Лекция по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:09, лекция

Описание работы

Для эффективной хозяйственной деятельности на предприятиях и в организациях необходима информация. Она является основанием для принятия различных управленческих решений и может быть получена с помощью наблюдения, измерения, регистрации данных. Хозяйственная деятельность - это последовательность взаимосвязанных, одновременно протекающих хозяйственных процессов. Хозяйственные процессы различаются в зависимости от вида деятельности предприятия.

Файлы: 1 файл

Лекции.doc

— 700.00 Кб (Скачать файл)

Целью налогового учета является формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций. Для ведения налогового учета организация должна руководствоваться приказом об учетной политике предприятия, в котором содержится метод определения выручки для целей налогообложения, а также использовать аналитические регистры для налогового учета.

Для всех трех видов учета может использоваться одна и та же база первичных документов, но каждый факт хозяйственной деятельности классифицируется и отражается по-разному, в соответствии с требованиями данного вида учета. Каждый вид бухгалтерского учета отличается собственными целями, задачами и конечными информационными результатами.

 

 

                         5. Регулирование бухгалтерского учета в РФ

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» от 2l.ll.96 № 129-ФЗ, общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, в пределах своей компетенции разрабатывают и утверждают обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:

■  планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

■  положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие  принципы, правила и способы ведения  организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

■  другие нормативные  акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета;

■  положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым предоставлено  право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным  актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ.

Система нормативного регулирования  бухгалтерского учета в РФ состоит  из 4 уровней:

I  уровень —   законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ;

II  уровень —   положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ);

III уровень —   методические указания, инструкции, рекомендации, учитывающие отраслевую специфику;

IV уровень —   учетная политика и внутренние рабочие документы предприятия.

Организации и предприятия  самостоятельно формируют свою учетную  политику, исходя из своей структуры, отрасли хозяйства и других особенностей деятельности.

 

                    6. Предмет и объекты бухгалтерского учета

                  Метод бухгалтерского учета

 

Бухгалтерский учет изучает хозяйственную деятельность организации, совокупность ее хозяйственных операций, происходящих в ходе хозяйственных процессов, а также полученный конечный финансовый результат.

Предметом бухгалтерского учета являются наличие и движение имущества, источники его формирования и использование, а также возникшие обязательства и полученные результаты деятельности экономического субъекта.

Предметом бухгалтерского учета является отражение  и контроль в денежном выражении процессов кругооборота капитала.

Кругооборот капитала включает в себя три стадии:

  • снабжение;
  • производство;
  • реализация.

Капитал — это совокупность материальных ценностей и денежных средств, финансовых вложений и затрат, необходимых предприятию для осуществления хозяйственной деятельности. Капитал в процессе функционирования предприятия постоянно изменяется — денежная форма меняется на материальную, а материальная вновь превращается в денежную.

На каждой стадии процесса кругооборота капитала бухгалтерский учет играет важную роль.

Процессы  кругооборота капитала взаимосвязаны  и совершаются на предприятии непрерывно. Каждая стадия состоит из совокупности хозяйственных операций, в результате которых происходит движение и изменение капитала.

Таким образом, предметом бухгалтерского учета являются все хозяйственные операции, совершаемые на предприятии, его хозяйственная деятельность.

В соответствии с Законом о бухгалтерском  учете объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные  операции, осуществляемые организациями  в процессе их деятельности.

Конечным объектом бухгалтерского учета являются финансовые результаты деятельности организации и факторы, влияющие на качество (прибыль или убыток) и размер финансовых результатов – расходы и доходы организации.

 

 

           Совокупность  объектов бухгалтерского учета

 

              Активы                                                  Пассивы

           (имущество)                                           организации

          организации                                           (источники

                                                                             поступления

                                                                              активов)

 

Внеоборотные       Оборотные             Собственные        Заемные

    активы                  активы                    средства               средства

 

 

 

 

 

                Метод бухгалтерского учета

 

Метод — это совокупность способов и приемов, при помощи которых изучается предмет.

Существует  восемь элементов метода бухгалтерского учета:

  • документация;
  • инвентаризация;
  • счета;
  • двойная запись;
  • оценка;
  • калькуляция;
  • баланс;
  • отчетность.

Документация  и инвентаризация являются процедурами первичного наблюдения. Оценка и калькуляция выражают стоимостное измерение операции. Счета и двойная запись — это процедуры текущей группировки. Баланс и отчетность производят итоговое обобщение.

Документация — это способ оформления хозяйственных операций документами. С помощью документов, составленных с учетом определенных требований, ведется систематический контроль за состоянием и изменением имущества и источниками его формирования. Документация является первичной регистрацией операций.

