности, подчинённости и формы собственности. Участники консорциума сохраняют  хозяйственную самостоятельность  и могут быть одновременно членами  других ассоциаций, совместных предприятий, консорциумов. После выполнения задач  консорциум прекращает своё существование[18].

К консорциумам следует отнести  и временные межотраслевые инвестиционные, научно-технические и другие комплексы, создаваемые для реализации научно-технических  инвестиционных, экологических и  других программ.

Одной из ассоциативных форм коллективного предпринимательства  является синдикат. Данная форма предпринимательства  связана в основном соотношения  сбытом продукции и распространена главным образом в добывающих отраслях, сельском и лесном хозяйстве. Главной задачей синдиката – организовать совместный сбыт продукции (нефти, угля, железной руды, зерна, хлопка и т.д.).

Как правило, синдикат организует единую службу (контору) по сбыту, в  которую члены синдиката должны сдавать по заранее оговоренной  цене и квоте продукцию, предназначенную  для совместной продаже. Дирекция синдиката  в ряде случаев организует закупку  сырья, материалов и других продуктов  для участников синдиката на деньги, вырученные от продажи их продукции. Внутри синдиката допускается конкурентная борьба. Основная цель синдиката –  расширить и удержать рынки сбыта, регулировать объёмы выпуска продукции  внутри синдиката и цены на внешних  рынках сбыта продукции. Можно выделить четыре основные, фундаментальные причины, стимулирующие рост корпораций:

Первая - стремление к получению экономии на масштабе производства (технологическая экономия). Она образуется при увеличении объема выпуска данной продукции за счет сокращения издержек на ее единицу. Это сокращение достигается изменением характера используемых ресурсов, что проявляется в усилении специализации применяемого труда, введения автоматического оборудования, в том числе автоматических сборочных линий и др. Укрупнение предприятия способствует развитию концентрации производства на крупных предприятиях, образованию многозаводских и отраслевых монополий.

Вторая причина - стремление к экономии на масштабе сферы деятельности (другой термин - экономия на разнообразии производственной продукции и рынков сбыта). Это вид экономии, названный английским экономистом Е. Пенроуз экономией на росте, образуется благодаря несбалансированности роста фирмы, на которой постоянно возникают новые неиспользуемые в данный момент времени производственные и финансовые ресурсы. Экономия от использования этих ресурсов и становится стимулом к расширению сферы деятельности фирмы. Она зависит от специфического набора производственных ресурсов, которыми располагает фирма, поэтому большинство фирм стремится к проникновению в те области, в которых технологические и рыночные факторы являются общими с основным производством фирмы. Благодаря экономии на масштабе сферы деятельности образовались крупные многопродуктовые, многоотраслевые и многонациональные компании. Инструментами их формирования являлись вертикальная интеграция (комбинирование), диверсификация (в том числе конгломерация) и интернационализация с ее высшей формой - глобализацией.

Третий стимул роста корпораций - экономия на транзакционных расходах. Эти расходы связаны с осуществлением рыночных договорных отношений и возникают тогда, когда происходит переход товара или услуги от одной технологически обособленной структуры к другой, то есть когда имеет место транзакция - сделка, операция, контракт, договор. Транзакционные расходы - это расходы на функционирование рыночной системы. Сокращение этих потерь достигается за счет ограничения объема рыночных отношений с помощью вертикальной интеграции, диверсификации и интернационализации. О. Вильямсон, опираясь на исследования изменения организационных форм корпораций в США в течение 150 лет, приведших к образованию современной фирмы, назвал эти расходы "главным фактором организационной эволюции корпораций". Современная корпорация, по его мнению, является продуктом серии организационных нововведений, цель и результат которых - экономия на транзакционных расходах. Иными словами, современная корпорация - средство уменьшения этих расходов.

Кроме того - большинство современных  крупных фирм - это международные  компании, работающие на глобальных рынках, что позволяет им использовать преимущества относительно дешевых ресурсов мировой экономики, размещая разные стадии производства в различных странах. С наибольшей наглядностью эти свойства крупного бизнеса проявились в деятельности современных транснациональных корпораций (ТНК). Последние благодаря огромной концентрации ресурсов и централизации финансовых и материальных потоков внутри корпорации способны сами создавать для себя эффективную рыночную и социальную инфраструктуру. Приходя в менее развитые страны, ТНК сами создают коммуникации, формируют модель поведения работников и потребителей, активно воздействуют на внутренне и международное законодательство.  В таблице приведены сильные и слабые стороны крупного бизнеса. Как видно из таблицы крупный бизнес имеет немало слабых сторон, а именно: Рост фирмы часто сопровождается снижением эффективности ее управления. Очень часто крупные фирмы имеют возможность регулировать спрос и цены на свою продукцию, что снижает стимулы к росту эффективности, и делает крупный бизнес негибким. Эти особенности крупных фирм создают возможности для устойчивого развития бизнеса в средних и мелких размерах[8].

