Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:34, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение макроэкономического равновесия в моделях «инвестиции – сбережения», «доходы – расходы».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3
1 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ: ПОНЯТИЕ,
СУЩНОСТЬ, УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ЕГО ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ.
МОДЕЛИ Л. ВАЛЬРАСА И В. ЛЕОНТЬЕВА……………………………………...5
2 КЛАССИЧЕСКАЯ И КЕЙНСИАНСКИЕ МОДЕЛИ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ,
ИХ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ………………………………………………...22
3 СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТОВАРНОГО РЫНКА
В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….44
Если классическая концепция фактически признает автоматическое достижение национальной экономикой макроэкономического равновесия, то кейнсианская концепция исходит из того, что в экономике существуют внутренние (эндогенные) параметры, делающие невозможным такой автоматизм в достижении такого равновесия.
Следует отметить, что классическая школа предпочитает рассматривать функционирование национальной экономики на длинных, а кейнсианская – на коротких отрезках времени.
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Основным объектом коммерческо-хозяйственных
взаимоотношений субъектов
По завершении производственного цикла продукт труда поступает в сферу обращения, представляющую собой: а) механизм организации товародвижения, определенную систему, обеспечивающую действенную связь между производством и потреблением товара; б) совокупность актов купли-продажи определенных видов товаров в соответствии с их функциональным назначением; в) формы реализации конкретного товара или группы товаров, связанных между собой определенными признаками потребительского или производственного характера.
Вся сфера обращения практически является товарным рынком, где проявляются все признаки рыночных отношений: действие законов стоимости, спроса и предложения, самостоятельность предпринимательской деятельности, демонополизация экономики, конкуренция, наличие рыночной инфраструктуры и т.д.
В обобщенном виде товарный рынок позволяет посредством механизмов и инструментов:
• осуществлять мониторинг изменения спроса и приспосабливаться к нему;
• побуждать производителей к выпуску новых, более совершенных товаров;
• расширять и совершенствовать
коммерческо-хозяйственные
• рационально направлять товарный поток от производителя к потребителю в достаточном объеме, нужном ассортименте, в требуемое время;
• хранить определенные товарные запасы;
• предоставлять соответствующие услуги по доставке товара до потребителя и т.д. [23, с. 93].
Развитие товарного рынка в Республике Беларусь происходит в сложных социально-экономических условиях. Для него характерны относительно низкий уровень культуры рыночных отношений, недостаточное законодательно-правовое и нормативное обеспечение, нестабильная и несовершенная система финансово-кредитных отношений, склонность контрагентов к нарушению взаимных обязательств, хронические неплатежи и др.
Оценим степень
Динамика основных экономических показателей в 2000–2011 гг. приведена в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Динамика основных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь в 2000–2011 гг. (в процентах к предыдущему году)
Показатель |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010
|
2011
|
Валовой внутренний продукт, % |
105,8 |
109,4 |
109,9 |
108,2 |
110,0 |
100,2 |
107,7 |
105,3 |
Продукция промышленности, % |
107,5 |
110,0 |
111,4 |
108,7 |
111,5 |
96,9 |
111,7 |
109,1 |
Производство потребительских товаров, % |
104,1 |
111,2 |
111,5 |
108,7 |
113,2 |
100,5 |
113,3 |
110,9 |
Продукция сельского хозяйства, %
|
109,5 |
101,7 |
106,0 |
104,4 |
108,6 |
101,0 |
102,5 |
106,6 |
Инвестиции в основной капитал, % |
102,1 |
120,0 |
132,2 |
116,2 |
123,5 |
104,7
|
115,8 |
111,1 |
Розничный товарооборот, % |
111,9 |
120,4 |
117,4 |
114,8 |
119,2 |
103,5 |
115,7 |
109,0 |
Оборот внешней торговли товарами и услугами, % |
126,9 |
108,0 |
128,7 |
125,9 |
135,8 |
69,3 |
120,5 |
141,6 |
Индекс роста потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), % |
207,5 |
108,0 |
106,6 |
112,1 |
113,3
|
110,1 |
109,9 |
208,7 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, %
|
113,8 |
118,1 |
117,8 |
113,2 |
111,8 |
103,7 |
114,8 |
98,9 |
Уровень безработицы, в % к экономически активному населению |
2,1 |
1,5 |
1,2 |
1,0 |
0,8 |
0,9 |
0,7 |
0,6 |
Источник: [3, с. 8–9; 22, с. 40-43].
Таким образом, несмотря
на действие ряда факторов, сдерживающих
экономический рост в Республике
Беларусь: значительное повышение цен
на энергоресурсы, ограниченность производственных
мощностей для выпуска
При этом на результаты выполнения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. существенное влияние оказали изменения условий импорта энергоресурсов и повышение цен на них, ухудшение других внешних факторов, обусловленных влиянием мирового финансово-экономического кризиса.
В 2006–2010 гг. в развитии
экономики можно условно
В первые три года пятилетки
наблюдались высокие темпы
Мировой финансово-экономический кризис оказал отрицательное влияние на социально-экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008 года (темпы роста ВВП составили 100,2 %, реальной заработной платы – 100,1 %), а также снижение промышленного производства (98 % к уровню 2008 года).
