Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 22:25, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономическая теория"
Деньги являются абсолютно ликвидным средством обмена (товар, имеющий наибольшую способность к сбыту). Ликвидность — это возможность использования в качестве платежного средства. Ликвидность связана с издержками обмена. Чем меньше издержки обмена (потери при обмене), чем полнее сохраняется номинальная стоимость актива, тем выше его ликвидность.
Функции денег
• мера стоимости — выражают стоимость всех других товаров (измерение ценности блага осуществляется только через его цену, т.е. количество денежных знаков, выражающее экономическую ценность данного блага).
• средства обращения — выполняют роль посредника в процессе товарного обмена, который называется товарным обращением: Т — Д — Т, где Т — Д - продажа, Д - Т – купля. Эта функция позволила заменить натуральный обмен одного товара на другой (бартер).
• средство сбережений или накопления — деньги перестают обращаться (товар продан, и не следует покупка другого товара). В этой функции отражена способность денег в любое время выступить как платежное средство.
• средство платежа — используются тогда, когда товары продаются в кредит, т.е. в долг, а также при уплате земельной ренты, налогов, квартирной, заработной платы и т.д.;
• роль мировых денег — обслуживают международные торговые операции, служат международным платежным средством в качестве золота или валюты.
В ходе развития человеческого общества менялись природа и характер денег. Принято выделять три основных вида денег:
Товарные деньги — это определенный вид товара (в разные эпохи это были скот, меха, ракушки, соль и т.п). Металлические — золото и серебро. Этому способствовали такие их физические свойства: однородность, делимость, сохраняемость, редкость.
Бумажные деньги — это надлежащим образом оформленные листки бумаги, выполняющие функции денег. Бумажные деньги практически не имеют собственной вещественной стоимости. Раньше они выступали как представители (заместители) золота в обращении. С выполнением деньгами функции средства платежа связано появление кредитных денег.
Кредитные деньги - платежные средства и средства обращения - векселя, банкноты, чеки, возникшие на основе развития кредита.
Виды кредитных денег
• вексель — ценная бумага, письменное долговое обязательство, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по истечении срока требовать с должника уплаты обозначенной денежной суммы;
• банкнота — разновидность денежных знаков, выпускаемых в обращение центральными эмиссионными банками при совершении кредитных операций;
• чек — денежный расчетный документ, содержащий приказ (поручение) владельца счета банку о выплате указанной в нем суммы.
• кредитная карточка — именной платежно-расчетный документ, позволяющий заимствовать деньги или оплачивать товары или услуги.
Современные бумажные деньги — банкноты — это долговые обязательства государственных центральных банков. Сегодня эмиссия (от лат. эмиссио — выпуск) бумажных денег не связана с золотом, она регулируется центральным банком и определяется национальным объемом производства.
Теории денег
• металлическая — деньги отождествляются с благородными металлами. По мнению ее сторонников-меркантилистов, золото и серебро являются деньгами по своей природе в силу естественных свойств;
• номинальная — деньги считаются знаками стоимости, условными счетными единицами, а товарная природа денег отрицается;
• количественная — величина стоимости денег находится в обратной зависимости от их количества (больше денег — меньше их стоимость);
• регулируемой валюты —
Дж. М. Кейнс считал, что количество денег
в обращении может определяться государством.
Рынок — система экономических отношений, складывающихся при купле-продаже товаров.
Сущность рынка
• механизм взаимодействия покупателей и продавцов на основе спроса и предложения;
• в узком значении — отношения между покупателями и продавцами при купле-продаже в определенное время и в конкретном месте на основе спроса и предложения;
• в широком значении — система воспроизводства, осуществляемая под воздействием спроса и предложения;
• сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции и услуг.
Условия возникновения рынка
• общественное разделение труда — отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла как самостоятельной отрасли, возникновение купечества; затем дробление отраслей, а также специализация производства;
• экономическая обособленность и самостоятельность производителя; частная собственность, производитель сам решает, какую продукцию и как производить, кому и где ее продавать.
Существуют десятки определений рынка, каждое из которых акцентирует внимание на той или иной его стороне:
• рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться;
• рынок — это система, в которой решения о распределении ограниченных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей людей, принимаются самими потребителями и производителями;
рынок – это механизм, посредством которого покупатели и продавцы взаимодействуют для установления цен и количества товаров и услуг
• рынок — совокупность отношений товарного обмена, механизм взаимодействия продавца и покупателя, сфера обмена внутри страны и между странами;
Рынок — это система отношений обмена, устанавливающих непосредственную связь между покупателем (потребителем) и продавцом (производителем).
