Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:58, курс лекций
Лекция 1.1. Экономическая теория: предмет, функции
Лекция 2.2. Эластичность и ее измерение
Лекция 2.8. Олигополия
Лекция 3.3. Макроэкономическая нестабильность
Лекция 3.4. Макроэкономическое равновесие в модели Кейнса
Рисунок 3.5.1 – Кривая Лаффера
При высоких налоговых ставках отсутствуют стимулы к увеличению дохода, следовательно, поступление налогов в бюджет снижается.
Налоги классифицируются по субъектам налогообложения (налоги с физических и юридических лиц); по уровням управления (республиканские и местные); по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные).
Прямые налоги – взимаются непосредственно по ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика.
Косвенные налоги – взимаются посредством включения в цену товара или услуги и уплачиваются покупателем.
В Республике Беларусь существуют следующие виды налогов: налог на прибыль и доходы предприятий; налог на добавленную стоимость (НДС); налог на экспорт и импорт (таможенные пошлины); подоходный налог с граждан; акцизный налог.
Перечисленные выше налоги дают более 80 % поступлений в государственный бюджет Республики Беларусь. Кроме них взимаются также экологический налог, земельный налог, налог на недвижимость, местные налоги, взносы во внебюджетные фонды социальной защиты и занятости, государственная пошлина и т. д. В перспективе предполагается усовершенствовать налоговую систему, проведя следующие мероприятия: уменьшение суммарной налоговой нагрузки; сокращение налоговых льгот; упрощение процедуры уплаты налогов.
4. Фискальная политика, ее виды и инструменты. Фискальная политика – воздействие государства на состояние экономики с помощью изменения величины государственных расходов и налогов. Выделяют следующие цели фискальной политики: сглаживание колебаний экономического цикла; обеспечение устойчивого экономического роста; достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.
Выделяют два вида фискальной политики: дискреционная и недискреционная (автоматическая). Дискреционная финансовая политика – сознательные решения правительства по изменению величины налогов и государственных расходов. Она может быть стимулирующей (увеличение государственных расходов, снижение налогов с целью стимулирования роста производства) или рестрикционной (увеличение налогов и снижение государственных расходов, чтобы сдерживать темпы инфляции).
Недискреционная (автоматическая) фискальная политика не требует специальных решений правительства, т. к. основана на действии встроенных стабилизаторов, приводящих к автоматическому изменению налоговых поступлений и государственных расходов. Встроенные стабилизаторы поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции. В качестве стабилизаторов выступают пособия по безработице, по бедности, прогрессивные подоходные налоги. В период спада стабилизаторы приводят к уменьшению налоговых поступлений и росту расходов бюджета, в период подъема происходит обратный процесс.
Фискальная политика может сопровождаться мультипликационным эффектом в виде роста ВВП, значительно превышающего прирост государственных расходов, вызвавших его. Выделяют мультипликатор государственных расходов – отношение изменения реального ВВП к изменению расходов государственного бюджета; налоговый мультипликатор – отношение изменения реального ВВП к вызвавшему его изменению налогов; мультипликатор сбалансированного бюджета – равное увеличение государственных расходов и налогов вызывает увеличение дохода на величину, равную приросту государственных расходов и налогов.
5. Сущность, виды и причины государственного долга. Государственный долг – это общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков. Или, другими словами, государственный долг – эта сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов посредством выпуска правительственных займов. В развитых странах правительственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные.
Причины государственного долга:
1. Спады в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить его путем продажи государственных ценных бумаг и государственных кредитов создают и увеличивают государственный долг.
2. Милитаризация экономики и войны. Военный сектор является не производственным, а потребляющим, правительство изыскивает средства для его финансирования через увеличение налогов, эмиссии денег, продажи облигаций населению. Увеличение налогов в краткосрочном периоде увеличивает налоговые поступления в бюджет. Однако в долгосрочном периоде это приводит к их уменьшению, так как налоговое бремя сдерживает предпринимательскую активность. Выпуск денег, необеспеченных товарами и услугами, усиливает инфляцию и подрывает механизм функционирования всей национальной экономики. Выпуск денежных бумаг, с одной стороны, позволяет привлечь сбережения населения, а с другой – образует и увеличивает государственный долг.
В зависимости от рынка размещения валюты, на котором выпущены и размещены займы, различают внутренний и внешний долг; в зависимости от срока погашения – капитальный и текущий долги.
Внутренний долг – это задолженность государства физическим и юридическим лицам данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных её правительством. Внешний долг – это задолженность страны государствам, физическим и юридическим лицам других стран. Наличие внешнего долга ведет к потере части национального продукта и падения престижа страны.
Экономические последствия государственного долга:
– он сокращает запас капитала в экономике. Отвлечение капитала для приобретения облигаций и векселей ведет к уменьшению акционерного капитала, что сокращает выпуск продукции и уровень жизни в будущем;
– процентные платежи по госдолгу обременительны для населения, т. к. покрываются за счет увеличения налогов и дополнительного выпуска денег;
– выплаты внутреннего долга сопровождаются перераспределением доходов среди населения в пользу наиболее обеспеченных слоев;
– для погашения внешнего долга нация вынуждена рассчитываться частью национального продукта, недвижимостью;
– рост внешнего долга подрывает авторитет страны; усиливает неуверенность населения в завтрашнем дне; происходит перекладывание долгового бремени на будущее поколение.
