Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 09:38, курсовая работа
Актуальность развития лизинга в России обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, необеспеченность запасными частями, низкая эффективность). Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.
Данная тема актуальна благодаря ряду причин:
Рынок лизинговых услуг в России весьма молод и не до конца освоен.
Лизинг является весьма перспективным направлением для работы. Долголетний опыт использования лизингового механизма в предпринимательской деятельности многих стран мира позволяет сделать вывод о его эффективности. Исходя из этого и существующего положения в России в переходный период к рыночным отношениям необходимо отметить позитивность лизингового механизма.
Совокупность вышеперечисленных льгот по налогообложению при прочих равных условиях позволяет клиенту экономить до 15% при сравнении лизинга и кредита.
Если говорить о ценообразовании, то необходимо отметить, что в лизинге используется не привычная всем «годовая ставка на остаток инвестиции», а «удорожание оборудования в год». Удорожание показывает, сколько клиент переплачивает в год от стоимости оборудования по договору купли-продажи.
Ежегодное удорожание оборудования оценивается от 9 - 11%. Сюда входит вознаграждение лизинговой компании, компенсация затрат на страхование предмета лизинга и налоги. Рассчитывая график платежа, лизингодатель подробно объясняет клиенту, за что он платит.
Регулированию лизинговой деятельности уделено значительное внимание в российском законодательстве, что говорит о большом практическом значении данного вида деятельности как для отдельных предприятий, так и для экономики государства в целом.
2. рынок лизинга в России
2.1.СОСТОЯНИЕ рынка НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Анализ деятельности российских лизинговых компаний за последние годы показал, что рынок лизинга вышел на новый этап развития. Он стал более зрелым и профессиональным, более универсальным и доступным, а развитие компаний - продуманным и взвешенным.
Потенциал российского рынка лизинга очевиден - лизинг в России сейчас на подъеме. Согласно исследованию Ассоциации «Рослизинг», только за прошедший 2007 г. рынок лизинга вырос более чем в 2 раза по сравнению с 2006 г., достигнув 39 млрд дол. США, и, как отмечают специалисты, несмотря на уже достигнутые высокие показатели, остается значительный резерв роста. А суммарный портфель лизинговых компаний в 2007 году составил 47 млрд долл. по сравнению с 19,5 млрд в 2006 году. (табл. 1)
Таблица 1
Некоторые показатели деятельности лизингового рынка России
(млрд долларов)
2004 |
2005 |
2006 (1 п/г) |
2006 |
2007 (1 п/г) |
2007 | |
Объем нового бизнеса |
5 |
8 |
4,5 |
14,7 |
16 |
39 |
Объем полученных лизинговых платежей |
2 |
2,8 |
1,5 |
5 |
4,8 |
11,5 |
Объем профинансированных средств |
2,4 |
3,9 |
4,5 |
7,4 |
7,5 |
21 |
Совокупный портфель лизинговых компаний |
- |
12 |
5,9 |
19,5 |
33,5 |
47 |
Источник: «Эксперт РА»
При этом следует отметить, что рост рынка лизинга не являлся случайным или разовым, а носил фундаментальный характер. Наблюдаемая в настоящее время тенденция развития отрасли имеет достаточно продолжительную историю. Становление лизинговой деятельности в России произошло в конце 90-х гг. К середине нынешнего десятилетия уже имелся достаточный практический опыт, появилось значительное количество специалистов в области лизинга, произошло совершенствование правовой базы лизинга, накопилась арбитражная практика.
В 2008 г. исполняется 10 лет с момента принятия основного документа, определяющего лизинговую деятельность в России, - Закона о лизинге, принятого в 1998 г. по инициативе Ассоциации «Рослизинг». В настоящее время ассоциация «Рослизинг», созданная в 1994 г., объединяет свыше 160 компаний (лизинговые, страховые, аудиторские), которые непосредственно связаны с лизинговой деятельностью. В состав Ассоциации входят не только российские, но и иностранные компании, работающие в России.
Причиной высоких темпов роста рынка является инвестиционный спрос растущей экономики и все еще хорошая маржа, на которую могут рассчитывать самые активные участники рынка. Сыграла роль также и специфика лизинга как защищенного продукта: при общем сокращении банками розничных кредитных программ дочерние лизинговые компании финансовых институтов в 2007 г. почти не ощущали нехватки ресурсов.