Субъекты рынка — участники рыночных сделок (купли-продажи):
• домашние хозяйства — собственники и поставщики факторов производства, предприниматели (физические лица);
• объединения — предприятия, фирмы, акционерные общества, поставляющие товары или выполняющие услуги с целью получения дохода, прибыли;
• правительство (государство) — бюджетные организации, осуществляющие регулирование экономики.
Объекты рынка — материальные и нематериальные блага,
факторы и средства производства,
вовлеченные в отношения купли-
Принципы функционирования рыночной экономики:
• регулирующая — регулирует спрос и предложение через механизм цен;
• стимулирующая — стимулирует внедрение научных и технических разработок, снижение затрат на производство продукции, повышение ее качества, расширение ассортимента;
• информационная — дает необходимую информацию хозяйственным субъектам (фирма постоянно сверяет собственное производство с меняющимися условиями рынка);
• посредническая — дает возможность покупателю выбирать оптимального поставщика продукции, а продавцу — наиболее подходящего покупателя;
• санирующая — избавляет общественное производство от нежизнеспособных фирм и поощряет развитие эффективных, перспективных фирм;
• социальная — дифференцирует субъектов рынка.
Рыночная экономика способствует:
• удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг. Любой хозяйствующий субъект, писал А. Смит, «не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько он содействует ей. Он имеет в виду лишь свой собственный интерес... преследует лишь собственную выгоду, причем невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится к этому».
• свободе выбора и действий потребителей и производителей;
• эффективному распределению ресурсов в соответствии с потребностями общества;
• гибкости и высокой адаптивности к изменяющимся условиям;
• максимальному использованию достижений и стимулированию научно-технического прогресса;
• невозможности возникновения хронического дефицита. Неудовлетворенный спрос ведет к росту цен и повышает выгодность вложения средств именно в производство дефицитного продукта, тем самым снимая проблему дефицита;
• созданию стимулов к труду.
негативные черты рыночной экономики:
• монополизация рынка ведет к ограничению конкуренции, падает эффективность распределения ресурсов;
• рыночная система обладает низкой способностью к сохранению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды рынок;
• рынок не обеспечивает социальной справедливости; неравенство в доходах также ведет к неэффективному распределению ресурсов;
• рынку присущи такие негативные экономические явления, как инфляция, безработица, цикличность.
Схематично рыночная организация экономики может быть представлена моделью экономического кругооборота, характеризующей движение реальных экономических благ (товаров и ресурсов), сопровождающееся встречным движением денег.
Кругооборот товара и денег
На рынке товаров фирмы выступают в качестве продавцов, а домашние хозяйства — в качестве покупателей товаров и услуг, а на рынке ресурсов фирмы — покупатели ресурсов, а домашние
хозяйства — продавцы.
Домашние хозяйства получают доход,
продавая принадлежащие на правах частной
собственности ресурсы (труд, земля,
капитал, предпринимательские
Суммарная величина продаж фирм равна суммарной величине доходов домашних хозяйств.
Структура рынка
• по объектам обмена — товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг, труда, валютный, информации, интеллектуального продукта;
• в пространственном разрезе — местный (локальный), региональный, национальный, всемирный (мировой);
• по механизму функционирования — свободный (регулирует конкуренция), монополизированный (производство и обращение определяет группа монополий), регулируемый (регулирует государство);
• по законодательству — легальный (официальный), нелегальный (теневой);
• по степени насыщенности — равновесный (спрос и предложение равны), дефицитный (спрос превышает предложение), избыточный (спрос меньше предложения)
Инфраструктура рынка— система учреждений и организаций, обеспечивающих движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.
1. товарная биржа— форма торговли, при которой осуществляются оптовые сделки по купле-продаже товаров по образцам и стандартам предварительной биржевой экспертизы (продаются не сами товары как таковые, а контракты на их поставку). Различают биржи:
• специализированные — объект сделки — определенный вид однородного товара; универсальные — объект сделки — множество товаров;
• фондовые — рынок оптовой торговли ценными бумагами (акции предприятий, компаний, фирм, облигации). Основная функция — мобилизация временно свободных денежных средств через продажу ценных бумаг;
• биржа труда - организация, выполняющая посреднические операции при совершении купли-продажи рабочей силы;
Виды биржевых сделок: спот — реализация имеющегося товара и форвард - гарантия поставки товара в нужный срок (продается не сам товар, а право на его получение). Разновидности таких сделок фьючерсы — получение дохода от контракта на поставку товара. Брокерская фирма— официальное объединение нескольких брокеров, созданное для оказания посреднических услуг при проведении торговых, биржевых операций.