Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:09, лекция
Для эффективной хозяйственной деятельности на предприятиях и в организациях необходима информация. Она является основанием для принятия различных управленческих решений и может быть получена с помощью наблюдения, измерения, регистрации данных. Хозяйственная деятельность - это последовательность взаимосвязанных, одновременно протекающих хозяйственных процессов. Хозяйственные процессы различаются в зависимости от вида деятельности предприятия.
4) Долгосрочные финансовые вложения - это инвестиции в дочерние и зависимые общества, в другие организации, а также займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев.
//. Оборотные средства участвуют только в одном кругообороте капитала и полностью переносят свою стоимость на вновь созданный продукт. Основное отличие
их состоит в том, что они могут быть в короткий срок обращены в деньги. К ним относятся:
1) Запасы товарно-материальных ценностей:
■ сырье и материалы; готовая продукция;
■ товары;
■ расходы на продажу (издержки обращения);
■ расходы будущих периодов;
■ незавершенное производство,
2) Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям.
3) Дебиторская задолженность — это задолженность по различным расчетам тех лиц и организаций, которые являются нашими должниками:
■ задолженность покупателей и заказчиков;
■ задолженность поставщиков и подрядчиков;
■ задолженность подотчетных лиц;
■ задолженность материально ответственных лиц по возмещению материального ущерба;
■ задолженность дочерних и зависимых обществ;
■ задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал и т.д.
- Краткосрочные финансовые вложения:
■ займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев;
■ собственные акции, выкупленные у акционеров;
■ прочие краткосрочные финансовые вложения.
Денежные средства:
■ касса;
■ расчетные счета;
■ валютные счета;
■ специальные счета в банке;
■ переводы в пути;
■ денежные документы и т.д.
10.
Классификация хозяйственных
По источникам образования и целевому назначению хозяйственные средства предприятия подразделяются на две группы:
I. Собственные средства.
1) Уставный капитал — образуется при формировании предприятия за счет вкладов инвесторов.
2) Добавочный капитал — образуется в результате переоценки основных средств как сумма прироста их стоимости.
3) Резервный капитал — создается за счет отчислений от прибыли и предназначен для покрытия убытков предприятия.
4) Паевой фонд — образуется в системе потребительской кооперации за счет паевых взносов пайщиков.
5) Специальные фонды - создаются для различных целей за счет отчислений от прибыли в размерах, предусмотренных учредительными документами.
6) Амортизация — это ежемесячно начисляемые суммы износа основных средств. Основные средства при поступлении их в организацию принимаются к учету по первоначальной стоимости. Но в процессе эксплуатации они изнашиваются, сумма их износа ежемесячно включается в себестоимость изготовленной продукции в виде начисленной амортизации.
7) Целевое финансирование - это средства, поступившие от других организаций и лиц, а также средства, поступившие из бюджета, предназначенные на строго определенные цели.
8) Прибыль — это разница между доходами и расходами предприятия.
9) Торговая наценка — эта сумма, которая включается в продажную стоимость товара. Товары поступают от поставщиков по покупным ценам. Но для того чтобы покрыть расходы по продаже товаров и получить прибыль, торговые организации к покупной стоимости делают торговую наценку. Она может начисляться в процентах или в абсолютной сумме.
10) Собственные акции — это акции (доли), выкупленные акционерным обществом у акционеров, для их последующей перепродажи другим участникам или для аннулирования.
11) Резервы - это образованные резервы по сомнительным долгам, резервы под снижение стоимости материальных ценностей, резервы под обесценение вложений в ценные бумаги. Резервы могут образовываться в соответствии с законодательством и в соответствии с учредительными документами. Резервы, как правило, образуются в начале нового финансового года, а в конце года — списываются.
II. Заемные средства:
1) Краткосрочные обязательства — подлежат погашению в течение года:
■ краткосрочные кредиты банков;
■ краткосрочные займы;
■ кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам;
■ кредиторская задолженность работникам по заработной плате;
■ кредиторская задолженность по внебюджетным фондам;
■ кредиторская задолженность бюджету по налогам и другим платежам;
■ задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов;
■ доходы будущих периодов - это доходы, полученные в данном отчетном периоде, но относящиеся к последующим — например, полученные авансом платежи по аренде, коммунальным услугам и т.д.;-
■ резервы предстоящих расходов,
2) Долгосрочные обязательства — подлежат погашению в срок более 1 года:
■ долгосрочные кредиты банков;
■ долгосрочные векселя, выданные кредиторам, поставщикам под полученные товарно-материальные ценности;
■ прочие долгосрочные займы.
11. Понятие о хозяйственных операциях
Хозяйственная операция представляет собой факт хозяйственной жизни или экономические события, происходящие на предприятии, которые связаны с движением средств предприятия и источников их образования.
Хозяйственные процессы на предприятии представляют собой процессы кругооборота капитала, который состоит из трех стадий: снабжение, производство и реализацию. На каждой из этих стадий происходит множество операций, которые вызывают изменения в составе, размещении имущества и источниках его образования. При этом хозяйственные операции могут затрагивать только имущество предприятия или только источники его образования, или одновременно и средства и источники. Хозяйственные операции заключаются в приобретении и использовании основных средств, сырья и материалов, товаров; определении и списании затрат по производству готовой продукции; движении денежных средств, расчетов и платежей; определении финансовых результатов и т.д. Хозяйственные операции — это процесс, результатом которого являются изменения в составе имущества и источниках образования средств предприятия.