Расширение рынка лизинга за прошедшие годы во многом было обусловлено активным участием государства в развитии лизинга во многих сферах экономики. Федеральным бюджетом, а также бюджетами субъектов РФ в совокупности ежегодно инвестируется до 700 млн. дол. на развитие различных лизинговых программ в стратегически важных отраслях экономики, остро нуждающихся в инвестициях, таких, как сельское хозяйство и авиация. Все это способствовало усилению интереса к лизинговому рынку и со стороны частных инвесторов.
В то же время столь стремительный рост объемов рынка был обусловлен не только гиперактивностью лизинговых компаний и их клиентов. На итоговый результат дополнительно повлияли два фактора: во-первых, за прошедший год на 6% снизился курс доллара, во-вторых, усилилась инфляция, эффект от которой составил примерно 10 процентных пунктов. Объем рынка, очищенный от влияния валютного курса и инфляционного эффекта, составляет 32,8 млрд долл. «Очищенные» темпы прироста рынка составили 123%, что подтверждается и расчетами в рублях (997 млрд руб. в 2007 г., 400 млрд руб. - в 2006 г.) с учетом инфляционного эффекта. [11: с.36].
Более того, рост производства, стабильная ситуация в стране и низкие кредитные риски способствовали повышению интереса к российскому рынку лизинга со стороны иностранных лизинговых компаний и появлению их на внутреннем рынке России. Этот интерес сохраняется и сегодня, тем более что на фоне мирового кризиса ликвидности Россия демонстрирует стабильность и устойчивость, что привлекает западные финансовые институты, стремящиеся к диверсификации своих рисков.
Доля лизинга в ВВП в 2007 году увеличилась почти в два раза и достигла 3,02%1. В объеме средств, инвестированных в основной капитал, лизинг занял 15,5% (по оценке Росстата, общий объем инвестиций в основной капитал составил 6418,7 млрд руб.). По сравнению с изменением доли лизинга в ВВП темпы прироста данного показателя на 23% ниже. Оглядываясь на международный опыт, доля лизинга в инвестициях субъектов экономики в основной капитал может достигать 40%, что свидетельствует о перспективах дальнейшего роста российского лизингового рынка. [11: с.36].
Таким образом, Россия вполне может претендовать на 4 - 5-е место среди европейских стран по объемам рынка лизинга, приближаясь к таким лидерам, как Германия, Великобритания и Франция.
Наблюдаемый в настоящее время рост объема новых сделок и профинансированных средств является предпосылкой интенсивного увеличения объема рынка в течение ближайших лет. Сделки на срок более 4 лет занимают в портфелях компаний уже около 10 %, реализуются сделки длительностью более 7 лет. При сохранении в экономике инвестиционного спроса в ближайшее время вполне вероятно удлинение экономического цикла до 9 лет.
Лидирующие сегменты ранка.
Самыми быстрорастущими сегментами лизинга (по итогам 2007 г.) стали сегменты оборудования для производства тары (финансирование «Авангард-Лизингом» строительства завода в Омске), авиационного транспорта (крупные контракты ЛК «Ильюшин Финанс Ко», выход в авиасегмент ЛК «ВТБ-Лизинг»), телекоммуникационного оборудования. Каждый из этих сегментов увеличился более чем в 4 раза. В 3,7 раза вырос объем сделок с предметами строительной техники, которая пользовалась огромным спросом вследствие значительных объемов строительства в растущей российской экономике (прил. 1). Также лидерами роста стали железнодорожный транспорт (287%), автотранспорт (около 100%), нефтегазовое оборудование (900%) и металлургическое оборудование (763%), а также лизинг в агропромышленном комплексе, доля которого увеличилась не менее чем на 100% на протяжении последних 4 лет. Однако надо отметить, что нефтегазовая (5,9%) и металлургическая отрасль (1,9%) при столь впечатляющих темпах роста все еще занимает достаточно небольшую долю рынка. (табл. 2).
За счет сделок с железнодорожным транспортом в 3,6 раза повысилась суммарная величина сделок оперативного лизинга.
Увеличению лизинга железнодорожного транспорта способствовала программа модернизации РЖД, согласно которой к 2010 г. планируется списать около 30% подвижного состава. В 2007 г. уже были проведены два крупных тендера на поставку подвижного состава, что привело к значительному росту данного сегмента рынка.
