Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 22:25, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономическая теория"
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.
Раздел 1. Введение. Общие основы экономики.
Тема 1. Предмет и метод экономической науки
Вопросы:
Предмет и функции экономической науки.
Методы экономической науки.
Предмет и функции экономической науки
Существует несколько подходов к определению экономики. Само слово «экономика» греческого происхождения (ойкос — хозяйство, номос — закон), оно означает «законы хозяйствования». Сегодня термин «экономика» используется в двух основных значениях: во-первых, как синоним слова «хозяйство» (экономика страны, региона, предприятия, плановая, рыночная экономика и т.п.), во-вторых, как название науки, изучающей теоретические основы хозяйствования.
В более строгом понимании экономика представляет собой совокупность всей системы отношений людей между собой в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей. Наука об экономике, дающая цельное представление о всей экономической жизни людей в системе понятий, категорий, принципов, теорий и экономических законов, называется экономической теорией.
Экономическая теория – наука, изучающая механизм хозяйствования и экономические законы, регулирующие отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг на различных структурных уровнях экономической системы – микро-, макроэкономики и мирового хозяйства.
Современная экономическая наука исходит из положения о безграничности потребностей в условиях ограниченности (редкости) ресурсов, что определяет необходимость выработать эффективный механизм их использования. Исходя из этого подхода экономика (экономическая теория) определяется как «наука о том, как общество использует редкие ресурсы для производства ценных товаров и распределения их среди людей» (П. Самуэльсон).
Экономика — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для удовлетворения этих потребностей. Исходя из различных подходов к определению науки можно выделить и несколько понятий предмета науки.
Предмет курса экономики включает:
• разрешение вопросов: что производить, как и для кого;
• выбор производства при ограниченных ресурсах с целью более полного удовлетворения неограниченных потребностей и более рационального и эффективного их использования;
• познание законов развития экономических процессов и механизма хозяйствования.
• познавательная — изучает экономические явления, выясняет суть процессов и явлений, раскрывает законы, управляющие хозяйственными процессами; теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, в чем суть, причины, последствия экономических процессов (в чем суть инфляции, как предложение влияет на цены и т.п.). На основе теоретических обобщений реальных фактов хозяйственной жизни экономика объясняет, что есть или что может быть, формулирует принципы экономического поведения (позитивная экономика).
• практическая - анализирует создавшиеся проблемы и предлагает пути их решения, разрабатывает научные прогнозы, выявляет перспективу общественного развития. На основе позитивных знаний экономика дает рекомендации, предлагает рецепты действий. Она объясняет, что должно быть, какой должна быть экономика (нормативная экономика). Эта функция экономики тесно связана с экономической политикой.
Экономическая политика представляет собой систему мероприятий, направленных на достижение экономических целей.
Экономика — общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества и как таковая тесно связана с другими общественными науками: историей, социологией, политологией, психологией, юриспруденцией и т.д. Связь экономики и юриспруденции обусловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплетаются. Экономика не может нормально функционировать без соответствующей правовой основы — совокупности норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов как на микро-, так и макроуровне.
Разделы экономической теории
• микроэкономика - исследует поведение отдельных экономических субъектов — покупателей, фирм, анализирует механизмы функционирования отдельных рынков, распределение ресурсов и их использование, формирование доходов и т.п;
• макроэкономика - рассматривает экономические процессы на уровне национальной экономики , такие общие явления и процессы как темпы роста национального производства, инфляция, безработица, бюджетный дефицит, государственный долг, методы государственного регулирования и т.п
• мировая экономика (мегаэкономика) - рассматривает экономические отношения в мировом сообществе.
При анализе экономических процессов экономисты отбирают факты, обобщают их, устанавливают причинно-следственные связи, выявляют закономерности, используя общенаучные методы исследований: научную абстракцию, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, выдвижение и проверку гипотез, моделирование, экспериментирование и т.п.
Методы экономической науки.
Метод науки - принципы, подходы, формы и способы познания предмета данной науки.
Диалектический метод:
• все явления и отношения находятся в процессе развития и изменения;
• развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему;
• движущей силой развития являются единство и борьба противоположностей.
Метод научной абстракции — суть — очищение исследуемого предмета от частного, случайного и выделение наиболее существенного, постоянного, типичного Результат научной абстракции — категории, понятия, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов (цена, прибыль, рента и т.п.), и экономические законы (принципы), отражающие постоянные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи между экономическими явлениями (закон спроса: повышение цены (причина) ведет к снижению спроса (следствие)).
Метод анализа и синтеза — предмет, явление расчленяются на составные элементы, которые изучаются, и дается определение целого; при синтезе происходит соединение элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, противоречия и намечаются пути их устранения.
Метод индукции (вывод теории из фактов и наблюдений) и дедукции (формулирование гипотез и подтверждение их фактами).
Метод исторического и логического — исследования происхождения явления, этапов и тенденций его развития.
Метод системного подхода — экономический объект рассматривается как система, с выделением причины и следствий, корреляционной зависимости.
