Лизинг. Перспективы развития лизинга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность развития лизинга в России обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, необеспеченность запасными частями, низкая эффективность). Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.
Данная тема актуальна благодаря ряду причин:
Рынок лизинговых услуг в России весьма молод и не до конца освоен.
Лизинг является весьма перспективным направлением для работы. Долголетний опыт использования лизингового механизма в предпринимательской деятельности многих стран мира позволяет сделать вывод о его эффективности. Исходя из этого и существующего положения в России в переходный период к рыночным отношениям необходимо отметить позитивность лизингового механизма.

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 552.50 Кб (Скачать файл)

Есть еще одна проблема, которая значительно сдерживает развитие лизинговой деятельности в России. По мнению специалистов-практиков и теоретиков, рынок лизинговых услуг рос бы как минимум на треть быстрее, не сталкивайся он с постоянными препятствиями в виде проблем с возвратом НДС, претензиями (зачастую надуманными) налоговых органов и недостаточной проработанностью целого ряда налоговых, бухгалтерских, юридических и иных аспектов.

Вопрос возмещения НДС  так и остается нерешенным. Сумма невозмещенного лизинговым компаниям НДС на конец 2007 г. не изменилась по отношению к аналогичной сумме годом ранее — 1 млрд долл. [11: с. 41]. Хотя с учетом выросшего за этот период объема рынка можно говорить об относительном улучшении ситуации. Однако прогресс не столь очевиден - во многом возврат происходит благодаря судебным процессам.

Действия налоговой службы зачастую подрывают репутацию и международный авторитет российских лизинговых компаний, поскольку ФНС обвиняет их в недобросовестности. Многие лизингодатели в своей деятельности стремятся привлечь иностранные инвестиции, в процессе чего раскрывается информация о наличии судебных дел и исков. Наличие таковых отнюдь не повышает привлекательность отечественных компаний.

Перемены во взаимоотношениях налоговых органов и лизингодателей после судебного дела «Ханса Лизинг» произошли, однако, прямо противоположные ожидаемым. За 2007 г. контроль со стороны и количество проверок лишь возросли. По некоторым данным, их было проведено 900 000, большая часть из которых — проверки по НДС. [11: с. 41]. Количество претензий и судебных разбирательств увеличивается, несмотря на постоянные решения судов о неправомерности действий налоговых органов.

Изменения в налоговом  законодательстве в части введения уплаты НДС один раз в квартал скорее не облегчат жизнь лизинговых компаний, а приведут к дополнительным потерям. Ведь если сделка заключена в январе, зачет НДС будет возможно запросить не ранее чем через 2—3 месяца, плюс трехмесячная проверка, в итоге получаем не менее полугода ожидания. Как показывает практика, процесс может затянуться на целый год или полтора.

При этом компании не столько боятся проверок, сколько не хотят создавать лишние проблемы для своих же лизингополучателей - ведь претензии налоговые органы предъявляют, прежде всего, к ним. Из этого следует, что доля этого вида лизинга составляет всего 4-5 % от общей суммы договоров, хотя могла бы быть в несколько раз выше.

Введение уплаты налога на имущество лизинговыми компаниями также привело к удорожанию услуги лизинга и снижению конкурентоспособности  лизингодателей по сравнению с другими  финансовыми, институтами. Необходимость уплаты этого налога выразилась в том, что в первом полугодии 2007 года лизинговые компании вынуждены были выплатить в бюджет дополнительно 60 млн. долларов. При этом существует еще одна проблема - декларация должна предоставляться по месту регистрации имущества, сдаваемого в аренду. Это приводит к тому, что лизингодатели должны состоять на учете в качестве налогоплательщиков не только по месту регистрации компании, но и в других субъектах РФ.

По мнению самих лизингодателей, оптимальным решением проблемы может стать введение для лизинговых компаний не разрешительного, а уведомительного характера зачета НДС. При этом необходимо предоставить право налоговым органам предъявлять претензии по зачету НДС только по результатам проведения последующей проверки, если в ходе нее будет выявлен факт неправомерного зачета НДС.