Для количественной характеристики государственного долга используются показатели общей задолженности, разности полученных и выданных кредитов, сравнение величины государственного долга с объемом ВВП, расчет задолженности на душу населения. Рассчитываются два показателя, характеризующие платежеспособность страны. Один показывает отношение величины внешнего долга к сумме валютной выручки (в расчете за год), второй соотносит годовой размер по долгу с объемом валютных поступлений за год. Критическим значение этого показателя считается 25 %.
С появлением долга появляется необходимость его управления, под которым понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств. Методы управления госдолгом:
1. Рефинансирование – выпуск новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов.
2. Конверсия – изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. Иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности. Частные национальные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности. Последствием этого является увеличение иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну финансовых ресурсов.
3. Консолидациия – изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Консолидация возможна только при взаимном согласии правительства-заемщика и правительства-кредитора.
Лекция 3.6. Денежно-кредитная политика
План лекции
1. Сущность и функции денег. Равновесие на денежном рынке.
2. Кредит. Кредитно-денежная система.
3. Кредитно-денежная политика и ее инструменты.
1. Сущность и функции денег. Равновесие на денежном рынке. Деньги – товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене на другие товары. Деньги возникли стихийно в результате возникновения товарного производства и обмена. В экономической теории деньги рассматриваются как активный фактор воспроизводства.
Деньги выполняют следующие функции:
– средства обращения – оплата сделок при купле-продаже товаров;
– средства накопления – способность быть потраченными на приобретение товаров и услуг в будущем (как средство накопления деньги обладают высокой ликвидностью – способностью к сбыту);
– меры стоимости – сравнение стоимости различных товаров в денежном выражении (цены товаров);
– мировых денег – обслуживание международных экономиченских отношений;
– средства платежа – обслуживание кредитных отношений.
Деньги подразделяются на наличные и безналичные. Наличные деньги – бумажные и металлические деньги, на которых обозначен номинал. Безналичные деньги – обслуживают кредитные операции (чек – письменное распоряжение о перечислении денег со счета в банке; кредитная карта – электронная разновидность чека; вексель – письменное обязательство об уплате долга). В настоящее время происходит процесс вытеснения безналичными деньгами наличных.
Денежный рынок – рынок, где продаются и покупаются деньги. Предложение денег – выпуск денег в обращение Центральным и коммерческими банками. Спрос на деньги – сумма спроса на деньги как средство накопления, и сумма спроса на деньги как средство купли-продажи. Равновесная цена денег – ставка банковского процента (ставка рефинансирования).
Закон денежного обращения: количество денег в обращении прямо пропорционально сумме цен товаров и услуг и обратно пропорционально скорости обращения денег в стране. Данный закон выражен следующей формулой (уравнение Фишера):
М = P*Q/V,
где М – денежная масса, V – скорость обращения денег, P – уровень товарных цен, Q – количество товаров на рынке.
Денежные агрегаты – показатели, характеризующие наличные деньги в обращении (агрегат М0), депозиты на расчетных и текущих счетах (М1), срочные вклады в сберегательных банках (М2), депозитные сертификаты банков, облигации государственного займа (М3).
Предложение денег включает в себя наличные деньги и депозиты до востребования. Отношение предложения денег к денежной базе называют денежным мультипликатором.
2. Кредит. Кредитно-денежная система. Кредит (кредитные отношения) – отношения между двумя субъектами хозяйствования, один из которых (кредитор) предоставляет другому (получателю кредита) деньги или товары на основе возвратности, срочности, платности. Функции кредита – мобилизация свободных денежных средства, ускорение процесса товарно-денежного обращения, регулирование развития экономики.
Формы кредита:
– банковский кредит – предоставляется в денежной форме;
– коммерческий кредит – предоставляется в товарной форме;
– ипотечный кредит – предоставляется в денежной форме под залог недвижимого имущества;
– потребительский кредит – предоставляется в денежной или товарной форме населению.
Цена кредита – ставка процента по кредиту (отношение выплат процентов по кредиту к сумме кредита).
Кредитно-денежная система – совокупность учреждений в сфере кредитования и денежного обращения, состоящая из двух уровней:
1) центральный банк (Национальный банк Республики Беларусь) – центральное учреждение кредитно-денежной системы, которое выполняет следующие функции: эмиссия наличных денег, банк правительства; предоставление денег коммерческим банкам, контроль за работой коммерческих банков, реализация кредитно-денежной политики, формирование золотовалютных резервов страны, регулирование валютных курсов;
2) коммерческие банки специализируются на выдаче банковских кредитов предприятиям и населению, осуществляют операции с валютой и ценными бумагами, привлекают вклады предприятий и домашних хозяйств; и специализированные финансовые учреждения (страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, лизинговые компании и т. д.), специализирующиеся на отдельных видах финансовых операций.
<span class="dash041e_0431_044b_