Экономическое моделирование. Модели представляют собой упрощенное, формализованное описание экономической реальности, они, игнорируя многочисленные второстепенные детали позволяют лучше понимать и описывать причины, взаимосвязи, последствия тех или иных экономических процессов и явлений.
Математическое моделирование в экономике достаточно сложно, так как экономика — многомерная система, характер функционирования и развитие которой носит в значительной мере стохастический (вероятностный) характер, находится под воздействием множества внешних факторов.
Функциональный анализ. При характеристике зависимостей и взаимосвязей между экономическими процессами одни факторы рассматриваются как данные, независимые, а другие как зависимые, производные от первых. Например, спрос рассматривается как функция цены.
Экономический эксперимент — это искусственное воспроизведение экономических явлений в определенных условиях с целью их изучения и дальнейшего практического изменения.
Экономическая теория использует и другие методы: графических изображений, статистические, математические, сравнительного анализа и т. д.
ТЕМА 2.Потребности и ресурсы. Экономические системы
Вопросы:
Факторы производства
Классификация потребностей
Проблема выбора в экономике
Экономический рост
Экономическая система и ее элементы
Типы и формы собственности
Виды экономических систем
ПРОИЗВОДСТВО:
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, ФАКТОРЫ,
Производство — процесс создания разных видов экономического продукта — благ и услуг для удовлетворения определенных потребностей. Сферы:
сферу материального производства, включающую в себя производство продукта в материально-вещественной форме (уголь, цемент, обувь, станки и т.п.) и оказание услуг материального характера (химчистка, прачечная, транспорт, связь).
непроизводственную сферу, включающую в себя духовную, интеллектуальную деятельность, результатом которой являются нематериальные блага (научные открытия, изобретения, книги, картины), и оказание услуг нематериального характера (просвещение, здравоохранение, театр и т.п.).
Для того чтобы произвести какие-либо экономические блага, необходимы определенные ресурсы. Производственные ресурсы — это природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в процесс производства. К ним относятся природные, трудовые (человеческие), материальные, финансовые и др. ресурсы.
Факторы производства — реально вовлеченные в процесс производства ресурсы: земля, труд, капитал, предпринимательская активность. В любом производстве они соединяются определенным образом и взаимодействуют.
Основные факторы производства — это труд, земля, капитал и предпринимательская деятельность.
Труд (L – labour) — целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Это затраты физической и умственной энергии, позволяющие создавать полезные для общества товары и услуги.
Земля (Т – terra) — это все природные ресурсы, которые используются в производстве: пахотные и другие земли, леса, полезные ископаемые, воду и т.п.
Капитал (С – capital) — инвестиционные ресурсы, произведенные товары длительного пользования, используемые для производства других товаров. К капиталу относят: здания, сооружения, станки, оборудование и т.п.
Предпринимательская деятельность (Е – enterprise) — целесообразная деятельность людей, направленная на получение прибыли (нахождение наиболее эффективных вариантов соединения этих факторов, позволяющих максимизировать прибыль; принятие на себя материальной ответственности, риска (предприниматель рискует своим капиталом, деньгами, авторитетом и т.п.)
Все факторы производства
можно рассматривать как вещест
Деньги не являются производственным фактором. Они являются условием приобретения ресурсов.
Сегодня к необходимым для производства факторам добавляют такие специфические факторы как информацию, обладание новейшими технологиями, наличие развитой инфраструктуры .
Производственная инфраструктура – сеть обеспечения функционирования производства (дороги, коммуникации, транспорт, энергоснабжение, связь и т. д.)
Социальная инфраструктура
– обеспечение
Особое значение играют нематериальные ресурсы: информация, квалификация кадров, организация производства, знание рынка и др.
Система потребностей
Потребности — это выражение нужды, недостатка в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом. Они порождаются биологической природой человека, его духовным миром, экономическими, социальными условиями его жизни, научно-техническим прогрессом и т.д.
Взаимосвязь потребностей и производства
• потребности — внутренне побуждающий мотив производства;
• производство создает экономический продукт и порождает конкретную потребность в них.
Классификация потребностей в зависимости
. от роли в производственном процессе:
производственные (средства производства и рабочая сила) и непроизводственные (воспроизводство рабочей силы);
• от масштаба и структуры производства:
Перспективные (максимальный объем освоенных производственных благ, который мог бы быть потреблен обществом, если бы он был в наличии); фактически удовлетворяемые (потребности могут быть удовлетворены при фактическом состоянии производства с учетом отклонений);
• от роли воспроизводства человека (рабочей силы): физические (биологические); интеллектуальные; социальные;
• от социальной структуры: общества в целом (защита родины, развитие науки, образования, охраны здоровья); классов, социальных групп; личные (потребности отдельных людей);
• по настоятельности (очередности): первичные (необходимые) — в еде, питье, одежде и т.д.; представляют собой самые насущные потребности человека; вторичные (избыточные) - в образовании, искусстве, развлечении и т.д.; являются взаимозаменяемыми и связаны преимущественно с духовной, интеллектуальной деятельностью человека.