Серьезные ограничения, как уже отмечалось, значительным образом влияющие на возможность развития отдельных сегментов лизингового рынка, содержатся в основных юридических актах, регулирующих его деятельность. Так, в соответствии со статьей 665 Гражданского кодекса РФ имущество, полученное лизингополучателем по договору лизинга, может использоваться им только в предпринимательских целях. Данное положение существенно ограничивает сферу применения лизинговых сделок. Они не могут заключаться, например, с некоммерческими организациями, в уставах которых имеется запрет на ведение коммерческой деятельности. А это огромное количество образовательных, медицинских и иных учреждений. Вместе с тем, если взять положения международных актов, а именно Конвенцию УНИДРУА о международном финансовом лизинге, к которой присоединилась Россия, то становится очевидным, что в мировой практике лизинг как правовое и экономическое явление понимается и применяется значительно шире, не ограничиваясь сферой только предпринимательских отношений. Исходя из пункта 4 статьи 5 Конвенции, лизинг может использоваться в любых целях (не только в предпринимательских), за исключением личных, семейных и домашних целей. То есть лизинговые сделки могут заключаться и некоммерческими организациями, которым запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Устранение существующего ограничения сферы лизинга как сделки, заключаемой в предпринимательских целях, позволит вовлечь в лизинговые правоотношения огромное количество новых субъектов, которые в настоящий момент не могут использовать преимущества лизинга для приобретения основных средств и обновления необходимого оборудования.

Таким образом, решение  важнейших и наиболее насущных проблем рынка лизинга, по мнению экспертов, могло бы в течение ближайших трех лет привести к росту рынка в 5-7 раз. Если же эти проблемы не решать, то рынок вырастет максимум в 2,5-3 раза. Сами лизинговые компании настроены скорее оптимистично. Так, лишь 7 % из них оценивает рост своего портфеля не более чем в 3 раза за 4 года. Подавляющее же большинство компаний рассчитывают увеличить свои портфели в 2-3 раза уже к концу 2008 года и в 3-5 раз к концу 2010 года. [6: с. 14].

Этапы развития лизинговых отношений

 

В развитых странах лизинг занимает третье место среди элементов обновления основных фондов в общем объеме прямых инвестиций в основные средства, а его доля в ВВП оставляет 5-10%. [12: с. 165]. В своем развитии лизинг проходит как минимум шесть стадий.

Первая стадия характеризуется  оказанием услуг в виде краткосрочной аренды без оказания дополнительных услуг о стороны лизингодателя и возвратом ему имущества конце срока договора лизинга.

Вторая - классический финансовый лизинг с передачей права собственности на объект лизингополучателю. Длительность второй стадии обычно не превышает 5-7 лет.

На третьей стадии в дополнение к существующей классической финансовой аренде лизингодатели разрабатывают и организуют усложненные формы сделок, реализуют различные варианты опционов на передачу права собственности. На этом этапе наблюдается наибольшая динамика роста объемов лизинга и его доли в общем объеме инвестиций в основные фонды. На первых трех стадиях развития находятся практически все развивающиеся страны мира.

Начало четвертой стадии характеризуется появлением новых, нестандартных решений в организации форм сделок, требования клиентов значительно возрастают, по отраслям, где лизинг представлен в наибольших объемах, заканчивается формирование вторичного рынка оборудования. Ужесточается конкуренция, лизингодатели предлагают более гибкие условия по сделкам, подстраиваются под интересы лизингополучателя, оказывают ряд дополнительных услуг (инжиниринговые, логистические, услуги по установке и эксплуатации оборудования). Происходит стабилизация основных показателей рынка лизинговых услуг, темпы роста объемов операций совпадают с темпами роста инвестиций в основные фонды.

На пятой стадии появляются новые и усложняются уже известные  продукты: возникает выбор среди опционов на передачу права собственности (пул, кол, право на внесение дополнений, право на досрочное прекращение или продление договора, на замену оборудования на новое). С финансовой стороны развивается секьюритизация сделок, возможность применения финансовой аренды в комплексе с другими формами привлечения средств.

Шестая стадия определяется консолидацией бизнеса: слияние, поглощение, создание совместных предприятий, реализация совместных проектов, обмен акциями  и др. Наблюдается снижение маржи лизингодателя до 2-3%, что подталкивает лизинговые компании к развитию международных операций и выходу на новые рынки (табл. 6).

Таблица 6

Стадия развития лизинга, 2006 г.

Стадия развития лизинга

Страна

Первая. Простейший

Узбекистан, Таджикистан

Вторая. Классический

Киргизия, Туркменистан

Третья. Креативный

Казахстан, Украина

Четвертая. Оперативный

Россия

Пятая. Усложненный

Германия, Великобритания, Япония, Австралия

Шестая. Консолидированный

США


Источник: [12: с. 166]

 

Из табл. 6 видно, что Россия вступила в четвертую стадию развития лизинга. Эту стадию переживают российский лизинг автотранспорта и железнодорожного подвижного состава. Лизинг строительной техники, как и большинство сегментов российского лизингового рынка, находится на третьей стадии развития. Такие страны, как Германия, Великобритании, Япония, Австралия, где лизинг развивается не один десяток лет, находятся на пятом этапе эволюции лизинговых отношений. Самый старый лизинговый рынок США проходит шестой этап развития.

Роль государства в управлении лизинговыми отношениями заключается в формировании четких и понятных правил игры на рынке, создании инструментов стимулирования, регулирования и контроля.

Законы  и лизинг в развитых странах

С точки зрения российского  права, лизинг в развитых странах - США, Германии, Великобритании - находится вне правового поля этих стран. Однако это не является препятствием для регулирования со стороны государства этой сферы бизнеса, а лишь указывает на очевидные особенности осуществления лизинговых операций в этих странах.

В ходе исследования государственного влияния на развитие лизинга обнаружены ключевые различия в основах правовых систем России и, например, США и Германии.

В этих странах, в отличие  от России, за основу принимается так называемая система «общего права», отличительной особенностью которой является наличие системы права прецедента, то есть судебного решения по схожему делу, ранее рассмотренному судом. Англо-американская система права не дает четких определений элементам права, в ней отсутствуют специальные законы, наличие которых свойственно российскому праву. Так достигается описательность всех правовых отношений. Многие немецкие юристы отмечают, что выработка определений - дело опасное для законодателя, поскольку «определения часто бывают неверными вследствие трудности найти подходящее выражение».

Рассмотрим особенности  американского и европейского законодательства как фундамента, выстроенного государством для создания четких правил на рынке лизинговых услуг (прил. 2).

Анализом сделок и  их соответствия закону в США занимается специальный орган - Служба внутренних доходов США. Постановление этой службы № 55-540 определило черты, регулирующие область лизинговых договоров.

В США большое внимание уделяется государственному регулированию лизинговых отношений в части установления различий между финансовой арендой и «скрытой» сделкой купли-продажи в целях предотвращения финансовых и налоговых злоупотреблений участниками лизингового рынка.

Еще одной особенностью лизинга в США является отсутствие разделения понятий «аренда» и «лизинг».

Четкое деление на оперативную и финансовую аренду прослеживается в бухгалтерских  стандартах финансовой отчетности: американском FASB-13 и европейском международном стандарте IAS 17 (прил. 3).

В международном праве  широкую известность приобрела Конвенция УНИДРУА «О международном финансовом лизинге», принятая в 1988 г. в Оттаве. Положения конвенции в общем виде описывают нормы унификации лизинга в международном праве. Помимо России, из 55 стран-участниц ее ратифицировали только 8. К конвенции присоединились также Беларусь, Венгрия, Латвия, Нигерия, Панама, Франция, Италия, Украина. На территории США Конвенция УНИДРУА не ратифицирована Сенатом. От ратификации данного документа воздержались Канада, Великобритания, Германия, Япония. Вероятно, это связано с особенностями правовых систем этих стран.

По итогам 2004 г. увеличение сделок оперативного лизинга по странам  Европы (Австрия, Дания, Финляндия, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария) составило 14% от нового рынка лизинга; по прогнозам доля оперативного лизинга по этим странам в 2006—2010 гг. вырастет на 12,8%.2

 

Лизинг в России и странах СНГ

В рамках исследования рынка  лизинговых услуг рассмотрим опыт бывших союзных республик и оценим степень развития лизинга в этих странах в сравнении с Россией. Страны ближнего зарубежья интересны для такого рода анализа в силу своих особенностей, во многом схожих с Россией:

  • изношенность основных фондов достигает 60-70%;
  • страны имеют одну историческую «точку старта» - выход из Советского Союза;
  • во всех странах СНГ действует континентальная система права;
  • имеются схожие проблемы экономического характера.

Наиболее законодательно и экономически развитые страны постсоветского пространства - Казахстан и Украина. Проведем на их примере сравнение с Россией.

В украинском праве, в  отличие от российского, предусмотрена возможность использовать механизм лизинга не только для юридических, но и для физических лиц. Это является положительной чертой, так как способствует расширению сферы применения механизма лизинга и его более глубокому проникновению в экономику. Другая положительная черта - возможность повторной сдачи в лизинг имущества, возвращенного лизингодателю в результате досрочного прекращения сделки по вине лизингополучателя. Такой механизм в российском праве отсутствует, что влечет за собой издержки со стороны лизингодателя в случае возвращения ему имущества. В этом случае лизинговая компания либо продает, либо сдает в аренду возвращенное имущество без возможности применения к нему механизма финансового лизинга. Это обстоятельство, по мнению автора, влечет со стороны лизингодателя увеличение маржи по лизинговой сделке для дополнительного страхования своего риска на случай досрочного расторжения договора и последующей сложной процедуры возврата своего имущества, что в конечном итоге ведет к удорожанию общей стоимости договора лизинга для арендатора.

Информация о работе Лизинг. Перспективы развития лизинга в России