Стадия снабжения состоит
из множества элементов. Это и
заключение различных договоров - на
поставку сырья и материалов, на
перевозку товаров транспортным
В процессе производства расходуются сырье и материалы на изготовление продукции. Кроме того, в учете отражаются затраты, связанные с начислением заработной платы и отчислений на социальное страхование производственных рабочих, работников обслуживающего персонала и административного аппарата предприятия. В затраты производства включается также начисление амортизации по основным средствам, используемым в производственном процессе.
Реализация продукции включает в себя сложное сочетание хозяйственных операций: складских, транспортных и расчетных. При этом определяется объем реализованной продукции, правильность документального оформления отгрузки и отпуска продукции покупателям, своевременность поступления платежей от дебиторов, выявление дохода от реализации, а также точность расчетов с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам.
В торговых организациях кругооборот средств в основном охватывает две стадии: покупку товаров и их продажу. Эти стадии также включают большой комплекс разнообразных операций - расчетных, транспортных, складских, розничных и т.д.
Таким образом, хозяйственные операции представляют собой составные части хозяйственных процессов, в результате которых происходит движение хозяйственных средств.
Тема «Бухгалтерский баланс»
1. Понятие о бухгалтерском балансе
Бухгалтерский учет предоставляет пользователям информацию о финансовом положении предприятия. Важнейшим источником информации является бухгалтерский баланс.
Слово «баланс» в переводе с французского и итальянского языков означает «весы, равновесие», а в переводе с латинского это значит «из двух чаш».
Бухгалтерский баланс представляет собой способ группировки и отражения средств предприятия и источников их образования в денежном выражении на определенную дату.
Графически баланс — это двусторонняя таблица, в которой слева отражаются средства по составу и размещению, а справа — по источникам образования и целевому назначению. Левая сторона баланса называется актив, правая — пассив (см. таблицу ниже).
Термины «актив» и «пассив» латинского происхождения. «Актив» означает активный, действующий, деятельный. Поэтому в активе отражается та группировка средств, которая показывает действующие средства. «Пассив» означает пассивный, недеятельный, противоположный активному. В пассиве отражается группировка средств, показывающая обязательства предприятия за полученные средства.
В активе баланса отражается классификация средств по составу и размещению.
В пассиве отражается классификация средств по источникам образования и целевому назначению.
Итоги актива и пассива должны быть равны между собой.
Актив и пассив баланса состоят из отдельных статей.
Каждый отдельный вид средств и их источников называется статьей баланса. По экономически однородным признакам все статьи объединяются в группы и разделы.
Сумма (итог) бухгалтерского баланса называется валютой баланса.
Наименование, удельный вес статей баланса и их группировка представляют собой структуру баланса. По структуре актива баланса мы можем определить удельный вес тех или иных активов предприятия в общей сумме всех средств, которыми оно располагает на дату составления баланса. Структура пассива баланса показывает удельный вес (в процентах) отдельных источников в формирование имущества предприятия. Удельный вес рассчитывается как отношение части числа к целому числу, т.е. отношение сумм по отдельным статьям баланса к общей сумме баланса.
Структура балансов предприятий разных организационно-правовых форм и видов деятельности различна. Это объясняется спецификой работы предприятий.
Рассмотрим примерную схему бухгалтерского баланса предприятия.
Характерной особенностью структуры актива баланса является расположение разделов и статей в строго определенной последовательности — в зависимости от степени ликвидности. Вначале располагаются наименее ликвидные статьи, а затем — наиболее ликвидные. В пассиве вначале располагается собственный капитал, а затем заемный капитал.
Баланс организации на 1 января
АКТИВ |
Сумма (руб.) |
ПАССИВ |
Сумма (руб.) |
Внеоборотные активы |
Собственные средства |
||
Нематериальные активы |
5000 |
Уставный капитал |
50 000 |
Основные средства |
179 000 |
Добавочный капитал |
3000 |
Резервный капитал |
7500 | ||
|
|
Резервы предстоящих расходов |
19 000 |
|
|
Нераспределенная прибыль |
53 000 |
ИТОГО |
184 000 |
ИТОГО |
132 500 |
Оборотные активы |
Привлеченные средства |
||
Материалы |
42 000 |
Расчеты по долгосрочным кредитам и займам |
140 000 |
Расчеты с покупателями и заказчиками |
58 000 |
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам |
150 000 |
Товары |
249 000 |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
67 000 |
Расчеты с подотчетными лицами |
8000 |
Расчеты по оплате труда |
139 000 |
Расчеты по возмещению Материального ущерба |
2000 |
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению |
37 000 |
Расчеты с разными дебиторами |
17 000 |
Расчеты по налогам и сборам |
28 500 |
Касса |
1000 |
||
Расчетные счета |
126 000 |
|
|
Краткосрочные авансовые вложения |
7 000 |
|
|
ИТОГО |
510 000 |
ИТОГО |
561 500 |
БАЛАНС |
694 000 |
БАЛАНС |
694 000 |