Рост лизинговых сделок по автотранспорту отражает общую картину увеличения объемов продаж автомобильной техники. Основной причиной стало то, что иностранные производители автомобилей, открывшие свое производство в России или активно освоившие российский рынок сбыта, создали в России собственные финансовые подразделения с достаточными финансовыми ресурсами и низкими ставками по лизингу для проведения широкомасштабной экспансии на рынке России.
Росту лизинга в нефтегазовой и металлургической отраслях способствовало общее экономическое развитие нефтегазового комплекса страны по итогам прошлого года.
За последнее время во всем мире наблюдается положительная тенденция роста продовольственного рынка. Такая же картина характерна и для России. Рост лизинга в агропромышленном комплексе был обусловлен значительными инвестиционными ресурсами государства, направленными на развитие сельского хозяйства для восстановления материальной базы сельскохозяйственного товарного производства.
Сохранились высокие темпы роста и во все еще сравнительно небольшом, но перспективном секторе лизинга недвижимости - за год рынок вырос с 36 до 100 млн. долларов. [6: с.10]. Более активному развитию этого сегмента по-прежнему мешают обычные российские проблемы - существенно заниженная балансовая стоимость недвижимости и бюрократические проволочки.
Другим перспективным направлением становится лизинг энергетического оборудования - его объем, согласно результатам исследования «Эксперт-РА», в 2007 году составил более 400 млн. долларов. Рост сегмента обусловлен как реализацией крупных проектов, так и появлением интереса у предприятий к независимой электрогенерации. Рынок развивается очень активно по трем направлениям. Первое - проекты общефедерального уровня, финансируемые за счет фонда централизованных инвестиционных средств корпоративного центра РАО ЕЭС, такие как Бурейская ГЭС или Калининградская ТЭЦ-2. Второе - проекты, которые реализуются на базе территориальных генерирующих и оптово генерирующих компаний. Третье - муниципальные программы и электрогенерация независимых производителей.
С каждым годом растет конкуренция среди лизинговых компаний, что побуждает их осваивать новые сегменты рынка. В 2007 г. больше всего конкуренция наблюдалась в таких динамично растущих секторах лизингового рынка, как транспорт, строительная и дорожно-строительная техника. В наименьшей степени конкуренция выросла в сегменте оборудования для пищевой и деревообрабатывающей промышленности, а также поставок компьютерного и офисного оборудования.
Таблица 2
Сегментация рынка по предметам лизинга
Предметы лизинга |
Доля в объеме рынка, % |
Железнодорожная техника |
24,40 |
Легковые автомобили |
5,80 |
Грузовой автотранспорт |
13,50 |
Автобусы и микроавтобусы |
2,10 |
Авторемонтное и автосервисное оборудование |
0,10 |
Авиационный транспорт (воздушные суда, вертолеты) |
5,90 |
Строительная техника, включая строительную спецтехнику на колесах |
6,60 |
Дорожно-строительная техника |
3,00 |
Энергетическое оборудование |
6,20 |
Машиностроительное, металлообрабатывающее оборудование |
3,20 |
Металлургическое оборудование |
2,00 |
Геологоразведочная техника |
0,30 |
Оборудование для нефтедобычи и переработки |
4,50 |
Оборудование для газодобычи и переработки |
0,20 |
Оборудование для добычи прочих полезных ископаемых |
0,50 |
Сельскохозяйственная техника |
3,80 |
Телекоммуникационное оборудование |
2,60 |
Полиграфическое оборудование |
1,20 |
Здания и сооружения |
1,50 |
Компьютеры и оргтехника |
0,60 |
Банковское оборудование |
0,10 |
Текстильное и швейное оборудование |
0,10 |
Оборудование для пищевой промышленности, включая холодильное |
1,30 |
Торговое оборудование |
0,90 |
Упаковочное оборудование и оборудование для производства тары |
1,10 |
Погрузчики и складское оборудование |
1,10 |
Лесозаготовительное оборудование и лесовозы |
0,50 |
Деревообрабатывающее оборудование |
0,50 |
Оборудование для производства бумаги и картона |
0,20 |
Оборудование для производства химических изделий, пластмасс |
0,40 |
Оборудование для |
0,20 |
Оборудование для спорта и фитнес-центров |
0,03 |
Оборудование для ЖКХ |
1,10 |
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование |
0,10 |
Суда (морские и речные) |
0,40 |
Информация о работе Лизинг. Перспективы развития лизинга в России