Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:34, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение макроэкономического равновесия в моделях «инвестиции – сбережения», «доходы – расходы».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3
1 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ: ПОНЯТИЕ,
СУЩНОСТЬ, УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ЕГО ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ.
МОДЕЛИ Л. ВАЛЬРАСА И В. ЛЕОНТЬЕВА……………………………………...5
2 КЛАССИЧЕСКАЯ И КЕЙНСИАНСКИЕ МОДЕЛИ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ,
ИХ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ………………………………………………...22
3 СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТОВАРНОГО РЫНКА
В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….44
При переходе от модели экономики
с высоким уровнем
Взаимосвязь указанных процессов организации и самоорганизации как отражение государственного регулирования, с одной стороны, и доступной субъектам свободы самоопределения – с другой, в рыночных условиях осуществляется через создание и функционирование института инфраструктуры. И инфраструктура выступает здесь тем механизмом, который обеспечивает синтез, взаимосвязь и взаимодействие процессов организации и самоорганизации товарного рынка. В этом направлении рыночная инфраструктура рассматривается как совокупность органов и институтов, организационно и материально обеспечивающих основные рыночные процессы: взаимный поиск друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также правовую, коммуникационную, кадровую, хозяйственно-экономическую и финансовую деятельность рыночных структур. Данные подходы к классификации инфраструктуры товарного рынка могут стать одним из первых шагов к разработке Программы (концепции) развития товарного рынка в Республике Беларусь в современных условиях рыночных преобразований и с учетом мировых процессов глобализации и интеграции.
Таким образом, подводя итог изложенному в третьей главе, следует отметить, что решение проблемы обеспечения стабильности товарного рынка на основе роста реализации отечественных товаров связано с коренным улучшением работы промышленности по расширению ассортимента и повышению качества выпускаемых товаров, снижению их себестоимости, совершенствованием взаимодействия организаций торговли и промышленности. Достижение этих целей потребует принятия мер по следующим направлениям: приоритетная поддержка апробированных и призванных в мире технологий, позволяющих обеспечить переход к более высокому технологическому укладу; создание совместных предприятий с известными зарубежными производителями, выпускающими товары, которые импортируются в республику, развитие сотрудничества с зарубежными странами по разработке и приобретению технологий и лицензий; принятие мер по развитию инфраструктуры товарных рынков, в т.ч. по созданию логистических центров и развитию электронной торговли; развитие малого предпринимательства в сфере производства потребительских товаров.
Комплексный подход к рассмотрению отдельных элементов инфраструктуры товарного рынка выдвигает требование о необходимости формирования официальной государственной Концепции (а затем и Программы) развития инфраструктуры товарного рынка как на республиканском, так и на региональном уровнях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение и анализ источников по теме «Макроэкономическое равновесие в моделях «инвестиции – сбережения», «доходы – расходы»» позволяет сделать следующие выводы.
Макроэкономическое равновесие отражает достижение в национальной экономике сбалансированности и пропорциональности между материальными и денежными потоками, производством и потреблением, совокупным спросом и совокупным предложением, затратами на производство и объемом выпуска.
В своей модели Л. Вальрас
исходил из следующих положений:
всякое рыночное хозяйство стремится
к равновесию в виде тенденции; существует
принцип взаимозависимости
Модель «затраты –
выпуск», разработанная В. Леонтьевым,
отражает связи между выпуском продукции
в одной отрасли и затратами
всех участвующих отраслей, необходимых
для обеспечения данного
Анализ совокупного спроса и совокупного предложения сформировал две точки зрения на механизм регулирования национального производства в условиях рынка: классическую (неоклассическую) и кейнсианскую.
Если классическая концепция фактически признает автоматическое достижение национальной экономикой макроэкономического равновесия, то кейнсианская концепция исходит из того, что в экономике существуют внутренние (эндогенные) параметры, делающие невозможным такой автоматизм в достижении такого равновесия.
Классическая (неоклассическая) и кейнсианская теории по-разному рассматривают посылки макроэкономическое регулирование совокупного спроса и совокупного предложения. Классическая модель рассматривает экономику в долгосрочном периоде, в течение которого цены на ресурсы успевают приспособиться к ценам на товары так, чтобы в экономике поддерживалась полная занятость. Кейнсианская модель описывает экономику в коротком периоде и основана на предпосылках неполной занятости в экономике и жестких ценах на товары и номинальной заработной плате.
В модели «доходы – расходы» равновесный объем реального национального дохода определяется исходя из допущения, что плановые расходы и реальный национальный продукт находятся в функциональной зависимости от величины реального национального дохода.
Решение проблемы обеспечения стабильности товарного рынка на основе роста реализации отечественных товаров связано с коренным улучшением работы промышленности по расширению ассортимента и повышению качества выпускаемых товаров, снижению их себестоимости, совершенствованием взаимодействия организаций торговли и промышленности.
Достижение этих целей потребует принятия мер по следующим направлениям:
– приоритетная поддержка апробированных и призванных в мире технологий, позволяющих обеспечить переход к более высокому технологическому укладу;
– создание совместных предприятий с известными зарубежными производителями, выпускающими товары, которые импортируются в республику, развитие сотрудничества с зарубежными странами по разработке и приобретению технологий и лицензий;
– принятие мер по развитию инфраструктуры товарных рынков, в т.ч. по созданию логистических центров и развитию электронной торговли;
– развитие малого предпринимательства в сфере производства потребительских товаров.
Комплексный подход к рассмотрению отдельных элементов инфраструктуры товарного рынка выдвигает требование о необходимости формирования официальной государственной Концепции (а затем и Программы) развития инфраструктуры товарного рынка как на республиканском, так и на региональном уровнях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агапова, Т.А. Макроэкономика : учеб. для вузов / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина; под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и сервис, 2004. – 448 с.
2. Беларусь в цифрах : стат. справочник / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. – Минск, 2012. – 96 с.
3. Блауг, М. 100 великих экономистов до Кейнса / М. Блауг; пер. с англ.; под ред. А.А. Фофонова. – СПб.: Экон. Школа, 2005. – 352 с.
4. Блауг, М. 100 великих экономистов после Кейнса / М. Блауг; пер. с англ.; под ред. М.А. Сторчевского. – СПб.: Экон. Школа, 2005. – 352 с.
5. Вечканов, Г.С. Макроэкономика: пособие для студентов / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – СПб: Питер, 2008. – 544 с.
6. Гаспадарец, О.И. Потребительский рынок Республики Беларусь: анализ тенденций, основные факторы, эконометрические модели / О.И. Гаспадарец // Экон. бюлл. НИЭИ М-ва экономики Респ. Беларусь. – 2009. – № 4. – С. 46–62.
7. Задоя, А.А. Макроэкономика: учебник для вузов / А.А. Задоя, Ю.Е. Петруня. – Киев: Знання, 2004. – 368 с.
8. История экономических учений: учеб. пособие для вузов / Г.А. Шмарловская [и др.]; под общ. Ред. Г.А. Шмарловской. – Минск: Новое знание, 2000. – 340 с.
9. Лейонхуфвуд, А.
10. Лемешевский, И.М. Макроэкономика (Экономическая теория. Часть 3): учеб. пособие для вузов / И.М. Лемешевский. – Минск: ФУАинформ, 2004. – 576 с.
11. Лихачев, М. Теория
макроэкономического
12. Луссе, А. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов / А. Луссе. – СПб: Питер, 2001. – 240 с.
13. Любимцева, С. Потребительский
спрос и предложение на
14. Макроэкономика : учеб. пособие для вузов / Т.С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с.
15. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов / под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 319 с.
16. Макроэкономика: учеб. пособие / под ред. М.И. Плотницкого. – М.: Новое знание, 2004. – 462 с.
17. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник / Э.А. Лутохина [и др.]; под ред. Э.А. Лутохиной. – Минск: ИВЦ Минфина, 2005. – 400 с.
18. Осадчая, И. Эволюция современной макроэкономической теории / И. Осадчая // Мировая экономика и междунар. отнош. – 2008. – № 2. – С. 3–13.
19. Тарханов, О.В. Достоинства и недостатки теории Кейнса / О.В. Тарханов // Экон. анализ: теория и практика. – 2005. – № 10. – С. 53–64.
20. Тихонович, С.В. Направления активизации процессов развития потребительского рынка в Республике Беларусь / С.В. Тихонович // Белорус. экон. журн. – 2009. – № 2. – С. 73–83.
21. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 2011 году / Е.А. Романовская [и др.]; НИЭИ М-ва экономики Респ. Беларусь // Экон. бюлл. НИЭИ М-ва экономики Респ. Беларусь. – 2012. – № 2. – С. 4–88.
22. Статистический ежегодник Республики Беларусь / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. – Минск, 2011. – 633 с.
23. Шелег, Н.С. Проблемы становления инфраструктуры товарного рынка: теоретические аспекты / Н.С. Шелег, Л.С. Пацай, Е.Н. Шелег // Белорус. экон. журн. – 2011. – № 2. – С. 90–99.