 

 

2.2 Механизм функционирования  крупного бизнеса.

 

Монополии выступают в  различных организационных формах. Причем те или иные формы концентрации капитала порождают те или иные организационные  формы монополий.

  • Горизонтальная концентрация (интеграция) капитала (конец XIX в. – 20-е гг. XX в.) – экспансия предприятий на одноотраслевом уровне, т.е. образование монополистических объединений в рамках одной отрасли, к числу которых относятся:

Картель – монополистическое  объединение ряда предприятий одной  отрасли на основе соглашения о разделе  рынков, квотах (доля каждого участника  в общем объеме производства и  продаж товаров), уровне цен, обмене патентами  и т.п.; не ликвидирующее их производственную и коммерческую самостоятельность. Низшая форма монополистического объединения, получившая наибольшее развитие в Германии[8].

Синдикат – в нем  предприятия, сохраняя юридическую  и производственную самостоятельность, утрачивают коммерческую, что связано  с образованием синдикатской конторы, занимающейся совместным сбытом продукции  и едиными закупками сырья  в определенных количествах и  по определенным ценам. Более высокая  ступень монополизации характерная  для Франции и России.

Трест – объединение собственности  и управления ряда предприятий одной  или нескольких отраслей промышленности с полной ликвидации их самостоятельности, как в коммерческом, так и в  производственном отношении, представляющее собой единое гигантское акционерное  общество слившихся предприятий, так  как все предприятия переходят  в собственность треста. Различают  горизонтальное трестирование (сахарные, табачные, нефтяные, автомобильные  тресты) и вертикальное трестирование (металлургические, машиностроительные тресты, которые называются комбинатами). Наибольшее развитие тресты получили в США[10].

  • Вертикальная интеграция или комбинирование (с 20-х годов XX века) – укрупнение размеров индивидуального капитала за счет проникновения в технологически сопряженные по вертикали стадии производственного цикла, т.е. объединение в рамках одной корпорации последовательных, взаимосвязанных производств ряда отраслей. Объединение такого типа, как уже отмечалось, называется комбинатом, который образуется либо по линии последовательной обработки сырья (например, металлургический комбинат соединяет шахты по добыче руды, чугунолитейные, сталеплавильные и машиностроительные заводы), либо по линии комплексного использования сырья (цветная металлургия комбинируется с химической промышленностью на основе использования отходящих газов, вокруг электростанций создаются заводы по производству алюминия, получения азота и т.д.) Часто комбинаты объединяют в производство, как по линии обработки сырья, так и по линии его комплексного использования, например, при металлургических комбинатах создаются химические заводы, использующие отходы производства – доменные и коксовые газы, шлак и т.д.. На мясокомбинатах последовательная обработка сырья – производство мяса, колбас, консервов – часто сочетается с использованием отходов для производства клея, пуговиц и т.д.. Комбинаты существуют в металлургической, химической, автомобильной, пищевой, машиностроительной продукции и ряде других отраслей.
  • Диверсификация (с середины 50-х гг. XXв. по н.в.) – проникновение капитала данной корпорации в другие отрасли, прямо не связанные с основной сферой ее деятельности. Организационной формой монополии, возникающей на ее основе, является концерн – комплекс предприятий различных отраслей хозяйства, находящихся под финансовым контролем головной компании (холдинг-компании), которой принадлежит реальная власть в этом объединении. Как правило, в концерн входят промышленные, торговые, транспортные предприятия, банки, страховые компании. Предприятия, входящие в концерн, сохраняют свою производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность, но связаны между собой отношениями финансовой зависимости, установленной через скупку контрольных пакетов акций.

Различают диверсификацию: а) в узком смысле слова, которая  означает организацию собственного производства оборудования для внутренних нужд фирмы или присоединение  к ней производств потребителей традиционной продукции; б) в широком  смысле слова она включает в себя вертикальную интеграцию и конгломерацию.

  • Конгломерация (60-70-е гг. XXв.) – финансовое объединение разнородных производств, не имеющих технологической близости и не являющихся этапами единого производственного цикла, не связанных ни рынком, не имеющих профилирующей специализации. На ее основе возникает конгломерат – монополистическое объединение, образованное путем поглощения двух-трех десятков мелких и средних фирм, не имеющих между собой никаких производственных или иных функциональных связей. Главная цель поглощения – получить дополнительную прибыль за счет игры на курсах акций (т.е. спекулятивное образование). Поэтому многие конгломераты либо быстро распадаются, либо превращаются в обычные диверсифицированные концерны, в которых сохраняется отраслевая специализация производств, близких основному по технологии, используемому сырью или рыночным характеристикам продукции.

Информация о работе Крупный бизнес в России