Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 09:38, курсовая работа
Актуальность развития лизинга в России обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, необеспеченность запасными частями, низкая эффективность). Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.
Данная тема актуальна благодаря ряду причин:
Рынок лизинговых услуг в России весьма молод и не до конца освоен.
Лизинг является весьма перспективным направлением для работы. Долголетний опыт использования лизингового механизма в предпринимательской деятельности многих стран мира позволяет сделать вывод о его эффективности. Исходя из этого и существующего положения в России в переходный период к рыночным отношениям необходимо отметить позитивность лизингового механизма.
В качестве основных тенденций развития лизинга в России в ближайшем будущем специалисты "Эксперт- РА" называют:
Также перспективным направлением в развитии лизинга является привлечение иностранных инвестиций.
Крупные иностранные компании, еще не представленные на российском рынке, но желающие на него выйти, имеют возможность такого выхода путем покупки российской лизинговой компании. Заинтересованность в такой покупке может возникнуть как у финансовых структур, так и у компаний реального сектора.
В случае если покупку осуществляет иностранный банк, он получает сразу всю клиентскую базу компании — т.е. предприятия, нуждающиеся в обновлении основных фондов, а также в финансировании деятельности. В результате формируется база для развития в будущем и собственно банковского направления деятельности. Купить же непосредственно российский банк нерезидентам будет значительно трудней — процедура покупки будет сложнее, дольше и потребует разрешения со стороны Банка России.
Крупным иностранным производителям оборудования также будет проще выйти на рынок путем покупки лизинговой компании, чем открывать свое представительство в стране. Наиболее вероятен выход на рынок лизинга новых игроков со стороны крупных зарубежных производителей максимально востребованной в России техники. Это подтверждается и работой на отечественном рынке лизинговых «дочек» крупнейших автопроизводителей — Scania Financial Services Russia, Фольксваген Груп Финанц, Даймлер-Крайслер Лизинг, Volvo Financial Services, а также известного производителя техники — Катерпиллар Файненс.
Идея покупки лизинговой компании интересна инвесторам и с точки зрения перспектив развития. Рынок находится в начале новой волны экономического цикла развития, поэтому в ближайшие несколько лет его ожидает устойчивый рост. Для этого есть ряд объективных причин. Удельный вес лизинга в общем объеме ВВП увеличился с 0,99% в 2005 г. до 1,5% в 2006-м, в инвестициях в основные средства - с 5,7 до 8,7% соответственно. [10: с.52]. По словам Генерального директора ОАО «ВТБ-Лизинг» Антона Борисевича, «существенный рост лизинговых сделок объясняется динамичным развитием народнохозяйственного комплекса страны и острой потребностью в обновлении основных фондов. Конкуренция на рынке требует от лизинговых компаний постоянной разработки лучших предложений для клиентов, в первую очередь по стоимости и сроку лизинга. Сегодня более 75% лизинговых сделок нашей компании имеют бок более 5 лет». В целом же по рынку сделки на срок более 4 лет занимают в портфелях компаний уже около 10%, реализуются сделки длительностью в семь лет и более. Кроме прихода в будущем новых клиентов, использующих лизинг для расширения бизнеса, очевидно, начнется обновление парка оборудования, взятого во время первой волны развития лизинга. При сохранении в экономике инвестиционного спроса, который оценивается сегодня примерно в 9—10 трлн руб., в ближайшем будущем мы будем наблюдать не снижение, а увеличение темпов прироста на рынке лизинга, а также удлинение экономического цикла примерно до 7- 9 лет. [10: с.53].
Рост лизинговой отрасли ожидается главным образом в сельскохозяйственном секторе (по ходу реализации пятилетней государственной программы по развитию агропромышленного комплекса через ОАО «Росагролизинг»), в секторе автотранспорта, а также железнодорожного транспорта, поскольку в 2008 г. продолжается реализация программы РЖД по обновлению подвижного состава. Развитие федеральных программ дорожного строительства позволяет предполагать рост лизинга и в сегменте дорожно-строительной техники. Одной из последних тенденций данного рынка стал возрастающий спрос на локомотивы, тепловозы. По некоторым оценкам, до 2010 года рынок подвижного состава достигнет объема 150 млрд рублей.
Постепенно будет набирать вес лизинг недвижимости. При благоприятной ситуации его доля в совокупном портфеле лизинговых компаний к 2010 году достигнет 7-9 %.
Таким образом, анализ российской лизинговой отрасли демонстрирует высокий потенциал России на общеевропейском лизинговом рынке, что не может не остаться незамеченным как в Европе, так и в мировом финансовом сообществе. В связи с тем, что российский финансовый рынок достаточно стабилен, а внутренний рынок лизинга пока еще далек от насыщения, в ближайшей перспективе ожидается появление на рынке новых игроков из числа западных лизинговых компаний и инвестиционных банковских групп. Все это еще более усилит конкуренцию в борьбе за крупных корпоративных клиентов и на розничном рынке лизинговых услуг. Тем не менее интеграция российского рынка в европейский становится все более очевидной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ситуация в России характеризуется явным дефицитом «длинных» и дешевых денег: высокая процентная ставка, короткий срок кредита говорят о том, что это не инвестиционные средства, а деньги на пополнение оборотных средств. "Длинные" низкопроцентные низкорисковые ресурсы позволяют использовать лизинговые схемы. Лизинг, пожалуй, один из немногих, финансовых инструментов, который сегодня действительно работает.
Лизинг в России - сравнительно новый вид деятельности. Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей нашей стране необходимо развивать лизинговые отношения. Но для этого нужно создать соответствующие условия: соответствующее законодательство, налоговые льготы и т.д.
Улучшение финансового положения российских предприятий, экономический рост, наличие в стране значительного кредитного потенциала должны повлиять на рост не только количественных, но и качественных показателей развития лизингового бизнеса. На протяжении последних шести лет наблюдаются тенденции увеличения не только средней стоимости лизинговых сделок, размеров авансовых платежей, но и роста среднего срока действия лизингового договора, расширения спектра услуг, оказываемых лизингодателями, в частности логистического обслуживания, разработки технико-экономических обоснований, анализа рынков оборудования. Некоторые лизингодатели предлагают схемы полнооперационного лизинга с техническим и организационным сопровождением («Глобус-лизинг»), заключение договоров на основе скоринговых оценок («Europlan»). Некоторые лизингодатели ведут зачет остаточной стоимости в счет начинающихся новых лизинговых сделок. Многие крупные российские лизингодатели в 2001-2004 гг. получили доступ к относительно дешевым деньгам западных банков на срок до 7 лет.
Исследования отечественного рынка лизинга дают основания полагать, что в 2008, 2009 годах рост рынка продолжится. В 2007 г. доля лизинга в ВВП составила 2,7%, а в объеме инвестиций в основной капитал - 14,1%. Потенциал роста рынка очевиден, так как в мировой практике максимальные значения этих показателей достигают уровня в 5 и 38% соответственно. [7: с.48].
Тем не менее нельзя не отметить то, что мировой финансовый кризис в некоторой степени коснулся финансового рынка России, и сейчас мы наблюдаем ограничение по объему выдаваемых банковских кредитов, росту процентных ставок и сокращению сроков кредитования. Это, безусловно, может негативно повлиять на темпы роста рынка лизинга в 2008 году.
Проанализировав результаты
работы, можно сделать вывод о
том, что рынок лизинговых услуг
в России на практике, своим интенсивным
развитием доказал
Тем не менее, для дальнейшего роста и выполнения им задач структурной перестройки экономики, придания ее развитию инновационного характера необходимо в первую очередь совершенствование законодательной базы, повышение правовой защищенности лизинговых схем. Перспективы развития рынка лизинговых услуг непосредственно связаны с динамикой общехозяйственной конъюнктуры: доступностью и ценой капитала в денежной форме, финансово-хозяйственным состоянием субъектов реальной экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
ИСТОЧНИКИ:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.
Динамика рынка лизинга в 2007 г. по отдельным сегментам
Приложение 2.
Особенности законодательства
по лизингу в развитых странах
в сравнении с
Наименование |
Страна | ||
США |
Германия |
Россия | |
Правовая система |
Англо-американская |
Англо-американская с элементами римского права |
Континентальная |
Особенность правовой системы |
Описательный характер, «прецедентное право» |
Специальные законы, точные определения | |
Нормы права, регулирующие лизинговые отношения |
Единый торговый кодекс США (Раздел 2А), в редакции от 1990 г. |
Германское гражданское уложение, 1990 г. |
Гражданский кодекс Российской Федерации |
Гражданские кодексы, принятые в штатах Калифорния; Луизиана, Северная и Южная Дакота, Джорджия, Монтана |
Германское торговое уложение |
Таможенный кодекс Российской Федерации | |
Закон «О полном раскрытии информации в международных операциях с земельной собственностью» |
Закон «О регулировании права применения условий сделок» 1976 г. С изменениями 2000 г. | ||
Закон «О правдивой информации в кредитовании», 1968 г. |
Закон «О потребительском кредите» | ||
Закон «О потребительской аренде» в редакции от 1988 г. |
Закон «О кредитной системе» | ||
Закон Магнусона-Мосса «О гарантиях», 1975 г. | |||
Налоговое законодательство |
Закон «О справедливом налогообложении и финансовой ответственности», 1982 г. |
«Предписание о лизинге недвижимости», 1971 г. |
Налоговый кодекс Российской Федерации |
Общеамериканский стандарт бухгалтерского учета FASB-13, 1976 г. |
«Предписание о полной амортизации», 1971 г. | ||
Налоговый акт реформ 86 MACRS |
«Предписание о частичной амортизации», 1975 г. | ||
Участники сделки |
Юридические и физические лица |
Юридические и физические лица |
Юридические лица и ПБОЮЛ |
Определение сторон при сделке |
В зависимости от числа коммерсантов |
В зависимости от числа коммерсантов |
В зависимости от количества участников сделки |
Законодательно определены виды лизинга |
Финансовая, оперативная, возвратная аренда |
Финансовая, оперативная, возвратная аренда |
Финансовая и возвратная аренда |
Источник: [12: с. 168-169]
Приложение 3.
Деление аренды на финансовую и оперативную в соответствии с европейским международным стандартом IAS 17.
Источник: [12: с. 170]
Приложение 4.
Объем российского рынка лизинга (млрд дол. США)
Источник: [7: с.44]
Приложение 5.
Рэнкинг российских лизингодателей в 2007 году
№ п/п |
Компания |
Объем нового бизнеса в 2007 г., млн руб. |
Количество заключенных сделок в 2007 г., шт. |
Текущий портфель на 01.01.08 г., млн руб. |
Место по портфелю |
Объем полученных лизинговых платежей в 2007 г., млн руб. |
Место по полученным платежам | |
1 |
«ВТБ-Лизинг» |
131726,0 |
334 |
156759,0 |
1 |
11242,8 |
1 | |
2 |
«Русско-германская лизинговая компания» |
58 170,0 |
893 |
60 386,0 |
2 |
8 709,0 |
5 | |
3 |
«Лизинговая компания УРАЛСИБ» |
34 125,3 |
5 424 |
36 041,5 |
5 |
10 263,1 |
3 | |
4 |
«Альфа-Лизинг» |
32 024,0 |
141 |
46 076,0 |
3 |
7 560,0 |
7 | |
5 |
«Ильюшин Финанс Ко» |
29 725,5 |
10 |
11 040,0 |
19 |
1 003,8 |
54 | |
6 |
«БИЗНЕС АЛЬЯНС» |
26 534,9 |
46 |
40 965,3 |
4 |
8 392,7 |
6 | |
7 |
«Авангард-Лизинг» |
24 941,4 |
440 |
32 202,3 |
7 |
7 108,1 |
10 | |
8 |
Группа лизинговых компаний «РТК-ЛИЗИНГ» |
21 862,7 |
428 |
33 419,5 |
6 |
10 799,9 |
2 | |
9 |
Лизинговая группа Номос-Банка |
21 827,4 |
3 879 |
21 231,5 |
9 |
7 196,5 |
9 | |
10 |
«Лизинговая компания «Инпромлизинг» |
