Лизинг. Перспективы развития лизинга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность развития лизинга в России обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, необеспеченность запасными частями, низкая эффективность). Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.
Данная тема актуальна благодаря ряду причин:
Рынок лизинговых услуг в России весьма молод и не до конца освоен.
Лизинг является весьма перспективным направлением для работы. Долголетний опыт использования лизингового механизма в предпринимательской деятельности многих стран мира позволяет сделать вывод о его эффективности. Исходя из этого и существующего положения в России в переходный период к рыночным отношениям необходимо отметить позитивность лизингового механизма.

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 552.50 Кб (Скачать файл)

Источник: [11: с.40].

 

В числе устойчивых тенденций  последних лет можно назвать  региональное направление развития лизинга путем создания филиальной сети крупных лизинговых компаний. Этому способствовало общее экономическое развитие страны, ряд федеральных программ и мероприятий, обеспечивших развитие регионального бизнеса, а также увеличение конкуренции в таких сложившихся финансовых центрах, как Москва и Санкт-Петербург. Доля регионального бизнеса крупнейших лизинговых компаний возросла до 40% от общего лизингового портфеля. [7: с.46]. Таким образом, значительное увеличение сделок в общем объеме рынка лизинга зафиксировано в Южном, Приволжском, Уральском и Сибирском федеральных округах. (рис.3).

 

Рис.3. Структура ранка лизинга по регионам.


 

 

 

 

 

 

 

Параллельно с развитием лизинговых компаний начинают развиваться и  смежные области. Так, например, страхование имущества по лизинговым сделкам начинает выделяться в отдельное направление в страховых компаниях, которые предлагают комплексные продукты страховой защиты как по имущественным, так и по финансовым рискам лизингодателей.

Секьюритизация лизинговых портфелей стала новым этапом в развитии отрасли. Это свидетельствует о том, что на рынке лизинговых услуг появляются самые современные финансовые инструменты, позволяющие лизинговым компаниям привлекать значительные финансовые ресурсы без использования банковского финансирования. Выпуск облигационных займов также является эффективным средством привлечения заемных средств для лизинговых компаний. При этом, безусловно, основным источником денежных средств для лизинговых компаний остаются банковские кредиты.

Большая часть 2007 г. - это успешный период сотрудничества между лизинговыми компаниями и банками по финансированию сделок финансовой аренды. Один из наиболее успешных проектов по финансированию был реализован ОАО «Росагролизинг» по организации синдицированного кредита в размере 100 млн евро у группы европейских банков во главе с «Рабобанк» (Нидерланды). Данная кредитная линия стала по сути уникальной для лизингового рынка России, поскольку кредит был выдан без дополнительного гарантийного обеспечения, без участия зарубежных экспортных агентств и банков посредников, только под балансовые риски самой компании. Это свидетельствует о высоком уровне интереса зарубежных инвесторов к такому финансовому инструменту, как финансовый лизинг, что говорит о зрелости лизингового рынка Российской Федерации и высокой степени доверия к самим лизинговым компаниям.

В связи с этим необходимо также отметить, что в 2007 г. несколько  российских лизинговых компаний получили рейтинговую оценку от международного рейтингового агентства Fitch. А именно «Росагролизинг» и «ВТБ» лизинг ВВВ+ (на уровне суверенного рейтинга России), а компания «Уралсиб» получила рейтинг В+.

Проблемы на рынке лизинга.

Несмотря на очевидные успехи, лизинговая деятельность в России сталкивается с немалыми трудностями. Одна из них - нехватка финансирования.

Структура финансирования лизинговых сделок на сегодняшний день выглядит следующим образом (в процентах к итогу): за счет кредитных средств российских банков-неакционеров - 46; за счет кредитов и займов от акционеров-резидентов - 16; за счет кредитов зарубежных финансовых институтов-неакционеров и за счет собственных средств - по 10; за счет кредитов и займов от акционеров-нерезидентов - 7; за счет эмиссии облигаций -4; за счет кредитов и займов иных организаций-резидентов - 3; за счет выпуска векселей - 2; за счет кредитов и займов от иных организаций нерезидентов и других источников финансирования - по 1 проценту. [6: с.12].

По сравнению с 2006 годом  почти в 2 раза сократился объем финансирования лизинга за счет собственных средств - с 18,5 % в 2005 году до 10 % в 2006 году. Также по сравнению с 2006 годом несколько сократился и выпуск векселей - с 3,7 % до 2 %, зато увеличилась доля финансирования через облигационные займы с 3,3 % до 4 %. При этом доля зарубежного финансирования составила порядка 18 %. [6: с.12]. И в ближайшие годы при сохранении по крайней мере текущих темпов роста тенденция роста доли зарубежного финансирования, скорее всего, будет только усиливаться. Во-первых, оно в несколько раз дешевле российского. Постоянно колеблющаяся ставка рефинансирования Банка России достаточно негативно влияет на лизингодательные компании. Во-вторых, российские лизинговые компании постепенно становятся все более привлекательными для западных финансовых институтов по мере роста и повышения их уровня надежности.

