Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:34, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение макроэкономического равновесия в моделях «инвестиции – сбережения», «доходы – расходы».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3
1 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ: ПОНЯТИЕ,
СУЩНОСТЬ, УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ЕГО ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ.
МОДЕЛИ Л. ВАЛЬРАСА И В. ЛЕОНТЬЕВА……………………………………...5
2 КЛАССИЧЕСКАЯ И КЕЙНСИАНСКИЕ МОДЕЛИ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ,
ИХ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ………………………………………………...22
3 СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТОВАРНОГО РЫНКА
В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….44
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ: ПОНЯТИЕ,
СУЩНОСТЬ, УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ЕГО ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ.
МОДЕЛИ Л. ВАЛЬРАСА И В. ЛЕОНТЬЕВА……………………………………...5
2 КЛАССИЧЕСКАЯ И КЕЙНСИАНСКИЕ МОДЕЛИ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ,
ИХ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ………………………………………………...22
3 СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТОВАРНОГО РЫНКА
В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….44
ВВЕДЕНИЕ
В наши дни те требования, которые предъявляются к национальной экономике, составляют уже достаточно обширный список.
Например, никто не оспаривает того, что люди должны иметь достойно оплачиваемую работу и за доходы иметь возможность по доступной цене купить жилье.
Граждане страны должны иметь возможность обзаводиться семьями и растить детей, получать образование и наращивать человеческий капитал, иметь гарантии обеспеченной старости.
Товарные рынки при устойчивых ценах должны регулярно пополняться различными товарами.
Обменный курс национальной валюты должен быть стабильным и уважаемым в мире. Население должно быть заинтересованным сберегать определенную часть денежных доходов. Сбережения в национальной валюте не должны обесцениваться, а приносить устойчивый доход.
Тот, кто занимается бизнесом, должен быть заинтересованным инвестировать денежный капитал в национальное производство, открывать новые рабочие места.
Наконец, свои конкретные требования к национальной экономике предъявляют инвесторы и экспортеры, юристы, экономисты и политики, ассоциации предпринимателей и иностранный капитал, правительство и женские союзы, организации ветеранов и т.д.
В качестве самой общей характеристики, которая аккумулирует указанные выше разнообразные требования к национальной экономике, сегодня выступает сохранение макроэкономического равновесия.
Тема курсовой работы является актуальной, так как знание теоретических моделей макроэкономического равновесия позволяет определить конкретные факторы отклонений реальных процессов от идеальных, найти пути реализации оптимального состояния экономики.
Цель курсовой работы – изучение макроэкономического равновесия в моделях «инвестиции – сбережения», «доходы – расходы».
Реализация этой цели обусловила
необходимость решения
– определить понятие, сущность,
условия и факторы
– исследовать модели равновесия Л. Вальраса и В. Леонтьева;
– рассмотреть характерные черты, особенности и отличия классической и кейнсианской моделей макроэкономического равновесия;
– проанализировать состояние и тенденции развития товарного рынка в национальной экономике Республики Беларусь.
Объект исследования – товарный рынок.
Предмет исследования – макроэкономическое равновесие на товарном рынке: классическая и кейнсианская модели (сравнительный анализ).
Теоретической основной курсовой работы являются источники, освещающие проблемы макроэкономического равновесия на товарном рынке, затронутые в курсовой работе. Исследованию проблем макроэкономического равновесия посвящены публикации ученых-экономистов А. Лейонхуфвуда, И.М. Лемешевского, М. Лихачева, С. Любимцевой, И. Осадчей, О.В. Тарханова и др.
Так, в статьях А. Леонхуфвуда «Макроэкономическая теория в XX столетии» («Вопросы экономики». – 2006 г., № 11) и М. Лихачева «Теория макроэкономического равновесия в контексте методологических проблем современной экономической науки» («Вопросы экономики». – 2008 г., № 7), рассмотрено развитие макроэкономической теории, в том числе и теории макроэкономического равновесия и его основные школы.
С. Любимцева в статье «Потребительский спрос и предложение на внутреннем рынке» («Экономист». – 2002 г., № 5) исследует товарный рынок и особенности потребительского спроса и предложения на нем. Даются рекомендации достижения равновесия на внутреннем товарном рынке.
Анализ состояния и проблем развития белорусской экономики в 2011 году содержится в аналитическом докладе «Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 2011 году», опубликованном в Экономическом бюллетене НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь (2012 г., № 2).
В курсовой работе использованы также статистические данные Национального статистического комитета Республики Беларусь.
В ходе исследования и обобщения результатов работы применялись общенаучные (методы формальной и диалектической логики, системный подход, сравнительно-исторический метод) и специально-научные методы исследования (критического анализа используемых источников, хронологический, экономико-математический, статистический).