21 659,0 |
39 |
30 128,0 |
8 |
6 744,0 |
11 | |
11 |
Europlan |
20 932,0 |
16 201 |
16 952,0 |
10 |
7 468,0 |
8 | |
12 |
«Райффайзен-Лизинг» |
14 317,5 |
1 031 |
16 504,9 |
11 |
4 895,1 |
15 | |
13 |
«Вольво Финанс Сервис Восток» |
14 117,3 |
1 217 |
16 046,1 |
12 |
5 208,8 |
14 | |
14 |
ТрансКредитЛизинг |
10 776,7 |
202 |
10 136,9 |
23 |
507,5 |
83 | |
15 |
SFSR (Scania Finacial Services Russia) |
10 612,0 |
781 |
12 962,0 |
17 |
9 106,0 |
4 | |
16 |
Группа компаний Интерлизинг |
10 345,0 |
990 |
11 393,0 |
18 |
4 718,0 |
16 | |
17 |
«Металлинвестлизинг» |
9 706,3 |
597 |
15641,5 |
14 |
914,3 |
60 | |
18 |
«Каркаде» |
9 479,7 |
8 754 |
4 827,3 |
42 |
3 969,4 |
19 | |
19 |
«Элемент Лизинг» |
9 433,4 |
6 295 |
15 960,2 |
13 |
3 952,8 |
20 | |
20 |
«Лизинговая компания «КАМАЗ» |
9 002,0 |
762 |
6 524,2 |
34 |
5 273,7 |
12 | |
21 |
«Глобус-лизинг» |
8 885,6 ■ |
1 464 |
10 531,6 |
20 |
5 251,6 |
13 | |
22 |
«Лизинговая компания Международного Московского Банка» |
8 342,9 |
396 |
15 436,1 |
15 |
4 229,1 |
18 | |
23 |
«Росдорлизинг» |
7 602,0 |
276 |
9 740,2 |
24 |
1 470,0 |
37 | |
24 |
«АльянсРегионЛизинг» |
7 330,5 |
641 |
10 504,8 |
21 |
2 302,1 |
25 | |
25 |
«ЦЕНТР-КАПИТАЛ» |
7 253,9 |
451 |
9 267,3 |
25 |
4 645,3 |
17 | |
26 |
«Брансвик Рейл Лизинг» |
7 244,5 |
13 |
12 130,3 |
17 |
1 442,1 |
39 | |
27 |
«Русская лизинговая компания» |
6 950,0 |
182 |
8 594,0 |
27 |
1 608,0 |
33 | |
28 |
СТОУН-XXI (группа компаний) |
5 886,5 |
2 148 |
6 035,9 |
36 |
3 250,8 |
21 | |
29 |
ЛизингПромХолд |
5 764,2 |
1 888 |
7 021,7 |
31 |
2 661,5 |
23 | |
30 |
«ГЛАВЛИЗИНГ» |
5 681,7 |
461 |
7 257,8 |
30 |
2 173,8 |
27 | |
31 |
ГК «Северная Венеция» |
5 616,9 |
363 |
5 922,3 |
37 |
1 768,5 |
29 | |
32 |
«ДельтаЛизинг» |
5 545,4 |
1 390 |
7611,0 |
29 |
1 559,0 |
36 | |
33 |
Группа компаний УРАЛЛИЗИНГ |
4 950,3 |
2 170 |
3 441,4 |
51 |
1 708,0 |
30 | |
34 |
«Локат Лизинг Руссия» |
4 553,0 |
318 |
6 751,0 |
32 |
1 283,0 |
46 | |
35 |
Группа компаний «Лизинг-Трейд» |
4 489,9 |
24У |
3 968,8 |
47 |
/03,3 |
/U | |
36 |
«Дойче Лизинг Восток» |
4 224,6 |
282 |
8 321,2 |
28 |
1 452,6 |
39 | |
37 |
«Финстройлизинг» |
4 153,2 |
507 |
5 432,6 |
38 |
1 428,5 |
40 | |
38 |
«РБ ЛИЗИНГ» |
4 093,0 |
756 |
10 246,0 |
22 |
2 870,0 |
22 | |
39 |
«РМБ-ЛИЗИНГ» |
3 804,5 |
505 |
4 018,1 |
45 |
1 648,6 |
32 | |
40 |
«Петербургская лизинговая компания» |
3 780,1 |
225 |
3 289,1 |
53 |
1 694,0 |
31 | |
41 |
«Лизинговая компания «Медведь» |
3 706,9 |
272 |
4 987,2 |
39 |
2 263,1 |
26 | |
42 |
«Сибирская лизинговая компания» |
3 432,8 |
423 |
4 514,1 |
43 |
1 277,4 |
47 | |
43 |
«Компания розничного кредитования. Лизинг» |
2 970,3 |
428 |
4 428,3 |
44 |
1 998,8 |
28 | |
44 |
«ФБ-ЛИЗИНГ» |
2 914,6 |
1 896 |
2 575,9 |
65 |
637,3 |
76 | |
45 |
«Торгово-финансовая компания «М. Т.Е. -финанс» |
2 875,0 |
165 |
6 748,0 |
33 |
1 072,0 |
51 | |
46 |
АЛФК «Ярфинвест» |
2 741,9 |
268 |
2 632,3 |
63 |
700,0 |
71 | |
47 |
«Лизинг-Максимум» |
2 681,0 |
1 010 |
2 759,6 |
62 |
1 000,5 |
55 | |
48 |
СКБ-лизинг (группа) |
2 625,0 |
186 |
2 803,0 |
61 |
1 284,0 |
45 | |
49 |
Группа компаний «Индепендент Лизинг» |
2 623,0 |
251 |
2 984,0 |
57 |
1 347,6 |
42 | |
50 |
«Приволжская лизинговая компания» |
2 501,4 |
202 |
3 288,8 |
54 |
939,3 |
58 |
Информация о работе Лизинг. Перспективы развития лизинга в России