Таблица 3

 

Крупнейшие  заимствования лизинговых компаний в первом полугодии 2007 года

 

Компания

Форма привлечения

Сумма

Ставка купона

Дата выпуска

Дата   погашения

Югорская лизинговая компания

Облигации

1 млрд руб.

14%

25.04.2007

28.04.2010

«Элемент  лизинг»

Облигации

600 млн. руб.

12,5%

28.03,2007

24.03.2010

«Глобус лизинг»

Облигации

500 млн. руб.

12,2%

21.06.2007

16.06.2011

«Europlan»

Синдицированный кредит

110 млн. долл.

-

-

-


Источник: «Комерсантъ», №185, 2007.

 

Сжатие ликвидности, наступившее  осенью прошлого года, оказало на лизинговый бизнес в России двоякое влияние. С одной стороны, банки существенно  сократили объемы кредитования клиентов (в том числе и лизинговых компаний) в связи с ограниченностью ресурсов. До наступления кризиса ликвидности сотрудничество лизингодателей с банками как основными поставщиками долгосрочного фондирования активно расширялось. Однако с августа 2007 г. объемы кредитования экономики банками стали снижаться, а стоимость — увеличиваться.

Вторым эффектом кризиса  ликвидности стало увеличение интереса предприятий к лизингу. Снижение объемов кредитования корпоративного сектора банками во второй половине 2007 г. привело к поиску субъектами экономики альтернативных источников финансирования. Это увеличило спрос на лизинг и дало дополнительный толчок развитию лизинговых компаний в прошедшем году. Впрочем, не всех.

Во второй половине 2007 г. значительная часть независимых лизинговых компаний столкнулась с проблемами в привлечении ресурсов - сократился рынок облигаций, значительно удлинились сроки принятия кредитных решений, снизились объемы кредитования.

В то же время в отношении  дочерних лизингодателей, которых банки рассматривают как свой бизнес, «затягивания поясов» в плане финансирования не наблюдалось. Для некоторых из них увеличилась стоимость фондирования, как и в целом по рынку, однако объем предоставляемых кредитных ресурсов соответствовал необходимому компании уровню.

Очевидно, что такая  ситуация больше всего способствовала деятельности аффилированных с банками лизинговых компаний. «Сегодня четко видно, что ТОП-10 российских лизингодателей возглавляют компании, созданные при банковских структурах (прил. 5). В ближайшее время, и особенно в текущем году, у этих компаний будут наилучшие перспективы развития, поскольку основной проблемой для лизингодателей в 2008 году будет не поиск клиентов и сделок, а поиск источников финансирования операций. И те компании, которые не имеют тесной связи с финансовыми группами, банками, будут испытывать наиболее сложные ситуации в привлечении финансирования», — отмечает Антон Борисевич, генеральный директор ОАО «ВТБ-Лизинг».

Причина спроса на финансирование довольно проста — в условиях увеличивающейся конкуренции эффективно работать под силу далеко не всем компаниям. Российский рынок лизинга переходит на очередной качественный уровень, смещаясь от «рынка продавца» в сторону «рынка покупателя». Лизингополучатели постепенно повышают требования к лизинговой сделке, чего ранее практически не наблюдалось. Сегодня лизингополучатели предъявляют все большие запросы: увеличение сроков лизингового проекта, отсрочка первого платежа, расширение набора дополнительных услуг, уменьшение эффективной ставки и размера аванса (а то и полное его отсутствие). И всё это зачастую при отсутствии дополнительного обеспечения и при максимальной гибкости лизингодателя в формировании графика лизинговых платежей и своих денежных потоков.

Лизингодателям, которые  оказались не готовы к качественным переменам рынка, работать становится не просто тяжело, а практически невозможно. Ужесточение конкуренции производит своего рода «естественный отбор» среди лизинговых компаний, который в дальнейшем будет только усиливаться.

