Курс лекций по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 22:25, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономическая теория"

Файлы: 1 файл

экономика-краткий конспект лекций.doc

— 694.00 Кб (Скачать файл)

2. ярмарки — региональные периодические торги в определенное время (воскресенье, праздники и т.д.);

3. аукционы — особые рынки, созданные в отдельных местах для продажи реальных товаров на конкурсной основе.

4. информационная система; рекламные агентства

5. торговая  сеть (оптовая, специализированная, фирменная торговля)

6. банковские и кредитно-сберегательные учреждения, средние и мелкие коммерческие банки.

Главные экономические задачи рыночной экономики - что, как и для кого производить — решаются с помощью  рыночного механизма.

 

 

 

Рыночный  механизм — реализация экономических отношений с помощью взаимодействия, спроса, предложения и цены.

Основные элементы рыночного механизма: спрос; предложение; цена; конкуренция.

Формы и виды конкуренции

• совершенная — между большим числом производителей примерно с одинаковыми объемами идентичной продукции. Ее черты:

• большое число фирм-конкурентов, предлагающих однородную продукцию многим покупателям. Объем производства и предложение каждой фирмы незначительны и не влияют на рыночную цену и конъюнктуру;

• однородность продукции в рамках одного производственного сектора множества фирм;

• несовершенная — состояние рыночной системы, при которой нарушаются условия совершенной конкуренции. Ее определяет появление на рынке монополий. Ее виды:

• монополия чистая — один продавец, отсутствие товаров-заменителей, цены диктует производитель, вступление в отрасль заблокировано;

• монополистическая конкуренция — много фирм разных размеров, тип продукта дифференцированный, вход в отрасль несложный, незначительный контроль цен;

олигополия — несколько  крупных фирм, ограниченный контроль над ценой, тип продукта стандартизированный или дифференцированный, возможны препятствия при входе в отрасль.

Методы конкурентной борьбы

• силовые — лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок изделий новых марок и видов и т.д.;

• ценовые — применение монопольно высоких и монопольно низких цен, использование монополиями дискриминации: демпинговые — продажа товара за границей по более низкой цене, чем на отечественном рынке; бросовые — цены ниже издержек;

• неценовые:

• конкуренция по продукту — захват части рынка конкурента за счет продажи продукции нового ассортимента и высокого качества при одной и той же цене;

• конкуренция по условиям продаж — привлечение покупателей к своим товарам: через рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы для постоянных покупателей, продажу товара в рассрочку, лизинг (сдача средств производства в аренду), товарные знаки, товарные марки фирм.

Модели рыночной экономики

В рыночной экономике государство не исправляет рыночный механизм, а создает условия его функционирования. В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, выделяют следующие модели современного рыночного хозяйства.

1. Социальное рыночное хозяйство. Значительная доля государственного сектора (около 30%). Приоритет социальных программ. Долгосрочное программирование. Примеры: «шведская», «немецкая» модель» и другие.

2. Смешанная экономика.  Небольшая доля государственного сектора (10-15%). Приоритет свободного рынка и частного предпринимательства. Государственное регулирование и контроль в отдельных сферах экономики. Наиболее полно проявляется в США.

3. Корпоративная экономика.  Незначительная доля государственного  сектора. Приоритет интересов крупного бизнеса. Поддержка государством национальных корпораций на мировом рынке. Примером такой модели является Япония.

 

МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 4. Рыночный механизм

Спрос и предложение

Равновесная цена

Эластичность спроса и предложения

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Спрос (D – demand) — представленная на рынке потребность в благах, подкрепленная денежными средствами.

 Кривая DD' называется кривой спроса. Она показывает обратную зависимость величины спроса от цены (P – price): с увеличением цены спрос падает, и наоборот.

Qd = f (1/р);   .

 

 Количество товара

Рис. 1 Кривая спроса

Величина (объем) спроса — количество благ, которое покупатель желает и способен приобрести в данный период времени, при определенных условиях.

На величину спроса влияют ценовые и неценовые факторы:

• ценовые  – повышение цены сужает круг покупателей данного товара, а при снижении ее круг покупателей расширяется. Существует обратная связь между ценой и величиной спроса;

• неценовые:

• доходы потребителей; Различают товары высшей категории («нормальные товары») и товары низшей категории. Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот.

• вкусы потребителей (мода); проявляется «эффект присоединения к большинству»;

• рост общего числа покупателей. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозного состава покупателей.

• цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые — субституты и взаимодополняемые -комплементы);

Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорожные перевозки.

Если товары взаимодополняемые, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой — обратная. Рост цен на магнитофоны приведет к снижению спроса на кассеты.

• потребительские ожидания. Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (инфляционный, ажиотажный спрос), и наоборот. Если покупатели ожидают увеличения доходов, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос).

Кривая  спроса — представленная в графической форме зависимость между величиной спроса на товар (количество которого могут и хотят приобрести покупатели) и его рыночной ценой.

Изменение цены товара приводит к движению вдоль (по) кривой спроса, а изменение спроса под влиянием неценовых факторов — к смещению кривой спроса.

Закон спроса — рост цен приводит к снижению величины спроса на товары при прочих равных условиях.

Цена  спроса — максимальная цена, которую покупатель согласен предложить за единицу товара в данный момент.

Отклонения  от закона спроса

• величина спроса на товары первой необходимости при повышении цен также продолжает расти (товары Гиффена). Английский экономист XIX в. Р. Гиффен заметил, что во время голода в Ирландии в 1846 г. спрос на картофель, составляющий основную часть рациона ирландцев, возрастал, несмотря на то, что цены на него тоже росли. Спрос на товары низшего качества, составляющие большую долю дохода потребителя, может возрастать и при повышении цен.

• при снижении цен на высококачественные товары роскоши спрос не растет, а снижается, так как уменьшается социальный статус и престиж их владельцев ("эффект сноба", или "эффект Веблена");

• при аномальной реакции спроса в кратковременный период за ростом цен наблюдается и рост спроса (срабатывает механизм потребительских ожиданий).

 

 

 

 

Для экономического анализа  недостаточно определить направление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется эластичностью спроса. Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу  и перекрестную эластичность

  1. Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены. (Реакция покупателя на изменение цен данного товара). Измеряется коэффициентом эластичности (Еd) – определяется как отношение процентного изменения количества продукции на которую изменяется спрос, к процентному изменению цены

Ed=изменение количества спрашиваемой продукции/первоначальное количество спрашиваемой продукции : изменение цены / первоначальная  цена.

   Эластичность

 

Соотношение изменения  спроса и цены

коэффициент

Совершенно неэластичный спрос

Е=0

Цена растет (падает), спрос постоянен

Неэластичный спрос

Е< 1

Цена растет (падает) больше, чем спрос

Эластичный спрос -

Е> 1

Цена растет (падает) меньше, чем спрос

гЕдиничная эластичность спроса

•Е= 1

Спрос и цена изменяются в равной степени

Совершенно эластичный спрос

Е=оо

Спрос растет (падает), цена постоянна


 

Примерами разной эластичности спроса на различные товары могут служить:

• спрос на инсулин — совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина (спрос постоянен);

• спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) — неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;

• спрос на предметы роскоши — эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;

• спрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и транспортные тарифы;

Факторы ценовой  эластичности

• заменяемость — спрос на товар, имеющий больше товаров-субститутов, будет более эластичным;

• удельный вес в бюджете потребителя — при большем удельном весе данного товара в бюджете при прочих равных условиях эластичность спроса на этот товар будет выше;

• временной фактор — с течением времени спрос становится более эластичным:

• вкусы и предпочтения потребителей консервативны и необходимо время для адаптации;

• доступность блага — чем выше товарный дефицит, тем ниже эластичность спроса на данный товар, нет выбора, и товар покупается по цене на данный момент;

2. Перекрестная эластичность — эластичность, показывающая, как изменяется спрос на товар А при изменении цены на товар В на 1 % (для товаров-комплементов она отрицательна, т.е. увеличение цены на один из них вызывает снижение спроса на другой). Если:

Е  > 1, то товары.а и b — взаимозаменяемые;

Е < 1, то товары а и b — взаимодополняемые;

Е = 1, то товары а и Ь — независимые друг от друга.

3. Эластичность по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода

Ei = процентное изменение величины спроса / процентное изменение величины дохода

Классификация товаров по эластичности спроса по доходу

• при Е.<0 – товары низшей категории (отражает сокращение производства в соответствующих отраслях);

• при 1<Е>0 –  товары первой необходимости;

• при Е>1 – нормальные товары (предметы роскоши) –представляет ситуацию активного развития отраслей, производящих эти товары.

 

Предложение: понятие, факторы, эластичность

Предложение (S – supply) — количество товаров, которое предлагается на рынке в определенный промежуток времени при определенных условиях.

Величина (объем) предложения – это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить в данный промежуток времени  при определенных условиях

Связь между уровнем  цен и предложением описывает закон предложения, согласно которому изменение цены влечет за собой однонаправленное изменение величины предложения. Иными словами, с увеличением цены предложение растет, и наоборот.

S=f(p); f(p)>0.

Кривая  предложения — представленная в графической форме зависимость между величиной предложения товара на рынке и его рыночной ценой.

Кривая предложения S отражает прямую зависимость между ценой товара Р и объемом его предложения Q на рынке. Тенденция к увеличению предложения при росте цен объясняет что предприниматели получают добавочную прибыль и имеют возможность расширить производство. Кроме того, повышение цен на продукцию может привлечь в данную отрасль новых производителей.

 

Количество товара, ед.

Рис. 2. Кривая предложения

Как и в случае спроса, существует ряд неценовых факторов, влияющих на объем предложения:

Информация о работе Курс лекций по "Экономической теории"