Его негативные последствия сказались на внешнеэкономической деятельности республики в 2009 и 2010 годах. Дефицит внешней торговли товарами и услугами достиг 11,2 и 13,6 % от ВВП соответственно.
Вместе с тем благодаря своевременно принятым антикризисным мерам и применению гибкого государственного регулирования экономики темпы падения производства были меньшими, чем в других странах СНГ. К концу 2009 года удалось приостановить кризисные процессы и в целом по экономике обеспечить прирост ВВП.
Совокупность высоких результатов по итогам первых трех лет пятилетки и успешный посткризисный рост белорусской экономики позволили выполнить большинство из основных показателей Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы.
Беларусь существенно продвинулась по пути создания инновационной экономики. На 1 января 2011 г. создано 185 новых производств, модернизировано и реконструировано 320 действующих предприятий, внедрено 359 новых технологий. Освоен выпуск многих видов импортозамещающей продукции. В настоящее время республика экспортирует бесшовные горячекатаные трубы, железнодорожные вагоны, автобусы, зерноуборочные комбайны, полированное стекло, микроволновые печи, автоматические стиральные машины.
Ускоренными темпами осваивается выпуск новой высококачественной продукции, что сказалось на увеличении экспорта промышленных товаров, которые в настоящее время поставляются более чем в 150 стран мира. Объем экспортных поставок увеличился в 2010 году по сравнению с 2005 годом в 1,6 раза.
Укрепляется национальная
продовольственная
Реализация свыше 100 инвестиционных проектов дала возможность увеличить выпуск большинства строительных материалов в 1,5-3 раза. Отечественные предприятия полностью удовлетворяют потребности республики в основных видах строительных материалов.
Целенаправленная
Регистрируемая безработица удерживается в социально допустимых пределах – 0,7-0,9 % к экономически активному населению.
Вместе с тем в ходе реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. не удалось в полной мере решить ряд проблем, которые сдерживают развитие страны. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики. Для нее все еще характерны высокая импортоемкость, материалоемкость и энергоемкость выпускаемой продукции, относительно низкая производительность труда. Следствием этого становится недостаточная конкурентоспособность продукции отечественного производства. Снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается объем привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций. Слабой остается восприимчивость предприятий и организаций к инновациям. По-прежнему наблюдается несбалансированность во внешней торговле.
Оценивая степень
Сопоставление темпов роста розничного товарооборота и производства потребительских товаров позволяет выявить наметившуюся тенденцию дисбаланса спроса и предложения. Рост доходов населения на фоне отсутствия развитого рынка капитала, ипотечной системы, инфляционных ожиданий явился причиной резкого роста потребления как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Лидерами по росту объемов потребления являются стройматериалы, одежда и обувь, пиво, соки, синтетические моющие средства, лекарственные препараты [6, с. 48].
Анализ динамики спроса и предложения на рынке потребительских товаров Республики Беларусь позволяет сделать вывод, что, несмотря на общие благоприятные условия в экономике со стороны спроса, отечественные предприятия, тем не менее, испытывают существенные ограничения в росте; конъюнктурные возможности, предоставляемые рынком, используются не полностью. Отчасти это объясняется более низкой эластичностью предложения по доходу по сравнению с эластичностью спроса. Однако основной причиной развития такой ситуации является сохранение традиционных установок в развитии промышленных предприятий, производящих потребительские товары (организационное построение, принципы управления, кадровая политика, мотивация труда и др.) в сочетании с накопившимися трудностями экономического и социального характера (износ основных фондов, недостаток оборотных средств, невысокая квалификация персонала) [20, с. 76].
Тенденции, характерные для экономики страны в 2011 году, оказали существенное влияние на состояние потребительского рынка и привели к сжатию внутреннего потребительского спроса, что сказалось на замедлении темпов розничного товарооборота. Начиная с июня, темпы роста розничного товарооборота торговли снижались, составив по итогам 2011 года до 109,0 %, т.е. значительно ниже прогноза на 2011 год (113–113,5 %) и уровня 2010 года (115,7 %). Повышенный уровень потребительского спроса, наблюдавшийся в марте-мае 2011 г. был вызван инфляционными ожиданиями [21, с. 56].
В IV квартале 2011 года наблюдается тенденция снижения объемов товарооборота относительно уровня соответствующих месяцев прошлого года. Основным фактором стал существенный рост цен на потребительские товары при относительно невысоком повышении реальных денежных доходов населения (рисунок 3.1). Как следствие – изменение структуры потребления товаров населением в сторону увеличения доли покупок более дешевых продуктов. В макроструктуре розничного товарооборота превалирует доля продовольственных товаров, которая составляет 51,4 % [21, с. 56].
Рост цен на фоне снижения темпов роста реальных доходов населения привел к корректировке структуры потребления в сторону увеличения спроса на более дешевые товары. В данном контексте неблагоприятной тенденцией является снижение удельного веса непродовольственных товаров.
Рисунок 3.1 – Темпы роста розничного товарооборота и реальных
располагаемых денежных доходов населения Республики Беларусь в 2011 году
В розничном товарообороте торговли через все каналы реализации доля пищевых продуктов, напитков и табачных изделий в 2011 году составила 51,4 %, непродовольственных товаров – 48,6 %, в 2010 году – соответственно 50,9 и 49,1 %.