Инвентаризация — способ проверки фактического наличия ценностей путем пересчета, перемеривания, взвешивания ценностей и сопоставления их с данными бухгалтерского учета. Инвентаризации подлежат основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства, расчеты, незавершенное строительство и т.д.

Счета являются способом вторичной регистрации операций. Они предназначены для обобщения и группировки информации, которая содержится в документах.

Двойная запись — это способ отражения в системе счетов тех изменений, которые вызваны хозяйственными операциями. Сущность двойной записи состоит в том, что каждая операция записывается дважды — по дебету одного и кредиту другого счета, так как она вызывает изменения не менее чем в двух видах или источниках средств.

Оценка — это выражение в денежном измерителе товарно-материальных ценностей. При этом натуральный показатель переводится в денежный. В основе оценки имущества лежат реальные затраты, фактическая себестоимость имущества.

Калькуляция — это исчисление себестоимости единицы продукции. Общие правила калькуляции устанавливаются постановлениями Правительства РФ, Министерства финансов РФ. На их основе министерства и ведомства разрабатывают отраслевые инструкции по калькулированию себестоимости продукции, работ, услуг.

Баланс — это совокупность средств и источников их образования в денежном выражении на определенную дату. Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них отражается одно и то же имущество, но с одной стороны, по составу и размещению, с другой — по источникам образования и целевому назначению.

Отчетность включает в себя баланс, отчетные таблицы и приложения к бухгалтерскому балансу. В отчетности нарастающим итогом отражаются имущественное и финансовое положение предприятия, результаты его хозяйственной деятельности за определенный период.

 

 

 

              8. Классификация хозяйственных средств по составу и размещению

Средства по составу классифицируются по следующим группам:

/. Внеоборотные активы. К ним относятся;

1) Основные средства — это объекты и предметы, которые единовременно должны соответствовать следующим условиям:

а)  использование в  производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

б)  использование в  течение длительного времени, продолжительностью свыше 12 месяцев;

в)  организацией не предполагается их последующая перепродажа;

г)  способность приносить  организации доход в будущем.

Особенность основных средств  состоит в том, что они участвуют  не в одном, а в нескольких кругооборотах  капитала. В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются и частями  переносят свою стоимость на вновь  созданный продукт. К основным средствам относятся:

■  здания;

■  сооружения;

■  передаточные устройства (линии электропередач, газопроводы  и трубопроводы, телекоммуникации и  т.д.);

■  машины и оборудование (в том числе силовые машины и оборудование; рабочие машины и  оборудование; измерительные и регулирующие приборы, устройства и лабораторное оборудование; вычислительная техника; прочие машины и оборудование);

■  транспортные средства;

■  инструмент;

■  производственный и хозяйственный инвентарь и  принадлежности;

■  рабочий, продуктивный и племенной скот;

■  многолетние насаждения;

■   внутрихозяйственные  дороги;

■  прочие соответствующие  объекты;

■  капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные  работы);

■  капитальные вложения в арендованные объекты основных средств;

■  земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы);

■  доходные вложения в материальные ценности — это  предметы, приобретенные организацией, для того чтобы предоставлять  их за плату во временное пользование другим организациям, с целью получения дохода. С 1 января 2006 г. учитываются в составе основных средств. К ним относится имущество для передачи в лизинг, имущество, предоставляемое по договору проката и т.д.

2) Нематерисньные активы — это вид средств, не имеющий материально-вещественной формы, но способный приносить их владельцу доход.

Согласно Положению  по бухгалтерскому учету №14/2000 г  нематериальных активов» при принятии данных активов на учет они должны соответствовать следующим условны:

а) отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;

в)  использование в  производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

г)   использование  в течение длительного времени, продолжительностью свыше 12 месяцев;

д) организацией не предполагается их последующая перепродажа;

е)  способность приносить  организации доход в будущем;

ж) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительные права у организации на результаты интеллектуальной деятельности.

К нематериальным активам  относятся:

■   исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

■   исключительное авторское право на программы  для ЭВМ, базы данных;

■   исключительное право автора или иного правообладателя  на топологии интегральных микросхем;

■   исключительное право владельца на товарные знаки  и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

■   организационные расходы;

■   деловая репутация  организации и т.д.

3)  Незавершенное строительство. К нему относятся:

■   оборудование к  установке - это производственное и  технологическое оборудование, предназначенное для установки в строящихся объектах;

■   вложения во внеоборотные активы - это затраты организации, которые будут впоследствии приняты  к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов, приобретения животных и т.д.

Информация о работе Лекция по "Экономической теории"