Лекция по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:09, лекция

Описание работы

Для эффективной хозяйственной деятельности на предприятиях и в организациях необходима информация. Она является основанием для принятия различных управленческих решений и может быть получена с помощью наблюдения, измерения, регистрации данных. Хозяйственная деятельность - это последовательность взаимосвязанных, одновременно протекающих хозяйственных процессов. Хозяйственные процессы различаются в зависимости от вида деятельности предприятия.

Файлы: 1 файл

Лекции.doc

— 700.00 Кб (Скачать файл)

Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах  бухгалтерского учета в хронологической  последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Правильность  отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета  обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистров бухгалтерского учета  должна обеспечиваться их защита от несанкционированных  исправлений. Исправление ошибки в  регистре бухгалтерского учета должно быть обоснованно и подтверждено подписью лица, внесшего исправления с указанием даты исправления.

Содержание  регистров бухгалтерского учета  и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — государственной тайной.

Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую и государственную тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством РФ.

                  

 

 

 

 

 

 

 

                             Классификация учетных регистров

Учетные регистры группируются по определенным признакам: 
1. По внешнему виду:

  • книги;
  • карточки;
  • свободные листы;
  • машинные носители.

Книги — это прочно скрепленные листы бумаги, предназначенные для записи хозяйственных операций. Каждая книга в зависимости от характера записи и назначения регистра имеет свои графы и реквизиты. Книга, как правило, открывается на год. Ведение книг имеет свои недостатки: с каждой книгой может работать только один человек; иногда они громоздки в обращении. Но при использовании книг гарантируется сохранность записей, исключается возможность подмены отдельных листов.

Карточки — это отдельные более плотные листы бумаги одинакового формата с отпечатанными типографским способом реквизитами. В течение года карточки хранятся в картотеке и располагаются в ней по определенным признакам. Карточки в основном применяются для ведения аналитического учета. Они используются для учета основных средств, товарно-материальных ценностей и т.д.

 

Карточки  могут быть: 

■ контокоррентные - в них имеются графы с указанием дебета и кредита счета; они используются для учета в денежном выражении расчетов с дебиторами и кредиторами, с подотчетными лицами и т.д.; 
■ материальные — содержащие графы прихода, расхода и остатка материальных ценностей; они могут применяться для суммового и количественно-суммового учета. В карточке количественно-суммового учета каждая колонка (приход, расход, остаток) подразделяется на количество и сумму; 
■ многоколонные — содержат несколько колонок.

Преимущество  карточек перед книгами состоит  в том, что с ними одновременно могут работать несколько человек; карточки можно сгруппировать в любой последовательности. Но недостаток их использования состоит в том, что карточку легко изъять, заменить, что создает возможности для злоупотреблений.

Свободные листы — отличаются от карточек своими размерами и способом хранения. Свободные листы — это регистры большего формата, чем карточки. Они хранятся в специальных папках и могут использоваться как журналы, журналы-ордера, группировочные и разработочные ведомости.

Машинные  носители информации — это магнитные ленты, диски, дискеты. Их удобно группировать, исходя из потребностей пользователя информацией. К недостаткам можно отнести возможность несанкционированного доступа, а также утери информации. Предприятия, применяющие машинные носители информации, должны также изготавливать копии документов и регистров на бумажных носителях.

2. По назначению:

  • хронологические;
  • систематические;
  • комбинированные. 
    Хронологические регистры применяются для регистрации

всех документов в  порядке времени их поступления  в бухгалтерию. С помощью хронологических регистров осуществляется контроль за сохранностью поступающих документов и полнотой бухгалтерских записей.

Примером  хронологических регистров являются регистрационный журнал, книга учета хозяйственных операций.

Систематические регистры применяются для группировки однородных операций на счетах по определенной системе.

Примером систематических регистров может служить главная книга, в которой на каждый синтетический счет открывается отдельная страница.

По своей  системе производятся записи в регистры учета производственных затрат —  на каждый объект калькуляции открывается  отдельный разворот.

Записи в оборотных ведомостях производятся также по определенным правилам — на основании данных об оборотах и остатках по счетам составляются оборотные ведомости по синтетическим счетам и оборотные ведомости по аналитическим счетам.

Комбинированные регистры сочетают хронологические и систематические записи. Хозяйственные операции в них записываются в порядке времени поступления и одновременно систематизируются по корреспондирующим счетам. 
3. По объему учетных записей:

  • синтетические;
  • аналитические;
  • смешанные.

Синтетические регистры предназначены для отражения показателей синтетического учета. Записи в синтетические регистры производятся в обобщенном виде. При записи операций указываются дата, номер проводки и сумма. Примером синтетических регистров являются Главная книга и журналы-ордера.

Аналитические регистры применяются для отражения показателей аналитического учета. В регистрах аналитического учета записи ведутся подробнее, чем в регистрах синтетического учета. Здесь указываются номер и дата документа, содержание хозяйственной операции, денежные, а в необходимых случаях и натуральные измерители. Примером аналитических счетов являются книги и карточки аналитического учета.

Смешанные (комбинированные) регистры совмещают показатели синтетического и аналитического учета. Применение смешанных регистров позволяет вести аналитический учет объектов и одновременно получать обобщенные показатели синтетического учета. Примером смешанных регистров являются журналы-ордера по счетам «Расчеты с подотчетными лицами», «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.

4. По способу записей:

  • заполненные вручную;
  • заполненные с помощью средств автоматизации.

5. По строению:

  • односторонние.
  • Двусторонние
  • многоколончатые

 Односторонние регистры — это регистры, у которых графы дебета и кредита смещены вправо. К ним относятся карточки для учета материальных ценностей, книги аналитического учета.

Двусторонние регистры — это регистры, у которых дебет находится слева, а кредит — справа. К ним относится Главная книга.

Многоколончатые регистры в дебетовой и кредитовой части имеют много пустых граф для записи различных показателей.

Многоколончатые регистры бывают двух разновидностей — линейные и шахматные.

В линейных регистрах каждый аналитический счет отражается только на одной строке. Записи при этом производятся линейно-позиционным способом — на одной и той же строке, по одному и тому же аналитическому счету (позиции) отражаются выдача и зачисление денежных средств, поступление и оплата товаров и т.д. Поэтому применение линейных регистров дает возможность разделить синтетический счет на неограниченное количество аналитических счетов.

Шахматные регистры используются для одновременного отражения суммы по дебету одного и кредиту другого счета. Каждая сумма записывается на пересечении строки и колонки. Такое построение учетных регистров применяется при журнально-ордерной форме учета.

 

Классификация учетных  регистров

   

Книги

     
     

Карточки

-   По внешнему  виду

 

 

 

 

 
     

Свободные листы 

     
   

Машинные носители


 

   

Хронологические

       

По назначению

   

Систематические

 

 

       
   

Комбинированные


 

   

Синтетические

       

По объему учетных

   

Аналитические

записей

 

 

       
   

Смешанные


 

     

Заполненные вручную

По способу записей

     

 

 

Заполненные с помощью  средств 
автоматизации

 

 


 

 

   

Односторонние

       

По строению

   

Двусторонние

 

 

       
   

Многоколончатые


    

 Правила ведения учетных регистров и способы исправления в них ошибок

Учетные регистры открываются в начале года. Прежде чем открыть регистры, нужно пронумеровать  страницы и на обороте последней страницы прописью указать количество страниц, которое должно быть заверено подписями руководителя, главного бухгалтера и печатью организации.

На обложке  учетного регистра записывается название организации (предприятия), шифр и наименование счета, также год, на который открывается регистр.

После этого  в регистры записываются остатки  на начало года, которые переносятся  из регистров прошлого года.

Запись хозяйственных  операций в регистры называется разноской операций. Разноска производится на основании тенденции счетов, составленной по документам. 
Записи в учетные регистры могут производиться двумя способами: 
-простым; 
- копировальным.

Простые записи получают только в одном учетном регистре. Копировальные производятся с помощью  копировальной бумаги одновременно в нескольких регистрах. С помощью копировальной записи ведется кассовая книга, в которой листы, написанные под копирку, отрываются и служат отчетом кассира.

Записи в регистры должны производиться чернилами  или пастой шариковой ручки четко, разборчиво, без подчисток и помарок. Пропуски страниц и строк не допускаются.

Исправление ошибок в  регистрах производится тремя способами:

-- корректурным,

-- сторнировочным («красное сторно),

-- способом  дополнительной проводки.

Корректурный способ — это зачеркивание неправильного текста или суммы одной чертой так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое. Сверху пишется правильная сумма или текст и делается оговорка «Исправленному верить» за подписью лица, производившего исправление. Этот способ исправления ошибок применяется тогда, когда ошибка обнаружена до составления баланса и не требуется изменить корреспонденцию счетов.

Способ «Красное сторно» применяется при исправлении ошибок в корреспонденции счетов. При этом неправильно указанная проводка записывается красными чернилами и при подсчете итогов эти суммы вычитаются. После этого составляется правильная корреспонденция.

Способ дополнительной проводки применяется тогда, когда корреспонденция счетов правильная, но сумма указана меньше, чем следовало, или ошибка обнаружена после подсчета итогов. При этом составляется корреспонденция на недостающую сумму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Формы бухгалтерского учета

 

Общая схема ведения  бухгалтерского учета включает следующие последовательные этапы работ:

1.  На основании  вступительного баланса открывают  счета синтетического учета.

2.  К синтетическим  счетам открывают счета аналитического  учета.

Информация о работе Лекция по "Экономической теории"