Российский финансовый сектор сегодня очень интересен для иностранных инвесторов. Лизинг же как один из сегментов этого рынка привлекателен своей открытостью, быстрой отдачей и высокими темпами роста. Недостатки отечественного лизингового рынка, заключающиеся в отсутствии на нем регулирующих органов, превращаются в достоинства для иностранных инвесторов: барьеры входа на рынок практически отсутствуют. «Пожалуй, единственным барьером на сегодня является невысокая ликвидность лизингового имущества. Многие компании, в том числе и зарубежные, приходят в первую очередь на рынки с наивысшей ликвидностью: транспортные средства, а также строительное оборудование в условиях строительного бума», — отмечает Альфия Гарифуллина, генеральный директор ОАО «Лизинговая компания «КАМАЗ».

В каждом сегменте рынка в настоящее время сформировались лидеры, которые теснят конкурентов, поэтому небольшие лизингодатели, не нашедшие себе стратегического инвестора, дающего мощную финансовую подпитку, будут обречены на постепенную потерю рыночных позиций. Впрочем, амбиции небольших компаний в плане развития в среднесрочной перспективе, как правило, ограничиваются лишь усилением веса в своем регионе и экспансией в соседние области.

В то же время крупные  компании показывают существенный рост и, имея возможность играть на масштабе и снижать ставки, отвлекают и перетягивают на себя клиентскую базу. Крепких независимых компаний не так много, но именно они являются наиболее перспективными для стратегических инвесторов (табл. 4). В активе таких компаний достаточно серьезный портфель лизинговых сделок, широкая клиентская база, хорошо развитая филиальная сеть и, что немаловажно, высокие амбиции.

Таблица 4

Характеристика  инвестиционной привлекательности  лизинговых компаний

Лизингодатели

Независимые

Аффилированные

Крупные

Перспективны с точки зрения широкой клиентской базы и филиальной сети, однако могут отстаивать свою независимость

Не заинтересованы в  привлечении стороннего инвестора, поскольку имеют «за плечами» поддержку со стороны материнской  структуры, дешевые ресурсы и амбициозные стратегии

Средние

Наиболее перспективны для покупки: сами ищут инвестора, имеют  высокие амбиции, хорошую клиентскую базу и филиальную сеть

Неинтересны инвесторам, поскольку чаще всего играют «техническую»  роль, обслуживая интересы группы, в которую они интегрированы

Мелкие

Неинтересны инвесторам ввиду небольших объемов деятельности и низких амбиций

Скорее всего, исчезнут с рынка, т.к. крупные специализированные компании предложат более выгодные условия


Источник: [10: с.51]

 

Оценить влияние «эффекта кризиса» на темпы роста лизингового  бизнеса можно путем сопоставления  ситуаций в конце 2006 г. и в конце 2007 г. Как известно, рынок лизинга  отличается достаточно четко выраженной сезонностью, и большинство заключаемых сделок приходится на IV квартал. Однако если в IV квартале 2006 г. прирост рынка по сравнению с III кварталом составил 82,4%, то в IV квартале 2007 г. — всего 49,3%. Это значит, что при отсутствии сжатия ликвидности объем российского лизингового рынка по итогам 2007 г. мог составить не менее 50 млрд долл. [11: с. 42].

Тенденция к снижению четко видна и при оценке темпов прироста рынка путем соотнесения  объемных данных за 2007 г. и аналогичных  данных за 2006 г. — вместо характерного ускорения во втором полугодии темпы прироста суммы заключенных сделок стали снижаться (табл. 5).

Таблица 5

Темпы прироста рынка лизинга за аналогичные  периоды 2006 и 2007 годов

 

Показатели

6 мес. 

2006 г.

9 мес. 

2006 г.

2006 г.

6 мес. 

2007 г.

9 мес. 

2007 г.

2007 г.

Объем нового бизнеса, млрд руб.

124,6

219,1

399,6

417,3

668,0

997,5

Темпы прироста к аналогичному периоду предыдущего  года, %

-

-

82,4

235,0

204,9

149,7


Источник: [11: с. 43]

 

На фоне замедления темпов развития рынка в IV квартале 2007 г. высокую активность проявили лизинговые компании, принадлежащие иностранным банкам и инвестиционным фондам (такие как «Локат Лизинг Руссия», «Райффайзен Лизинг», «ЛК ММБ»,  «Каркаде»,  «Евро-план»).

В первом полугодии 2007 года такие компании существенно уступали по темпам прироста новых сделок лизингодателям, принадлежащим российским собственникам и государству. Однако в последние три месяца 2007 г. они значительно нарастили объемы деятельности, существенно обогнав отечественных лизингодателей по темпам прироста бизнеса. Очевидно среди иностранных банков и инвестиционных фондов, владеющих этими компаниями, не было тех, кто заметно пострадал в результате кризиса ликвидности. Поэтому имеющиеся свободные инвестиционные ресурсы были направлены в быстро развивающийся российский лизинговый рынок.

Информация о работе Лизинг. Перспективы развития лизинга в России