Курсовая работа, изложенная на 45 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников из 23 наименований.
СУЩНОСТЬ, УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ЕГО ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ.
МОДЕЛИ Л. ВАЛЬРАСА И В. ЛЕОНТЬЕВА
Макроэкономическое равновесие – это такое состояние национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т.е. существует совокупная пропорциональность между: ресурсами и их использованием; факторами производства и результатами их использования; производством и потреблением; предложением и спросом; материально-вещественными и финансовыми потоками [7, с. 169].
Такое равновесие – это экономический идеал: без банкротств и стихийных бедствий, без социально-экономических потрясений. В экономической теории макроэкономическим идеалом является построение моделей общего равновесия экономической системы. В реальной жизни происходят разнообразные нарушения требований такой модели.
Макроэкономическое равновесие отражает достижение в национальной экономике сбалансированности и пропорциональности между:
а) материальными и денежными потоками;
б) производством и потреблением;
в) совокупным спросом и совокупным предложением;
г) затратами на производство и объемом выпуска [15, с. 83].
Достижение макроэкономического равновесия предполагает:
По социальным критериям макроэкономическое равновесие предполагает достижение в стране такой ситуации, которая бы устраивала бизнес и подавляющую часть населения, а также правительство и ближайшее внешнее окружение страны.
Таким образом, устойчивое, сбалансированное и долговременное экономическое развитие, которое характеризуется постоянным повышением экономической эффективности использования национальных факторов производства и уровня жизни населения есть макроэкономическое равновесие.
Одним из важнейших проявлений общего равновесия в национальной экономике выступает достижение сбалансированности совокупного спроса и совокупного предложения, т.е. достижение равенства в стоимостном эквиваленте денежных и материальных потоков. Поэтому для раскрытия закономерностей макроэкономического равновесия необходимо, прежде всего, рассмотреть совокупный спрос и совокупное предложение, ибо все изменения в национальной рыночной экономике связаны с их изменениями.
Анализ условий
обеспечения данного
Совокупный спрос – это представленные на рынке в денежной форме потребности населения, предприятий и государства. Он определяется как реальный объем национального производства, который частные потребители, предприятия и государство готовы купить при различных возможных уровнях цен. Совокупный спрос включает:
Так как совокупный спрос может быть представлен как общая сумма индивидуальных спросов во всей национальной экономике на конечные товары и услуги, для него характерны те же закономерности, которые определяют спрос на отдельный товар или услугу. Так, на совокупный спрос влияют в первую очередь реальный объем производства и уровень цен (рисунок 1.1).
По вертикали традиционно откладывается уровень цен (Р), а по горизонтали – объем ВВП (Y).
Кривая совокупного спроса иллюстрирует изменение совокупного объема расходов сектора домашних хозяйств, бизнеса, правительства и заграницы при каждом возможном уровне цен.
Кривая АD выступает как геометрическое место точек, каждой из которых соответствует определенная комбинация объема выпуска и общего уровня цен в экономике.
Рисунок 1.1 — Кривая совокупного спроса
Кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон. Получается, что чем ниже уровень цен, тем больший объем выпуска продукции (Y) будет выкуплен при той же массе денежных средств.
Приведенное выше денежное уравнение объясняет причину отрицательного наклона кривой AD. Если скорость движения денег принять за постоянную величину, то получается, что чем выше уровень цен, тем меньшим реальным денежным богатством или покупательной силой обладают потребители при фиксированном объеме денежного предложения.
Среди факторов совокупного спроса принято выделять ценовые (стоимостные) и неценовые.
Ценовые факторы совокупного спроса. При прочих равных условиях зависимость между реальным объемом производства, на который имеется спрос, и общим уровнем цен будет обратной. Чем ниже общий уровень цен, тем больший объем произведенных товаров и услуг будет приобретен как внутри страны, так и за границей. И, наоборот, с повышением уровня цен совокупная потребность в товарах и услугах уменьшится.
Такая зависимость объясняется следующими факторами [12, с. 29-30]:
1. Эффектом процентной ставки. При постоянстве денежной массы в стране с повышением цен на товары и услуги потребителям и предпринимателям для тех же покупок понадобится большее, чем прежде, количество денег. Увеличение спроса на деньги при неизменной денежной массе приведет к росту цены на них, т.е. к возрастанию процентной ставки. При высокой ставке потребители и предприниматели будут брать меньше кредитов, что приведет к сокращению их расходов и, следовательно, совокупного спроса.
Неценовые факторы совокупного спроса. На совокупный спрос влияют и неценовые факторы или рычаги, сдвигающие кривую совокупного спроса. К этим факторам относят [16, с. 96-97]: